Студопедия — ЕСЛИ ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА ...
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЕСЛИ ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА ...






§ 101. Если кто-нибудь украдет виноградную лозу, или побег

винограда, или плодовое дерево, или лук, прежде обычно давали за 1 лозу винограда 1 сикль серебра, за 1 побег винограда 1 сикль

серебра, за 1 плодовое дерево — 1 сикль серебра, за 1 связку лука

1 сикль серебра, и они ударяли его... копьем во дворце71. Прежде

так делали. Теперь же, если он — свободный человек, то он должен дать 6 сиклей серебра, а если он — раб, то он должен дать 3 сикля серебра.

§ 102. Если кто-нибудь украдет лес из пруда, то если это

1 талант леса, он должен дать 3 сикля серебра; если это 2 таланта

леса, он должен дать 6 сиклей серебра; если это 3 таланта леса,

то это дело решается судом царя.

§ 103. Если кто-нибудь украдет недавно посаженное растение,

то если это 1 гипессар посадок, он должен снова засадить его и

дать 1 сикль серебра. Если это 2 гипессара посадок, то он должен

засадить их и дать 2 сикля серебра.

§ 104. Если кто-нибудь срубит виноград и горную яблоню или

... дерево, то он должен дать... сиклей серебра. И он отвечает

своим домом.

§ 105. Если кто-нибудь огонь зажжет, и огонь перейдет на

плодовый сад, и если сгорят виноградники, яблони, горные яблони и... деревья, то за каждое дерево он должен дать 6 сиклей серебра.

То, что было посажено, он снова должен посадить, и он отвечает

своим домом, деньги он должен отправить. Если же это — раб, то он должен дать 3 сикля серебра.

§ 106. Если кто-нибудь разожжет огонь у себя на поле, и

огонь перейдет на созревшее поле, и он подожжет поле другого, то

тот, кто подожжет, должен взять себе сожженное поле, а хозяину

этого поля он должен дать хорошее поле, и тот должен снять с него

урожай.

§ 107. Если кто-нибудь пустит своих овец в возделываемый

виноградник, и те его опустошат, то если это плодоносящий

виноградник, он должен дать 10 сиклей серебра за каждые ику, если же это пустой виноградник, он должен дать 3 сикля серебра.

§ 108. Если кто-нибудь украдет виноградные лозы из

огороженного виноградника, то если в нем 100 деревьев, он должен дать 10 сиклей серебра. И их деньги в дом его он должен отправить. Если же виноградник не огорожен, а он украдет виноградные лозы, то он должен дать 3 сикля серебра.

§ 109. Если кто-нибудь отделит от канала орошаемый им

плодовый сад, то если в нем 100 деревьев, он должен дать 6 сиклей

серебра.

§ 110. Если кто-нибудь украдет известку из ямы, то сколько

он украдет, столько он должен дать ему сверх того, что он вернет

украденное.

§ 111. Если кто-нибудь слепит человеческое изображение из

глины, то это колдовство и подлежит суду царя.

§ 112. Если они дают военнопленному поле «человека

должности», которое приносит зерно, то те не должны нести саххана 3 лет; начиная с четвертого года он должен будет начать нести саххан наравне с прочими «людьми должности»72.

§ 113. Если кто-нибудь отрежет... виноградную лозу, то он

должен взять отрезанную лозу себе, а хозяину виноградной лозы

хорошую виноградную лозу он должен дать, и тот соберет с нее

урожай. До тех пор, пока его виноградная лоза не отрастет снова,

он пользуется виноградной лозой пострадавшего. После же тот берет свою лозу назад.

(§§ 114—118 разрушены).

§ 119. Если кто-нибудь украдет водяную птицу из водоема или

куропатку (?), то прежде обычно давали 1 мину серебра. Теперь же он должен дать 12 сиклей серебра. И он отвечает своим домом.

§ 120. Если кто-нибудь украдет... птиц, если он украдет 10

птиц, то он должен дать 1 сикль серебра.

§ 121. Если какой-нибудь свободный человек украдет плуг, а

владелец его это обнаружит, то он его вора «поставит посреди

быков» (?)73 Прежде делали так. Теперь же он должен дать 6 сиклей серебра. И он отвечает своим домом. Если он раб, то он должен дать 3 сикля серебра.

§ 122. Если кто-нибудь украдет тяжелую повозку со всеми

принадлежностями, то прежде обычно давали 1 сикль серебра...

Теперь же он должен дать... сиклей серебра. И он отвечает своим

домом.

§ 123. Если кто-нибудь украдет... прежде... Теперь же...

он должен дать 3 сикля серебра. И он отвечает своим домом.

§124. Если кто-нибудь украдет дерево сисияма74, то он должен

дать 3 сикля серебра. И он отвечает своим домом. Если кто-нибудь

нагрузит тяжелую повозку и оставит ее в поле, а кто-нибудь

украдет ее, то укравший должен дать 3 сикля серебра. И он

отвечает своим домом.

§ 125. Если кто-нибудь украдет водосточный желоб, то он

должен дать... сиклей серебра. Если кто-нибудь украдет бич...

или кнут, то он должен дать 1 сикль серебра.

§ 126. Если кто-нибудь украдет эмблему «цахран» в воротах

дворца, то он должен дать 6 сиклей серебра. Если кто-нибудь

украдет бронзовое копье в воротах дворца, то он должен умереть.

Если кто-нибудь украдет медный гвоздь (?), то он должен дать ½

меры зерна. Если кто-нибудь украдет нити в таком количестве, что

из них можно соткать 1 кусок ткани, то он должен дать 1 кусок

шерстяной ткани.

§ 127. Если кто-нибудь украдет во время ссоры дверь, то он

должен возместить все, что пропадет в доме. Он должен также дать 1 мину серебра. И он отвечает своим домом.

§ 128. Если кто-нибудь украдет кирпич, то сколько он

украдет, столько он должен дать потерпевшеему сверх того, что

вернет украденное. Если кто-нибудь украдет камни из фундамента, то за 2 таких камня он должен дать 10 камней. Если кто-нибудь украдет камень хуваши или камень хармиялу, то он должен дать 2 сикля серебра.

§129. Если кто-нибудь украдет вожжи (?) или кожаную узду

(?), или бронзовый катрал лошади или мула, то прежде обычно

давали 1 мину серебра. Теперь же он должен дать 12 сиклей

серебра. И он отвечает своим домом.

§ 130. Если кто-нибудь украдет... быка или лошадь, то он

должен дать... сиклей серебра. И он отвечает своим домом.

§ 131. Если кто-нибудь украдет кожаный хаппут... то он

должен дать 6 сиклей серебра. И он отвечает своим домом.

§ 132. Если какой-нибудь свободный человек украдет... то он

должен дать 6 сиклей серебра. И он отвечает своим домом. Если

укравший — раб, то он должен дать 3 сикля серебра.

§ 133. Если какой-нибудь свободный человек украдет... то он

должен дать... сиклей серебра. И он отвечает своим домом. Если

он — раб, то должен дать... сиклей серебра.

(§§ 134—141 разрушены).

§ 142. Кто-нибудь гонит... и если кто-нибудь украдет колеса

с нее, то за 1 колесо он должен дать 72 меры зерна. Если он —

раб, то он должен дать... зерна за 1 колесо.

§ 143. Если свободный человек украдет медный нож (?) или

медное санкувалли, то он должен дать 6 сиклей серебра. Имущество он должен также дать как обеспечение. Если он — раб, то он должен дать 3 сикля серебра.

§ 144. Если цирюльник... медным ножом и приведет их в

негодность, то он должен дать взамен в целости и сохранности...

Если кто-нибудь разрежет тонкое сукно... то он должен дать 10

сиклей серебра. Если кто-нибудь отрежет... то он должен дать 5

сиклей серебра.

§ 145. Если кто-нибудь построит хлев для крупного рогатого

скота, то... должен дать ему 6 сиклей серебра. Если он не

сделает... то он теряет свое вознаграждение.

§ 146. Если кто-нибудь покупает дом, или селение, или сад,

или пастбище, а другой человек придет и опередит того первого

человека и предложит покупную цену выше первоначальной цены, то он считается провинившимся и должен дать 1 мину серебра. Первый же человек покупает по первоначальной цене75.

§ 147. Если кто-нибудь покупает необученного обычного

человека, а другой его опередит, то он считается провинившимся и должен дать 5 сиклей серебра.

§ 148. Если кто-нибудь покупает быка, лошадь, мула или осла,

а другой человек его опередит, то он считается виновным и должен дать... сиклей серебра.

§ 149. Если кто-нибудь продает обученного человека, а потом

скажет: «Он умер», его же хозяин выследит, то он его должен взять

себе. Сверх того виновный должен дать ему 2 головы. И он отвечает своим домом.

§ 150. Если мужчина нанимается за плату, то его плата за 1

месяц должна составлять... сиклей серебра. Если женщина

нанимается за плату, то ее плата за 1 месяц должна составлять...

сиклей серебра.

§ 151. Если кто-нибудь наймет пахотного быка, то его цена за

1 месяц должна быть 1 сикль серебра. Если кто-нибудь наймет

корову, то цена за 1 месяц должна быть ½ сикля серебра.

§ 152. Если кто-нибудь наймет лошадь, мула или осла, то он

должен дать в качестве платы за него за 1 месяц 1 сикль серебра.

(§ 153—156 никогда не существовали76).

§ 157. Если бронзовый топор весит 3 мины, то его наемная

цена за 1 месяц составляет 1 сикль серебра. Если топор весит 1

мину серебра, то его наемная цена за 1 месяц составляет ½ сикля

серебра. Если бронзовый тапулли весит 1 мину, то его наемная цена за 1 месяц составляет 72 сикля серебра.

§ 158. Если мужчина пойдет за плату на уборку урожая с тем,

что он будет вязать снопы, что связанные снопы будут складываться на повозку, что он будет помещать их в житницу и что они работники будут расчищать гумно, то его плата за 3 месяца составляет 30 мер зерна. Если женщина пойдет за плату на уборку урожая, то ее плата за 2 месяца составляет 12 мер зерна.

§ 159. Если кто-нибудь запряжет упряжку быков, то его плата

за 1 день составляет ½ меры зерна.

§ 160. Если кузнец сделает медный желоб весом в ½ мины, то

его плата составляет 1½ (?) меры зерна. Если он сделает топор

весом в 2 мины, то его плата составляет 1 меру полбы.

§ 161. Если он сделает топор весом в 1 мину, то его плата

составляет 1 меру зерна.

§ 162. А. Если кто-нибудь отведет оросительный канал в

сторону, то он должен дать 1 сикль серебра. Если кто-нибудь потом (?) повернет канал вверх, то он им не может пользоваться (?). Если он его вниз приведет, то канал будет принадлежать ему77.

Б.... кто-нибудь возьмет, то чье... Если кто-нибудь...

овец с пастбища, то... должно быть дано возмещение и он должен

взять ее шкуру и ее мясо.

§ 163. Если чей-либо скот поражен заразной болезнью (?) и

хозяин срежет с него (тавро?) и выгонит... но не скажет об этом

своему товарищу, и его товарищ не будет знать, что тот скот

выгнал, и (у него скот) падет, то должно быть дано возмещение78.

§ 164—165. Если кто-нибудь пойдет, чтобы взять что-либо под

залог, затеет ссору и повредит поднявшийся хлеб или прольет

разобьет сосуд с вином для жертвоприношений, то он должен дать 1 овцу, 10 хлебов и 1 кувшин крепкого пива, и он должен снова

сделать ритуально чистым свой дом. Пока не пройдет года, в дом

его он да не входит с передней стороны.

§ 166-167. Если кто-нибудь посеет семя на семя79, то его шея

должна быть положена под плуг. Следует запрячь две упряжки быков и направить одну упряжку лицом в одну сторону, а другую упряжку лицом в другую сторону. Человек должен умереть, и быки потом должны умереть. И тот, кто первым засеял поле, должен собрать урожай. Прежде делали так. (§ 167). Теперь же человек заменяется 1 овцой, и 2 овцы заменяют быков. Он должен дать 30 хлебов и 3 кувшина крепкого пива. И он должен снова сделать их ритуально чистыми. И тот, кто прежде первым засеял поле, должен снять с него урожай.

§ 168. Если кто-нибудь нарушит границу поля и возьмет 1

борозду чужого поля, то хозяин поля должен отрезать 1 гиппесар

поля от поля виновного и взять его себе. Тот, кто нарушит

границу, должен дать 1 овцу, 10 хлебов и 1 кувшин крепкого пива и сделать поле снова ритуально чистым.

§ 169. Если кто-нибудь купит поле и (тем?) нарушит границу,

то он должен взять ритуальный хлеб, разломать его перед Богом

Солнца и сказать: «Ты поместил мои весы на земле». Так он должен сказать. Будь то Бог Грозы или Бог Солнца, они гневаться не будут80.

§ 170. Если свободный человек убьет змею и произнесет при

этом имя другого человека81, то он должен дать 1 мину серебра. Но

если он виновный — раб, то он должен умереть.

§ 171. Если мать отбросит свою одежду прочь от сына своего,

то она изгоняет своего сына. Если ее сын входит в ее дом снова,

он возьмет ее дверь и отбросит ее, возьмет его искиссана и

возьмет его хаппули и отбросит их, и она возьмет их снова. Она

делает сына своего снова своим сыном.

§ 172. Если кто-нибудь спасет жизнь свободному человеку в

голодный год, то тот должен потом дать взамен человека, подобного себе. Если он — раб, то он должен дать 10 сиклей серебра82.

§ 173. Если кто-нибудь воспротивится решению царя, то его

дом должен быть превращен в пустошь (?). Если кто-нибудь

воспротивится решению сановника, то ему должны отрезать голову. Если раб восстанет против своего хозяина, то он должен быть брошен в водоем (?).

§ 174. Если люди бьются друг с другом и один из них умрет,

то виновный должен дать 1 голову в возмещение.

§ 175. Если пастух или надсмотрщик берет в жены свободную

женщину, то она будет рабыней либо в течение двух лет, либо в

течение четырех лет. И ее детей должны освободить от рабства, а

пояса у них должны снять (?).

§ 176. А. Если кто-нибудь держит быка вне (?) загона, то это

решается судом царя. Они должны его отправить на продажу. Он приносит потомство на третий год; пахотный бык, баран и козел приносят потомство на третий год.

Б. Если кто-нибудь купит ремесленника, будь то гончар,

кузнец, плотник, кожевник, валяльщик, ткач, или же если он купит

изготовителя одежд капалли, то он должен дать 10 сиклей серебра.

§ 177. Если кто-нибудь купит обученного птицелова (?), то он

должен дать 25 сиклей серебра. Если он покупает мужчину или

женщину, не вполне обученных этому ремеслу, то он должен дать 20 сиклей серебра.

§ 178. Цена пахотного быка — 12 сиклей серебра. Цена

племенного быка — 10 сиклей серебра. Цена большой взрослой коровы - 7 сиклей серебра. Цена годовалого пахотного быка или коровы—5 сиклей серебра. За теленка-сосунка он должен дать 4 сикля серебра. Если корова — стельная, то ее цена 8 сиклей серебра.

Цены жеребца и упряжной кобылы, осла и упряжной ослицы — соответственные.

§ 179. Если это овца, то ее цена —1 сикль серебра. Цена 3

коз — 2 сикля серебра. Цена двух ягнят — 1 сикль серебра. Цена

двух козлят — ½ сикля серебра.

§ 180. Если это упряжная лошадь, то ее цена — 20 сиклей

серебра. Цена мула — 1 мина серебра. Цена лошади на пастбище — 15 сиклей серебра. Цена годовалого жеребца — 10 сиклей серебра. Цена годовалой кобылы — 15 сиклей серебра.

§ 181. Цена жеребца-сосунка и кобылы-сосунка — 4 сикля

серебра. Цена 4 мин меди — 1 сикль серебра. Цена 1 циппадани

растительного масла — 2 сикля серебра, 1 циппадани сала — 1 сикль серебра, 1 циппадани сливочного масла — 1 сикль серебра, 1 циппадани меда — 1 сикль серебра, 2 сыров — 1 сикль серебра, 3 порций дрожжей — 1 сикль серебра.

§ 182. Цена ткани хуппусант — 1 сикль серебра. Цена тонкой

ткани — 30 сиклей серебра. Цена голубой шерстяной ткани — 20 сиклей серебра. Цена ткани адупли —10 сиклей серебра. Цена разорванной (?) ткани — 3 сикля серебра. Цена ткани... — 4 сикля серебра. Цена тонкой одежды — 3 сикля серебра. Цена обычной одежды —... сиклей серебра. Цена 1 куска ткани весом в 7 мин —... сиклей серебра. Цена 1 большого куска ткани — 5 сиклей серебра.

§ 183. Цена 3 мер полбы — 1 сикль серебра. Цена 4 мер... —

... сиклей серебра. Цена 1 меры вина — ½ сикля серебра, меры

... —... сиклей серебра.

Цена 1 ику поля-сиссура — 3 сикля серебра. Цена 1 ику...

поля — 3 сикля серебра. Цена 1 ику «выделенного»83 поля — 2 сикля серебра. Если поле находится по соседству, то он должен дать 1 сикль серебра.

§ 184. Таковы расценки. То, что установлено в селении,

действительно и в столице государства.

§ 185. А. Цена 1 ику виноградника — 1 мина серебра. Цена

кожи большого взрослого быка — 1 сикль серебра. Цена 5 кож

телят-сосунков — 1 сикль серебра, и 10 бычьих шкур — 1 мина

серебра, шкуры косматой овцы — 1 сикль серебра, 10 шкур

выщипанных овец — 1 сикль серебра, 4 козьих шкур — 1 сикль серебра, 15 стриженных козьих шкур — 1 сикль серебра, 20 шкур ягнят — 1 сикль серебра, 20 шкур козлят — 1 сикль серебра.

Б. Тот, кто купит мясо 2 больших взрослых быков, должен дать

1 овцу.

§ 186. Тот, кто купит мясо 2 годовалых быков, должен дать 1

овцу. Тот, кто купит мясо 5 телят-сосунков, должен дать 1 овцу.

За мясо 10 телят он должен дать 1 овцу. За мясо 10 овец он должен

дать 1 овцу. За мясо 20 ягнят он должен дать 1 овцу. Если.

кто-нибудь купит мясо 20 козлят, то должен дать 1 овцу.

§ 187. Если мужчина совершит грех с коровой, то это —

тягостное преступление84, и он должен быть убит. Его должны

привести к воротам царя. Царь может повелеть убить его или же

даровать ему жизнь, но он не должен обращаться к царю.

§ 188. Если мужчина совершит грех с овцой, то это —

тягостное преступление, и он должен быть убит. Его должны

привести к воротам царя. Царь может повелеть убить его или же

даровать ему жизнь, но он не должен обращаться к царю.

§ 189. Если мужчина совершит грех со своей матерью, это —

тягостное преступление. Если мужчина совершит грех со своей

дочерью, это — тягостное преступление. Если мужчина совершит грех со своим сыном, это — тягостное преступление.

§ 190. Если они сойдутся с мертвым мужчиной, или женщиной, это не преступление. Если мужчина совершит грех со своей мачехой, наказания быть не должно. Если же отец его жив, то это — тягостное преступление.

§ 191. Если свободный человек живет со свободными женщинами, двоюродными сестрами по материнской линии85 и их матерью (разом), с одной в этой местности, а с другой — в той, то наказания быть не должно. Но если это случится в одном и том же месте, и он знает об их родстве, то это — тягостное преступление.

§ 192. Если жена мужчины умрет, и он женится на сестре своей

жены, наказания быть не должно.

§ 193. Если у мужчины есть жена и если мужчина умрет, его

брат возьмет его жену, потом отец его берет ее. Если его отец

тоже умрет, то один из сыновей его брата возьмет жену, которая

была у него. Наказания не будет.

§ 194. Если свободный человек живет с рабынями — двоюродными сестрами по материнской линии и с их матерью, то наказания быть не должно. Если кровные родственники спят с одной и той же свободной женщиной, то наказания быть не должно. Если отец и сын спят с одной и той же рабыней или блудницей, то наказания быть не должно.

§ 195. Если же мужчина спит с женой своего брата, а тот жив,

то это — тягостное преступление. Если у мужчины жена — свободная женщина, а он ляжет с ее дочерью, то это — тягостное преступление. Если мужчина женат на дочери женщины, и ляжет с ее матерью или с ее сестрой, то это — тягостное преступление.

§ 196. Если чьи-либо раб или рабыня совершат тягостное

преступление, то их должны увезти и одного поселить в одном

селении, другую в другом. 1 овца должна быть дана в возмещение за одного и одна овца — за другую.

§ 197. Если мужчина возьмет (чужую) жену вне дома86, то

ответ за это на нем и он должен быть убит. Если же в доме ее он

возьмет, то ответ за это на ней, и она должна быть убита87. Если

муж их найдет, то он их может убить. Наказания для него не будет.

§ 198. Если он их приведет к воротам дворца и скажет: «Моя

жена не должна быть убита» — и тем самым дарует жизнь своей жене, то он дарует жизнь и соблазнителю, но ставит знак на его голове. Если он скажет: «Пусть оба они умрут», тогда они станут на колени перед колесом88. Царь может приказать их убить, может даровать им жизнь89.

§ 199. Если кто-нибудь совершит грех со свиньей или собакой,

то он должен быть убит. Их приведут к воротам дворца и царь может велеть их убить или оставить их в живых. Но к царю он не должен обращаться. Если бык вскочит на человека, то бык должен быть убит, а человек не должен быть убит. 1 овца должна быть дана вместо него, и ее пусть убьют. Если хряк вскочит на человека, наказания быть не должно.

§ 200. А. Если мужчина совершит грех с лошадью или с мулом,

наказания быть не должно. Он не должен обращаться к царю. И жрец не должен его принимать. Если кто-нибудь спит с женщиной из рабынь-военнопленных и с матерью ее или с ее сестрой, то наказания быть не должно.

Б. Если кто-нибудь отдаст сына в обучение — либо на

плотника, либо на кузнеца, либо на ткача, либо на кожевника, либо

на валяльщика, то он должен дать 6 сиклей серебра как плату за

обучение. Если наставник сделает его сведущим в этом ремесле, то он должен дать 1 голову.

Комментарий 1. Как и прочие древневосточные сборники законов, хеттскиеЗаконы казуальны (т.е. перечисляют отдельные случаи, не заботясь о систематическом освещении всех вариантов той или иной ситуации, и оставляют без внимания целые сферы жизни). Преимущественно их интересует уголовная отвественность и точки пересечения государственной и общинной собственности на землю (как и во многих обществах Передней Азии, земля в Хатти распадалась на государственный и общинный фонд; из первого цари выделяли условные держания, а также частные в точном смысле слова вотчины). Хеттские Законы поражают исследователей бессистемностью, но некую рубрикацию можно провести и здесь: ст.1-18 - убийство и членовредительство; ст.19-24 – владение рабами и беглые рабы; ст.25 - ритуальное осквернение воды; ст.26-36 - исключительные казусы брачного права; ст.37-38 - оправданное убийство; ст. 39-41 - держание обложенных повинностью саххана «полей»; ст.42 - набор войска; ст.43-44 – несчастные случаи, связанные с водой и огнем; ст.45 - находка собственности; ст.46-56 - условия пользования землей и повинность луцци; ст.57-92 - кража скота и другие преступления, связанные со скотом; ст.93-100 - поджог; ст.101-118 - виноградники и сады; ст.119-149 - кража и порча разных видов собственности и правонарушения при купле-продаже; ст.150-161 - тарифы на услуги; ст.162-163 - некоторые сельскохозяйственные проступки; 164-170 - ритуальные предписания и колдовство; ст.171 - лишение наследства матерью; ст.172 - возмещение за спасение от голода; ст.173 - неповиновение власти; ст.174-176А - разные повторения и дополнения к некоторым предыдущим статьям; ст.176Б-186 – фиксация цен; ст.187-200А - сексуальные преступления; ст.200Б - плата за обучение ремеслу. Судя по количеству статей, хеттских законодателей крайне интересовали нормы наказания и тарифы (товарно-денежные отношения хеттское государство регулировало весьма детально, ст.150, 158, 176-183, 186. Отметим сразу, что, уже судя по массовому применению денежных штрафов, товарно-денежные отношения в Хатти были весьма развиты и распространены, но в оборот при этом вводилась почти исключительно движимость, а не земля. Важнейшей частью движимости, поступавшей в продажу, был скот; роль скотоводства была так велика, что овцы служили даже мерилом стоимости наряду с серебром). В целом для Законов характерны довольно высокая по темвременам гуманность и своего рода рассудительность. Так,большинство преступлений, в том числе убийства и тем более кражи, караются не смертью (ср. ЗХ!), а штрафами. Смертью казнят только за сопротивление власти (т.е.политическое преступление), ритуальные и половые преступления. Далее, хетты придают большое значение мотиву преступления (корысть, гнев, умысел, неосторожность), различают умышленное и неумышленное преступления с одинаковым исходом и соответственно варьируют наказания (ст.3 и др.). Если закон осуждает укоренившийся обычай, он не запрещает его прямо, но лишь отказывается от защиты исполняющих его людей (ст.37). Известный архаизм хеттских Законов выражается в ихпренебрежении к формальностям. Необходимость письменных договоров не фиксируется, а в ряде случаев закон апеллирует к честному слову самому по себе (ст.28-30). Переработка законов, отраженная в более поздних вариантахстатей, шла по следующим направлениям: усиление государственных повинностей; отказ государства от судебных пошлин (ст.9, 25); смягчение телесных наказаний и замена их штрафом (ср. ст.167-168; все это, по-видимому, отражает развитие товарно-денежных отношений), фиксация этого развития (ст.45). Наконец, читателю следует представлять себе организацию суда у хеттов. высшая власть по разрешению дел, вероятно, принадлежала царю, просто как носителю экстраординарного властного авторитета.Суд как таковсй, однако, вершился главным образомколлегиями-советами всевозможных рангов, государственными, с одной стороны, и общинными, с другой. 2. Наиболее важные из таких мест комментируются подробнее. 3. Иными словами, законы, составленные отцом царя,кодифицированы и переписаны при самом царе. Хеттские цари не раз приказывали составлять тексты «от имени» своихпредшественников-отцов. 4. Очевидно, рабов или членов семьи. 5. Т.е. в случае недостачи средств возмещение дается домом(как определенным объемом имущества, прежде всего строением с хозяйственным комплексом). 6. Дословно: «если (только) рука его виновата». Аналогично вст.4. и ниже. 7. Ст.3-4 ярко представляют главное разделение хеттскогообщества (по его собственному мнению) - разделение на сословия «свободных» (также «светлые люди») и «рабов» (последний термин можно переводить также как «несвободный», «слуга» и т.п.). К «свободным» относились члены общин и любые люди, которым царь даровал освобождение от повинностей; к «несвободным»/«рабам» - люди, попавшие в полную личную зависимость от частных лиц или государства, правомочных произвольно распоряжаться их временем и рабочей силой. Эти категории необходимо кратко охарактеризовать по отдельности. А. Свободные. Большинство «свободных» составляли членысамоуправляющихся общинных организаций. У этого слова, однако, вскоре появляется более узкое значение: «лица, освобожденные от обязательных повинностей в пользу государства, лиц и учреждений, которым государство доверило пользоваться этими повинностями». Из двух типов повинностей в Хатти - «саххана» (см. прим. к ст.39) и «луцци» (см. прим. к ст.46) от обязательного (подневольного, постоянного) саххана были, по-видимому, с самого начала свободны все «свободные» в широком смысле слова, а от луцци они (кроме знати, освобожденной от него с самого начала) освобождались по распоряжению царя, порой целыми общинами. (Укажем сразу, что луцци, по-видимому, выросло из коллективных общинных работ на саму общину, а саххан с самого начала являлся повинностью непосредственно в пользу государства как аппарата). Термин «свободные» в узком смысле слова тем самым становился практически эквивалентен выражению «люди, свободные от обязательного физического труда». К этим «свободным» в узком смысле слова принадлежали члены привилегированных общин, прежде всего столичной, а также некоторые категории воинов, ремесленников и жрецов, и, наконец, любые лица, которым царь жаловал «освобождение» от повинностей в индивидуальном порядке (прежде всего это относится к государственным служащим из числа «подневольных»). В Законах разграничение между этими смыслами не проводится; мы стремились передать его, ставя во втором случае после слова «свободный» уточнение «(от повинностей)». Именно к этим «свободным» в узком смысле слова принадлежала большая часть аристократии Хеттского царства; к ним же условно причислялись вассальные цари наивысшего ранга. Можно думать, что в Древнехеттскую эпоху (XVII-XV вв.) слова «свободный человек» («антухсас аравас») и просто «человек» («антухсас») употреблялись как синонимы, обозначающие «свободных людей» в общем, широком смысле слова. В Новохеттскую же эпоху этот смысл сохраняется премущественно за словом «человек», а термин «свободный человек» (также «светлый человек») применяется главным образом в узком смысле слова. Впрочем, хронологическое распределение указанных типов словоупотребления может ставиться под вопрос; кроме того, слово «человек» могло, разумеется, обозначать любого человека. Б. «Рабы». Большинство «рабов» получали участки земли, накоторых и трудились как крепостные (илоты). Крупнейшимсобственником таких «рабов» было государство. Терминология Законов не отличает таких «рабов» от «рабов», вовсе лишенных собственного хозяйства, и не проводит специального разграничения частных рабов от государственных. В «рабов» в ранние времена должны были превращать население завоеванных территорий, «рабами» по собственной воле становились люди, утратившие членство в общинной организации и средства к существованию, огромную долю рабов составляли «арнувала» - депортированные жители разгромленной в военном походе мятежной или чужеземной области. «Рабы» могли вступать в браки со свободными, выступать в судах, иметь собственность, по крайней мере движимую, которой распоряжались сами (господин имел право лишь на их рабочую силу и время, а не на их имущество). Собственных рабов, однако, у рабов не было, так что в возмещение они, в отличие от свободных, должны были отдавать либо деньги, либо самих себя, но не «головы» (ст.172). Раб нес меньшую ответственность за свои преступления, чем свободный (ст.101, 133, 142-143) - несомненно, потому, что наказывать раба означало в какой-то мере наказывать его неповинного хозяина. В то же время «цена» жизни раба была ниже «цены» жизни свободного. Так, за убийство раба надо отдать только другого раба (средняя цена раба - 1/6 мины), а за убийство купца - 1,5 мины; калечащие наказания применяются почти исключительно к рабам; за физический ущерб рабу платят вдвое меньше, чем за физический ущерб свободному (ст. 4, 5, 176, 177). Более подробно стратифицирует хеттское общество другой текст (KUB IX 34), перечисляющий множество отдельных слоев хеттского общества сверху вниз по сословной, а внутри сословий - по «ранговой» системе. К числу «свободных» (в широком смысле слова), по-видимому, отнесены: высшие государственные служилые («панкус», хотя этот термин имел и другое значение), низшие дворцовые служилые (дружинники, «дети дворца»), жрецы и жрицы, воины лагерей (военные колонисты?), члены судейских коллегий и т.п., и, наконец, «вся совокупность» рядовых свободных. Им противопоставлены «рабы» и еще более низкая группа - люди «сарикува» (чей статус неясен). Между категориями «свободных» и «рабами» названы промежуточные категории: люди хапиру (бродяги, утратившие членство в общинах, но не попавшие и в «рабы») и люди луллаххе (статус неясен, сам термин значит нечто вроде «чужак»). Теоретически не исключено, что государственные, дворцовые«рабы» могли возвышаться на службе до наивысших чинов. Однако облик хеттского общества в целом заставляет скорее предполагать, что в норме «рабы» либо не поднимались выше низшего обслуживающего персонала, либо получали «освобождение» и дальше делали карьеру уже как «свободные». Отметим, что в переносном смысле слова «рабами» (в общемзначении «подвластные люди») назывались все вообще подданные Хеттской державы. В этом значении слово «раб» приобретало вполне позитивный оттенок, и фраза царя «вы мне (больше) не рабы», обращенная к подданным, оказывалась для них устрашением. 8. В древнем варианте слово «хеттского» отсутствует. Неисключено, что это законодательное правило могло сложиться еще в эпоху существования староассирийских торговых колоний, когда речь могла идти о пришлых месопотамских купцах. 9. Речь идет о лунных месяцах. Десять лунных месяцевсоответствуют 280 дням, так что реально имеется в виду выкидыш на 9-м месяце. 10. В ст. 19 название столицы хеттской страны - Хаттусасобозначает в высоком стиле всю древнюю страну Хатти (ср.выражение «рука Москвы» и т.п.). 11. В более позднем варианте «Лувия» заменена на «Арцаву».То и другое подразумевает Запад и Юго-Запад Малой Азии. 12. Досл. «весь его дом (пир)», т.е. коллектив младшихродичей и челяди вместе с их личным имуществом. 13. В более новом варианте - «раба страны Хатти». Первыйвариант отражает времена, когда государство не имело своих«рабов» (члены государственного аппарата, конечно, имели их, нокак частные лица), т.е. времена патриархального рабства,позднейший вариант стремится учесть массовое наличие таких«рабов». 14. Логика распределений наказаний в ст.19-21 такова:во-первых, преступление, соовершенное на территории Лувии,карается слабее, чем преступление, совершенное на территорииХатти; во-вторых, похищение свободного является, разумеется,более тяжкой виной, чем похищение «раба». 15. Видимо, Марассантия (Галис, совр. Кызыл-Ырмак),окружающая своим изгибом центральные (внутренние) районы страны Хатти. 16. Хетты исключительно ревностно охраняли ритуальнуючистоту воды. За осквернение воды в царской чаше для питьяволосом виновный мог быть казнен. 17. Итак, и рабы, и свободные выдавали замуж своих дочерей,а их сыновья женились сами. При этом в случае браков междусвободными жених платил выкуп за невесту, но раб, желающий породниться со свободным, платил выкуп во всех случаях (и когда он сам брал в жены свободную, по общим правилам, и когда он выдавал замуж дочь, как в данной статье). 18. Смысл статьи в том, что умыкающий женщину и егопособники становятся вне закона, как дикие звери, и их можноубивать безнаказанно. Обычай - общеиндоевропейский, так как имеет соответствие в древнеиндийском и древнегерманском праве. Как видно из статьи, закон крайне неодобрительно относился к умыканию, но не считал возможным его запрещать, а лишь дозволял свободную расправу с участниками умыкания при их преследовании. В качестве законного брака хеттская официальная норма рассматривает только брак с выкупом (ср. ст.35). 19. Т.е., очевидно, чтобы освободить их из-под стражи. 20. Хеттск. «хаппирас», дословно «поселение» (восуществляемом самими хеттами переводах на аккадский - «алу»).Так назывались именно территориальные общины. Такая община пользовалась довольно широким самоуправлением и делилась на дома («пиры») с приданными ими наследственными земельными наделами - «ивару». Каждый «пир» с наделом-«ивару» был отдельной большой семьей (три поколения по мужской линии с женщинами, клиентами и рабами), подчинявшейся патриарху - «господину ивару». Так, за преступление патриарха мог отвечать весь «дом» (ст.1, ср. ст.44). Именно «ивару» было хозяйственной единицей, а также, видимо, единицей обложения повинностями. В рамках «ивару» отдельным членам большой семьи могли выделяться индивидуальные наделы.Члены общины были связаны круговой порукой (ст.6) и имели,возможно, какую-то часть неразделенной земли (ст.109). Община имела право переделять «ивару» и выделять (из неразделенной или заново распаханной земли) новые «ивару» (ст.46-47). Отчуждению общинные земли в норме не подлежали. 21. «Саххан» (примерный перевод - «дань, оброк, служба») -хеттский термин, обозначающий некую государственную повинность, точный характер которой пока нельзя считать окончательно выясненным. По-видимому, он обозначает определенные услуги в пользу хеттского государства (или в пользу тех людей и учреждений, которым государство жаловало, т.е. передоверяло получение саххана), обязательные для данного лица как такового либо как держателя (добровольного или же подневольного) земельного надела, обложенного соответствующим «сахханом». К «саххану» относили прежде всего обязательные натуральные выплаты государству (продуктами питания, предметами сельскозяйственного и ремесленного производства, скотом). С другой стороны, полагают, что «сахханом» называлось также выполнение военно- и административно-должностных, а также обслуживательных функций при дворе и вообще на государственной службе (т.е. «служба» в собственном смысле слова), если оно было обязательным для данного лица как такового или как для держателя земельного надела, выданного в обеспечение этой службы. В подавляющем большинстве случаев несение саххана было связано с держанием обеспечивающей его земли (хотя нужно думать, что сахханом называли также обязательную военно-государственную службу или обязательные натуральные поставки государству, обеспеченные одним жалованьем или даже безвозмездные). Таким образом, саххан был прежде всегопоземельной повинностью, формой поземельной зависимости от государства. Разумеется, сахханом была обложена в первую очередь земля государственного фонда (любое отчуждение продукта, полученного на этой земле, или исполнение должности, обеспеченной этой землей, считалось «сахханом», и именно ради п






Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 448. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия