Цельность мудрости в христианстве
Идеал христианства наиболее кратко выражен в 48 стихе 5-ой главы Евангелия от Матфея: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный». В достижении этого совершенства необходимо преодолеть бес-численное множество ступеней. Совершить такой подвиг невозможно без приобретения верующим цельности души через освобождение от разрушающих душу и тело пагубных страстей. В христианской традиции с целомудрием связана не только «победа над естеством», преодоление плотского влечения и «комплекса плоти». Например, по мнению епископа Иеремии Затворника: «Целомудренный есть тот, кто и во сне не ощущает в теле своем ни малейшего движения. Целомудренный всегдашнюю и совершенную снискал не-чувствительность к прелести и красоте телесной. Но есть еще иная, высшая степень чистоты». Слово «целомудрие» заключает в себе понятие целостного разумения, неповрежденного мудрования, благоразумного восприятия окружающего мира, не нарушающего в повседневной жизни телесной чистоты и непорочности человека. Целомудрие обеспечивает нравственную правильность мышления, честность принимаемых решений
и совершаемых поступков. Жить по образу Иисуса Христа, уподобиться ему во всем, чтобы через это уподобление Человеку-Христу достигнуть уподобления Богу как последней цели и высшему смыслу бытия человека – вот цель истинного христианина. К понятию «целомудрие» близко, но не тождественно понятие «девство». Так, в порядке словоупотребления при постриге, лицами, пришедшими к монашеству после брака или после внебрачного общения, дается обет целомудрия, т. е. дальнейшего полного воздер-жания; для лиц же, не познавших акта общения с другим телом, он становится обетом девства. В своём полном осуществлении подвиг целомудрия восстанавливает девственное состояние человека по духу, не изменяя факта потери девства по телу. Нерастленность по плоти, отсутствие физической близости – не есть ещё девство. Грешные поползновения мысли и мечтаний, страсти и непотребные образы уже способны серьезно навредить девственному состоянию христианина. По церковному представлению – есть три степени духовного состояния человека: вышеестественное, естественное и, наконец, ниже- или противоестественное. К первому относятся девство и монашеское целомудрие, понимаемые как дар благодати; вторым – является благословенный брак; всякая же иная форма плотской жизни духовно будет более низкой или даже противоестественной. Святые отцы Церкви определяют подлинное девство как вышеестественное состояние, в своей совер-шенной форме понимаемое как непрерывное пребывание в Божественной любви, как осуществление заповеди Христа – любить Бога «всем сердцем, всем умом, всей душой, всей крепостью». Угодить Господу в большей степени способны христиане, помыслами полностью обращенные к Богу. Задача всякого христианина – «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, обновиться духом ума и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4, 22-24). Следует до крови подвизаться, сражаясь против греха (Евр. 12, 4). Христос пришел обновить «растлевшее грехом естество наше» и через христианский образ жизни способствовать созданию «новой твари», нового неба и земли. А когда это произойдет, то будет видно, что там «ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф. 22, 30). Примечательно, что в первом послании к Коринфянам апостол Павел говорит: «Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость, быть Ему верным. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так» (7:25-26). «А я хочу, чтоб вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разница между замужней и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтоб быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтоб наложить на вас узы, но чтоб вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения. Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет, – не согрешит; пусть таковыя выходят замуж» (7: 32-35). В написанной в 249 году книге «Об одежде девственниц» святой Киприан Карфагенский так говорит о достоинстве девства: «Девы-цветок церковного ростка; слава и украшение благодати духовной… хвалы и чести непорочное и неповрежденное творенье; образ Божий, соответствующий святости Господа; светлейшая часть стада Христова… и чем больше изобилует девство в числе своем, тем больше радость матери (Церкви) умножается». Святой Феофан Затворник объясняет, что тот, кто, сохранив чистоту, посвящает себя Богу с ранних лет, тот: «1) делает самое угодное Богу, приносит Ему жертву самую приятную: а) потому что Богу, вообще, по закону оправданий, угоднее всего первое: начатки плодов, первенцы людей, животных и, следовательно, первые лета юности; б) потому что приносится жертва чистая – непорочная юность, что главным образом и требовалось от всякой жертвы; в) потому что совершают это с преодолением немалых препятствий и в себе и извне – с отречением от удовольствий, к каким, особенно в это время, чувствуют позыв; 2) совершает дело самое благоразумное… что за жертва Богу – больная, истощенная, поврежденная в членах, не целая?...» Письменным творением первых веков христианства (предположительно III века), сум-мирующим взгляды Церкви на девство, является труд святого Мефодия Олимпийского под названием «Пир десяти дев», в котором говорится о девстве, как о деле «чрезвычайно великом», как о таинстве. В первом из двух «Посланий о девстве» (гл. 8), приписываемых св. Клименту Римскому, говорится: «Утроба святого девства носила Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и в тело, которое воспринял Господь наш и в котором совершил Свою борьбу в этом мире, Он облекся от Святой Девы. Познай же в этом величие и славу девства. Хочешь быть христианином? – Подражай Христу во всем. Иоанн был Ангелом, посланным пред лицем Господа, и в рожденных женами не восставал больший его, и сей святый Ангел Господа был девственником…». Святой Григорий Нисский в своем слове «О девстве» (гл. 4) говорит так: «Подвиг девства есть некое искусство и сила божественной жизни, научающая живущих во плоти уподобляться бесплотному естеству». В поучениях новоафонского монаха старца Силуана, об Отце Иоанне Кронштадском говорится: «Великий подвиг – жить с молодой женой и не прикасаться к ней. Это могут только те, которые ощутимо носят в себе Духа Святого. Он сладкий и побеждает любовь милой жены. Многие Святые боялись близости жен, а Отец Иоанн и среди жен имел Духа Святого, сладость которого превышает любовь плотскую». Святой Иоанн Златоуст был убежден: «Проводить жизнь в целомудрии легко, если захотим, если будем удаляться от того, что вредит. И вообще ничто не трудно при нашем хотении, равно как ничто не легко при нашем нехотении… Не узнавший блуда не будет знать и прелюбодеяния; а осквернившийся с блудницами скоро дойдёт и до прелюбодеяния». Среди известных светских мужчин Европы, игнорировавших половую близость и до конца лет своих оставшихся девственниками – немецкий философ Эммануил Кант и сэр Исаак Ньютон.
|