Студопедия — Методические рекомендации по развитию связной речи старших дошкольников в процессе использования сюжетных картин
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Методические рекомендации по развитию связной речи старших дошкольников в процессе использования сюжетных картин






В формировании умений описывать картины и составлять рассказы-повествования мы использовали специально разработанные серии дидактических картин разных типов.

Прежде чем приступить к развитию связной речи детей в процессе использования сюжетных картин, мы первоначально обучали их описывать предметные картины (предварительный этап). В качестве иллюстраций мы использовали «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» - автор С.А.Веретенникова, художник А.Комаров. После этого мы приступили к обучению детей рассматриванию и описанию сюжетных картин.

При построении программы развития связной речи детей в процессе использования сюжетных картин мы использовали следующие принципы отбора и построения программных знаний, умений и навыков:

- принцип связи знаний, умений с жизнью и практикой детей;

- принцип научности знаний;

- принцип системности знаний;

- принцип доступности.

М.М.Конина считала, что разные типы картин должны по-разному использоваться в связи с различными задачами обучения родному языку. Предметные картинки располагают к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изображенного предмета. Сюжетная картинка наталкивает ребенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия. Можно использовать серию или набор картин, связанных единым сюжетным содержанием, например (рассказ в картинках) «Рассказы в картинках» Н.Радлова.

Также можно использовать и репродукции картин мастеров искусства:

- пейзажные картины: А.Саврасов «Грачи прилетели»; И.Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; К.Юон «Мартовское солнце»; А.Куинджи «Березовая роща»; И.Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Рубка леса»; В.Васнецов «Аленушка»; В.Поленов «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень» и др.;

- натюрморт: К.Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И.Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П.Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».

При отборе картин для рассказывания к ним предъявляется ряд требований:

- содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;

- картина должна быть высокохудожественной;

- изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; условное формалистическое изображение не всегда воспринимается детьми;

- следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного. Сильное сокращение и заслонение предметов вызывает их неузнаваемость. Следует избегать излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка.

Одним из приемов, подготавливающих детей к рассказыванию по картине, являются рассматривание и беседа по ее содержанию.

Рассматривание картин преследует тройную цель: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и развитие речи ребенка.

Дети не умеют рассматривать картины, не всегда могут устанавливать взаимосвязи между персонажами, иногда не понимают способы изображении объектов. Поэтому необходимо учить их смотреть и видеть предмет или сюжет на картине, развивать наблюдательность. В процессе рассматривания активизируется и уточняется словарь, развивается диалогическая речь: умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы. Следовательно, цель беседы по картине - подвести детей к правильному восприятию и пониманию основного содержания картины и одновременно развитие диалогической речи.

Трудности восприятия и понимания детьми картины, на наш взгляд, нередко предопределены типичными методическими ошибками воспитателя: отсутствием вводной беседы и трафаретностью, шаблонностью постановки вопросов.

В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по картине.

1. Описание сюжетной картины- это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).

2. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин.По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.

3. Повествовательный рассказпо сюжетной картине (условное название), по определению К.Д.Ушинского, «рассказ, последовательный во времени». Ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

4. Описание пейзажной картины и натюрморта,навеянное настроением, часто включает элементы повествования. Вот пример описания картины И.Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

В обучении детей рассказыванию по картине мы выделили несколько этапов.

Подготовительный этап, который ставит своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию. Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему:

- обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;

- постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

Можно выделить следующие характерные особенности занятий по сюжетной картине с детьми:

- чередование хоровых и индивидуальных ответов;

- наличие эмоциональных и игровых приемов;

- использование литературных и художественных вставок.

Во время второго этапа мы учили детей рассматривать и описывать сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу. Образец дается для копирования. «Расскажите, как я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала», - говорит педагог. Рассказ-образец должен отвечать определенным требованиям (отражать конкретное содержание, быть интересным, коротким законченным, излагаться четко, живо, эмоционально, выразительно). Постепенно задание усложняется, подводя детей к самостоятельному рассказыванию. Так, воспитатель может дать образец рассказа по одной картине, а дети рассказывают по другой. Можно ввести рассказывание по плану, например, по картине «Таня и голуби» предлагается такой план: где гуляет Таня, что она делает, во что играет и т.п.

