Студопедия — Каргалов В.В. Свержение монголо-татарского ига. М.1973.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Каргалов В.В. Свержение монголо-татарского ига. М.1973.






Монголо-татарское нашествие на Северный Кавказ

Литература

В начале XIII в. в Центральной Азии произошли события, в значительной степени повлиявшие на ход исторического разви­тия в Азии и Европе. Здесь образовалось Монгольское государство, впоследствии ставшее огромной империей. Во главе стал Темучин (Тэмуджин) (около 1155 - 25 августа 1227 г.), избранный в 1206 г. на курултае (съезде) монгольских феодалов великим ханом Монголии. Ему присвоили имя Чингисхан (от тюркского «тенгиз» - океан, море). Это был мужчина высокого роста, с длинной огненно-рыжей бородой, властолюбивый, военно-одарённый, отважный и в то же время чрезвычайно жестокий. Суровыми мерами добивался он укре­пления и расширения своей власти. В области внутренней политики Чингисхан направлял свои усилия на централизацию управления вновь созданным государством: он разделил монгольские племена на военно-административные единицы, называвшиеся «тысячами», так как по требованию главы государства эти единицы должны были выставлять по одной тысяче конных воинов; создал десяти­тысячную гвардию, превратив её в основную силу для подавления всякого недовольства в государстве; из гвардейцев комплектовался также частично аппарат чиновников. В армии была введена жесто­чайшая дисциплина: за малейшее неповиновение или проявление трусости виновные карались смертью.

Относительно военного устройства Чингисхан определил, чтобы над каждыми десятью конниками находился один начальник, десятник, над десятью десятниками начальствовал сотник, над десятью сотниками - тысячник, а число войска, ему подчинённого, называлось тьмою; сторожевые отря­ды - караулами. Беглецы с поля боя (если только бегство не было всеобщим) все умерщвлялись; если из десятка один или несколько храбро бились, а остальные не следовали их примеру, то последние умерщвлялись; если из десятка один или несколько сдались в плен, а товарищи их не освободили, то последние также умерщвлялись Каждый воин должен был иметь лук, колчан, наполненный стре­лами, топор и верёвки, для того чтобы тащить осадные машины. Богатые сверх того имели кривые сабли, шлемы, брони и лошадей! также защищённых; некоторые изготавливали брони для себя и для лошадей из кожи, некоторые также вооружались копьями; щиты имели хворостяные.

Для стратегии и тактики Чингисхана были характерны тща­тельная разведка, стремление разбить врага по частям, внезапность нападения, устройство засад с использованием специальных отрядов для заманивания неприятеля, маневрирование крупными массами конницы. Иногда на запасных лошадях они сажали чучел, чтобы противнику казалось их явное численное преимущество. Обычно в лобовую атаку на неприятеля они высылали отряды из покорённых народов, фланговые же удары наносили отборные части монгольской конницы. Не являясь охотниками до рукопашных схваток, татаро-монголы старались сначала перебить и переранить как можно больше людей и лошадей противника стрелами и потом уже схватываться; в близком бою с ослабленным таким образом неприятелем. При осаде крепостей они разбивали стены машинами, бросая стрелы в осаждённых, и не переставали бить и биться ни днём, ни ночью, стараясь измотать противника, а сами давали отдельным частям I отдых, потому что один отряд сменял другой; бросали на крыши домов жир убитых людей и потом греческий огонь, который, смешанный с жиром, лучше горел; отводили реки от городов или, наоборот, наводняли последние, делали подкопы; наконец, огораживали свой стан, чтобы быть безопасными от стрельбы неприятелей, и долгой осадой принуждали последних к сдаче. При этом они старались сперва обещаниями склонить противника к сдаче, и когда тот соглашался, то говорили: «Выходите, чтобы по своему обычаю мы могли пересчитать вас», и когда все жители выходили из города, то спрашивали, кто между ними знает какое-нибудь ремесло, и тех сохраняли, остальных же убивали, кроме тех, которых выбирали в рабы, но при этом лучшие, родовитые люди не могли дождаться от них пощады. Повсюду безоружное сельское население сгонялось в большом количестве, чтобы использовать его при осаде: укреплённых городов; при штурме крепостей монголы гнали этих несчастных перед собой с тем, чтобы они принимали на себя первый град стрел и прокладывали дорогу для следующего за ними войска. Иногда им раздавали знамёна, чтобы обмануть противника видом многочисленного войска. Во время осады Ходжента число монго­лов составляло только 20 тысяч человек, а число пригнанных ими пленников - 50 тысяч. Мир заключали только с теми народами, которые соглашались признать их господство, потому что целью Чингисхана было покорение по возможности всех народов, что он завещал своим потомкам. Жители подчинённой страны обязаны были ходить с ними на войну по первому требованию, давать де­сятину от всего, от людей и от вещей, брали они также десятого отрока и девицу, которых отводили в свои кочевья и держали в рабстве, остальных жителей пересчитывали для сбора податей. Татары также требовали, чтобы князья подчинённых стран явля­лись по первому зову в Орду и привозили богатые подарки хану, его жёнам, тысячникам, сотникам, другими словами, всем, кто имел хоть какое-нибудь значение в монгольском обществе.

 

Историческая обстановка благоприятствовала завоевательным походам монгольских феодалов. Соседние с Монголией страны пере­живали период феодальной раздробленности, не могли объединить свои военные силы для отпора врагу. Сами же монгольские ханы имели сильное и хорошо вооружённое войско, воспринявшее мно­говековой военный опыт кочевых племён и умело использовавшее военные знания покорённых народов, а главное - было единым и сплочённым объединённым волей полководца и не исчезнувшими ещё родовыми связями.

Первые удары монгольские феодалы нанесли по народам Сибири, Китая, Средней Азии и Закавказья. В 1222 г. части монголо-татар­ского войска под командованием известных полководцев Джебе и Субедея, направленные ещё два года назад для преследования бе­жавшего из Средней Азии хорезмшаха Мухаммеда, пройдя огнём и мечом почти весь Северный Иран, откуда вышли на Кавказ, взяли ряд больших городов, разбили военные силы Грузии и с огромной добычей двинулись через Ширванское ущелье на Северный Кавказ, в земли аланов и кыпчаков. Соединённое войско аланов, «народа многочисленного», и половцев выступило против захватчиков. Первые столкновения не дали монголам перевеса. Тогда, верные своей так­тике «разделяй и властвуй», монгольские предводители Джебе (по прозвищу Стрела) и Субедей решили расколоть союз алан (осетин) и кыпчаков, подкупив последних. Они послали гонца к кыпчакам с предложением: «Мы и вы - один народ и из одного племени, аланы же нам чужие; мы заключим с вами договор, что не будем нападать друг на друга, и дадим вам столько золота и платья, сколько душа ваша пожелает, (только) предоставьте их (алан) нам». Это соблазнило половецких ханов - их душа всегда желала сокровищ. Они получили обещанное и ушли, оставив алан один на один с монголами. Войска Джебе и Субедея, получив численное превосходство, разбили алан и разграбили их страну. Затем они напали и на половцев, которые, «чувствуя себя в безопасности в силу заключённого между ними и (татарами) мира, разошлись». Застигнутые врасплох коварными монголами половцы бежали без боя, часть из них рассеялась, дру­гая - ушла за Днепр, третья - направилась к Дербенту Ширвана. Преследуя половцев, Джебе и Субедей овладели городом Судак на Крымском полуострове, убивая всякого, кого находили, и отобра­ли у кыпчаков вдвое больше того, что перед тем дали. Половцы, ушедшие на запад, просили о помощи своих сородичей и русских князей, убеждая их: «Нашу землю отняли сегодня, а вашу завтра возьмут, обороните нас! Если не поможете нам, мы ныне иссечены будем, а вы завтра иссечены будете!»

Мстислав Мстиславич Удалой, князь галицкий, выступил ини­циатором похода против захватчиков. Он предупреждал других князей, что если не помочь половцам, то они перейдут на сторону татаро-монгольских завоевателей и вместе с ними будут представ­лять огромную опасность для русских земель. Князь Мстислав га­лицкий так и заявил на совете: «Если мы, братья, не поможем им, то половцы передадутся татарам, и их сила будет больше». Князья решили встретить врага «в поле», за рубежами Русской земли. Во главе своих полков выступили в поход Мстислав Мстиславич галицкий, Мстислав Романович киевский, Мстислав Святославич черниговский и др. Перейдя Днепр, русское войско двинулось на восток. Передовой отряд татаро-монголов был разбит русским пол­ком во главе с галицким князем. Преследование врага длилось в течение восьми дней. Однако с самого начала похода выявилась слабость русского войска. Каждый князь придерживался своего собственного плана военных действий и мало считался с приказами «старейшего» киевского князя. Ещё до решительной битвы между князьями начались споры о дележе будущей добычи. Во время преследования дружины растянулись по степям, потеряв связь друг с другом. Воспользовавшись этим, опытные Джебе и Субедей ударили по русским и, «прежде чем они собрались вместе, успели перебить (множество) народу... в конце концов кыпчаки и урусы обратились в бегство». Сражение, состоявшееся 31 мая 1223 г., выявило все слабости и последствия феодальной раздробленности и закончилось полным разгромом русских и половецких отрядов.

В целом же первый поход татаро-монгольских войск на Северный Кавказ и в причерноморские степи носил разведывательный харак­тер и не привёл к покорению народов, там проживавших. Пограбив население, разрушив города и сёла региона, выведав военно-поли­тическую ситуацию, захватчики удалились в степи востока с тем, чтобы через некоторое время нанести ещё более сокрушительный удар по народам Европы.







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 718. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия