Животные обладают чувствами, могут испытывать радость и страх, страдать от боли, как и мы. Поэтому мучения и смерть животных должны рассматриваться как нечто столь же недопустимое, как и мучения и смерть людей. Животным надо предоставить основополагающее право на защиту от произвола и насилия со стороны человека. Но соблюдение прав животных не означает необходимость одинакового отношения людям и животным во всех аспектах. Например, для животных никакого значения не имеет право на свободный выбор профессии или вероисповедания. У животных есть свои потребности, которые нужно принимать во внимание при соблюдении их прав. Для них на первом месте стоит право на жизнь без страданий и свободу.
При проведении исследований у животных не только отнимают свободу и жизнь; их приравнивают к измерительным инструментам, которые после использования выбрасываются. Вместе с тем, было бы абсурдно полагать, что можно построить здоровье и благополучие человека на костях миллиардов животных. Исследования на животных и приемлемые с этической точки зрения медицина и наука исключают друг друга. Даже если говорить о потенциальной пользе для человека, опыты на животных нельзя считать допустимым методом исследования. Неприемлемый с моральной точки зрения метод не становится приемлемым оттого, что его используют для достижения высокой цели. Иначе можно было бы оправдать болезненные или смертельные опыты на людях. Поистине, уважение к жизни должно быть самым главным требованием, особенно в медицине и науке.
Используются ли животные в исследованиях по причине того, что они менее чувствительны, чем люди?
Еще несколько десятилетий назад идея о том, что животные способны страдать и обладают эмоциями, считалась их очеловечиванием и отвергалась. Эта позиция берет начало от французского философа Рене Декарта, который почти 400 лет назад заявлял, что животные - не более чем бесчувственные рефлекторные автоматы, а их крики боли равнозначны лязгу машин. Но между тем поведенческие исследования доказали неправильность такого представления о животных.
У животных боль выполняет ту же функцию, что и у людей, а именно, предупреждать и вызывать быструю реакцию при опасности. Поведенческие исследования не оставили простора для сомнений по поводу того, что, как минимум, все позвоночные могут испытывать боль, стресс и страх. Кроме того, биологические признаки боли присутствуют также у многих беспозвоночных, прежде всего у ракообразных, таких как омары, а также у головоногих, таких как каракатицы.
Животных все в большей степени считают самостоятельным существам, то есть, обладающими индивидуальными отличительными чертами, чувствами, умом и познавательными способностями, и это значительно превышает простую чувствительность к боли.
О человекообразных обезьянах, китах, дельфинах, слонах, свиньях и серых попугаях известно, что они обладают самосознанием. Они узнают себя в зеркале - такую способность долгое время приписывали только человеку. Также как и использование орудий труда - известно, что оно имеется у разных видов животных, таких как обезьяны, вроны, выдры и слоны.
Тем не менее, при проведении опытов на животных результаты современных поведенческих исследований совсем не принимаются во внимание. Одно только низведение чувствующих живых существ до "моделей" или "модельных организмов" - экспериментаторы их предпочитают называть так - воскрешают дух Декарта, господствующий и поныне.
Могут ли животные ощущать какие-либо страдания, помимо физической боли?
Нет необходимости быть специалистом по поведению, чтобы понимать, что животные обладают сложными чувствами. Каждый, кто хоть раз видел, как страдает собака после отъезда или смерти своего хозяина, кто наблюдал, как горюет мать, когда у нее отбирают детенышей, кто видел наполненные страхом глаза коровы на бойне или сопротивляющуюся изо всех сил обезьянку в руках экспериментатора, однозначно даст утвердительный ответ на этот вопрос. Понятие "страдания" включает в себя не только смерть, но также и страх, стресс, испуг, панику, сильное беспокойство и изнеможение, горе, нездоровье, голод и жажду. У специалистов, изучающих поведение животных, больше нет сомнений в том, что по меньшей мере позвоночные животные испытывают такие же страдания, что и люди.
Даже если мы не знаем, как животные воспринимают самих себя и окружающий мир, способность страдать у них несомненно имеется. Возможно, для животных эксперименты особенно мучительны потому, что они, в отличие от человека, не понимают причинно-следственных связей, а при любой опасности испытывают инстинктивный страх смерти.
А как насчет насекомых и других беспозвоночных? Где надо проводить грань?
Обычно черту проводят между людьми и животными. Однако почему ее проводят именно здесь? И существует ли вообще граница? Или же наши обязательства распространяются и на других живых существ, на все формы жизни? Биологическая предпосылка к этому в виде способности чувствовать боль есть у многих беспозвоночных животных. В наибольшей степени данный факт относится к головоногим и ракообразным. Особый статус этих животных даже прописан в немецком законе о защите животных. Согласно нему, необходимо уведомлять власти об исследованиях на каракатицах, спрутах и крабах; для других беспозвоночных этого не требуется. Данный пункт совсем не защищает их, но показывает, что об их способности страдать знают сами законодатели. Сегодня у нас еще очень мало информации о способности многих беспозвоночных испытывать боль. По отношению к ним должен действовать принцип "сомнения - в пользу подсудимого". Жестокое обращение с такими формами жизни неприемлемо.