Во время третьего этапа, когда дети научились составлять небольшие рассказы описательного характера, мы перешли к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. Дети составляли связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии. Так дети постепенно приходят к самостоятельному составлению сюжетных рассказов.

В старшем дошкольном возрасте дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины. К рассказам детей этого возраста предъявляются большие требования: точная передача сюжета, самостоятельность, образность, целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий, качеств, состояний и т.п.). Рассказ-образец педагога служит средством для перевода детей на более высокую ступень развития умения рассказывать. На этом этапе мы требовали от детей не простого воспроизведения образца, а обобщенного подражания ему. В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по сюжетным картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту. Можно широко применять рассказ по серии картинок (например, на тему «Наш участок зимой и летом»), где уже требуется последовательный рассказ с началом, кульминацией и развязкой. Беседа по вопросам касается основных моментов изображенного сюжета.

В подготовительной группе можно использовать серии картинок на юмористические темы (Л. Бондаренко, А.Дементьева). Главное на таких занятиях - помочь детям разобраться в комической ситуации: почему это смешно.

Совершенствованию умения рассказать по серии картинок помогают такие приемы: составление коллективного рассказа; один ребенок начинает, продолжает другой.

В старшем дошкольном возрасте дети впервые начинают составлять повествовательные рассказы. Они придумывают начало и конец к сюжету: «Вот так покатался!», «Где пропадали?», «Подарки маме на 8 Марта», «Шар улетел» и т.д. Очень важно учить детей не только видеть, то что изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события. Например, мы задавали детям следующие вопросы: «Что сказали мальчику ребята?» («Вот как покатался!»); «Как дети готовили праздник?» («8 Марта») и т.д.

Использовали мы прием составления коллективного рассказа по картине: один ребенок придумывает, то что происходило с героями раньше, другой излагает события изображенные на картине, третий придумывает последующие поступки и приключения героев. Надо обязательно напомнить детям, чтобы они не повторяли уже рассказанных событий. Можно включить в такие занятия соревновательные моменты: рассказ какой подгруппы окажется самым интересным? Важно обучать детей умению оценивать рассказы товарищей по содержанию, замечать удачные слова и выражения или метко характеризующие события, которые предшествовали изображенному.

Одну и ту же картину можно использовать в течении года несколько раз, но следует ставить разные задачи, усложнять её. Когда дети овладеют навыками свободного рассказывания можно предложить им две или несколько картин и поставить задачу - придумать рассказ по любой картине.

В подготовительной группе продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине. Наряду с этим нужно учить детей замечать детали, передавать фон, пейзаж, состояние погоды и т.п. Мы учили детей вводить в свои рассказы небольшие описания природы. Большое значение при этом имеет такой методический прием - анализ рассказа педагога. Детям задаются вопросы: «С чего я начала свой рассказ?», «Как я рассказала о времени года, изображенном на картине?».

Для лучшего понимания и определения замысла той или иной картины хорошо использовать музыку, поэтические произведения. Это, с одной стороны, вызывает более пристальное внимание к картине, а с другой -подчеркивает ее настроение, помогает подобрать для описания определения, сравнения.

Помогает понять настроение картины и такой методический прием: мы спрашивали у детей о том, какое бывает у них настроение, когда они играют в снежки, когда пришел врач ставить укол, когда мамы нет дома и т.п. Подобные конкретные ситуации, близкие опыту детей, позволяют подводить их к более точным определениям человеческого настроения.

По окончании формирующего эксперимента мы провели контрольный срез, используя те же задания, что и во время констатирующего эксперимента. Сравнительные результаты представлены в таблице 5.

Таблица 5

Сравнительный анализ результатов развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Уровни Подготовительная группа
Констатирующий этап Контрольный этап
Кол-во чел. % Кол-во чел. %
Высокий   27,7   44,5
Средний   33,3   33,3
Низкий   39,0   22,2

 

Как видно из таблицы 5, в результате целенаправленной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования сюжетных картин. 16,8% детей перешли со среднего на высокий уровень развития связной речи, соответственно, на низком уровне количество детей также уменьшилось на 16,8%.

Таким образом, овладение связной речью в процессе использования сюжетных картин играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает важное место в общей работе по развитию речи в детском саду. Освоение разных сторон речи - необходимое условие для развития речи детей. Развитие связной речи в процессе использования сюжетных картин способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Дети учатся четко выделять все три части (начало, середина, конец); правильное строить простые предложения и сложные синтаксические конструкции, использовать несколько видов связи), разнообразную лексику (выразительные средства: эпитеты, сравнения, метафоры и др.), точное отражать суть рассказа, его образность и краткость.

Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строением, словарным составом, грамматическим строем. Связная речь выполняет важнейшие функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе. Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведении, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

 

 

Заключение.

Курсовая работа посвящена актуальной и все еще недостаточно разработанной проблеме – развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования сюжетных картин.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил выявить, что методика развития речи в процессе обучения рассказыванию по картине (описание и повествование) опирается на классическое наследие западной и русской педагогики, использованное позднее применительно к работе с детьми дошкольного возраста Е.И.Тихеевой, Е.Л. Флериной, Л.А. Пеньевской, Е.И. Радиной, М.М.Кониной и другими. Все они подчеркивали большое значение картинки, как для общего развития детей, так и для развития их речи.

Для методики обучения рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия и понимания картин детьми. Эта проблема рассматривается в работах С.Л.Рубинштейна, Е.А.Флериной, АА.Люблинской, В.С.Мухиной. В исследованиях отмечается, что уже в два года ребенок с удовольствием рассматривает картинки и называет их вслед за взрослым.

Е.А.Флерина считала, что у дошкольников восприятие картинки значительно опережает их изобразительные возможности (дети реагируют на содержание и изображение - цвет, форму, построение). Она выделяет в детском восприятии следующие тенденции: тяготение ребенка к яркому красочному рисунку; желание видеть на картинке все существенные признаки предмета; затруднения при восприятии светотеневого рисунка; затруднения детей 5 лет при восприятии рисунка с ярко выраженной перспективной деформацией предмета; положительное отношение к ритмической простоте построения (композиции).

Развитие восприятия рисунка, по данным В.С.Мухиной, происходит по трем направлениям: изменяется отношение к рисунку как к отображению действительности; развивается умение правильно соотносить рисунок с действительностью, видеть именно то, что на нем изображено; совершенствуется интерпретация рисунка, т.е. понимание его содержания.

А.А.Люблинская считала, что восприятию картины ребенка надо учить, постепенно подводя его к пониманию того, что на ней изображено. Это требует узнавания отдельных предметов (люди, животные); выделения позы и места положения каждой фигуры в общем плане картины; установления связей.

С.Л.Рубинштейн, Г.Т.Овсепян, изучавшие вопросы восприятия картины, считают, что характер ответов детей по ее содержанию зависит от ряда факторов. Прежде всего - от содержания картины, близости и доступности ее сюжета, от опыта детей, от их умения рассматривать рисунок. Характер ответов зависит также от характера вопросов, определяющих умственную задачу. По одной и той же картине на вопрос «Что нарисовано?» дети перечисляют предметы и объекты; на вопрос «Что делают на этой картине?» - называют совершаемые действия. На предложение рассказать про то, что нарисовано, дают связное высказывание. Следовательно, если педагог злоупотребляет вопросом «Что это?», требующим перечисления предметов, то он невольно задерживает ребенка на самой низшей стадии восприятия.

Одним из приемов, подготавливающих детей к рассказыванию по картине, являются рассматривание и беседа по её содержанию. Дети не умеют рассматривать картины, не всегда могут устанавливать взаимосвязь между персонажами. Поэтому детей надо учить смотреть и видеть предмет или сюжет, развивать наблюдательность. В процессе рассматривания активизируется и уточняется словарь, развивается диалогическая речь: умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы. Цель беседы по картине - подвести детей к правильному восприятию и пониманию основного содержания картины. Основным методическим приемом здесь являются вопросы. Вопросом педагог выделяет центральный образ (кого вы видите на картине?), затем рассматриваются другие объекты, предметы, их качества. После этого в беседе по картинам обращает внимание на более детальное рассматривание ее содержания. Картина может рассматриваться по частям. Вначале-главное, затем детали, которые дети должны заметить сами.

Следовательно, рассматривание картин подготавливает детей к составлению описаний и рассказов-повествований. От уровня содержательности рассматривания картины зависит эффективность последующего обучения детей связным высказываниям.

 







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 2673. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия