Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Коды компетенций
| Название компетенции
| Краткое содержание/определение и структура компетенции.
Характеристика (обязательного)
порогового уровня сформированности компетенции у выпускника
| Средства и технологии оценивания
| Профессиональные компетенции
| ПК-1
| · Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка и литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологи
| Решение научно-инновационных задач
Знает:- основные положения, концепции и базовую терминологию истории и теории отечественной литературы и языкознания, текстологии и коммуникации;
- периодизацию литературного процесса и истории русского языка, основные закономерности их эволюции;
- различные аспекты изучения текста;
- современное состояние и новейшие достижения отечественной филологии;
- тенденции формирования развивающихся филологических направлений, актуализирующих проблемы русского национального характера, ментальности и культуры;
- тенденции развития смежных областей знаний.
|
Контрольная работа
Выступление на семинаре
Коллоквиум
Тестирование
|
|
| Умеет:
- применять теоретические основы филологической науки для интерпретации литературных фактов и языковых явлений;
- формулировать теоретические задачи и положения для разработки собственных научных исследований;
- использовать теоретические знания для анализа художественного текста как литературного произведения и лингвистического феномена;- ориентироваться в языковой ситуации периода, в который создан тот или иной текст, в характере разных литературных и языковых традиций и их реализации в тексте.
| Зачет
Экзамен
Защита курсовой
работы
|
|
| Владеет:
- методологией научного исследования;
-разнонаправленными методиками анализа художественного текста в синхроническом и диахроническом аспектах.
| Реферат
Эссе
Междисциплинарный экзамен
|
|
| Пороговый уровень:
Знает систему норм русского литературного языка, экстралингвистические и языковые особенности функциональных стилей русского литературного языка.
Умеет отбирать и организовывать языковые средства в соответствии с задачами коммуникации.
Владеет принципами и приемами редактирования текстов разных стилей и жанров.
| Контрольная работа
Тестирование
Реферат
Курсовая работа или ВКР
Отчет по НИР
Итоговая государственная аттестация
| Профильные компетенции
| ПфК-21
| · Понимание закономерностей литературного процесса, художественного значения литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определение художественного своеобразия произведений и творчества писателя в целом
| Знает:
- важнейшие этапы развития европейского литературного процесса;
- отличительные признаки главных общеевропейских художественных систем;
- особенности строения художественного произведения, отдельных уровней его организации;
- основные стиле- и жанрообразующие факторы;
Умеет:
- анализировать художественное произведение с учетом его историко-культурного контекста и национальной специфики;
-на основе художественных особенностей произведения определять его принадлежность к той или иной художественной системе (направлению, течению, школе);
- выявлять жанрово-стилевое своеобразие художественного произведения;
Владеет:
- навыками литературоведческого анализа художественного произведения;
- теоретико-литературной терминологией
Пороговый уровень:
Знает особенности строения художественного произведения, отличительные признаки художественных систем.
Умеет анализировать художественное произведение с учетом его культурно-исторической и национальной специфики
Владеет навыками литературоведческого анализа художественного произведения
| контрольная работа, реферат,
Зачет, экзамен.
| ПфК- 25
| · Владение навыками комплексного лингвостилистического (филологического) анализа текста
| Знает: разные типы сознания и культуры; особенности созидательных форм культуры; вещественную, нравственную и социальную стороны бытового поведения; культуру России как преимущественно усадебную
Умеет: определить смысл понятий «культурная эпоха», цивилизация и культура, духовность; интерпретировать события, факты культурной жизни; применять полученные знания о традициях, принципах поведения в профессиональных ситуациях и в современных условиях.
Владеет: терминологией, опытом анализа и синтеза, систематизации полученных знаний, работы со справочной и научной литературой
Пороговый уровень
понимание уникальности духовной жизни России XIX века, особенно «пушкинского времени», ее религиозно-нравственного и эстетического значения в истории России
| Контрольная работа по оценочным материалам (индивидуальные задания)
Коллоквиум, диспут
Реферат, возможный доклад на научной студенческой конференции
Возможная курсовая и дипломная работа, ИГО
| | | | | |
Тематический план (с распределением общего бюджета времени)
Общая трудоемкость дисциплины – 3 зачетные единицы (108 ч.): ауд. 36 часов; СРС - 72 часа.
Раздел дисциплины,
содержание
| Объем часов (по видам работы)
| Аудиторные
занятия (часов)
| Самостоятельная работа студентов. Методические указания
| Всего
| В том числе
| Всего
| индивидуальные задания
| другие виды СРС, в т.ч. подготовка к экзамену
| лекции
| практ. занятия
| др. виды занятий, в т.ч. промеж. аттестация
|
|
|
|
| |
| | | Античность и ее судьбы. «Греческое чудо» в интерпретации филологических наук. Боги и герои древнегреческого мифа
|
|
|
| |
| Изучение литературы по теме лекции
| | Гомеровский эпос в контексте известных эпических циклов
|
|
|
|
|
| Изучение литературы по теме лекции
| Письменная работа, проверяющая знание текста.
| Гомеровский эпос. «Гомеровский вопрос». «Илиада».
|
|
|
|
|
| Подготовка к практическому занятию № 1.
| Изучение учебных пособий, чтение художественных текстов
| Гомеровский эпос. «Одиссея»
|
|
|
|
|
| Подготовка к практическому занятию № 2.
| Изучение учебных пособий, чтение художественных текстов
| Театр в жизни афинского полиса. Великие трагики и их сценические шедевры.
|
|
|
|
|
| Изучение литературы по теме лекции
|
| «Отец трагедии» Эсхил. Драматическая трилогия «Орестея»
|
|
|
|
|
| Подготовка к практическому занятию № 3.
| Изучение учебных пособий, чтение художественных текстов
| Трагедии Софокла
|
|
|
|
|
| Подготовка к практическому занятию № 4.
| Изучение учебных пособий, чтение художественных текстов
| Трагедии Еврипида
|
|
|
|
|
| Подготовка к практическому занятию № 5.
| Изучение учебных пособий, чтение художественных текстов
| Театр в жизни афинского полиса. Аристофан – мастер аттической комедии
|
|
|
|
|
| Изучение литературы по теме лекции
|
| Война и мир в сатирических комедиях Аристофана
|
|
|
|
|
| Подготовка к практическому занятию № 6.
| Изучение учебных пособий, чтение художественных текстов
| Литература эллинизма. Новое мышление, динамика художественных форм
|
|
|
|
|
| Изучение литературы по теме лекции
|
| Античная лирика и ее легендарные творцы
|
|
|
|
|
| Изучение литературы по теме лекции
|
| Древнегреческая и римская лирика. Поэты и поэтические школы.
|
|
|
|
|
| Подготовка к практическому занятию № 7.
| Изучение учебных пособий, чтение художественных текстов
| Начала римской литературы. От «ученичества» у греков к великодержавной парадигме
|
|
|
|
|
| Изучение литературы по теме лекции
|
| Римская литература «золотого века» Августа. Поэты и их творения.
|
|
|
|
|
| Изучение литературы по теме лекции
|
| «Энеида» Вергилия – поэма о деяниях римского народа
| | |
| |
| Подготовка к практическому занятию № 8.
| Изучение учебных пособий, чтение художественных текстов
| Римская литература «серебряного века» поздней Империи
| | 2
|
| |
| Изучение литературы по теме лекции
|
| Римская проза.
|
|
|
|
|
| Подготовка к практическому занятию № 9.
| Изучение учебных пособий, чтение художественных текстов, подготовка докладов
| Античная литература
|
|
|
|
|
| Подготовка к экзамену
|
| Формы контроля: опрос студентов в ходе практического занятия, поверка конспектов практических занятий, зачет по текстам, выполнение контрольных работ.
Итоговый контроль в форме экзамена.
Содержание дисциплины
Тематика лекций и вопросы практических занятий, а также проблемы, выносимые как темы сообщений и рефератов на коллоквиумы, охватывают почти все аспекты университетского изучения античности – преимущественно филологический компонент его.
«Греческое чудо» - наглядный пример того, как сложно познание цивилизации. «Дух естественности» и эстетическое совершенство античного литературного наследия определены тем, что греки были «нормальными детьми», и обаяние их искусства ни в коей мере не находится в противоречии с той исходной общественной ступенью, на которой оно выросло. За архаическим «детством человечества» последовала эпоха аттической классики, затем - эпоха эллинизма (маньеризма, по определению современных исследователей). Греческая литература стала достоянием обширного в своих географических и культурных границах эллинистического мира. Великодержавный Рим усвоил, переработал греческое наследие, обогатил иными, специфически римскими элементами. Традиционализм античной литературы и риторики был закреплен римскими поэтами и ораторами, комедиографами и историками. Значимость римского вклада в античность оказалась в силу ряда обстоятельств не столь принципиальной и масштабной в сравнении с греческой первоосновой. Мифологическая сокровищница сюжетов и образов – сплав древнегреческих мифов и преданий римского народа – была плодотворно использована европейской культурой нового времени. Христианство не противостояло античности, тем более не было причиной ее кризиса; важнейшие философско-этические и художественно-эстетические достижения греко-римской античности были восприняты и переосмыслены апостолами новой веры, евангелистами, «отцами» Церкви. Сформировалась иная по духу литература – христианская, но традиции латинской учености надолго останутся определяющими культурный уровень Средневековья. Деятели Возрождения сохраняли для потомков, коллекционировали и изучали античные тексты. Синтез новозаветных религиозно-этических интонаций и аттического красноречия, причудливое соединение несоединимых, казалось бы, противоположностей – принципиальной простоты вероисповедания и античного культа красоты – станет мерой всех вещей, универсальным образом творчества вообще. Античности мы обязаны всем тем, что имеем в философии и эстетике, в филологии и библиотечном деле, историографии и истории мировой культуры.
Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...
|
Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...
|
Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...
|
Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...
|
Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...
Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.
Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...
|
Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P
1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...
Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...
Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...
|
|