СМУЩЕНИЕ
Четырехмесячной девочке уютно на руках отца. Она.не спит и с любопытством смотрит вокруг. К ним подходит знакомый, он приветствует отца и восхищается ребенком. Но вот он наклоняется и обращается непосредственно к девочке, и та улыбается ему, но тут же отворачивается и прячет голову на груди отца. Приятель отца восклицает: «О, малышка, кажется, смутилась!» Очевидно, что мужчина расценил мимику младенца, его попытку спрятать взгляд и отвернуть голову как признак смущения. Большинство детей, а быть может, и все дети начинают обнаруживать мимическую реакцию смущения примерно с 4-месячного возраста, и эта реакция сохраняется практически неизменной и в раннем детстве, особенно наглядно проявляясь на втором году жизни. В этом возрасте застенчивый ребенок при приближении постороннего человека, как правило, прячется за мать или утыкается лицом в ее юбку.
Вышеописанный поведенческий комплекс не был объектом систематических исследований, и хотя общая логика его разрозненных описаний свидетельствует о том, что он действительно связан с эмоцией смущения, приходится признать, что мы пока мало знаем об этой эмоции и ее развитии. Дети очень по-разному проявляют смущение, с разной частотой и с разной интенсивностью. Обычно считается нормальным, если смущение проявляется в виде легкой и скоропреходящей реакции, такие реакции не вызывают тревоги у родителей или вовсе остаются незамеченными ими. Ребенок быстро оправляется от смущения, перестает прятать лицо, вновь смотрит на человека, вызвавшего в нем эту эмоцию, и нормальное социальное взаимодействие восстанавливается.
Однако некоторые дети — они, вероятно, составляют очень небольшой процент от общего числа — реагируют на незнакомого человека чрезвычайно интенсивной эмоцией смущения, они не только прячут лицо и отводят взгляд, но и крепко-накрепко вцепляются в родителя. Такому ребенку нужно гораздо больше времени, чтобы оправиться от смущения, и его очень трудно вовлечь в социальное взаимодействие. Мне вспоминаются две девочки-двойняшки, участвовавшие в нашем исследовании по изучению эмоционального развития детей. Девочки были прелестны, им только-только исполнилось два года. Внешне они были очень похожи, но их реакции на экспериментатора оказались совершенно разными. Одна из сестер, когда экспериментатор подошел к ней и склонился, чтобы заглянуть ей в лицо, быстро отвернулась, пробежала несколько шагов, отделявших ее от матери и, не глядя на экспериментатора, обхватила ногу матери и спрятала лицо в ее юбке. Ее сестра, игравшая с куклой в сторонке, увидев эту сцену, быстро поднялась и, решительно приблизившись к экспериментатору, сказала: «Она стесняется. Хочешь поиграть с моей куклой?» Контраст в поведении двух сестер кажется особенно поразительным, если учесть, что они двойняшки. По словам матери, ее дочери всегда были разными по характеру, хотя сама она старалась одинаково вовлекать их в социальные взаимодействия. Чем объяснить разницу в поведении сестер? Можно предположить, что эта разница в какой-то мере предопределена генетически. Гены у гетерозиготных (или неидентичных) близнецов не идентичны, и поэтому сестры могли унаследовать разные поведенческие тенденции. Так, например, одно из исследований, на котором мы подробно остановимся ниже, показало возможность существования гена смущения или генетической предрасположенности к смущению.