Студопедия — КРАТКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ. Аберрация – вульгаризация, искажение, отклонение, смещение
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КРАТКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ. Аберрация – вульгаризация, искажение, отклонение, смещение






Аберрация – вульгаризация, искажение, отклонение, смещение. Например, искажение смыслов, самой исторической реальности изучаемых эпох, достояния культур прошлого вследствие подмены мироощущений – отождествления сегодняшнего мировоззрения с мировоззрением предыдущих времен.

Абиотическое – то, природа и истоки чего кроются в косной, неживой материи.

Абсолют – то, что является пределом устремлений, но в действительности достигнуто быть не может по причине недостаточности, ущербности, несовершенства реальных средств; высший Идеал, Бог.

Абсолютная истина – это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания.

Автотрофы – биологические организмы, занимающие определенную нишу в иерархии трофических (питательных, пищевых) цепей. Свою жизнедеятельность обеспечивают посредством созданных в процессе эволюции способов преобразования лучистой энергии Солнца (реакции фотосинтеза).

Агностицизм – философское учение, утверждающее, что мир непознаваем, разум человека ограни­чен, и вне ощущений ничего знать не может (основные позиции изложены в философии Юма и Канта – XVII в.).

Аддитивность – свойство допустимости операции сложения без утраты качества, форма выражения сохраняемости количества в операции сложения; свойство величины (в общем случае – целого) быть равным сумме своих частей. Целое больше суммы своих частей – известное высказывание Аристотеля. Оно, однако, может быть меньшим суммы своих частей (например, литр воды и литр спирта, будучи соединенными вместе, дают только 1,8 литра смеси, а не 2 литра, как априори ожидается); точно так же два человека, решая некоторую задачу, нередко достигают больших результатов, чем если бы они работали порознь. Здесь свойство аддитивности и в том и в другом случае нарушено.

Акаузальный – находящийся вне причинных связей и зависимостей; происходящий, порождаемый или возникающий вследствие иных, непричинных механизмов и движений (например, в результате когерентного, синфазного возбуждения среды, инициирующего самоорганизацию, превращение хаоса в порядок); принципиально несовместимый с причинными отношениями, зависящий от чисто стохастических факторов; отрицающий причинность как таковую.

Аксессуар – то, что принадлежит кому либо, выполняя вспомогательную роль, подсобный предмет.

Аксиология – (от греч. аксиа ценность и логос – наука) философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Алармизм – сформировавшееся в XX в. экологическое мировоззрение, согласно которому человечество (точнее – современную цивилизацию) в недалеком будущем ждет гибель из –– за неразумной, чрезмерной эксплуатации природы, загрязнения окружающей человека среды техногенными отходами и частичного включения их в цепи питания, обменные циклы.

Альтернатива – конкурирующие точка зрения, версия, логическая линия доказательства, сценарий развития событий, направление или возможность совершения иного выбора, исключающего данный.

Альтруизм (от лат. alter – другой, иной) мировоззренческая позиция с присущим ей нравствен­ным принципом поведения, суть которого в способности жертвовать собой, своими интересами ради блага других и в том, чтобы бескорыстно служить другим людям. Противоположен эгоизму и
эгоцентризму.

Амбивалентность – полинаправленность («многовекторность») человеческой активности, множественная или, по меньшей мере, двойственная устремленность, совмещенность ориентаций, способов саморе­ализации различных по характеру, сущности; отсутствие твердой линии в характере поведения.

Аналитическая философия – направление современной философской мысли, развитое на Западе в первой половине XX в. и сводящее философию главным образом к языковым – логико-семантическим, логико-лингвистическим и другим подобным средствам познания как аналитической деятельности. Сочета­ясь с идеями экзистенциализма, неотомизма, претендуя на особый статус философии науки (сциентизм), и рассматривая анализ, т. е. свое корневое, сущностное начало, как «антиметафизику», демонстрирует подчеркнуто, но сугубо формально, свою антипозитивистскую направленность, чего в содержательном отношении в ней отметить нельзя по той причине, что сугубо языковая ее стезя исключает самую эту возможность, даже на уровне спекулятивного системосозидания, свойственного абсолютному идеализму (Ф. Брэдли, Б. Бозанкет), от которого А.ф. также отмежевалась. Наиболее яркие ее представители – Л. Витгенштейн, Р. Карнап, У. Куайн, Дж. Мур, Дж. Остин, А. Пап, Б. Рассел, Г. Райл (см.: Э. Геллнер. Слова и вещи. М., 1962). Во второй половине XX в. значимость А. ф. в пространстве развития философской мысли уменьшилась, а сами ее идеи стали, можно сказать, достоянием истории. Собственно «начало конца» А.ф. приходится на 30-е годы, когда членом Dенского кружка австрийским логиком Куртом Геделем были доказаны знаменитые теоремы, носящие его имя, утвердившие в научном познании т. н. «принцип несовершенства». На смену А. ф. пришла философия синтетизма, содержанием которой стала смыслообразующая деятельность субъекта (В.В.Налимов и др.). Она имеет основой архетип (императив) целостности и фигурирует в научном поле в синкретизме с системной методологией – системным подходом, системологией, системодинамикой, системогенетикой, общей теорией систем и синергетикой.

Аномия – одно из важнейших понятий современной социологии. Наряду с понятием аномического самоубийства в свое время введено в научный оборот французским социологом-позитивистом Эмилем Дюркгеймом. А. означает утрату исторически сформировавшегося облика, закономерно-устойчивой системы социально значимых черт человека, социальной позиции, общественного веса индивида, превращение его в простую статистическую единицу, в элемент масс. Приобретающие широкий характер деструктивные изменения, что происходят с личностью, есть чаще всего результат стагнационных, деградационных процессов в экономике, наступающих при внезапном обвальном ее кризисе, смене сложившегося уклада, исторически сформировавшегося способа общественного производства и соответствующего ему распределения производительных сил. Все это инициирует изменения в структуре живого труда, в распределении материальных и духовных благ и сопровождается ростом социальной депрессии, когда человек с любой сколько-нибудь значимой позиции может внезапно ска­титься до уровня люмпена, обезличенного существа «без имени, роду и племени». А. как массовое социальное явление получает простор для развития в периоды кризисных периодов и сопутствующих им трансформаций в обществе, когда рушатся прежние ценности и социальные роли и человек не находит в себе достаточного объема адаптивных способностей, чтобы противостоять деструктивным явлениям, захватывающим также и личность. Наибольший ущерб достается матрице ценностей, когда рвутся временные связи, во множестве возникают и начинают действовать дезориентационные факторы, в которых становится очень большим удельный вес стихийной сотавляющей. Во многом утрачивается обычно свойственное человеку, коренящееся в глубинах подсознания, чувство меры, и это говорит о том, что А. — затрагивающая глубочайшие слои координации социального бытия патология, социальная болезнь, «коды» которой находящиеся в подкорковой области мозга, на уровне бессознательно-ирра­ционального. Проявлением этого служит возрастание в обществе удельного веса депрессий, которые обычно сопровождаются повышенными склонностями и побуждениями к суицидам. Неуклонный рост депрессий, вызываемых аномией, носящей во многом торпидный, скрытый, латентный характер, а также другими стрессогенными причинами, высокой напряженностью жизни, безжалостностью общества к отчуждаемому от производственных отношений, от мира вещей, собственно человеческому (духовному) фактору, — такова одна из типичных особенностей жизни современного западного общества. Ее постоянный спутник — падение чувства социальной справедливости, социальных гарантий, социальной поддержки со стороны общества, что и влияет на понижение барьера жизнеспособности индивида, утрачивающего свое социально-ролевое кредо. Массовый характер принимает рост равнодушия людей ко всему, безразличное или даже отрицательное отношение к правовым, нравственным, эстетическим нормам и законам, к социальным, семейным обязанностям и гражданской ответственности. «А здесь все требует такого напряжения, даже любовь», — это говорит Моника Витти устами своей героини в фильме Микеланжело Антониони «Затмение» (1962). Не случайно на Западе, как массово преподносится в произведенных там фильмах, люди не любят друг друга (это было бы воистину по-человечески), а «за­нимаются любовью». Необходимо, однако, заметить, что не во всяком возрасте человек с одной и той же силой способен испытывать на себе аномизирующие влияния социального окружения, что (это обусловлено физиологической природой человека как антропоида) существуют точки возрастной шкалы человека, когда он в минимальной степени подвержен подобным деструктивным влияниям и расстройствам либо же, напротив, в максимальной степени способен им противостоять. Наиболее устойчив человек по отношению к деструктивным социальным воздействиям в возрастных точках 6 –– 7, 12 –– 13 лет, 22 –– 23 года, 37 лет и 59 –– 60 лет. Напротив, наиболее уязвим человек в 9 –– 10 лет (так называемый детский суицид), 16 –– 17 лет (феномены Ромео и Джульетты, «бедной Лизы»), 28 –– 29 лет (пик кризиса жизненных устремлений), 46 –– 47 лет (пик кризиса всей «напрасно прожитой» жизни, ревизии ее смыслов).

Антиномия – совместимость равно убедительных в логическом отношении двух доказательств чего-либо, двух взаимоисключающих высказываний о мире в целом или отдельных его областях или сферах.

Антитеза – понятие, суждение, утверждение, противоположное данному, высказанному; сопоставление, противопоставление понятий с противоположным содержанием, значением или смыслом.

Антитезис – высказывание, контрастно противопоставленное данному тезису.

Антиципация – предвосхищение, провиденциальное высказывание.

Антропный принцип – известен в «мягкой» и «жесткой» формулировках. Основная суть состоит в том, что Вселенная, входя в заключительной фазе своей эволюции в стационарный режим, стремится к самоосознанию себя, а потому, нуждаясь в рефлексии (самоотражении), создает человека, выполняющего эту функцию.

Антропогенный – порожденный или вызванный человеческой деятельностью; то, что имеет происхождением вмешательство человека в качестве преобразующей, изменяющей его суть силы.

Антропоиды – человекообразные обезьяны и все последующие, развившиеся из них существа (пи­текантроп, синантроп и другие архантропы), предшествовавшие появлению современного человека на эволюционной лестнице.

Антропоморфизм – присущее архаическим культурам наделение человеческими свойствами окру­жающих предметов живой и неживой природы –– гор, валунов, полей, лесов, растений, животных, мифических существ (богов, небожителей, чертей, домовых и пр.).

Антропосоциогенез – исторический процесс превращения человека как антропоса, биологического существа, в члена общества, носителя его основных, в первую очередь производственных, нравственных и эстетических отношений.

Антропоцентризм – мировоззрение, в основе которого формируется и развивается представление о том, что человек есть центр Вселенной. Христианство, равно как и магометанство (ислам), в противовес буддизму, – религия антропоцентрическая.

Апологет – деятель, подчиняющий все свои усилия, умственные способности, знания и умения главным образом тому, чтобы оправдать некую идею, доктрину, установку, позицию, концепцию, образ жизни, род деятельности, политическую партию или систему и т. п.

Апостериори – на основе опытных данных, эмпирически обусловленно, в опоре на совокупность реальных прошедших событий, на базе экспериментально проверенных фактов.

Априори – до опыта; независимо от опыта; сугубо умозрительно; способом выдвижения аргументации, построенной на чисто логических соображениях.

Архантропы – человекообразные существа, занимающие между обезьяной и человеком на шкале развития последовательно, исторически заполняемые промежуточные позиции.

Архетип (от греч. arche – начало и typos – образец) интегральное, обобщенное выражение, означающее прообраз, прототип, средний тип как результат напластований. Первоначально в биологии, затем в лингвистике служил некой маточной формой, «общим местом» в ряду однородных форм и элементов. Нап­ример, использован Р. Оуэном (1847) в теоретическом описании строения скелета всех позвоночных живо­тных. Им был создан отвлеченный образ, соответствующий первоначальному (идеальному) типу скелета, не реализованного, однако, ни у вымерших, ни у ныне живущих видов. Таким же образом, статистическим наложением различных иконографических изображений с выведением облика по усредненному контуру овала лица, был получен обобщенный образ Иисуса Христа. Он оказался очень похожим на древнегречес­кие изображения Аполлона. В теории «коллективного бессознательного», созданной представителями швейцарской школы психоаналитиков К. Г. Юнгом, З. Фрейдом и др., А. есть множество генетически закрепленных в подсознании прообразов, всплывающих в корковую область, как они полагают, в снах, когда че­ловек отключает сознание, отдыхая от дневных впечатлений («свято место пусто не бывает»). По их представлениям, это в сущности иррациональный, эволюционно отложенный в бессознательном, в более глубоких слоях мозга (в т. ч. в т. н. коллективном бессознательном– в общественном сознании) древний комплекс, оказывающий существенное структурообразующее влияние на рационально выстраиваемую деятельность человека, вообще– на всю человеческую практику (искусство, литература, творческий поиск в других областях и пр.). В современной методологии науки все более принимает обобщенное значение и расширительное толкование (например: А. полноты, который самодовлеющим образом формировал нормати­вы познания вплоть до появления в начале
30-х гг. XX в. известных теорем Гёделя о неполноте; А. цело­стности, доминирующий в теории познания, во всей человеческой практике с самого начала «пост­гёделевской эпохи», каковая, по выражению В. В. Налимова, крупнейшего современного мыслителя, философа, автора оригинальной концепции в теории смыслоорганизующей и смыслосозидающей деятельности человека, изначально символизирует водораздел времен и означает переход к новому канону, или идеалу познания, в формах системного подхода, системного анализа, системной эпистемологии вообще).

Атавизм – проявление у биологических и социальных организмов свойств и признаков, характерных для их далеких предков; пережиток.

Атрибут – неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может существовать, присущий объекту качественный признак. Например, атрибут материи – движение.

Атрибутивная теория информации – берет за основу определение информации как ограничен­ного разнообразия, присущего всем видам и формам структур объективного мира, включая и структуры, отраженные субъектом в познавательном процессе

Аттрактор (однокоренные слова – тракт, трактир, трактор, аттракцион, аттрактанты и др.) – сток; область притяжения траекторий, полевой или дискретной субстанции в фазовом или ином другом прост­ранстве, где возможна самоорганизация дисперсных масс. Пример: перераспределение железных опилок в поле действия магнита с ориентацией их на полюса. Аттракторы –– структуры –– те реальные формирования объективного мира, которые обладают набором оптимальных характеристик и к обретению устройства которых стремятся структуры менее совершенные, не выдерживающие давления со стороны среды в конкуренции с другими, себе подобными.

Бинарная оппозиция – связка двух явлений или понятий, сородственных друг другу, т. е. связанных общим сродством, измеримых одной и той же мерой: внешнее и внутреннее, часть и целое, необхо­димое и случайное, сущность и явление, субъект и объект и т. п. В марксистской философии фигурирует се­мантический его эквивалент – раздвоенное единство. Принцип раздвоения единого и познания проти­воречивых сторон важнейший в этой философской системе. Здесь он, можно сказать, фундаментален.

Биогеоценоз – определенным образом организованное сообщество живых организмов разных видов вместе с неорганическими, косными включениями, образующее единый суперорганизм с вполне отла­женными эволюционно-трофическими связями и закономерностями обмена со средой, неравновесно ус­тойчиво существующее и функционирующее в локальных земных условиях. Основная структурная субъединица земной биосферы.

Биосфера – область, занимаемая активными формами жизни, включающая гидросферу (подвод­ный мир обитания живых существ), верхнюю часть литосферы (почвенное и частично подпочвенное пространство) и нижнюю часть атмосферы.

Биоценоз – сообщество биологически активных форм; связанная едиными условиями существования совокупность растительных и животных организмов разных видов, заселяющих данную область земной поверхности, водоема, крон деревьев (к примеру, сельва Амазонки) и представляющих собой единый сложный организм с хорошо отлаженными самоорганизационно устанавливаемыми адаптивными регуляторами.

Бифуркация – в современной теории структурогенеза, неравновесных процессов, динамического хаоса акт спонтанного, внешне ничем не детерминированного, а потому непредсказуемого разделения надвое изначально однородного материала, процесса, хода течения событий. Сам акт этого процесса может порождать множество дроблений, отдельных ветвей. Тогда он называется полифуркацией.

Борьба – взаимное отрицание различных сторон вещи, явления, активное противодействие друг другу членов оппозиции.

Бытие – единство объективной и субъективной реальностей.

Валидность – свойство научных данных (методов, способов получения результатов, выводов, аргументов), состоящее в их самореферентности – надежности, достоверности, представительности, а тем самым в высокой степени их разрешающей возможности, значительной объективной ценности.

Верификация – процесс или процедура проверки истинности утверждений посредством привлечения полученных апостериори опытных данных, с целью подтверждения или опровержения сложившихся представлений, концептуальных положений, сформированных научных позиций, теоретических (априор­ных) конструктов и выводов, ранее полученных в той или иной системе логической аргументации.

Вероятность – мера объективной возможности наступления некото –– рого события в определенных, могущих повторяться неограниченное число раз, условиях.

Вещь – философская категория, обозначающая некий элемент бытия, предмет, объект познания или фрагмент объективной реальности, существующий в действительности безотносительно к субъекту и обладающий определенными свойствами.

Виртуальный – возможный, могущий осуществиться, материализоваться, стать реальностью, но пребывающий в неких эфемерных, короткоживущих формах.

Возможность философская категория, отражающая то, что может появиться, статься, сотвори­ться при определенных условиях.

Возможность и действительность – категории философии, выражающие одну из важнейших сторон объективного закономерного процесса развития. В процессе своего развития новое не сразу утверждает себя в действительности. Оно выступает сначала лишь как возможность.

Волюнтаризм – деятельность, не считающаяся (и не сочетающаяся)
с действительными, подлинными условиями и обстоятельствами реальной жизни, с объективными экономическими законами и естественно складывающимися тенденциями общественного бытия. Понятие В. используют в характеристике стиля и способов деятельности отдельных политических лидеров. Разновидности В.: нещадная по отношению к человеку –– гражданину сталинская кадровая политика, по существу зиждущаяся на принципе: «Закон – это Я» (слегка трансформированная форма установки Людовика XIV: «Государство – это Я»); хрущевский произвол в словах, делах и поступках, подрывающих уважение к стране со стороны зарубежных партнеров, искажающих ее облик в глазах мирового общественного мнения; брежневско-горбачевское попустительство деструктивной деятельности неподконтрольных народу партийных вельмож «на местах» и т. п.

Воля – способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществ­ления. Специфический акт, не сводимый к сознанию и деятельности как таковой. Осуществляя волевое дей­ствие, человек противостоит власти непосредственно испытываемых потребностей, импульсивных же­ланий: для волевого акта характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен», осознание ценностной характеристики цели действия. Волевое поведение включает принятие решения, часто сопровождающееся борьбой мотивов (акт выбора), и его реализацию.

Восприятие – процесс отражения действительности в форме чувственного образа объекта. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства, качества предмета, восприятие является отражением предмета в целом как совокупности и взаимосвязи свойств при непосредственном воздействии объекта на органы чувств.

Время – философская категория, отражающая всеобщие свойства материальных явлений: 1) появляться или исчезать раньше или позже других; 2) длиться, существовать больше или меньше других. Время не существует само по себе, вне материальных изменений; также невозможно существование материальных систем и процессов, не обладающих длительностью, не изменяющихся от прошлого к будущему. Время и пространство неразрывно связаны между собой, их единство проявляется в движении и развитии материи. Однако, в отличие от пространства, время одномерно: «течет» из прошлого через настоящее в будущее. В современной науке и философии, в частности в синергетике, развито представление о том, что настоящее «овременивается» будущим, т. е. будущее способно влиять на настоящее. Известен также «эффект Эди­па», суть которого в том, что знание будущего изменяет само будущее. Новая теория времени в учении о происхождении Вселенной, в космологии, построена лауреатом Нобелевской премии И. Пригожиным. Согласно его воззрениям, видимый мир, физическая Вселенная, возникла не в результате Большого Взрыва, после которого стала стремительно расширяться (гипотеза Леметра-Гамова), а как результат флуктуации (возмущения) вакуума. В итоге она фазовым образом переходит из одного неравновесно –– устойчивого состояния в другое, подолгу задерживаясь в каждом из них, прежде чем исчерпает его энергетические, «су­ществовательные» возможности. Категория времени относится к ряду сложнейших в науке и философии, его сущность и поныне не вполне выяснена. Как отметил некогда Августин Блаженный, понимание вре­мени на бытовом уровне не вызывает затруднений, но они начинаются тотчас же, когда возникает необ­ходимость осмысления феномена времени вообще, как такового, понимаемого в качестве атрибута мира в целом. Такое утверждение можно было бы с полным основанием высказать и сегодня. До недавнего времени были известны четыре сложившиеся в истории культуры концепции времени (Ю. Б. Молчанов, 1977), И. Пригожин создатель пятой концепции.

Гармония – состояние многого как единого целого, характеризующее слаженность членов сложных совокупностей, ансамблей, коллективов, участников единого действия в некотором данном фиксированном отношении. Г. есть приведенные к одному и тому же единству различия, противоречия или ограниченное до некоего узлового значения разнообразие в структурной организации объекта: внутренне непротиворечивое в гармонизации не нуждается. Гармония весьма чувствительна к «эффекту мелочей»: даже малая деталь может ее нарушить, либо, напротив, восстановить, если совершается опытной рукой мастера. Г. есть противоположность дисгармонии. Частные случаи и проявления Г.: норма систем и подсистем организма как противоположность патологии, симфония как противоположность какофонии, синхронность движений как противоположность движениям асинхронным, резонансу. В музыке есть теория Г. учение о полифоническом звучании, о правильном, благозвучном соединении и сочетании звуков, различающихся тональностью, длительностью, высотой, силой, тембром, громкостью, специфической «окраской» и т. п.

Генотип – наследственная основа биологического организма, полный набор его генов.

Генофонд – совокупность всех генов, имеющихся у биологических особей данной популяции.

Геноцид – истребление отдельных групп населения или всего населения данной страны в целом по расовым, религиозным, этническим или к.-либо иным признакам.

Герметизм – совокупность древних учений с сакральным, религиозно-мистическим содержанием, закрытых для непосвященных, доступных лишь знати, членам различных каст, древней аристократии. Непосредственно связан с мистериями, чрезвычайно популярными в древнем мире (см. «Золотой осел» Апулея, где описан их типичный образец). Служили носителями идеологического содержания и обслуживали своего рода институты посвящения некоторых общественных слоев, тщательно и особо предуготованных (неофитов) для постиже­ния сокровенных тайн этих доктрин. Производное от имени Гермеса Трисмегиста (Триждывеличайшего), чьи наставления, подобно высеченным на гранитной доске заповедям Моисея, были запечатлены на Изумрудной скрижали (Tabula Smaragdina). Эти учения в свое время претендовали на то, чтобы образовать мощное религиозное учение, но были побеждены христианством, каноны которого, сведенные в единый Текст (Библия), стали хорошо доступными для усвоения, а потому в своих основаниях, нравственных принципах, выразивших накопленный архаическими обществами житейский опыт и здравый смысл, оказались более приемлемыми для простых людей. А именно простые люди, массы, народы в конце концов и предрешают перспективы жизненности и судьбу религиозных доктрин. Впоследствии, уже в новое время, сменившее эпоху Средневековья, Г. выродился в тайные учения, служившие основой различного рода закрытых ре­ли­гиозно-мистических обществ тамплиеров, розенкрейцеров, впоследствии «вольных каменщиков» (масонов), иллюмиинатов. Во многом служил пи­тательной основой развивавшейся в XIV – XIX вв. т. н. «параллельной гуманитаристики», основной тезис ко­торой – «Магия есть основа мира». Значительная часть его идей была также преобразована и поглощена франкмасонством (бытующий в народном обиходе термин фармазон означает, вероятно, не жителя острова Тайвань с прежним названием Формоза, а искаженное франкмасон; во времена Пьера Безухова оно имело нарицательный смысл, будучи атрибутом грубой, табуированной лексики, словом почти ругательным).

Гетерогенность – разнородность в строении или происхождении,
в потоке возникновений.

Гетеротрофность – разнородность в составе пищевых цепей у данной популяции или вида. Свойственна некоторым видам растений, всем животным, включая и человека, которые в качестве источников питания используют разнообразные готовые вещества, накопленные другими живыми организмами.

Гёделя теоремы – доказанные в начале 30-х годов XX в. австрийским логиком, членом «Венского кружка» Куртом Гёделем утверждения о принципиальной неполноте всякой формализованной теории, т. е. теории, построенной на утверждениях, принимаемых изначально без доказательства аксиомах. Одно из важнейших в методологическом отношении следствий этих теорем т. н. «принцип несовершенства», кото­рый в наиболее простой своей формулировке гласит: «Всякая фундаментальная теория несовершенна: она либо противоречива, либо недостаточна для решения всех возникающих в ней проблем». Разрешительные, эвристические возможности формализованной теории, количество ее следствий, определенность ее выводов обратно пропорциональны числу наличествующих в ней аксиом. Никакая сколько-нибудь формализованная (т. е. зиждущаяся на логике) теория не может обойтись без аксиом. Даже такая, казалось бы, неформализованная теория, как марксизм, в основе которого лежит материалистическая диалектика, по утверждению Ф. Энгельса, имеет в своем основании одно принятое без доказательства утверждение, по существу являющееся аксиомой: материя существует объективно. В догёделевские времена и науке, и мировоззрению были свойственны стремления к исчерпанности и завершенности представлений в создании картины мира, к полноте в построении различных теорий. Императив (архетип) полноты имел тогда самодовлеющее значение и служил эпистемологическим идеалом. В постгёделевские времена, когда стало ясно, что этот идеал реально недостижим, постепенно начала происходить смена ориентаций познания и практики на императив (архетип) целостности, ставший основой системных взглядов познающего и преобразующего мир субъекта. Вообще– основой творческих, системно организовываемых его устремлений безотносительно к профильности, содержанию и характеру практики. Такой род практики означает параллельное ведение дел исходя из поля гипотез, организацию ее в форме ансамбля сосуществующих альтернатив (см. Пространство), нелинейность переходов к новому качеству и т. п. В предыдущей же практике познания упор делался на логику, на линейные дедуктивные цепочки необходимостей. Шерлок Холмс яркийпамятник и символ той эпохи.

