Безличные глаголы
Некоторые глаголы называют такие процессы, состояния, значение которых не соотносится ни с каким действующим лицом. Это обозначение состояний природы, человека: светает, смеркается, вечереет, нездоровится, хочется, угораздило. Безличные глаголы употребляются в форме, совпадающей в настоящем времени с формой 3-го лица единственного числа, а в прошедшем времени – с формой единственного числа среднего рода: " Светает. Все шире разверзается неба рот. Ночь пьет за глотком глоток он" (Маяк.); " Стемнело. Вдоль аллей, над сонными прудами, Бреду я наугад" (Бун.). Иногда в безличном значении выступают некоторые личные глаголы. Например: "Как поздней осени порою. Бывают дни, бывает час. Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас" (Тютч.); "Не видно птиц. Покорно чахнет лес, опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной" (Бун.); " Мело, мело во всей земле, во все пределы, Свеча грела на стеле, свеча горела" (Паст.). Следует обратить внимание на те случаи, когда личный глагол в безличном значении использован в таком предложении, где в принципе возможно и иное построение: с подлежащим, указывающим на субъект действия, и тем же самым (или близким по значению) глаголом, употребленным в личной форме. Например: "Еще не стемнело совсем, а мороз к вечеру неистово окреп. Колюче-ошпаривающим ветром дуло со стороны темно-малиновой, придавленной к земле щели заката, и будто из стороны в сторону мотало над высотой гремящую пальбу боя. Сильно несло сметаемой с брустверов ледяной крошкой, острой, как битое стекло, кололо в губы, в глаза" (Бонд.). Здесь допустима синонимическая замена: "ветром дуло " – " дул ветер", " несло, кололо ледяной крошкой"– " неслась, колола ледяная крошка". Однако варианты с безличной и личной формами глагола различаются экспрессивными и смысловыми нюансами. Предложения, содержащие подлежащее и сказуемое (личный глагол), рисуют более конкретную, "бытийную" картину мира. А употребление глаголов в безличном значении приводит к тому, что действия, обозначенные этими глаголами и называющие процессы, происходящие в природе, становятся в восприятии читателя более загадочными, расплывчатыми, таинственными. И такой же таинственной, призрачной и зыбкой становится и сама картина мира, изображенная писателем.
Примечание. В индивидуально-поэтическом стиле речи, наоборот, есть случаи употребления безличных глаголов в личном значении: "Вдруг – я во всю светаю мочь – и снова день трезвонится" (Маяк.). Подобные отступления от традиционного употребления благодаря своей необычности очень экспрессивны.
|