Сила девственности в целостности
Целое – это знание, а знание – весть о грядущем, предсказание возможного и предстоящего, предотвращение опасного. Вполне логично предположить, что одной из причин символической дефлорации девственниц жрецами, вождями или старейшинами племен являлось желание приобретения этой целостной силы на благо рода и самого себя. У рядовых же членов племен примитивных народностей воспитывался и существовал определенный страх потерять здоровье, нарушив первым половым сношением табу девичьей девственности. У некоторых африканских племён сущест-вовали обряды торжественной дефлорации девушки ритуальным предметом в присутствии соплеменников. Этот обряд совершали старейшины или выбранная советом пожилая женщина. У индейцев пане целостность девичьей плевы нарушали бамбуковым ножом в определенную жрецами лунную ночь. В Колумбии этот обряд проводила мать, а у индейцев иракаре – крестный отец. В Индии девушек сажали на символический лингам бога Шивы. По утверждению Геродота, девушки Вавилона отдавали свою девственность идолу в храмовых ритуалах, садясь на его металлический фаллос. Дефлорация, как жертва богам, носила ритуальный характер и в Древнем Египте. В свою очередь, заслужить сан жрицы в культовом храме той или иной богини могла только не познавшая мужчину женщина. По законам Римской империи, посвятившие себя богине Весте (покровительнице Рима и богине домашнего очага, несущей «весть», т.е. «знание»), девственницы при потере невинности закапывались живыми в землю. Дефло-рировавший весталку мужчина забивался до смерти плетьми жрицами храма. В Риме в 204 году был введен культ «Идейской матери» (по имени горы Иды) Кибелы. В одном из исторических эпизодов Оракул предвещал Риму победу над Карфагеном, если священный камень богини будет перенесён из Пессинунта (во Фригии) в столицу империи. Легенда гласит, что когда корабль со священным камнем Кибелы прибыл в Остию, он зарылся носом в песок. Весталка Клавдия Квинта, над которой тяготело обвинение в нарушении целомудрия, помолилась богине и своим поясом сдвинула корабль. Таким образом, богиня засвидетельствовала невинность жрицы. Артемиде Эфесской служили девы и жрецы-евнухи, называвшиеся мегабизмами. По свидетельству Павсания, служившее при храме жречество было обязано соблюдать строгое целомудрие, а также аскетические условия питания и очищения. За период службы при храме девы проходили три этапа роста: Послушница, Жрица, Старшая Жрица. Отречение от мира и девственность как условия принятия девушкой сана жрицы были характерны для многих стран и религий во все времена. Описавший свое посещение Конго в 1823 году капитан Джон Адамс отмечает: «Одним из условий, позволяющих женщине попасть в разряд жречества, является целомудренный образ жизни и отказ от мирских удовольствий». Почитаемая как богиня, девственница благо-родных кровей считалась достойной высшей власти. Священник Жоао дос Сантос, посе-тивший Абиссинию в 1506 году, в своих отчетных записях упоминает провинцию, в которой «…большинство женщин более занято войной, чем своими домашними делами, отчего они редко выходят замуж и ведут жизнь прежних амазонок Фемискиры… Главные среди них следуют примеру королевы, живущей в постоянной девственности и считающейся божеством не только среди своих подданных, но даже у тех владык, чьи земли расположены рядом с её владениями, которые гордятся своей дружбой с ней и защищают её от любых нападений. В самом деле, могущество этой монархини могло бы позволить ей стать второй Царицей Савской…». Португальский священник, патриарх и пресвитер дон Жоао Бермудес позднее в описании провинции женщин возле Дамуте подтвердил, что «царица этих женщин не знает мужчин, и благодаря этому почитается среди них как богиня». Как высшую драгоценность хранили девственность царицы региона Белого Нила. В древние времена, обладавшие прори-цательским даром девы, служили оракулами Аполлона – в Дельфах, Амона – в Фивах, Зевса – в Додоне. Знаменитейшими в античном мире вещательницами судеб были