Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Подмена понятий





Сегодня у нас сложилась довольно своеобразная шка­ла оценок эффективности систем здравоохранения и ме­дицины в целом, действенности тех или иных методик и способов лечения, искусства отдельных целителей.

Шкала эта проста и на первый взгляд представляется достаточно логичной, отвечающей насущным потребно­стям общества.

Если речь идет о системе здравоохранения, то глав­ным критерием ее оценки является количество поликли­ник и больниц, больничных коек в стационарах, оснащен­ность лечебных учреждений современной медицинской техникой, обеспеченность больных лекарствами и другие чисто количественные показатели.

Эффективность медицины оценивается соотношением общего числа принятых врачами и излеченных ими паци­ентов. Чем больше больных излечено, тем выше уровень развития медицины.

Точно такой же подход к оценке действенности нетра­диционных методик и способов лечения, квалификации народных целителей.

И подобное положение сложилось не только в нашей стране, которую мы в экстазе самоуничижения готовы поставить по уровню развития на последнее место в ми­ре. Недавно я вернулась из поездки в Канаду, куда была приглашена выступить с циклом лекций о моей Системе Естественного Оздоровления. Впечатления остались са­мые противоречивые: с одной стороны высокая культура отношений, чистота, безукоризненный сервис, в том числе и медицинский, с другой—большое количество боль­ных, которых я, как врач, распознаю с первого взгляда, очень много людей с избыточным весом тела, те же традиционные представления о «неразлучности» хрониче­ских болезней и старости. Маленький штришок: в аэро­порту на паспортном контроле чиновник спросил меня, сколько мне лет. Ничего не подозревая, я ответила, что родилась в 1916 году. Поднялась небольшая суматоха, причину которой я поняла лишь после того, как ко мне подкатили инвалидную коляску и с великим бережением попытались в нее усадить. Чтобы вам понятен стал весь комизм ситуации, добавлю, что после перелета я чувство­вала себя великолепно и первое, что сделала после обуст­ройства в гостинице,—отправилась на ближайший пляж, чтобы с наслаждением поплескаться в водах Тихого оке­ана, температура которых в это время года (а дело было в конце октября—начале ноября), колебалась у отметки + 4...+5° С.

Рассказала я об этом вовсе не с целью позабавить вас, а чтобы снова обратить вашу мысль к проблеме духовно­го, психического и физического здоровья человека. Один из парадоксов нашего времени состоит в том, что чем быстрее мы продвигаемся по пути научно-технического прогресса, тем с большей скоростью удаляемся от кар­динального решения этой проблемы. И неуклонно рас­тущие расходы всех стран мира на здравоохранение— лучшее тому доказательство.

Однако самое удивительное заключается в том, что мы, и это я считаю другим величайшим парадоксом завершающегося второго тысячелетия нашей эры, до сих пор не знаем, кому и за что платим все более обремени­тельную дань. Какой смысл в этих непонятных любому разумному человеку жертвоприношениях, если люди как болели, так и продолжают болеть, причем количество впервые заболевших не уменьшается, а растет, опережая прирост расходов на здравоохранение.

Во имя чего же и против кого мы боремся? Кто-то, возможно, удивится несообразительности автора и, уста­ло вздохнув, пояснит: мы сражаемся за здоровье народа, против болезней. Но сражение сражению рознь, в истории человечества, как известно, были даже столетние войны, но и они в конце концов заканчивались чьей-то победой. Мы же «бьемся» с болезнями тысячелетия, а ре­зультат?

Несомненно, в борьбе с инфекционными заболевани­ями человечество одержало немало впечатляющих побед.

Чума, холера, оспа, «выкашивающие» прежде население целых городов и регионов, усмирены, достигнут высочай­ший уровень развития хирургических методов лечения, диагностики заболеваний.

Однако количество и тяжесть хронических заболева­ний возрастают, многие из них, бывшие прежде «приви­легией» глубокой старости, сегодня все чаще настигают детей, даже грудных.

Добьемся ли мы победы и здесь? А если добьемся, то когда?

Прежде чем судить о наших шансах на победу в этом затянувшемся на тысячелетия сражении, последуем при­меру великих полководцев и соотнесем свои силы с сила­ми противника. И здесь нас ждет новый конфуз: мы до сих пор не знаем, что такое здоровье, составляющее нашу главную «ударную» силу, и что такое болезнь, которая нас этой силы лишает. Самый распространенный ответ «здоровье означает отсутствие болезни», первым прихо­дящий нам в голову, сути дела не проясняет, как впрочем, и второй: «Болезнь—это нарушение (читай—отсутст­вие) здоровья».

Чтобы понять всю бессмысленность подобных фор­мулировок, употребляемых не только в бытовых разгово­рах, но и в официальных документах весьма авторитет­ных организаций, попробуйте, например, подобным об­разом объяснить вашему ребенку, что такое тепло и хо­лод: «тепло—это отсутствие холода, а холод—это от­сутствие тепла». Абсурд? Думаю, вы попытаетесь доступным языком объяснить сущность этих явлений. Если не сможете сами, заглянете в словарь. Но вы пона­прасну потеряете время, разыскивая сколько-нибудь точ­ное определение понятий «здоровье» и «болезнь».

— А нужна ли нам особая точность,—подумаете вы,—уж здоровье от болезни мы как-нибудь отличим и без словаря.

Как врач не могу согласиться даже с этим казалось бы бесспорным мнением, потому что любые болезни, осо­бенно хронические, зарождаются и проявляются не вдруг. Им предшествуют долгие иногда годы и даже десятиле­тия, в течение которых здоровье постепенно сдает одну позицию за другой, пока человек не обнаруживает, нако­нец, что он, еще вчера чувствовавший себя достаточно крепким, сегодня «вдруг» проснулся больным.

Для того чтобы исключить это «вдруг», предотвра­тить перемену знаков с «плюса», символизирующего здо­ровье, на «минус» болезни, нам необходимо четко представить себе, что такое здоровье с точки зрения физиоло­гии человеческого организма, какие условия нужны для сохранения полного духовного, психического и физиче­ского здоровья. Исследование этой проблемы и составля­ет главный предмет философии здоровья.

Должна сказать, что философия здоровья старая и добрая знакомая всех, кто следит за моими работами, поскольку ее главные положения составляют основу раз­работанной мной Системы Естественного Оздоровления, которая вернула здоровье тысячам безнадежно больных людей. Таким образом эта философия—не оторванные от жизни умствования ее автора, а сама жизнь, и жизнь, скрывать не стану, далеко не безоблачная.

Путь познания всегда был тернист и требовал от ученого не только ясного ума, воли, терпения, но и лич­ного мужества, готовности к любым испытаниям.

Во все времена находились облеченные властью про­тивники нового, которые пытались «запретить» научный и технический прогресс, подмывающий обветшавшие устои их власти над умами людей. Тем не менее любые поползновения набросить идеологическую, политичес­кую, религиозную и любую иную узду на стремление людей к новому знанию, к дальнейшему проникновению в законы природы противоречат самой природе челове­ческого разума и потому в конечном итоге обречены на провал.

Вопрос по существу

— А стоит ли вообще ломать из-за этого копья,— спросите вы.— Может быть нам, не мудрствуя лукаво, не усложняя без нужды свою жизнь, устремить свои взоры не в зыбкое, непредсказуемое будущее, а обратиться к опыту наших далеких и близких предков, прислушаться к их заветам, продолжить народные традиции, вновь ввести в обиход былые обычаи, простоту и строгость нравов?

Это вопрос далеко не риторический. Сегодня немало людей искренне считают, что путь к здоровью человека следует искать именно там, в прошлом, когда и жили проще, и болели меньше. Но если спросить их, готовы ли они при этом отказаться от всех благ современной циви­лизации, большинство скажет: нет, хотим жить, как се­годня, а быть здоровыми—как вчера.

Желание вполне естественное, но осуществимое ли? Ответ может быть только отрицательным по той простой причине, что сложившиеся в нашем сознании представления об условиях, необходимых для сохранения здоровья, лежащие в основе цивилизованного образа жизни, далеки от реальных потребностей человека.

А ведь именно условиями существования, которые мы создаем своему организму, определяется здоровье не только тела, но и души. Если они соответствуют тем, что предписаны нам природой, то и человеческий организм пребывает в своем естественном, дарованном ему от рождения состоянии, которое мы, переводя на язык при­вычного противопоставления «здоровье—болезнь», име­нуем здоровьем. Если все органы и системы нашего тела функционируют слаженно, если наш головной мозг четко регулирует и координирует их работу, если вы живете, не вспоминая о том, что у вас есть сердце, желудок, печень, почки или любые другие внутренние органы, не ощущая их, если ваш психологический настрой соответствует бо­гатству душевных возможностей здорового человека, не обремененного завистью, скаредностью, эгоизмом и дру­гими отравляющими жизнь людей чувствами, и жизнь кажется вам солнечной и прекрасной в любом возрасте, вплоть до глубокой старости, значит вы существуете в гармонии с природой, в согласии с ее законами.

Но стоит отступить от этих законов, и здоровье сна­чала незаметно, шаг за шагом, а потом все быстрее пойдет на убыль. Появятся сбои в саморегуляции вашего организма, незначительные на первых порах нарушения функций отдельных органов и систем, которые открыто пока не проявляются, что создает иллюзию полного здо­ровья. А на такие «мелочи», как чуть быстрее наступа­ющая умственная и физическая усталость, слегка повы­шенная раздражительность или, наоборот, апатия, ни мы, ни врачи, как правило, внимания не обращаем. Глав­ное, чтобы все основные параметры—температура тела, частота пульса, кровяное давление,—были в норме, и че­ловек мог продолжать работать. Для подобного состоя­ния придуман даже специальный утешительный для па­циентов и очень удобный для врачей термин «практиче­ское здоровье». Что же за ним кроется, если посмотреть с научной точки зрения?

В 60—70-е годы я посвятила немало времени изуче­нию различий между истинным и практическим здоро­вьем. Хотелось до конца разобраться, что же представля­ет собой здоровье вообще и существуют ли конкретные объективные показатели, которые позволили бы сказать: этот человек истинно здоров, а тот—лишь практически.

Методика таких исследований была проста: сравнива­лись физиологические характеристики истинно здоровых людей, живущих по законам природы в Системе Есте­ственного Оздоровления, и тех, кто вел обычный образ жизни современного человека, характеризующийся избы­точным питанием, малыми физическими нагрузками, оторванностью от природы.

Первые же результаты исследований произвели на меня ошеломляющее впечатление: казалось, что передо мною проходили представители двух различных биоло­гических видов: Человека искусственного и Человека естественного. Выяснилось, например, что частота дыха­ния первого составляла 15—20 циклов (вдох-выдох) в ми­нуту, второго—всего 5 циклов. Человек естественный потреблял кислорода примерно в пять раз меньше, чем его искусственный собрат. Оказалось также, что вопреки общепринятым представлениям, для поддержания жиз­ненных функций организма в состоянии покоя (т. н. ос­новной обмен) Человеку естественному требуется 250— 400 килокалорий против 1200—1700 килокалорий, затра­чиваемых Человеком искусственным.

Стоит только сравнить физиологические характерис­тики Человека естественного и искусственного, как сразу же замечаешь, что первые в 5 раз ниже, чем вторые. И это не случайное совпадение, а закономерность, обусловлен­ная тем, что Человек естественный живет по законам природы, а Человек искусственный повинуется лишь соб­ственным желаниям и привычкам.

Но ведь жизнь человека не исчерпывается и не опреде­ляется только физиологическими параметрами процессов жизнедеятельности его организма. И далеко не случайно в Системе Естественного Оздоровления здоровье рас­сматривается как понятие синтетическое, объединяющее помимо физического также духовное и психическое здо­ровье. Причем речь идет не о простой арифметической сумме различных видов здоровья, а о разных гранях целостного, без изъянов, природного драгоценного кри­сталла, которому можно уподобить естественное здоро­вье человека.

Именно поэтому чисто арифметический физиологиче­ский подход к проблеме здоровья, несмотря на его поис­тине уникальные результаты, не мог удовлетворить меня, дать ответы на все волновавшие меня вопросы, связан­ные с истинным, а не практическим здоровьем человека. Нуждался в серьезной теоретической и эксперименталь­ной проработке такой аспект проблемы, как зависимость физического здоровья от духовного и наоборот. Необ­ходимо было также предметно продемонстрировать не­состоятельность главного, основополагающего постула­та теории сбалансированного питания, в соответствии с которым единственным источником восполнения за­трат вещества и энергии в процессе жизнедеятельности человека является вещество и энергия, содержащиеся в пище.

Ступенями к познанию истины стали для меня де­сятки уникальных, не осуществлявшихся никем и никогда в мире экспериментов, организованных мной в 80-е годы XX столетия. Я достаточно подробно рассказывала о них в предыдущих книгах, поэтому не буду вдаваться в де­тали моих опытов со сверхмарафонцами, горными ту­ристами, альпинистами, пеших многосоткилометровых переходов через раскаленные до 50° С пески среднеа­зиатских пустынь. Скажу только, что эти эксперименты блистательно подтвердили справедливость исходного по­ложения Системы Естественного Оздоровления, в соот­ветствии с которым человеческий организм получает необходимые ему вещество и энергию, используя не один, а несколько каналов их извлечения из окружа­ющего нас мира.

Они, эти опыты, продемонстрировали также нашу неразрывную связь с природой, ее незаменимую роль в сохранении и укреплении нашего духовного, психиче­ского и физического здоровья. Могу без всякого преуве­личения сказать, что без этих экспериментов не могла родиться философия здоровья, помогающая человеку об­рести точку опоры в нашем непостоянном, противоре­чивом мире благодаря знанию и соблюдению законов природы.







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 410. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия