Социалистические идеи в украинской политической мысли первой половины XX в. отстаивали
а) Н. Костомаров и Т. Шевченко; б) М. Грушевский и В. Винниченко; в) В. Липинский и М. Драгоманов; г) Н. Михновский и Д. Донцов. 63. «Поучение детям» Владимира Мономаха – это выдающийся памятник политической мысли а) VII в.; б) XIV в.; в) XIX в.; г) XII в.
64. Главными проблемами политической мысли Киевской Руси были: а) равноправие Руси в отношениях с другими государствами и объединение русских земель для противостояния внешней угрозе; б) подписание Люблинской унии и объединение в единое славянское федеративное государство; в) принятие христианства и установление выборной системы государственной власти; г) провозглашение церковного суверенитета и реформа судебной системы на принципах христианской морали.
65. Согласно украинскому мыслителю XVI в. Христофору Филалету, справедливые отношения между монархом и подданными должны опираться на а) присягу подданных монарху и чёткое исполнение ими своих обязанностей; б) разделение властей на законодательную, исполнительную и федеративную ветви, и их функционирование под контролем парламента; в) общественный договор, в соответствии с которым подданные присягаются монарху выполнять свои обязанности, а монарх присягается подданным действовать согласно закону и уважать их права и свободы; г) теорию просвещённого монархизма.
66. Согласно Станиславу Ориховскому (XVI в.), государство – это а) равные между собой король, аристократический совет и народ. При этом, элементы общества связаны системой права и привилегий; б) реализация абсолютной монархической воли; в) пирамида, вершину которой занимает высокообразованная родовая аристократия; г) воплощение вечных идей, существующих вне какой-либо эмпирической реальности. 67. В «Слове про закон и благодать» митрополит Иларион наилучшей формой правления называет а) – аристократию; б) – монархию; в) – политию; г) – классократию.
Согласно Михаилу Драгоманову, государство а) – должно быть унитарным, с сильной централизованной властью, монархической формой правления; б) – предполагает, прежде всего, национальное единство составляющих его граждан, поэтому Украина должна добиваться полной государственной независимости; в) – путём децентрализации власти должно быть преобразовано в федерацию, формирующуюся из самоуправляющихся громад (общин); г) – эффективно функционирует лишь при смешении трёх основных форм правления – аристократии, монархии и демократии.
Согласно Вячеславу Липинскому, управление государственными и общественными делами в независимом украинском государстве должны осуществлять а) – избранные всенародно Гетман, Рада Старшин и Генеральная Рада; б) – Гетман (наследственный монарх) и аристократия (лучшие представители украинской нации, независимо от их социального происхождения); в) – лучшие представители трудящихся классов – хлеборобов и пролетариев; г) – представители инициативного меньшинства (национальной элиты), путём осуществления «творческого насилия» в отношении масс, направленного на интеграцию общенациональных интересов. 70. Теория просвещённого абсолютизма была создана а) – политическими мыслителями Киевской Руси; б) – Феофаном Прокоповичем; в) – Филиппом Орликом; г) – Аристотелем.
Наивысшая власть в казацко-гетманском государстве второй половины XVII в. объединяла черты а) монархии, аристократии и демократии б) аристократии, олигархии и демократии; в) демократии, монархии и охлократии; г)аристократии, монархии и олигархии.
Взгляды Феофана Прокоповича на суверенность государственной власти аналогичны взглядам а) – Жан-Жака Руссо; б) – Джона Локка; в) – Платона; г) – Томаса Гоббса;
73. Согласно Вячеславу Липинскому, нация – это а) – политическая общность, включающая в себя всех граждан государства; б) – этническое единство, характеризующееся общими: языком, ментальностью и традициями; в)– отжившее понятие. Если в прошлом историю творили передовые нации, то теперь в качестве коллективных субъектов истории выступают классы; г) – межгосударственная общность, основанная на единстве языка и вероисповедания.
|