Глобальные проблемы современности – совокупность жизненно важных проблем человечества, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс. В современную эпоху: 1) предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды: атмосферы, мирового океана, почвы и т. д.; 2) предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов; 3) преодоление возрастающего разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путем ликвидации отсталости последних, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; 4) обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами как возобновимыми, так и невозобновимыми, включая продовольствие, промышленное сырье и источники энергии; 5) предотвращение непосредственных и отдаленных негативных последствий НТР в воздействии на ойкумену в целом; 6) прекращение стремительного роста населения в развивающихся странах и устранение опасности депопуляции в странах развитых; 7) устранение источников и причин массовых эпидемий среди людей (грипп, лихорадка Эбола вирусный гепатит, СПИД и пр.) и животных (ящур, сибирская язва и пр.), решение проблемы образования и воспитания человечества в планетарном масштабе, формирование единого планетарного общества и т. д.

Гносеология (или теория познания) – философское учение об источниках познания и формах, в которых процесс познания совершается. Исходным пунктом гносеологии является решение основного вопроса философии материалистическое (вне нас и независимо от нас существуют предметы, вещи, тела, а наши ощущения суть образы, отражения внешнего мира) или идеалистическое: 1) «объектный» идеализм Платона и Гегеля: познание является отражением некой мистической идеи; 2) субъективный идеализм Беркли: мир создается в процессе восприятия, так как все воспринимаемые предметы суть «комплексы ощущений»; 3) агностицизм Д. Юма и И. Канта: отрицает в принципе возможность познания мира.

Гомеостат – механизм саморегуляции самоорганизующихся систем, основанный на принципе обратной связи; обеспечивает неравновесную устойчивость функционирования системы.

Гомогенность – однородность, однотипность, внутренняя неразличимость.

Гомология – генетически предопределенное, внутренне связанное, закономерно обусловленное подобие или сходство структур, функций, процессов, рядов событий. Отличается от аналогии – условного сходства, сравнительно случайного, внешнего.

Государство – политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством созданного в ней (государственного) механизма управление делами общест­ва и суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок; организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории.

Движение – способ существования материи. Ф. Энгельс в одном месте определяет движение, как результат взаимодействия материальных систем,
в другом – как изменение вообще. Материя без движения также немыслима, как движение без материи. Источник Д. находится в самой материи и является противоречием — совокупностью процессов образования и разрушения. Изменение происходит по схеме: 1) Что движется? 2) Почему движется? 3) Каков результат движения? В диалектическом отношении особое значение имеют те Д., которые непосредственно заключают в себе собственный источник и потому носят названия самодвижения, саморазвития, самоформирования, самоорганизации, самовоспроизводства, само­гармонизации и т. п. – в зависимости от специфики претерпеваемых объектом превращений и изменений.

Действительность – философская категория, отражающая то, что есть, что реализовалось, появилось, сотворилось, сталось и т. п.; совокупность тех явлений, которые уже есть, самоактуализировались.

Депрессия социальная – состояние общества, наступающее вследствие тотального экономического кризиса, обусловленного тем, что один экономический уклад или доминирующий тип производительных сил и производственных отношений исторически изжил себя и обречен, но не сошел еще со сцены. А второй, более прогрессивный, идущий ему на смену, еще не вполне сформировался и не нарастил необходимых производительных сил и не создал соответствующих производственных отношений. Неизбежно сопровождается социальной аномией. Примеры: Великая Депрессия на Западе 29–30-х гг. XX в.; кризис в странах социализма начала 90-х, сопровождавшийся разрушением СССР и исчезновением его с арены истории.

Деструктивный – разрушительный, сопровождающийся распадом структурных отношений, орга­низационных связей, функциональных зависимостей.

Детерминизм – философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Во второй половине XX в. в науке и философии стал окончательно ясен ограниченный характер детерминизма в познании природы вещей, необходимость участия в этом процессе стохастического фактора, включающего случайное, статистическое начала. Д. как «жесткий» язык познания с необходимостью должен рассматриваться во взаимосвязи с «мягкими» языками, средствами нечеткой логики, что делает создаваемые картины мира более адекватными.

Диалектика – учение о наиболее общих, закономерных







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 508. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия