Методы принятия управленческих решений. 1. Метод мозгового штурма – по сути, деловое совещание
1. Метод мозгового штурма – по сути, деловое совещание. Есть две группы: группа генерации идей и группа оценки сгенерированных альтернатив. Каждому участнику группы дается право высказывать самые различные идеи по поводу вариантов решения проблемы независимо от их обоснованности, осуществимости и логичности. При этом чем больше предложений высказывается. Тем лучше. Все эти предложения должны восприниматься без критики и оценки, а их анализ производится централизованно после завершения процесса заслушивания вариантов. В ходе мозговой атаки имеет место дискуссия, организованная в группах от 9 до 15 человек. Чем больше разница между участниками (по профессии, опыту, темпераменту), тем лучше результат. Для проведения мозговой атаки не требуется длительной подготовки. Необходимо только, чтобы участники были заранее ознакомлены с информацией о характере проблемы. 2. Метод Дельфы – это метод использования суждений экспертов. Членам группы экспертов предлагается ответить на детально сформулированный перечень вопросов по рассматриваемой проблеме. При этом каждый участник отвечает на вопросы независимо и анонимно. Далее мнения экспертов собираются, и на их основе составляется интегральный документ, содержащий все предлагаемые варианты решений. Каждый член группы экспертов получает копию этого документа, знакомится с предложениями других участников и может изменить свое мнение по поводу возможных вариантов решения. Далее процедура обобщения мнений экспертов повторяется еще несколько раз, до того момента, когда будет достигнуто согласованное решение. Обмен мнениями и критическими замечаниями осуществляется без непосредственного контакта экспертов. 3. Платежная матрица – один из методов статистической теории решений. Платеж представляет собой денежное вознаграждение или полезность, являющийся следствие конкретной стратегии в соотношении с конкретными обстоятельствами. Если платежи представляют в виде таблицы или матрицы, то получаем платежную матрицу. Платежная матрица полезна, когда: 1. Имеется разумное ограниченное число альтернатив или вариантов стратегии для выбора между ними 2. Если точно не знаем, что именно может произойти при выборе альтернатив 3. Результаты принятого решения зависят от того, какая была выбрана альтернатива и какие события в дальнейшем имеют место. Пример для построения матрицы: Менеджер по продажам решает, лететь ли ему на самолете или ехать на поезде к клиенту в другой город (самолет – 2 часа, поезд – 7 часов) с учетом прогноза погоды. Если поедет поездом, то потеряет целый день. Если бы он остался в офисе, то мог бы реализовать продукцию на 1.5 тыс. $. Если поедет к клиенту, то может получить 3 тыс. $. По телефону может оформить заказ с клиентом на 500 $. Платежная матрица:
Ожидаемое значение альтернативы – это сумма возможных стратегий, умноженных на соответствующие вероятности. Стр1 = 0.1*2000+0.9*4500=4260 Стр2=3000
|