наделенные ма-гическим пророческим даром юные девст-венницы дельфийского оракула в греческом городе Дельфы. Жрицы дельфийского храма – Пифии (в период высшего расцвета, с VI века до н. э., их было три), прорицали под воздействием одурманивающих паров, выделявшихся из расселины в скале, на которой стоял храм. Зимой дельфийский оракул умолкал. Известен такой факт, как отказ Пифии отвечать на вопросы Александра Македонского. Во II веке н. э. на закате славы оракула, единственная жрица раз в месяц отвечала на вопросы молящихся. В Додоне прорицательница Пелиада вещала, испив воды из протекающего рядом с храмом опьяняющего источника. Большим авторитетом пользовались античные вещуньи – Сивиллы. Наибольшей известностью пользовалась Демофила, прожи-вавшая в городе Кумы. Объявившаяся в VI веке до н. э., она стала известнейшей из девственниц под именем Сивиллы Кумской и, как утверждают её современники, вещала сотни лет. Печально знаменитым даром предвиденья отличалась в годы невинности царевна Кассандра жившая в городе Трое. Кстати, по преданиям, даром предвиденья этих дев наградил бог целомудрия и покровитель девственниц Аполлон. Показательно, что символом «чистого» огня возвышенных страстей у статуй античных богинь был факел. Факел в одной руке несла Артемида. Факелы в обеих руках богини служили уже боевым сигналом. В древних храмовых обрядах пылающие факелы играли роль всем понятных символов, и им отводилось важное место. Таким образом, практикуемые и поныне факельные шествия, зажжение факелом Олимпийского огня и так далее, имеют глубокие и древние религиозные корни, питающиеся идеей «чистого» огня, обладающего силой божественного целомудрия. В древнем мире факт зачатия ребенка не обязательно считался результатом половой близости мужчины и женщины. По верованиям многих народов, на женщину в этом случае нисходил некий «дух», дающий начало новой жизни. Отсюда существование веры в непорочное зачатие и деторождение. Древний греко-римский мир считал, что бог-целитель Асклепий родился от союза божественного духа и земной девственницы. Вполне осознанно собрание христиан из-за его моральной чистоты в Библии сравнивается с «чистою девою» (2 Коринфянам 11:2; Откровение 21:9). Апостол Павел писал: «Но кто непоколебимо… решился в сердце своём соблюдать свою девственность, тот хорошо поступает. Посему отдающий свою девственность в браке хорошо поступает…». Более того, апостол был убежден, что христианин, решившийся сохранять свою девственность, оставаясь холостым, может «непрестанно служить Господу без отвлечения» (1 Коринфянам 7:25, 33-38). В христианской культуре охранительницами девичьей чистоты являются святые Екатерина и Маргарита. Именно они в 1424-29 гг. бла-гословили на спасение Франции не короля или полководца, а семнадцатилетнюю непорочную девицу-крестьянку Жанну Д’Арк из Домреми. Будучи девственницей, Жанна на правах целостности имела право благословлять и вести на бой войска, ибо несла весть, зная грядущее. Выдающийся русский психиатр П.И. Кова-левский (1849-1923 гг.) в книге «Психиат-рические эскизы из истории» (СПб., 1898. Том 2) писал: «Более интересное и менее понятное в Жанне – дар предвиденья и предчувствия. Трудно определить, что в передаваемом было правдой и что вымыслом. Со своей стороны, мы можем сказать, что такие явления предчувствия, несомненно, существуют. В них проявляет себя та тонкая чувствительность, которая присуща лицам мечтательным и с живым воображением, частью – область бессознательного и поныне для нас мало выясненного и понятного…». Как учёный и практик, П.