Средняя Азия в древностиВ настоящее время периодизацию исторического развития древней Средней Азии можно представить следующим образом: III тыс. – X в. до н.э. – бронзовый век; X в. до н.э. – VI в. до н.э. – железный век; VI в. до н.э.– IV в. до н.э. – вхождение в состав Ахеменидской державы; IV в. до н.э. – IV в. н.э. – эллинистическая эпоха, время становления местной государственности и расцвета культуры народов Средней Азии в рамках складывавшихся крупных держав, в первую очередь Парфии и Кушанского царства. Цивилизации Средней Азии возникают в различных историко-географических регионах. Природные условия здесь характеризуются контрастами, пустынно-степные ландшафты соседствуют с плодородными оазисами, в этих условиях в различной экологической ситуации происходило формирование разных способов ведения хозяйства. Взаимодействие разнообразных культур является одной из специфических черт древней истории Средней Азии. Другая особенность зарождения здесь местных цивилизаций – ранние и тесные связи с древними очагами других цивилизаций Востока, прежде всего с Передней Азией. Эти две главные отличительные черты ярко проявились уже на начальных этапах истории племен и народов Средней Азии. В VI тыс. до н.э. на юго-западе Средней Азии, на узкой подгорной равнине между хребтом Копетдаг и пустыней Каракумы, сложилась джейтунская неолитическая культура. Джейтунские племена вели оседлый образ жизни, возделывали пшеницу и ячмень, разводили мелкий домашний скот. Земледельческо-скотоводческая экономика обеспечивала подъем благосостояния и развитие культуры. Поселки джейтунских племен состояли из прочных глинобитных домов. Центром поселка был крупный дом – общинное святилище со стенами, украшенными живописью. В V – VI тыс. до н.э. происходит дальнейшее развитие среднеазиатских земледельческо-скотоводческих общин, они осваивают выплавку меди, начинают разводить крупный рогатый скот, а затем и верблюдов, для орошения полей проводят небольшие каналы. Процесс хозяйственного и культурного развития вел к образованию на юго-западе Средней Азии первых городов и формированию протогородской цивилизации. Ее наиболее изученный памятник – Алтын-Депе, датируемый примерно 2300 – 1900 гг. до н.э., его центрами были два поселения городского типа – Алтын-Депе и Намазга-Депе, эти города были обнесены крепостными стенами из сырцового кирпича, а ворота обрамляли мощные башни-пилоны. Центром Алтын-Депе был монументальный культовый комплекс с четырехступенчатой башней. В него входили многочисленные хранилища, дом главного жреца и гробница жреческой общины. При раскопках в гробнице была найдена золотая голова быка со вставкой на лбу из бирюзы в форме лунного диска. Весь храмовый комплекс был посвящен богу Луны, который в месопотамской мифологии часто представляется в образе быка огненного цвета. Другая линия культурных связей ведет в долину Инда, к городам и поселениям хараппской цивилизации. На Алтын-Депе среди вещей, положенных в богатые могилы, и в составе кладов ценных предметов, замурованных в стены, были найдены хараппские изделия из слоновой кости. По материалам раскопок в составе населения городов алтын-депенской цивилизации можно выделить три различные социальные группы. Рядовые общинники, ремесленники и земледельцы обитали в многокомнатных домах, состоящих из тесных каморок. Дома общинной знати более респектабельны: в гробницах состоятельных общинников обнаружены ожерелья полудрагоценных камней, серебряные и бронзовые кольца и печати. Более заметны имущественная и социальная дифференциация на примере третьей группы населения – вождей и жрецов, их большие дома имели правильную планировку и занимали площадь 80 – 100 м2. В гробницы, располагавшиеся в квартале знати, помещались разнообразные украшения, в том числе и из чистого золота и серебра, изделия из слоновой кости. В середине II тыс. до н.э. пригородские поселения этой древнейшей цивилизации приходят в упадок, и происходит перемещение основных центров на восток. В дельте реки Мургаб по среднему течению Амударьи складываются новые оазисы оседлых земледельцев. Поселения укреплены стенами с башнями, широко распространяется оружие, сделанное из бронзы. Имеется и ряд новых культурных явлений, например, плоские каменные печати, на которых с незаурядным мастерством изображены драматические сцены борьбы быков и драконов, змей, атакующих тигра. Одновременно с созданием на юге Средней Азии новых оазисов в северных областях расселяются племена степных скотоводов. В своеобразных условиях взаимодействия степняков севера и оседлых земледельцев юга и протекал интенсивно процесс развития на территории Средней Азии классовых отношений и становления государства. Технический прогресс в это время был связан в первую очередь с распространением железа. В X – VII вв. до н.э. железные изделия появляются на юге Средней Азии, а с VI – IV вв. до н.э. железо широко применяется для изготовления орудий труда уже на всей ее территории. В юго-восточном Прикаспии и в дельте Мургаба создаются сложные системы ирригации, следствием этого становится постепенное усложнение социальной структуры общества, находящее свое выражение в создании оазисной системы расселения, а также возникновение различных типов поселений. В частности, центрами оазисов были крупные поселения, имеющие цитадели, расположенные на мощных платформах, построенных из сырцового кирпича. В цитаделях находились монументальные дворцы правителей. Когда Средняя Азия частично вошла в состав Ахеменидской державы, Ахемениды столкнулись с ожесточенным противодействием мощного союза кочевых племен, которые в античных источниках называются массагетами. В конечном счете, основные области обитания кочевников остались независимыми, но главные оседлые оазисы вошли в состав державы Ахеменидов и были объединены в несколько сатрапий. Сатрапии выплачивали центральному правительству налоги и поставляли воинские контингенты, местная аристократия становилась посредником в проведении таких мероприятий. Это способствовало усилению социальной дифференциации и нарастанию классовых противоречий. Так, при восшествии на престол Дария I в 522 г. до н.э. восстания и сепаратистские движения охватили государство, в том числе и Среднюю Азию. Начиная с V в. до н.э. наступил период относительного спокойствия, развиваются города, из которых крупным центром становится Мараканда, столица Согда, располагавшаяся в долине Зеравшана (на месте современного Самарканда). Значительного развития достигают ремесла, налаживается регулярная международная торговля. Усиление связей с другими странами приводит к появлению иноземных традиций.
|