Ориентация на идеал научной рациональности. Культ разума.
Основные характеристики классической философии.
- Безграничная вера в разум, науку, прогресс, в переустройство мира на началах разума. Уверенность в рациональном устройстве всего сущего. Разум человека и природа действуют на основе устойчивых и неизменных принципов. Поэтому главной задачей Ф. становится анализ и объяснение этих универсальных и неизменных принципов бытия и познания. В изменчивом являющемся мире можно выделить самые общие неизменные принципы и более частные – научные законы. Следовательно, уверенность в рациональности мира открыла путь к методологич. обоснованию науки. - Сущность человека сводится к разуму. Причем человеческий разум стал уподобляться не Божественному разуму, а самому себе. Отсюда борьба за очищение разума от всяких «замутнений», выход на уровень чистого разума. - Научный стиль философств-я. Строгость, логичность, доказательность… 2. Гносеологический оптимизм. Научное знание и его применение считались необходимым и достаточным условием господства человека над природой и оптимального устройства общества. Истинное знание само по себе в состоянии обеспечить благополучие людей. 3. На первый план выходит гносеология и, прежде всего, проблема метода в познании. Внеисторический хар-р познавательной деятельности. При этом из процесса познания были изъяты все ценностные ориентации, все рассуждения о ценностях, совершенстве, смысле, цели. Важный вопрос – о достоверности знания. В силу рац. хар-ра мировоззрения главный критерий истины следует искать в разуме – последовательность и непротиворечивость. 4. Принцип тождества мышления и бытия. Обеспечил решение проблемы возможности адекватного познания. Однако по сравнению с античностью в понимании бытия произошли изменения (сведение бытия к природе, возможность и необходимость отыскания единственной идеальной конструкции, которая полностью соответствовала бы изучаемому объекту, возможность полной адекватности действительности). 5. Внимание к идеальному плану работы мыли (абстракциям). Тождество мышления и бытия предполагает способность мышления выходить за пределы чувств и «работать» с идеальными моделями, которые не совпадают с обыденными представлениями о мире. Возможность умозрительного постижения принципиально ненаблюдаемых объектов. Теоретическая установка. В теории человек поднимается над обыденным, чувственным и конечным, выходит в мир вечного, теоретическое мышление не знает преград. Но, в отличие от антич., научная рац-ть признала правомерность только тех идеальных конструктов, которые можно контролируемо воспроизвести в эксперименте. Свободе интерпретации мира был положен предел: в научную картину мира и Ф. (коль скоро она хочет быть научной) впускалось только то, что можно практически объективир-ть, проконтрол-ть. 6. Тождество деятельности и сознания. Установка на активное познание и преобразование мира. 7. Всеобщий, необходимый, объективный хар-р знания. Установка на поиск сверхчув-х принципов и предельных оснований бытия, всеобщей сущ. мира и чел., универс-х принципов истории, всеобщих методов познания. Истина одна. 8. S-O мышление как новый способ ориентации в мире. Победа объективизма и монологического мышления. Знание должно иметь необходимый и всеобщий характер. Когда это возможно? Когда познающий человек (Субъект, разум) ставит себя вне мира (объекта), исследует вещи как бы со стороны, не будучи детерминирован ничем, кроме свойств и характеристик изучаемых объектов. Знание может и должно никак не соотноситься с субъективными качествами познающего и средствами познания. Разделение на S и О отражает не только глубинные основания науки, но и особенности западного мышления в целом. Теперь человек превращается в постороннего миру наблюдателя и стоит над ним как судья. Происходящее с миром не связано с человеком, задача которого – овладеть знанием о мире. Бытие и знание противопоставляются. 9. Отношения разума и чувств. « От Декарта до Гегеля за немногими исключениями преобладала рационалистическая трактовка взаимодействия разума и чувств, выразившаяся в возвеличивании разума и в принижении роли чувственной, аффективной стороны деятельности человека как неполноценной, рудиментарной, природной, нуждающейся в постоянном контроле разума и подлежащей в ходе индивидуального (а позже думали, что и исторического) развития если и не устранению, то во всяком случае «минимизации». Познающий разум, как полагали, может и должен регулировать эмоционально-волевую сферу жизни. Эта общая тенденция воплощалась в философских учениях, существенно различавшихся в понимании возможностей и механизмов такого регулирования» Ф.К. с37. 10. Претензия на целостность и завершенность. Стремление построить законченные Ф. системы. Особенно ярко проявилась в немецкой классич. Ф.. 11. Отсутствие идеи историзма. «Единый универсальный разум призван познавать столь же неизменный в своих основаниях мир, подчиненный вечным законам. Центральные философские понятия «субстанция», «сущность», «природа» (включая «природу человека»), «объективное» фиксировали устойчивое и неизменное. Сказанное отнюдь не означает, что философия того времени вовсе отрицала существование изменений, но предполагалось, что изменения не затрагивают сущностей, не являются существенными, а потому и не входят в предмет философии. Истина одна, многообразны (в том числе исторически многообразны) только заблуждения. Оптимальный общественный порядок может быть установлен людьми в любое время, ему не требуется история становления» (ФК 48) 12. Бытие было фактически отождествлено с природой. Преобладание деизма привело к тому, что Бог стал рассматриваться только как создатель мира, но сам мир превратился в мертвое начало (природу), которая существует по своим естественным, внутренне ей присущим законам, никак с Богом не связанным. Изменение отношения к природе. Приспособление к природе сменилось созидательной мощью по отношению к миру и идеей господства над природой. Природа превратилась в мертвый объект научного и философского исследования. 13. Новое отношение к бытию вылилось в становление механистического мировоззрения. Связано с развитием механики (господствующий раздел физики в 17 в.) и теорией Ньютона. Для этого типа мировоззрения характерно восприятие мира как набора статичных объектов, которые внутренне не развиваются и не изменяются, отрицание качественной специфики более сложных материальных образований, сведение свойств целого к сумме свойств его частей, понимание движения как механического перемещения тел в пространстве, время присутствовало как чисто внешний параметр, не влияющий на характер событий и процессов. Использование понятий и законов механики для объяснения физических, химических, биологических процессов, а также человека и общества. Объекты рассматривались преимущественно как механические устройства, малые системы с небольшим количеством элементов, находящихся в жестких причинно-следственных связях. Так, Декарт приравнивал организмы (кроме человека) к искусным механическим автоматам (у них нет души). Изъятие целевой причины превратило природу в незавершенный ряд явлений, не связанных внутренним смыслом, не обладающих целостностью. Отсюда замена кругового движения в науке прямолинейным инерционным (по инерции – без цели).
Формирование неклассической философии (19 в.-перв. пол. 20 вв.) было обусловлено: - Собственным внутренним развитием философии. Во многом под влиянием идей Канта, происходит переосмысление представлений о роли разума в жизни человека и о его познавательных возможностях. - Развитием науки. Исследование открытых динамичных систем, микромира и т.п. привело к тому, что принципы механистического мировосприятия, субъект-объектная установка и др. идеи оказались недостаточными для объяснения новых объектов научного исследования. - Рассогласованием идеалов и действительности, рационально сконструированных теорий и реальности: идеалы в жизнь не воплощались; история временами выпадала из-под рационального контроля, в ней совершались такие явления, которые никто не предвидел. Отдельный человек оказывался все менее способным систематизировать постоянно увеличивающийся поток новых знаний о мире и создать на их основе стройную картину мироздания.
|