Понятие, сущность и уровни политического сознания.
Полит. сознание и полит. культура играют важн. роль в полит. системе общества, регулируют общ. отношения и действия. Полит. сознание общества – это одна из форм общ. сознания, система идей, взглядов, представлений, норм, чувств, выраж. отношение людей к полит. действительности и возникающих в процессе полит. деятельности. Полит. сознание общества формир. под воздействием всей системы полит. жизни, полит. практики, полит. отношений, и характер его опред. соц, экон., нац., и другими факторами. Будучи отражением действит-ти полит. сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие полит. процессов, поэтому решая вопросы управления обществом той или иной сферы важно учитывать состояние полит. системы общества, а также сознание отд. классов, отд. групп и т.д. Полит. сознание классифиц. по сферам функцион. уровням, типам, направлениям. По сферам функционир-я полит. сознание включ.: - полит. психологию - полит. идеологию - полит. культуру По уровням разл.: - обыденное - теоретич. По типам разл.: - групповое - массовое - общечеловеческое По направлениям: - консервативное - реформистское - революционное и т.д. Бывают также тоталит., автор., либер. и демокр. сознание. Обыденное полит. сознание – такой уровень, кот. формируется в процессе будничн., практич деятельности. Оно включ. личное мироощущение и нормы полит. поведения ч-ка, его убеждения, привычки, настроения и т.д. Обыденное сознание оказывает воздействие на ход полит. жизни (митинги, протест, несанкц. действия). Теоретич. полит. сознание – более высокий уровень, это совокупность идей, взглядов, учений, возн. на основе научн. исследов. полит. отнош., выявления их закономерности. Групповое полит. сознание – этот такой тип, кот. связан с деятельностью разл. соц. групп. Оно первоначально оформл. и стихийно на уровне обыденного сознания, а затем переходит на уровень теор. сознания => роль массового полит. сознания возрастает. Массовое полит. сознание – тип, сочит. как обыд. так и теор. тип – это широкая совокупность обыд. и теор. идей, представлений, иллюзий, чувств, настроений, отраж. все стороны полит. жизни общества. Оно может быть богатым и бедным, либер. и авторит., доминир. и перифирийным. В зависимости от того, какое сознание преобладает в обществе, так строится и жизнедеятельность. Так развитое полит. сознание предпол. ориентир. на констит. способы решения проблем, а неразвитое – силовое решение, полит. экстримизм.
43. Политическая элита: понятие и типы. Теории элит. Термин "элита" происходит от французского слова elite – что означает лучший, отборный, избранный, "избранные люди". В политологии элитой именуются лица, которые получили наивысший индекс в области их деятельности. Равнозначные понятия понятию "элита" – "правящая верхушка", "правящий слой", "правящие круги". В своем первоначальном, этимологическом значении понятие элиты не содержит в себе ничего антигуманного или антидемократического и широко распространено в повседневном языке. Так, например, нередко говорят об элитном кофе, элитных животных и растениях, о спортивной элите и т.п. Очевидно, что в человеческом обществе существуют естественные и социальные различия между людьми, которые обусловливают их неодинаковые способности к управлению и влияние на политические и общественные процессы, и это дает основания ставить вопрос о политической элите как носителе наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств. Элиты присущи всем обществам, ее существование обусловлено действием следующими факторами: 1. психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике; 2. законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как условия его эффективности; 3. высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием; 4. широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий. Известно, что политико-управленческий труд прямо связан с распределением ценностей и ресурсов; 5. практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля, за политическими руководителями; 6. политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых обычно лежат вне сферы политики. Все эти и другие факторы обуславливают элитарность общества. Сама политическая элита внутренне дифференцирована. Она делиться: 1. на правящую, которая непосредственно обладает государственной властью, т.е. – это политическая элита власти, 2. оппозиционную (т.е. контрэлиту), на высшую, которая принимает значимые для всего государства решения, 3. среднюю, которая выступает барометром общественного мнения (включающая около 5% населения), 4. административную – это служащие-управленцы (бюрократия), 5. а также различают политические элиты в партиях, классах и т.д. Но разграничение политических элит не значит, что они не взаимно влияют и не взаимодействуют друг с другом. Теории элит: 1. Внимание Макиавелли сосредоточено на динамическом развитии политических отношений, его особенно привлекают резкие изменения в движении государственных форм, политические перевороты. Он рассматривает государство, как результат взаимодействия различных социальных сил. Позже он констатирует, что определяющим в ходе исторического процесса являются не субъективные желания и представления людей, пусть даже стоящих у руля государственного правления, а "…воздействие объективных исторических законов, влияние «действительного хода вещей» 2. Более поздним представителем теории элиты был Гаэтано Моска (1854—1941). Он анализировал политическое господство на основе организационного подхода. «…согласованно и единообразно действующие люди победят тысячу человек, между которыми нет согласия…». Доступ в политический класс предполагает наличие особых качеств и способностей. Например, в первобытном обществе ценилась военная доблесть и отвага, позже деньги и богатства. Но самым важным критерием для отбора в элиту является способность управлять, наличие знаний о ментальности народа, его национального характера. Г. Моска приводил три способа обновления элиты: наследование, выборы или кооптация (пополнение состава какого-либо органа недостающими работниками без проведения новых выборов, волевое введение новых членов). 3. Вильфредо Парето (1848—1923) придерживался несколько других взглядов в вопросе формирования и обоснования теории элиты. Он говорит о круговороте элит, об их постоянной смене. В. Парето называет историю кладбищем элит, то есть привилегированных меньшинств, которые борются, приходят к власти, пользуются этой властью, приходят в упадок и заменяются другими меньшинствами. Элиты имеют тенденцию к упадку, а «неэлиты» в свою очередь способны создать достойных приемников элитарным элементам. Ведь зачастую дети элиты могут не обладать всеми выдающимися качествами родителей. Необходимость постоянной замены и циркуляции элит обуславливается тем, что прежние элиты теряют энергию, ту, которая помогла им когда-то завоевать место под солнцем.
|