И. Ковалевский считал, что особая мыследеятельность человека в высших проявлениях способностей к предсказаниям и предвиденью «может быть достигнута путем правильного воспитания, соблюдения гигие-нических условий и применения строгой диететики духа и тела… У такого выродка способность восприятия будет шире, нравственная отзывчивость сильнее, умственная деятельность оживлённей, мускульная энергия повышеннее». В 1920 году Жанна-Дева была канонизирована Ватиканом. Но вот как поступило «цивилизованное» западное общество в наше время с сохранившейся частью останков Орлеанской Девы. Мало кто знает, что пытаясь доказать принадлежность девушки к ведьмам, инквизиция обследовала её трижды. Священнослужителей особенно поразил безволосый лобок Девы. Такое явление и другие обследования говорили об имеющем место особом природном феномене и о целомудрии девушки. Девственница не может быть ведьмой! Именно этот факт сделал её святой и непобедимой. Выполняя политический заказ, судьи пошли против правды и совести и приговорили Жанну к смерти. Половые органы Жанны были вырезаны перед её сожжением на костре. Видимо, определенным лицам не давала покоя сверхъестественная духовная, нравст-венная и физическая сила девушки. Разве могла Жанна после такой операции остаться живой и самостоятельно взойти на кострище? Этим надругательством можно объяснить тот факт, что свидетели были оттеснены солдатами от места казни и наблюдали сожжение Девы на большом удалении от пожирающего её тело пламени. Так вот, в 2004 году на одной из площадок аукциона «Кристи» в Лондоне был выставлен лот под номером 1228. В запаянном и наполненном консервирующей жидкостью стеклянном сосуде, помещенном в старинную шкатулку, хранились наружные половые губы Жанны д,Арк. Имело место заключение двух британских экспертов о подлинности выставленного на продажу «экспоната». Что ещё может быть более отвратительным примером циничного отношения к памяти девственной спасительницы Франции?! Как видим из событий прошлого, даже священники могут время от времени поступаться совестью и забывать священные традиции церкви. А уж некоторым коммерсантам совесть просто не нужна. В традициях христианской церкви имеет место празднование дня рождения святой мученицы Татианы 25 (12) января. За свою добродетельную жизнь она сподобилась послужить Церкви и за благотворительную деятельность в одном из римских храмов была посвящена диакониссой. «Подобно ангелу» служившая Богу святая дева приняла мученическую смерть от врагов христианства. В религиозной литературе святую мученицу Татиану часто называют «Девства и чистоты сосуде златый». Православное благочестие на Руси питалось идеалами жития святых, в ряду которых особо почитались святые девы. К таковым относится преподобная Евфросиния (в переводе с греческого означает «радость») Полоцкая, праправнучка святого равноапостольского князя Владимира и дочь Полоцкого князя Георгия (Святослава) Всеславича. Приняв постриг, она в обители Спасо-Преображенского монастыря создала одну из первых женских школ на Руси, став наставницей женщин в таинствах духовной жизни и матерью женского монашества. Преподобная Евфросиния основала Бого-родицкий мужской монастырь. Её усилиями в 1161 г. был воздвигнут каменный Спасо Преображенский собор – одна из жемчужин русского зодчества. Как говорят православные летописи, в трудный век раздробленности Руси преподобная Евфросиния непрестанно молилась о единстве Русской земли, о победе над «тьмой разделения». Благодатным словом наставления, которое ей было «даром Бога», примиряла многих князей, бояр и простых людей. Она «всех хотяше имети яко единую душу». Ныне святые мощи ее покоятся в родном городе Полоцке. Редкой подвижнической жизнью отличалась преподобная святая (благоверная княгиня) Евфросиния Суздальская, родившаяся в 1212 году в семье великого князя Черниговского Михаила. Пресвятая Дева в сонном видении ей предрекла: «Скверна не коснется твоего тела». Божья Матерь наделила Евфросинью даром исцеления и пророчества. Считается, что именно молитвами преподобной и монашествующих сестер в 1238 году был спасен Суздальский монастырь от разорения войсками Батыя. Кондак (глас 8) прославляет преподобную Евфросинию следующими словами: «Девства чистотою возмогла еси свещу своего разума и просветила еси душевную чистоту, пощением же и бдением плоть поработила еси духу, тем же, преподобная Евфросиние, почитающее подвиги трудов твоих, молимся, моли Христа Бога спастися душам нашим». Предстательницей и хранительницей Ве-ликого Новгорода, земли Русской, покро-вительницей Литвы и литовского народа счи-тается скончавшаяся в 1287 году преподобная святая (благоверная княгиня) Харитина Литовская (Харитина – «милующая», творящая милосердие). Верующие уверены, что благодатной силой помогать хранить девство и чистоту обладают нетленные мощи святой праведной девы Иулиании, княжны Ольшанской, скончавшейся девственницей на 16-ом году жизни в середине XVI века в г. Киеве. Святая Иулиания «девства добротами преочищена и целомудрия цветы венчавшися» – первая помощница русским женщинам в исцелении болезней души. В свете приведенных примеров показательна традиция, существовавшая при дворе русских царей. В московской мастерской царицы, в просторной и самой светлой комнате дворца, помещались за пяльцами около пятидесяти девушек-мастериц, которых царица брала к себе «наверх» с целью воспитания, обучения грамоте и последующей выдачи замуж. По мудрому примеру Царицына Двора организовывались «вышивально-воспитательные» мастерские в частных светлицах и теремах знатных боярынь. Вспомним, что из всех известных истории и почитаемых народами дев, в реализации своего высшего материнского предназначения, над миром возвышается девственница Дева Мария, беспорочно зачавшая и родившая спасителя человечества, Сына Божьего Иисуса Христа из Назарета. Показательна отслеживаемая во времени динамика роста почитания матери Иисуса среди верующих. В проповедях ранних христиан звучали призывы отречься от родных, заменив братство по крови братством по вере. Этим можно объяснить достаточно скудные упо-минания в евангелиях о непорочном зачатии Марии. Ведь когда Иисусу сказали, что мать и братья зовут его, он спросил: «Кто матерь моя и братья мои? И обозрев сидящих вокруг себя, говорит: вот матерь моя и братья мои…» (Мк. 3:33-34; Мф. 1:16; Лк. 8:19). В Священном писании нет никаких сведений ни о смерти, ни о погребении Марии. Но, видимо, рядовым верующим были чужды некоторые дословно трактуемые богословами эпизоды Нового Завета, и им явно не хватало для излияния сердца именно Богини-матери. Преклонение перед Матерью и чистотой отношений, душевная потребность в материнской любви и преданности становятся неиссякаемым источником сказаний о Марии. Наиболее подробное повествование о Деве содержит так называемое Евангелие Иакова, или «История Иакова о рождении Марии», появившееся позже, чем канонические книги Библии. Потребность в культе женского божества, в поклонении Матери, защитнице и помощнице, более понятной, близкой и полезной, чем недоступный и грозный Бог, создала один из самых почитаемых в наши дни религиозных культов – культ Девы Марии. В IV веке появляется сочинение анонимного автора «Об успении Марии» и устанавливается культ Марии с применением определений – «богородица» и «богоматерь». Окончательно Мария признана богоматерью только в 431 году на соборе в г. Эфесе, созванном по решению императора Восточной Римской империи Феодосия Второго. Введённые позднее церковные праздники были приурочены к местным языческим празднованиям. Рождество Богородицы совпало с началом нового года по Восточному календарю, а Успение – с празднованием сирийскими крестьянами окон-чания уборки урожая. Культ древней Богини-Матери как бы снова ожил в культе Девы Марии и бережно пронесён через века. Особой популярностью и любовью в последние годы Святая Дева пользуется в странах Латинской Америки и Испании. Среди католиков Бразилии особо почитаема «Богоматерь, развязывающая узлы» (живо-писный сюжет «Дева Мария развязывает узлы на ленте»). Верующие надеются с её помощью развязать сложные узлы повседневных проблем и неприятностей, выстроить взаимоотношения в семье и на работе, поправить запутанные финансовые дела. Все более популяризируется культ Святой Риты – покровительницы отчаяв-шихся. Увеличивается поток верующих к Святой Хедвиге – заступнице должников. В мекси-канском городе Мехико в декабре 2004 года храм Непорочной Девы посетили более двух миллионов верующих!
|