Студопедия — Экспертиза скульптуры: к оценке малых форм фирмы Фаберже
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Экспертиза скульптуры: к оценке малых форм фирмы Фаберже






 

В последние два десятилетия на художественном рынке появилось много камнерезной пластики, приписываемой фирме Фаберже. Особенно высока стоимость камнерезных фигурок серии "русские типы", вызывающая ассоциации с фарфором завода Гарднера. При этом мало учитывается возможность производства подобного рода подделок как в 1930-е гг., так и в настоящее время. Только в последние годы были опубликованы некоторые альбомы зарисовок проектов вещей мастерами-владельцами мастерских у Фаберже, и началась исследовательская работа по созданию каталогов заказов великому ювелиру со стороны императорской Фамилии. Благодаря мемуарам Ф. Бирбаума - главного дизайнера Фирмы - можно установить авторство ряда произведений. В частности, фигурка солдата 1914 года (Москва, Минералогический музей) создана по проекту Г.К. Савицкого. Таким образом, появилась возможность проанализировать творческий подход художников, сопоставить их живописные и скульптурные работы данного времени и выявить характерную манеру проектирования камнерезных фигурок. Этот чиcто искусствоведческий подход в настоящее время не применяется из-за необходимости проведения большой работы по систематизации сведений по данным художникам. Для зарубежных исследователей эта область является "terra incognita".

Пик создания подобных антропоморфных фигурок пришелся на 1990-1910-е гг., что было связано с эстетическими представлениями модерна с его декоративизмом, и с реминисценциями классицизма, позволившими в прикладном искусстве обратиться к достижениям в фарфоре и предметам интерьера второй половины XVIII - начала XIX вв. Поскольку, кроме художника, в работе над произведением участвовал геммолог, камнерез и ювелир, то можно проанализировать работу каждого специалиста, вычленив необходимые и характерные составляющие индивидуального почерка.

Характерной особенностью при выборе материала для Фаберже являлись не только чисто декоративные, но и качественные характеристики. Например, нефрит использовался насыщенного зеленого цвета (белый нефрит Фаберже использовал очень редко), и однородный по окраске всего нужного объема, лазурит - только Бадахшанского месторождения и т.п. Сейчас же нередко можно видеть как на небольших скульптурках, приписываемых Фаберже, используется материал невысокого качества, и совсем не тех цветовых тонов, которые присущи оригинальным предметам. Аналогичный подход, исходя из качественных характеристик материала, применялся и при использовании драгоценных камней. При этом, глаза скульптурок не всегда изготовлялись из мелких бриллиантов или сапфиров. Например, фигурки Будды из собрания Короля Таиланда вообще не имеют вставок из драгоценных камней для имитации глаз.

Есть еще одна отличительная черта для всей подлинной камнерезной пластики Фаберже. Все фигурки стоят на своих ногах, без всякого жесткого прикрепления к какому-либо основанию. Это не только придает вещам особую привлекательность, но и является одним из серьезных факторов при анализе их аутентичности. Комплексный метод изготовления фигурок подразумевал особую тщательность исполнения на всех этапах работы. Фаберже не допускал, чтобы идея художника искажалась только для достижения каких-либо технических параметров, той-же устойчивости. На многих фигурках, приписываемых Фаберже, можно заметить непропорциональность, визуальное утяжеление к низу, огромные ступни или сапоги. Это и "Пирожник" (собрание A La Vielle Russie, Нью-Йорк) и появившаяся недавно на укционах фигурка крестьянки, босой и с огромными ногами. Несмотря на шаржированность "русских типов", художники фирмы Фаберже соблюдали пропорциональность.

Использование драгоценных металлов у Фаберже, как ни покажется странным, до настоящего времени тщательно не изучалось. Только в 1990-е гг. появились попытки создать классификацию характерных металлов у Фаберже. При этом не проводился критический отбор объектов для исследования. Иногда Фаберже использовал своеобразные обманки. Только недавно, при анализе счетов фирмы, выяснилось, что фигурка лебедя в императорском пасхальном Яйце из собрания Сандоз (Швейцария) не серебряная, а золотая и посеребренная.

Таким образом, можно видеть, что в настоящее время комплексный анализ скульптурок фирмы Фаберже включает в себя значительную долю историко- искусствоведческого изучения предмета. Создание объективных критериев оценки с включением технологических аспектов, поможет экспертизу сделать объективной и научной.

 

 







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 464. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия