Первобытнообщинный строй на территории Македонии
§ 1. Страна и население Македония в античное время занимала северо-восточную часть Балканского полуострова. С ней граничили: на юге – Фессалия, на севере – Пеония, на западе – Эпир и Иллирия, на востоке – Фракия. Вся северная сторона была окаймлена высокими цепями гор. Эти горы образовали большой полумесяц, концы которого упирались на юге в берега Эгейского моря. Внутри этого полумесяца, и особенно в прибрежной его части, тянулись обширные плодородные равнины, которые местами, большей частью у дельт македонских рек, превращались в болотистые пространства. Поэтому с точки зрения географических факторов Македония может быть разделена на Верхнюю, или Горную, и Нижнюю, или Низменную. Впрочем, та и другая части Македонии состоят из сочетания гор и равнин, с той лишь разницей, что в верхней части Македонии преобладают горы, а в нижней – равнины. К Нижней Македонии можно отнести всё пространство по нижнему течению македонских рек. Верхняя же Македония состоит из широкой подковообразной полосы, наполненной горами. На юге Македония отделяется от Фессалии Олимпом и Камбунскими горами. Олимп достигает трёх километров высоты и покрыт вечным снегом. По его склонам тянутся еловые, а ниже лиственные леса, прерываемые массивными скалистыми вершинами и обрывистыми пропастями.1) С юга на север между Македонией и Иллирией тянется высокий хребет Пинд, достигающий в своих наиболее высоких вершинах около 2,5 км. Он покрыт сосновым, дубовым и буковым лесом. На западе Македония отделяется от Иллирии и Эпира главною цепью Албанских гор: Граммосом (в древности Вион или Беон) и Шар-Дагом (в древности Скорд). В северо-восточном направлении, на границе с Фракией, от Родопских гор вдоль левого берега Стримона тянется горная цепь Орбел.2) На востоке Македонию от Фракии отделяет возвышенность, носящая общее название Балканов, или Гемуса. Эта возвышенность представляет собою целый ряд горных узлов, из которых выделяются два главных хребта: северный, или собственно Гемус, и другой – Родоп, простирающийся на юго-восток и превращающий прибрежную Фракию в горную страну. Самыми высокими горами Балканского полуострова являются Родопские, достигающие около 3 километров высоты Они тянутся от Балкан до Эгейского моря. Как Гемус, так и Родоп в древние времена были покрыты обширными густыми буковыми, дубовыми и хвойными лесами. Таким образом, горы заполняли всё пространство Македонии, образуя в промежутках между собой ряд долин. Важнейшими из них являлись: верхняя долина Галиакмона (Быстрицы), которая в древности называлась Элимеею. Она являлась юго-западной областью Македонии, расположенной по обеим сторонам Галиакмона с городом Элима во главе.3) От этой равнины, через Камбунские горы, открывался лёгкий переход к фессалийской равнине – Пенея; к востоку лежала другая ложбина между галиакмонской долиной и Вермионом, называемая Островской котловиной. На севере от неё находилась третья котловина – долина источников Эригона, ныне Витолийская котловина, примыкающая к главной цепи Северного Пиндского хребта, через которую идёт сообщение с Эпиром. Наконец, самая северная во всей этой горной системе – долина Аксия (Вардарская долина), ограниченная высокими цепями гор. Благодаря такой пестроте географической среды Македония являлась недоступным, отделённым от побережья и удалённым от моря нагорьем, так что легче было попасть из Македонии в Фессалию, Иллирию и на Дунай, чем из одной македонской долины в другую. Если горы разъединяли Македонию, то македонские реки способствовали объединению страны. Все воды с гор, как ни далеко лежали друг от друга их источники, высвободившись из своих горных котловин, стремятся к одному морскому берегу. В то время как соседние фракийские реки текут в отдалённых друг от друга параллельных долинах, македонские сливаются в одну и служат средством соединения нагорья с береговой равниной. Главных рек в Македонии четыре: Аксий (ныне Вардар), Стримон (ныне Струма), Лидиас (ныне Мяста) и Галиакмон (ныне Быстрица). Первые три реки текут с севера на юг, четвёртая – Галиакмон – с запада на восток. Река Аксий (Вардар) является главной артерией Македонии. Она прорезает в юго-восточном направлении всю Македонию и, принимая в себя несколько притоков, впадает в Фермейский залив между Пеллой и Фессалоникой. Одним из важных притоков этой реки в области Пеонии является Эригон. В античных источниках Аксий называется рекой широкой, полноводной. После Аксия самой большой рекой Древней Македонии был Стримон. До царствования Филиппа II эта река считалась восточной границей страны. Вытекая с Родопских гор, Стримон продолжает своё течение в южном, затем юго-восточном направлении, орошает на своём пути ряд плодородных котловин и долин, проходит через Просийское озеро и у Амфиполя впадает в Стримонский залив. Стримон насыщен отложениями, широк и быстр в своём течении. К западу от Аксия течёт река Лудия, которая в древнее время близко около своего устья соединялась с Галиакмоном.4) Река Галиакмон берёт начало в горах Тимфе, на границе Эпира с Иллирией, течёт сначала на юго-восток, а затем на северо-восток и впадает в Фермейский залив.5) Это глубокая и быстрая река. Кроме этих рек, в Македонии есть ряд озёр, большинство которых окружено живописными и разнообразными ландшафтами. Из больших озёр следует назвать Болбу в области Мигдонии, Просийское озеро у устья реки Стримон, озеро Лудия, из которого берёт начало река того же названия и др. Климат Македонии благоприятен для развития земледелия и скотоводства.6) На прибрежных долинах и равнинах чрезвычайно плодородная почва, которая обильно орошается многочисленными реками и ручьями, текущими с окружающих гор. На этой почве хорошо росли зерновые культуры, фруктовые деревья, впоследствии – табак. На лугах и горах – хороший корм для тучных стад овец и рогатого скота. В быстротекущих реках – множество рыбы. Горы богаты драгоценной рудой. Одна гора Пангей и её окрестности настолько богаты серебряными и золотыми рудами как по ту, так и по эту сторону Стримона до Пеонии, что, как указывает Страбон, пахари в этих местах находили целые куски золота.7) Геродот ещё в V в. до н. э. отмечал большие золотые и серебряные богатства Пангея.8) Такими же золотыми россыпями полна область, прилегающая к Стримонскому заливу и полосе от Стримона до Неста.9) Большие залежи железа имела Халкидика. Медь находилась в значительном количестве во всех частях Северных Балкан. Часто встречался свинец в сочетании с серебром. Только Моливопурго давало свинец без серебра. В изобилии находили золото и серебро. Ими были богаты Западная Македония, район Прасидского озера и особенно Пангей.10) Огромные запасы минеральных богатств являлись важным фактором в жизни Македонии на протяжении всей её истории. Со времени Писистрата до раздела Македонии при Эмилии Павле все государства, вторгавшиеся на север Балканского полуострова, имели намерение добыть материальные ценности этой области. Всю страну покрывали громадные лесные пространства, в которых обитали львы, медведи, дикие быки, кабаны, волки, а в горах – серны и дикие козы.11) Геродот указывал, что персидскому войску приходилось вырубать леса на македонской горе, для того чтобы оно могло «перевалить через неё к перребам».12) Ещё во времена Геродота в македонских лесах водилось много львов и диких быков, огромные рога которых вывозились к эллинам. Особенно их много было на территории от Несты до Ахелоя. В частности, на Пангее у Стримона водились львы, барсы, рыси. Во время греко-персидских войн на Халкидике эти хищники, как утверждает Геродот, нападали на верблюдов в войске Ксеркса. О богатстве лесного массива Македонии более подробно говорит Феофраст.13) Он приводит исключительно подробное перечисление македонской горной и равнинной растительности. Удивляет разнообразие этого горного и равнинного ландшафта. Здесь были ель, различные сорта сосны, липы, клёна, дикая смоковница, ореховое дерево, каштан, дубняк, верба, тополь, кизил, ольха, черешня, груша, яблоня, ясень, боярышник, бук и др.14) Лес являлся основным предметом вывоза. Он считался вплоть до римского завоевания монополией македонских царей. Таким образом, древнейшее население на македонской территории жило и развивалось в условиях исключительно разнообразной географической среды, флоры, фауны и климата. Оно было этнически неоднородным и претерпевало существенные изменения. Первые следы человеческой деятельности в этих местах обнаруживаются ещё в эпоху древнекаменного века. Правда, современное состояние археологической науки не даёт нам достаточных сведений для характеристики раннего этапа человеческого общества на севере Балкан. Археологи Кессон и Хертли, много сделавшие для археологического изучения Македонии, занимались богатыми и значительными отложениями более поздних периодов и обычно пренебрегали изучением палеолита. При таком отношении к изучению палеолитического периода многие ценные находки могли быть безвозвратно утрачены. Тем не менее этот ранний этап может быть восстановлен по археологическим данным других смежных мест, так как для эпохи палеолита, в отличие от последующих эпох, характерно сходство развития культуры на весьма обширных пространствах.15) В связи с тем, что периоды древнего палеолита имели всеобщее значение, культурные различия в тех условиях возникали лишь очень медленно и постепенно. «Люди повсюду делали первые шаги на пути покорения окружающей природы, повсюду начинали трудиться с помощью одинаково примитивных палок, дубин, копий, грубых каменных орудий».16) В Болгарии известен ряд пещерных палеолитических стоянок, в одной из которых, близ Рукзука, на берегу Дуная, были найдены кости мамонта в сочетании с палеолитическими кремнёвыми орудиями.17) Во всех пещерных стоянках палеолитические отложения залегали обычно в красноватой почве и содержали кости пещерного медведя (ursus spelaeus), пещерной гиены (hyaena spelaca), ископаемой лошади (equus caballus fossilis) дикого осла, быка, оленя, мамонта, носорога вместе с отработанными кремнями. Раскопки в пещере «Темната дупка» у Карлукова открыли значительный материал палеолитической эпохи.18) Наличие мамонта, носорога, оленя, пещерного медведя и других животных, приспособленных к условиям сурового климата, свидетельствует о том, что территория нижнего Дуная также подверглась значительным климатическим изменениям вследствие оледенения.19) В то время люди продолжали пользоваться лишь простейшими грубыми орудиями из камня. С этими орудиями палеолитические обитатели северных Балкан устраивали охоту на животных и занимались собирательством. Постепенно с усложнением трудовой деятельности возрастал производственный опыт людей, их трудовые навыки, а вместе с ними и производительные силы общества. В результате климатических изменений, в тяжёлой борьбе с силами природы, люди стали совершенствовать и разнообразить свои орудия труда. Раскопки первобытных стоянок на территории Центральной и Западной Македонии и Халкидики говорят о появлении более совершенных орудий. В этих местах найдено множество каменных топоров, молотков, кремнёвых отщепов, тёрок, точильных камней, костяных и роговых долот, игл. Встречались также песты и ступки, кремнёвые и кварцевые ножи и наконечники ножей. В Сервии найдены обсидиановые ножи. Более совершенные формы каменных орудий, постепенное освоение шлифовки и сверления камня не могли не способствовать возникновению специализации в хозяйстве между мужчинами и женщинами, повышению производительности труда. Получает развитие охота, мотыжное земледелие, рыболовство. Приёмы охоты стали более сложными и гибкими. Остатки костей овец, коз, свиней, рогатого скота и оленей (Сервия, Олинф) свидетельствуют о характере охотничьего хозяйства. Занимаясь охотой и примитивным скотоводством, жители первобытных поселений разводили пшеницу, просо, фиговые деревья и другие земледельческие культуры.20) Найденные археологами в горшках зёрна чечевицы и пшеницы говорят о культивации этих культур древнейшим населением Западной Македонии.21) Стали появляться гончарные изделия. В ранненеолитический период, представленный главным образом нижними слоями Сервии и местонахождениями в долине Галиакмона, изделия в большинстве своём окрашены в жёлтый цвет, имеют следы лощения и полировки. Орнамент сосудов состоит из параллельных горизонтальных линий с вдавленными точками. Лощение и процарапывание производились тупым инструментом или просто ногтем и отличались своей примитивностью. В поздненеолитический период керамика Сервии имела иной вид. Для неё характерны процарапанный орнамент и лощение на тёмной поверхности. Появление керамики новых типов Хертли объясняет совершенствованием техники изготовления глиняных сосудов и фессалийскими влияниями.22) В это время начали возникать поселения и сооружаться довольно прочные жилища.23) Материалом для них служил камень, камыш и сырцовый кирпич. Почти во всех поселениях Западной Македонии встречаются остатки прямоугольных жилищ из камыша, сырцового кирпича, с каменными стенами и фундаментом, с глиняным полом и с круглым или полукруглым очагом. В Халкидике, Кричане и Олинфе, наряду с фундаментами зданий, обнаружена длинная стена с боковыми ответвлениями, оборонительный вал. В Центральной Македонии, особенно в долине Василика, в нижних слоях обнаружены остатки свайных поселений. Многие стоянки находились на возвышенностях вблизи потоков или на берегах рек. В эпоху неолита Македония уже имела довольно многочисленное население со сравнительно развитой культурой.24) Эта культура входила составной частью в однородную неолитическую культуру, распространённую в северной половине Балканского полуострова. Дунайского происхождения и многочисленные орудия труда: каменные молотки и топоры, тёрки, точильные камни, изделия из кости и рога.24) На связь с Дунаем указывают также зелёные нефритовые топоры. Они, как подчеркнул ещё Кессон, встречались в Градаче, в Центральной Сервии вместе с прочерченной керамикой македонского типа.25) Судя по керамике (Сервия), можно проследить связь македонской культуры с культурой Винчи, распространённой к северу от Балкан. Множество личных украшений, как например браслеты из раковин, также говорит об этой связи. Многочисленные глиняные изделия с линейно-ленточными орнаментами в Западной Македонии, характерными вообще для дунайской культуры, переплетаются позднее с чёрнополированной керамикой Малой Азии, а также с керамикой параллельно развивающихся местных стилей. Более тесная связь Македонии с северными и северо-восточными районами Дуная, с Поднестровьем и Поднепровьем наблюдается в характере устройства жилищ. Остатки четырёхугольных домов, сделанных из глины, с глинобитными полами, очагами и часто ручными мельницами, открытые в Болгарии в начале XX в., имеют параллели в многочисленных памятниках Македонии и Триполья. Обычно они окружались длинными каменными стенами (Моливопирго, Олинф), имеющими характер оборонительных сооружений. Таким образом, поселения по Дунаю, вплоть до Румынии, имели однородную культуру, выразившуюся в общности хозяйственных основ, орудий производства, в керамике, в характере поселений и домостроительства. Нам неизвестно, какие племена являются носителями этой культуры. Мы назовем их носителями нижнедунайской культуры. Как доказала Т. С. Пассек, а за ней и Чайлд, раннемакедонская культура, как и раннетрипольская, тесным образом связана с культурами Тордоши и Винчи Среднедунайского бассейна. «Сравнение находок македонских с находками среднедунайскими (а также Поднестровья и Поднепровья) показывает, что мы имели дело в этом обширном районе лишь с различными племенными образованиями этнически единой культуры, тянущейся по Днепру, Южному Бугу, Серету, Пруту, Дунаю, далее – по Балканскому полуострову; культура эта соединяет Балканы и дунайский бассейн с эгейским побережьем».26) Благодаря укоренившимся связям между Днепром, Днестром, Дунаем, Балканами и Малой Азией в III тысячелетии наблюдается разнообразие и богатство памятников материальной культуры. Как в Македонию, так и через неё на север, в область Триполья, начинают проникать культурные влияния Дуная, Средиземноморья и Малой Азии. В конце III и особенно в начале II тысячелетия произошли существенные изменения в производстве и общественной жизни населения будущей Македонии и окружавших её областей. Эти изменения были связаны с появлением медных и бронзовых орудий. Появляются медные и бронзовые ножи и топоры, наконечники для копий и стрел, металлические предметы домашнего обихода и украшения. Так, на холме Килиндир были найдены двойной топор и бронзовый серп дунайского типа.27) На холме Вардино и в поселении Свято Кирилово нашли бронзовые наконечники копий, здесь же обнаружены медные иголки, бронзовые булавки, золотые проволочки в виде обруча для волос (Вардарофца, Вардино) и др.28) Но металлические орудия долго не могли вытеснить каменные. Последние ещё употребляются в большом количестве, подвергаясь более совершенной технике сверления и обработки. В это время обычны каменные сверленые топоры, отличающиеся от топоров неолита своими меньшими размерами и лучшей полировкой (Агиас Мамас). Встречаются молотки, кремнёвые пилы, наконечники, точильные камни, а также костяные изделия.29) Сохранившиеся орудия труда и предметы домашнего обихода говорят о том, что основными формами хозяйства как в неолите, так и в бронзовый период были земледелие, скотоводство и охота. Основными сельскохозяйственными культурами продолжали оставаться пшеница, просо, горох, ячмень.30) Их сеяли на почве, удобной для примитивной обработки, вблизи от источника воды, на высоких берегах или в долинах. Урожай снимали бронзовыми серпами, один из которых был найден Кессоном на холме Килиндир.31) Хранили урожай в глиняных сосудах большого размера. Это может быть подтверждено интересными находками из Чаучицы, среди которых большое количество обугленных зёрен и фрагменты больших глиняных сосудов. Зерно мололи в каменных мельницах. Найденные при раскопках кости вола и лошади свидетельствуют о том, что эти животные в эпоху бронзы стали использоваться в земледелии в качестве тягловой силы.32) На склонах гор развивалось скотоводство. Будучи тесно связанным с охотой, скотоводство всё больше и больше стало вытеснять земледелие и превращаться в главную отрасль труда. О том, какую роль играла охота, говорят многочисленные орудия труда из камня, кости и рога, найденные в эпоху неолита и бронзы (Сервия, Вардина, Агиас Мамае, Олинф, Кричана). Разнообразие каменных, костяных и роговых инструментов свидетельствует о довольно высоком уровне развития производства. Гомер, ещё не выделяя македонских племён из фракийских, называет фракийцев «коневодцами» и говорит о наличии у них овец, коз, свиней и других животных.33) Эти указания подтверждаются археологическими данными на территории Македонии. Начиная с неолита и кончая эпохой поздней бронзы, мы можем проследить развитие скотоводческого промысла на территории будущей Македонии. Если в памятниках неолитического периода найдены остатки костей овец, коз, свиней, рогатого скота и оленя (Сервия, Олинф), в эпоху ранней бронзы к этим животным прибавляются ещё бык и лось (Вардарофца, Халкидика), средней бронзы – лошадь (Центральная Македония), и, наконец, в эпоху поздней бронзы наблюдаются остатки домашних животных: собак, кошек и др. (Сараце). Из этого следует, что такие животные, как овцы, козы, свиньи, олени, были приручены довольно рано, и лишь позднее скотоводческое хозяйство обогащалось новыми видами животных, принёсших этому хозяйству большие выгоды. Свидетельством оседлости являются керамические изделия, для которых в эту эпоху характерны новые типы посуды и её орнаментация. Основными формами керамики были: маленькие чаши, простые кубки, аски (Кричана, Чаучица, Св. Кирилово, Килиндир, Вардино). Но были и другие формы, особенно в позднебронзовый период.34) Керамические изделия не только характеризуют оседлость многих племён, но являются и доказательством развития ремёсел (Сервия, Кричана, Вардарофца, Сараце). Об этом говорят самодельные мельницы и грузила для ткацких станков, обнаруженные археологами на территории Македонии. Благодаря развитию земледелия и скотоводства получилась возможность накопления богатства. О росте богатств говорит характер тогдашних поселений. Наряду с остатками свайных поселений (Центральная Македония в долине Василика), имеются остатки больших жилищ с печами (Моливопирго и Вардарофца). Встречаются каменные фундаменты с надстройкой или из сырцового кирпича, или из обмазанной глиняной плетенки. Среди остатков древних поселений, жилищ, разрушенных кирпичных стен обнаружена длинная каменная стена в 1 м толщиной и 27 м длиной. Эта стена была защищена рвом и, по-видимому, являлась оборонительным сооружением. В Халкидике также отмечалось наличие оборонительного вала со стороны моря. Всё это свидетельствовало о стремлении племён защищать своё накопленное богатство от алчных вожделений соседей. Главным богатством являлся в то время скот. В этот период окончательно оформляется первое крупное общественное разделение труда между пастушескими и земледельческими племенами, происходит также специализация отдельных племён в зависимости от того или иного района обитания. В это время население будущей Македонии не остаётся однородным. По-прежнему мы ещё не имеем никаких признаков пребывания здесь македонских племён. Нам известно о более интенсивном передвижении племён из Малой Азии в область дунайского бассейна, вызванном усилившимися хозяйственными и экономическими связями между Востоком и Западом.35) Это передвижение, видимо, было длительным и неравномерным. На территории будущей Македонии в это время находили много следов фракийских племён.36) О том, что передвижение фракийцев из Малой Азии в Европу и обратно было актом не единичным, а совершалось довольно часто, указывает Геродот. Геродот неоднократно подчеркивает, что фракийцы переселялись из Европы в Азию и оттуда, теснимые другими племенами, совершали новые передвижения.37) Осев на Балканах, фракийцы тем не менее не прерывали связей с Малой Азией, что особенно ярко проявилось во время Троянской войны.38) Раскопки в Св. Кирилове, обнаружившие связь с высокой культурой Малой Азии того времени, дают возможность предположить, что носителями этой культуры были фракийцы. Свидетельства Геродота, Фукидида и Павзания показывают, что фракийцы – многолюднейший народ Европы, каждое из их племён имеет особое название сообразно с местностью, им занимаемой; вообще же законы, обычаи, нравы у всех одни и те же.39) Уже во втором тысячелетии до н. э. развитие производительных сил фракийских племён в связи с переходом от каменных орудий к металлическим достигло более высокой степени. Проф. Данов утверждает, что фракийцы начали свою историю как земледельчески-скотоводческий народ.40) Наряду с земледелием и скотоводством позднее стало выделяться ремесло, получившее широкие возможности развития благодаря наличию в стране многочисленных месторождений меди, серебра, золота и других металлов. Развитие ремёсел способствовало расширению межплеменных связей. Фракийское население устанавливает контакт с племенами днепровского бассейна, с обитателями территории современной Венгрии, имеет сношения со странами крито-микенской культуры, содействует сближению племён Северного Причерноморья со странами эгейской культуры.41) В гомеровском эпосе древние фракийцы описываются как народ, материальная культура которого находится на одинаковом уровне с материальной культурой тогдашних греков.42) Гомер знал Фракию как сельскохозяйственную страну, в которой большой известностью пользовалось виноделие, богатые пастбища со стадами «руноносных овечьих».43) В эпоху Троянской войны, в XI–IX вв. до н. э., фракийцы часто упоминаются у Гомера как воинственные и враждебные по отношению к грекам люди. Фракийцы сражаются на стороне троянцев. Против греков вели за собою фракийцев Пейрос-герой с Акамантом, Евфем – начальник копьеборцов фракийского племени – «бесстрашных киконов», сын Пейроса Риги, «высокие ростом и мощные силой» Акамант и Ифидамант.44) Гомер говорит о фракийском царе Ресе, пришедшем на помощь троянцам.45) Об этом мифическом царе фракийцев упоминает также Псевдоеврипид в драме «Рес».46) Тот факт, что фракийские племена оказались союзниками троянцев, нельзя считать случайным. Между этими племенами и племенами Малой Азии, в том числе и троянскими, уже тогда были экономические связи. В Илиаде имеется указание на то, что Приам был послом во Фракии, где ему фракийцы вручили в дар прекрасную серебряную чашу.47) Во время Троянской войны сын Приама, Гелен, воюет длинным фракийским мечом. Такой меч, «среброгвоздный прекрасный, фракийский», считается даже у ахеян самым лучшим оружием и даётся только в награду победителю в борьбе. Блиставшие золотом колесница и доспехи Реса, драгоценная утварь его свиты поразили воображение греков, как необычайные для них, и вызвали желание лазутчиков Одиссея и Диомеда любой ценой их приобрести.48) Полагают, что фракийцев было очень много. По Геродоту, это был самый многочисленный народ на земле после индийцев. Геродот говорил, что фракийцы были бы самым сильным народом, если бы они не были раздроблены на племена, которые остро враждовали между собой. «Если бы этот народ, – писал Геродот, – управлялся волею одного, если бы он был воодушевлён единомыслием, он был бы непобедимым и, по моему мнению, самым могущественным народом». Но такого единства между фракийскими племенами не было. Разделённые на множество небольших, враждебно настроенных друг против друга племён, фракийцы не могли достигнуть этого единства.49) Геродот указывает, что «фракийский народ носит множество отдельных имён по местностям».50) Страбон насчитывает только на юге от Дуная до 22 племён.51) Чешский историк Томашек на основе анализа данных древних писателей насчитывает в Древней Фракии до 86 племён.52) Эти данные говорят о разноплеменном составе фракийцев, о различном уровне развития производительных сил отдельных племён. Большинство названий этих племён так и осталось нам неизвестным. На Балканах фракийцы смешались с местным населением. Оставшееся местное население растворилось во фракийской среде, ставшей господствующей силой на Балканском полуострове. Это скрещение двух культур привело к формированию племенных объединений фракийцев, которые, в свою очередь, не были однородными. В результате сегментации и внутриплеменной борьбы от них откололись племена, осевшие на территории Македонии, позднее вступившие в борьбу с фракийцами и другими соседними племенами за создание своей государственности. Интересно отметить, что гомеровский эпос ещё не знает ни народа македонян, ни страны «Македония». Болгарский учёный В. Бешевлиев считает, что Гомер не вспоминает македонян потому, что они ещё не спустились на юг, когда создавались эти две большие поэмы.53) Скорее всего македоняне не были известны Гомеру потому, что они ещё в конце II тысячелетия не выделились из общей фракийской среды. К концу II тысячелетия до н. э. на территорию Балканского полуострова проникли иллирийские племена, обитавшие до этого времени в бассейне Верхнего Дуная.54) Несколько раньше на территории Македонии наблюдаются предметы микенской культуры, главным образом керамика, обнаруженная в Вардино и Килиндире (в долине Аксия). Она свидетельствует о наличии в этот период торговых сношений между севером Балканского полуострова и югом Греции. Это микенское влияние, однако, было поверхностным, не вытеснило местных элементов, в глубь страны не проникло и ограничилось берегом. С этим согласуется то обстоятельство, что большинство городищ с микенскими изделиями находилось вблизи морского берега. К тому ещё археологи подчеркивают довольно ограниченную локализацию микенских памятников, связанную лишь с равниной реки Вардар и фермейским берегом.55) Чайлд считает, что в XIII в. до н. э. на побережье Македонии начали появляться колонии микенских купцов, где микенские гончары пользовались гончарным кругом. Однако через столетие эти микенские поселения были разрушены воинственными варварами.56) К XI веку некоторые археологи относят нашествие вооружённого железным оружием племени, ринувшегося вскоре из Македонии в Грецию, разрушив микенские укрепления южной части.57) По мнению Кессона, носителями культуры железа были дорийцы. «Единственное переселение народов, – пишет он, – о котором говорят легенды и история этого периода, – это так называемое дорийское вторжение».58) Как известно, античная традиция в различных вариантах обычно говорит о дорийском переселении как о возвращении Гераклидов и походе дорийцев. Причём в многочисленных толкованиях термина дорийцы есть и такое, которое указывает, что дорийцы раньше имели название македонов «македной», но впоследствии в Пелопоннесе были переименованы в дорийцев.59) Земельная теснота или вытеснение их с насиженных мест более сильным племенем были основной причиной движения на север. Такое движение племени и отлив людей из перенаселённого места в эпоху развития родовых отношений, племенных образований и их сегментации исторически вполне возможны.60) Однако на этом основании отождествлять дорийцев с македонянами, как это делает Каллерис, вряд ли будет правильно.61) Сам Геродот скорее всего этим отождествлением хотел объяснить этническое или топонимическое название «Македной», а не отыскать непосредственную связь между дорийским походом и происхождением македонян. Объясняя смену различных культур только волнами переселений и завоеваний, буржуазные историки делали вывод, что македоняне пришли в свою страну как завоеватели, вытеснившие прежнее население и создавшие Македонское царство. Следует иметь в виду, что в античной традиции дорийское переселение мыслилось как военный поход племени или даже части племени дорийцев под предводительством Гераклидов. Ни о каком большом переселении, которое оставило бы на новом месте культурные, экономические и этногенические следы, оно не говорит.62) Археологические данные, не отрицающие вообще дорийского движения, подтверждают, что оно было в Македонии кратковременным.63) Они показывают, что дорийцы уничтожили культуру бронзы и в некоторых местах Македонии с того времени начался железный век. Но, как известно, эпоха железа знаменует собой уже время формирования союза племён и их слияние в народности. Этот этап предполагает уже длительный и сложный процесс развития племенной жизни. В этом длительном и сложном процессе момент переселения дорийцев мог играть лишь второстепенную, но отнюдь не решающую роль. Археологический материал из памятников железного века Македонии исключительно многочислен и довольно разнообразен по своему характеру. Особенно следует отметить четыре больших местонахождения: одно в Западной Македонии, в Патели, близ озера Острава; второе – в Чаучице, третье – в Вардино и четвёртое – в Вардарофце. Раскопки в Чаучице, произведённые в 1921–1922 гг., обнаружили могильник обширных размеров. Могилы были сооружены из каменных плит. Тело лежало во весь рост в углублении и было покрыто пирамидой из грубо отесанных камней. В могилах обнаружены глиняные сосуды, бронзовые или золотые украшения и железное оружие и ножи. Бронзовые украшения очень многочисленны, что свидетельствует о высоком развитии техники обработки бронзы. Особенно интересны искусно сделанные украшения: фибулы (булавки), бусы, браслеты, подвески, запястья большого веса и размера, амулеты, небольшие золотые диски с вытисненными геометрическими рисунками. Не менее интересно железное оружие: щиты, большие ножи и мечи, из которых особенно красив меч с бронзовой рукояткой и железным лезвием, случайно найденный здесь ещё в 1917 г.64) Замечательной оказалась в могильнике Чаучицы керамика. Кессон отмечает в ней наличие двух определённых технических традиций: северной, свойственной культуре дунайской бронзовой эпохи, и южной, характерной для греческой культуры.65) Раскопки в Вардине обнаружили в третьем слое поселения фрагменты керамики, типичные для Чаучицы. О подобном же поселении железной эпохи говорят раскопки в Вардарофце. Кроме того, отдельные предметы железного века были найдены у реки Вардар в могильнике Дедала и в верхней части долины Галиакмона, вблизи Гревены. Из этих предметов особенно выделяются образцы керамики, изготовленные на гончарном круге (типа Чаучицы), железные наконечники копий и бронзовые украшения. Вторым районом распространения культуры железного века является Западная Фракия; предгорья и равнины реки Несты, вблизи Ксанфа, долина Стримона. Особо следует отметить поселение у греческого Амфиполя, где был найден ряд чрезвычайно интересных украшений позднего периода железного века. Таким образом, культура эпохи железа была развита в западной части страны, в особенности в долине Вардара, и не распространялась далеко на восток, где основанные с VIII в. на побережье греческие колонии усилили своё влияние. Греческая колонизация на македоно-фракийском берегу была очень сильна, а с ней было сильным и греческое влияние.66) В VII в. были основаны эвбейские колонии: Терма, Метана и Пидна. Халкидцы и эострийцы из Эвбеи усеяли Халкидский полуостров своими колониями. Коринф основал Потидею. В это же время начал свою колонизационную деятельность остров Андрос. С Андросом враждовал Парос из-за первенства в колонизации фракийского берега. Около 660 г. остров Фасос под руководством отца поэта Архилоха Телесикла колонизовал фракийский берег. На фракийском берегу фасосцы стали добывать золото. Фасос оказал большое культурное влияние на местных жителей. Его азбука и монетная система проникли в Пангейскую область, и торговый путь шёл вплоть до Нижней Македонии. Весь берег Халкидики от Афона до Стримона был занят колонистами. На местах старых поселений последние основали свои города, ставшие очагами греческого влияния в этом районе.67) Греческие колонии начали вести оживлённые торговые сношения с туземным населением. Позднее они стали главным проводником греческой культуры в Македонии. В эпоху колонизации встречается впервые имя македонян в произведении Гесиода «Каталогой гюнайкон». Это означает, что к VIII в. грекам македоняне были уже известны, если греческий поэт пытается вывести эпонима македонян из греческой мифологии.68) Отсюда, однако, нельзя сделать вывод, который делают многие буржуазные учёные, что македоняне – это те же греки или родственны им. Вопрос о происхождении македонян породил большую полемику как среди историков, так и среди филологов. Ярым сторонником греческого происхождения македонян был Абель.69) Считая македонский язык греческим, он писал: «Кто с упорством объясняет македонский язык как негреческий, тот превращает всю историю Македонии в загадку, решение которой нам не под силу».70) Вслед за Абелем защитником этой точки зрения был Белох.71) Его поддерживал Эд. Мейер.72) Мнение Белоха и Мейера разделял Гейер.73) Однако далеко не все историки придерживаются этой точки зрения. Имеются историки, которые считают, что македоняне были особым народом, но тесно связанным с греками в отношении этнической принадлежности, языка и нравов. К таким историкам относятся Керст, Момильяно и др. Тарн и некоторые другие авторы защищали теорию о том, что македоняне эпохи Филиппа и Александра представляли собой массу, состоящую из смеси этнических элементов различного происхождения (пелазги, фригийцы, фракийцы, иллирийцы, греки, македоняне). Впоследствии эта масса была охвачена эллинизмом в следующем порядке: царская фамилия сначала, аристократия страны потом и в конце народ.74) Характерно высказывание по этому вопросу Н. Г. Чернышевского. Он приходит к выводу, что македоняне никоим образом не могут считаться греками. Из далёкой сибирской ссылки в письме к сыну Михаилу он писал: «Прежде, чем греки успели оправиться от Пелопоннесской войны, Греция была подавлена наш
|