Развитие политической науки в Республике Беларусь.
Категории В обобщённой форме отражают наиболее существенные закономерные связи и отношения реальной действительности. Ключевая категория – полит власть. Специфика всех других категорий состоит в том, что они раскрывают различные стороны и отношения полит власти. (полит отношения, П-деятельность, П-система, П-партия и т.д.) Закономерностями политологии являются наиболее существенные и устойчивые тенденции развития использования полит власти. Эти закономерности делятся на 3 группы: 1. Политико-экономические, отражающие соотношение между экономическим базисом общества и полит властью. 2. Политико-социальные, характеризуют развитие полит власти как особой соц системы со своей внутренней логикой и структурой. 3. Политико-психологические, они отражают комплекс существующих связей и отношений между личностью и властью.
Развитие политической науки в Республике Беларусь.
Поскольку становление государственности независимой Беларуси является ключевым фактором развития политического знания, в ходе реализации проекта БРФФИ «Динамика и перспективы развития политической науки как направления фундаментальных исследований в Республике Беларусь» были выделены следующие этапы институционализации политической науки в стране: 1) становление белорусской политологии как учебной дисциплины в начальный период суверенной государственности Республики Беларусь; 2) развитие политологии как научной дисциплины в период развития белорусской государственности; 3) формирование политического знания, ориентированного на практическое использование, отвечающее запросам развития и укрепления системы государственного управления Республики Беларусь, создания эффективного государства. Между этапами развития белорусской государственности (первоначальное развитие государства в рамках парламентской формы правления в начале 90-х годов; введение поста Президента Республики Беларусь; развитие и укрепление системы государственного управления, формирование эффективного государства) и институционализацией политологии существует корреляция. Таким образом, можно выделить три этапа становления белорусской политологии: 1) как учебной дисциплины (теоретико-дидактический этап; 1991–1994 годы); 2) как научной дисциплины (1995–2003 годы); 3) формирование политического знания, ориентированного на практическое использование (2004 – по настоящее время).
5. Полит идеи античности и средневековья Становление и развитие полит. мысли в Др. мире идёт параллельно с развитием гос-ва. Там где государственность достигает наиболее развитых форм, возникают и многочисл. полит. теории. Это хар-но для древней Греции. Образцами развития полит. мысли того времени могут служить известные полит. теории Платона и Аристотеля. Платон создал целостную систему философск. идеализма, в кот. органически вписалась теория идеального государства, изложенная им в трудах ''Государство'' и ''Законы''. Прослеживая полит. эволюцию человека, Платон обращает внимание на то, что полит. изменения в конечном счёте – это результат изменения образа жизни людей, особенно в способах добывания средств к сущ-нию, поэтому он считает в принципе возможным и необходимым переустройство общества на разумных началах, согласно его замыслу, жители идеального государства, должны быть распределены на 3 сословия: Философы, воины, трудящиеся. Правящая власть у философов, ибо они способны при осуществлении власти руководствоваться разумно понятыми общими интересами общ-ва, так как частная собственность и семья порождает в людях эгоизм и вредят общему делу, философы д. быть лишены семьи и жить замкнутыми группами, внутри кот. все равны а имущество общее. На воинов возлаг. приведение в жизнь реш. философов и охрана установл. порядка. В низшем слое общества (земледельцев и ремесленников) предполагалось сохранить индивидуальную собственность. Общей целью государства Платон провозглашал не приобретение мат. благ, а заботу о моральном совершенствовании, достигаемом благодаря развитию науки. Аристотель (384 - 322) исследовал полит устройство 158 известных ему государств. Результаты этого исследования изложены в труда – ''Политика''. Здесь он в частности объяснил происхожд. гос-ва. В его основе лежат природные причины, так естественная потребность чел-ка в общении побуждает его созд. семью, потом общину, и наконец гос-во. В зависимости от цели, кот. ставят властители, Аристотель различает правильное и неправильное гос. устройство. Неправильное – это при кот. преследуются корыстные цели правителей, правильное – преследуется общее благо, незав-мо от того правит один или многие. Наилучшей формой правления Аристотель считал ту, при кот. правит больш-во, но оно д. подчиняться з-ну. Если же этого не происх., и решающее знач. имеет постановл. народного собрания, то народ легко м. стать деспотом и рано или поздно нападёт на власть демагогов и льстецов. Они управляют народом как хотят, подчиняют его своей власти. Власть народа, основ. на з-не Аристотель называл политией. Такая форма сущ. там, где велик слой зажиточн. граждан. Пытается формулир. з-ны полит. жизни, знание кот. поможет людям в установл. прочной и справедливой власти. Он активист и верит в то, что гос-во создаётся не ради того, чтобы жить, а преимущественно чтобы жить счастливо. Средневек. полит. мысль отходит от этого вывода, все её конкр. проявл. сосредот. вокруг вопроса о взаимоотнош. власти короля и власти папы. При этом все мыслители исходят из того, что всякая гос власть установл. богом. Отсюда и происх. термина теократия – власть Бога. Фома Аквинский считал, что светской власти короля принадл. лишь тела людей, но не их души. Над душами властвует церковь и римский папа – наместник Христа, кот. д. подчиняться все государи. На сколько Бог выше человека, настолько всякая духовная власть церкви выше власти земного государя.
|