Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ СНОВИДЕНИЙ





Уважаемые дамы и господа! Не разочаровывайтесь, если я опять предложувам фрагменты толкований сновидений, вместо того чтобы пригласить васучаствовать в толковании большого хорошего сновидения. Вы скажете, чтоимеете на это право после стольких приготовлений, и выскажете убеждение, чтопосле удачного толкования стольких тысяч сновидений давно должна была бывозникнуть возможность составить набор отличных сновидений, которыепозволяли бы продемонстрировать все наши утверждения о работе и мысляхсновидения. Да, но существует слишком много трудностей, препятствующихвыполнению вашего желания. Прежде всего должен вам признаться, что нет никого, кто занимался бытолкованием сновидений в качестве своего основного занятия. Ведь какприходят к толкованию сновидений? Случайно, без особого намерения можнозаняться сновидениями друга или работать какое-то время над своимисобственными сновидениями, чтобы поупражняться в психоаналитической работе;но по большей части приходится иметь дело со сновидениями лиц, страдающихневрозами, подвергающихся аналитическому лечению. Сновидения этих последнихпредставляют собой отличный материал и никоим образом не уступаютсновидениям здоровых, но техника лечения вынуждает нас подчинять толкованиесновидения терапевтическим задачам и оставлять без внимания большое числосновидений после того, как из них было взято что-то нужное для лечения.Некоторые сновидения, встречающиеся во время лечения, вообще недоступныполному толкованию. Так как они возникают из всей совокупности неизвестногонам психического материала, то их понимание возможно только после окончаниялечения. Сообщение о таких сновидениях сделало бы неизбежным раскрытие всехтайн невроза; это нам не нужно, так как мы взялись за сновидение с цельюподготовиться к изучению неврозов. Вы охотно отказались бы от этого материала и скорее предпочли быуслышать толкования сновидений здоровых людей или своих собственных. Ноиз-за содержания сновидений это недопустимо. Ни самого себя, ни другого,чьим доверием пользуешься, нельзя так беспощадно обнажать, как этого требуетподробное толкование его сновидений, которые, как вы уже знаете, имеютотношение к самому интимному в его личности. Кроме этого затруднения вполучении материала, для сообщения принимается во внимание и другое. Вызнаете, что сновидение кажется странным даже самому видевшему сон, не говоряуже о другом человеке, которому личность видевшего сон не знакома. В нашейлитературе нет недостатка в хороших и подробных анализах сновидений, я самопубликовал некоторые из них в рамках историй болезни; может быть, самыйлучший пример толкования сновидений представляют собой опубликованные О.Ранком (1910b) два связанных между собой сновидения одной молодой девушки,запись которых занимает около двух печатных страниц, тогда как их анализ --76 страниц. Мне понадобился бы примерно целый семестр, чтобы показать вамэту работу. Если берешься за какое-нибудь более длинное и еще болееискаженное сновидение, то приходится давать столько объяснений, привлекатьтакое обилие ассоциативных мыслей и воспоминаний, делать так многоотступлений, что лекция о нем оказалась бы совершенно запутанной инеудовлетворительной. Поэтому я должен просить вас довольствоваться тем, чтолегче получить, -- сообщением о небольших фрагментах сновидений лиц,страдающих неврозом, по которым по отдельности можно узнать то или иное.Легче всего продемонстрировать символы сновидения, затем -- определенныеособенности регрессивного изображения сновидений. О каждом из нижеследующихсновидений я скажу вам, почему я счел нужным сообщить о нем. 1. Сновидение состоит только из двух простых картин: его дядя куритпапиросу, хотя сегодня суббота; какая-то женщина гладит и ласкает его(видевшего сон), как своего ребенка. По поводу первой картины видевший сон (еврей) замечает, что его дядя --набожный человек, который никогда не совершал и не совершил бы подобногогреха. Относительно женщины во второй картине ему ничего не приходит вголову, кроме того, что это его мать. Обе эти картины или мысли, очевидно,следует привести в соответствие друг с другом. Но каким образом? Так как онрешительно оспаривает действие дяди, то естественно прибавить "если". "Еслимой дядя, святой человек, стал бы курить в субботу папиросу, то я мог быдопустить ласки матери". Очевидно, что ласка матери -- такое же недопустимоедействие, как курение в субботу для набожного еврея. Вспомните, что яговорил вам о том, что при работе сновидения отпадают все отношения междумыслями сновидения; они растворяются в своем сыром материале, и задачей толкования является вновь восстановить опущенные отношения. 2. Благодаря своим публикациям о сновидении я стал в известном смыслеобщественным консультантом по вопросам сновидений и в течение многих летполучаю с самых разных сторон письма, в которых мне сообщаются сновиденияили предлагается их толкование. Я, конечно, благодарен всем тем, ктоприбавляет к сновидению достаточно материала, чтобы толкование сталовозможным, или кто сам дает такое толкование. К этой категории относитсяследующее сновидение одного врача из Мюнхена, относящееся к 1910 г. Япривожу его, потому что оно может вам доказать, насколько сновидение в общемнедоступно пониманию, пока видевший сон не даст нам дополнительно своихсведений. Я ведь предполагаю, что вы, в сущности, считаете идеальнымтолкование сновидений с помощью использования значения символов,ассоциативную же технику хотели бы устранить, а мне хочется освободить васот этого вредного заблуждения. "13 июля 1910г. мне снится: я еду на велосипеде вниз по улицеТюбингена, как вдруг коричневая такса пускается за мной в погоню и хватаетменя за пятку. Проехав немного дальше, я слезаю с велосипеда, сажусь наступеньку и начинаю колотить животное, крепко уцепившееся зубами (от укуса ивсей сцены у меня нет неприятных чувств). Напротив сидят несколькопрестарелых дам, которые смотрят на меня улыбаясь. Затем я просыпаюсь, и,как уже часто бывало, в этот момент перехода к бодрствованию все сновидениестановится мне ясным". Символами здесь мало поможешь. Но видевший сон сообщает нам: "Впоследнее время я был влюблен в одну девушку, видел ее только на улице, ноне имел никакой возможности завести знакомство. Самым приятным для меняповодом для знакомства могла быть такса, так как я большой любитель животных и это же качество ссимпатией заметил у девушки". Он добавляет также, что неоднократно с большойловкостью и зачастую к удивлению зрителей вмешивался в борьбу грызущихсямежду собой собак. Итак, мы узнаем, что понравившаяся ему девушка постояннопоявлялась в сопровождении этой особенной собаки. Но из явного сновиденияэта девушка устранена, осталась только ассоциируемая с ней собака. Можетбыть, престарелые дамы, которые ему улыбаются, заняли место девушки. Того,что он еще сообщает, недостаточно для объяснения этого момента. То, что всновидении он едет на велосипеде, является прямым повторением припоминаемойситуации. Он всегда встречал девушку с собакой только тогда, когда был навелосипеде. 3. Если кто-нибудь потерял своего дорогого родственника, то ему долгоевремя после этого снятся сны особого рода, в которых знание о смертизаключает самые странные компромиссы с потребностью воскресить мертвого. Тоумерший, будучи мертвым, продолжает все-таки жить, потому что он не знает,что умер, и если бы он это узнал, то лишь тогда умер бы окончательно; то оннаполовину мертв, а наполовину жив, и каждое из этих состояний имеет своиособые признаки. Эти сновидения нельзя назвать бессмысленными, так каквоскресение для сновидения не является неприемлемым, как, например, и длясказки, где это совершенно обычное событие. Насколько я смогпроанализировать такие сновидения, они способны на разумное решение, нодостойное уважения желание возвратить к жизни мертвого умеет добиватьсяэтого самыми странными средствами. Я предлагаю вам здесь такое сновидение,которое звучит достаточно странно и бессмысленно и анализ которого покажетвам многое из того, к чему вы подготовлены нашими теоретическимирассуждениями. Сновидение одного мужчины, который несколько лет тому назадпотерял отца. Отец умер, но был выкопан и плохо выглядит. С тех пор он живет, ивидевший сон делает все, чтобы он ничего не заметил. (Затем сновидениепереходит на другие явления, не имеющие с этим, по-видимому, ничего общего). Отец умер, это мы знаем. Что он был выкопан, не соответствуетдействительности, да и все последующее не принимает ее во внимание. Новидевший сон рассказывает: когда он вернулся с похорон отца, у негоразболелся зуб. Он хотел поступить с ним по предписанию еврейского учения:если твой зуб тебе досаждает, вырви его, -- и отправился к зубному врачу. Нотот сказал: зуб не следует вырывать, нужно потерпеть. Я кое-что положу,чтобы его убить, приходите через три дня опять, я это выну. Это "вынимание", говорит вдруг видевший сон, и есть эксгумация. Неужели видевший сон прав? Не совсем, потому что ведь вынимался не самзуб, а только то, что в нем омертвело. Но подобные неточности, судя подругим примерам, вполне можно ожидать от работы сновидения. Видевший сонсгустил, слил в одно умершего отца и мертвый, но сохраненный зуб.Неудивительно, что в явном сновидении получилось что-то бессмысленное,потому что не все, что можно сказать о зубе, подходит к отцу. Где же вообщеTertium comparationis* между зубом и отцом, что сделало возможным этосгущение? И все-таки это, должно быть, именно так, потому что видевший сонпродолжает рассказывать, что ему известно, если увидишь во сне выпавший зуб,то это значит, что потеряешь кого-нибудь из членов семьи. Мы знаем, что это популярное толкование неверно или верно, по крайнеймере, только в шуточном смыс- ---------------------------------------- * Третье в сравнении. ле. Тем более нас поражает то обстоятельство, что начатую таким образомтему можно проследить и в других фрагментах содержания сновидения. Без дальнейших требований видевший сон начинает теперь рассказывать оболезни и смерти отца и также о своем отношении к нему. Отец долго болел,уход и лечение стоили ему, сыну, много денег. И тем не менее ему ничего небыло жаль, он никогда не терял терпения, никогда не испытывал желания, чтобыскорее наступил конец. Он хвастает чисто еврейской почтительностью к отцу,строгим выполнением еврейского закона. Но не бросается ли нам в глазапротиворечие в относящихся к сновидению мыслях? Он идентифицировал зуб сотцом. По отношению к зубу он хотел поступить по еврейскому закону, приговоркоторого гласил: вырвать его, если он причиняет боль и досаду. И поотношению к отцу он хотел поступить по предписанию закона, который на этотраз означал, несмотря на затраты и беспокойство, взять всю тяжесть на себя ине допускать никакого враждебного намерения против причиняющего гореобъекта. Разве сходство не было бы гораздо более несомненным, если бы ондействительно проявил по отношению к больному отцу те же чувства, что и кбольному зубу, т. е. пожелал бы, чтобы скорая смерть положила конец егоизлишнему, страдальческому и дорогостоящему существованию? Я не сомневаюсь в том, что таково было его действительное отношение котцу во время его длительной болезни, а хвастливые уверения в его набожнойпочтительности предназначены для того, чтобы отвлечь внимание от этихвоспоминаний. При таких условиях обыкновенно возникает желание смерти тому,кто причиняет беспокойство, и он скрывается под маской сострадания, когда,например, думают: это было бы для него только избавлением. Но заметьте, чтов данном случае даже в скрытых мыслях сновидения мы перешагнули какую-то черту.Первая их часть, несомненно, только временно, т. е. во время образованиясновидения, бессознательна, но враждебные чувства против отца могли бытьдлительное время бессознательными, может быть, возникли еще в детские годы,а во время болезни отца постепенно робко и замаскированно проскальзывали всознание. С еще большей уверенностью мы можем утверждать это о другихскрытых мыслях, которые, без сомнения, были представлены в содержаниисновидения. Из самого сновидения о враждебных чувствах к отцу ничего нельзяузнать. Но, исследуя истоки такой враждебности к отцу в детстве, мывспомним, что страх перед отцом существует, потому что уже в самые ранниегоды он противится сексуальной деятельности мальчика, как правило, онповторяет это из социальных соображений и после достижения им возрастаполовой зрелости. Это отношение к отцу свойственно и нашему видевшему сонлицу; к его любви к отцу было прибавлено достаточно уважения и страха,имевших своим источником раннее сексуальное запугивание. Дальнейшие утверждения явного сновидения объясняются комплексомонанизма. "Он плохо выглядит" хотя и относится к словам зубного врача, чтобудет некрасиво, если вырвать зуб на этом месте, но одновременно это имеетотношение к неважному виду, которым молодой человек в период половойзрелости выдает или боится выдать свою чрезмерную половую деятельность. То,что видевший сон не без облегчения перенес в явном сновидении неважный вид ссебя на отца, есть одна из известных вам инверсий в работе сновидения. С техпор он продолжает жить покрывается как желанием воскресить, так и обещаниемзубного врача, что зуб сохранится. Но особенно хитроумно предложение"видевший сон делает все, чтобы он (отец) этого не заметил", направленное нато, чтобы склонить нас к дополнению, что он умер. Но единственно разумноедополнение вытекает опять-таки из комплекса онанизма, когда, само собойразумеется, молодой человек делает все, чтобы скрыть от отца своюсексуальную жизнь. Вспомните, наконец, что так называемые сновидения свырыванием зуба мы должны всегда толковать как онанистические и выражающиестрах перед наказанием за онанизм. Теперь вы видите, как составилось это непонятное сновидение. Произошлостранное и вводящее в заблуждение сгущение, в котором все мысли происходятиз среды скрытых мыслей и в котором для самых глубоких и отдаленных повремени из этих мыслей создаются ее многозначные замещающие образования. 4. Мы уже неоднократно пытались взяться за те "трезвые" и банальныесновидения, в которых нет ничего бессмысленного или странного, но поотношению к которым встает вопрос: зачем видишь во сне такую чепуху? Я хочупривести еще один пример такого рода, три составляющие одно целоесновидения, приснившиеся в одну ночь молодой даме. а) Она идет через залу своего дома и разбивает голову о низко висящуюлюстру. Никаких воспоминаний, ничего, что действительно произошло бы. Еекомментарии ведут совсем по другому пути. "Вы знаете, как сильно у менявыпадают волосы. Дитя, сказала мне вчера мать, если так будет продолжаться,то у тебя голова станет как задняя часть (Роро)". Итак, голова выступаетздесь вместо другого конца тела. Люстру мы и сами можем понять символически;все предметы, способные вытягиваться в длину, являются символами мужскогочлена. Таким образом, речь идет о кровотечении из нижней части тела, которое возникает от столкновения с пенисом. Это могло быиметь еще несколько значений; ее ассоциативные мысли показывают, что делозаключается в предположении, будто менструация возникает в результатеполового акта с мужчиной, -- часть сексуальной теории, распространеннойсреди многих незрелых девушек. б) Она видит в винограднике глубокую яму, о которой она знает, что таобразовалась благодаря вырванному дереву. Она замечает при этом, что деревау нее нет. Она имеет в виду, что не видела дерева во сне, но эта фразаслужит выражением другой мысли, которая полностью подтверждает символическоетолкование. Сновидение относится к другой части детских сексуальных теорий-- к убеждению, что первоначально девочки имели такие же гениталии, как имальчики, и теперешняя их форма образовалась в результате кастрации(вырывания дерева). в) Она стоит перед ящиком своего письменного стола, в котором ей всетак хорошо знакомо, что она сразу же узнает, если кто-нибудь в нем рылся.Ящик письменного стола, как всякий ящик, сундук, коробка -- женскиегениталии. Она знает, что по гениталиям можно узнать об имевшем местополовом сношении (как она думает, и прикосновении), и давно боится такогоразоблачения. Я думаю, что во всех этих трех сновидениях акцент следуетсделать на познании. Она вспоминает время своего детского сексуальногоисследования, результатами которого тогда очень гордилась. 5. Опять немного символики. Но на этот раз в коротком предварительномсообщении я заранее представлю психическую ситуацию. Один господин, которыйпровел любовную ночь с женщиной, описывает свою партнершу как одну из техматеринских натур, у которых при половых сношениях с мужчиной неотвратимо появляетсяжелание иметь ребенка. Но условия той встречи требуют осторожности, из-закоторой оплодотворяющее семяизвержение удаляется из женского лона.Проснувшись после этой ночи, женщина рассказывает следующий сон: На улице ее преследует офицер в красной фуражке. Она убегает от него,бежит вверх по лестнице, он все за ней. Задыхаясь, она достигает своейквартиры и захлопывает за собой дверь. Он остается снаружи и. как она видитв глазок, сидит снаружи и плачет. В преследовании офицера в красной фуражке и в том, как она, задыхаясь,поднимается по лестнице, вы, видимо, узнали изображение полового акта. То,что видевшая сон запирается перед преследователем, может служить примеромтак часто используемых в сновидении инверсий, потому что ведь вдействительности мужчина воздержался от окончания любовного акта. Точно также она перенесла свою грусть на партнера, так как он плачет в сновидении;одновременно этим делается намек на семяизвержение. Вы, конечно, когда-нибудь слышали, будто психоанализ утверждает, чтовсе сновидения имеют сексуальное значение. Теперь вы сами в состоянии судитьо корректности этого упрека. Вы познакомились со сновидениями, выражающимижелания, в которых речь идет об удовлетворении самых ясных потребностей:голода, жажды, тоски по свободе, со сновидениями, выражающими удобство инетерпение, а также чисто корыстолюбивыми и эгоистическими. Но во всякомслучае вы должны запомнить как результат психоаналитического исследования,что сильно искаженные сновидения преимущественно, но опять-таки неисключительно, выражают сексуальные желания. 6. У меня особая причина привести побольше примеров использованиясимволов в сновидении. При нашей первой встрече я жаловался на то, кактрудна при преподавании психоанализа демонстрация и как сложно сформироватьтаким путем убеждения, и вы со мной, несомненно, согласны. Однако отдельныеутверждения психоанализа настолько тесно связаны между собой, что убеждениелегко может распространиться с одного пункта на большую часть всей теории. Опсихоанализе можно было бы сказать: кто дает ему палец, того он держит ужеза всю руку. Кому ясно объяснение ошибочных действий, тот, по логике вещей,не может не поверить всему остальному. Вторым таким же доступным моментомявляется символика сновидений. Сообщу вам уже опубликованное сновидениеженщины из простонародья, муж которой полицейский и которая, конечно,никогда ничего не слышала о символике сновидений и психоанализе. Судитесами, можно ли назвать произвольным и искусственным его толкование с помощьюсексуальных символов. ".Затем кто-то ворвался в квартиру, и она в испуге позвалаполицейского. Но тот с двумя "бродягами" спокойно пошел в церковь, к которойвело несколько ступеней. За церковью была гора, а наверху густой лес. Наполицейском был шлем, круглый воротник и плащ, у него была темная борода.Оба бродяги, которые мирно шли вместе с полицейским, имели повязанные набедрах мешкообразные передники. От церкви к горе вела дорога. Она с обеихсторон поросла травой и кустарником, который становился все гуще, а навершине превращался в настоящий лес". Вы без труда узнаете использованные символы. Мужские гениталииизображены тремя лицами, женские -- ландшафтом с капеллой, горой и лесом. Выопять встречаетесь со ступенями в качестве символа полового акта. То, что в сновидении называется горой, и в анатомииимеет то же название, а именно Mons Veneris, бугор Венеры. 7. Еще одно сновидение, которое можно разъяснить при помощи символов,замечательное и убедительное тем, что сам видевший сон перевел все символы,хотя у него не было никаких предварительных теоретических знаний длятолкования сновидений. Такой образ действий весьма необычен, и условия еготочно неизвестны. "Ок гуляет с отцом в каком-то месте, наверное, на Пратере, потому чтовидна ротонда, перед ней маленькая пристройка, к ней привязан воздушный шар,который кажется довольно плохо надутым. Отец спрашивает его, к чему все это;он удивляется этому, но объясняет ему. Затем они приходят на двор, накотором разложен большой лист жести. Отец хочет оторвать себе от негобольшой кусок, но сначала оглядывается, не может ли его кто-нибудь заметить.Он говорит ему, что нужно только сказать смотрителю, и тогда он может взятьсебе без всяких колебаний. Из этого двора вниз ведет лестница в шахту, стеныкоторой обиты мягким, вроде как кожаное кресло. В конце этой шахты длиннаяплатформа, а дальше начинается новая шахта." Сам видевший сон толкует его: ротонда -- мои гениталии, воздушный шарперед ней -- мой пенис, на мягкость которого я вынужден жаловаться. Следуетперевести более детально: ротонда -- задняя часть, постоянно причисляемаяребенком к гениталиям, маленькая пристройка -- мошонка. В сновидении отецего спрашивает, что все это значит, т. е. о цели и функции гениталий. Вполнеестественно обернуть это положение вещей так, чтобы спрашивал он. Так как онникогда не спрашивал отца об этом, мысль сновидения следует понимать какжелание принять его условно вроде: "если бы я попросил отца разъяснить сексуальное". Продолжениеэтой мысли мы скоро найдем в другом месте. Двор, где разложена жесть, не следует сразу понимать символически, онпредставляет собой торговое помещение отца. По причине соблюдения тайны язаменил жестью тот материал, которым торгует отец, не изменив ни в чемостальном дословную передачу сновидения. Видевший сон вступил в дело отца ибыл чрезвычайно поражен той скорее некорректной практикой, на которой побольшей части основывается получение прибыли. Поэтому продолжениевышеупомянутой мысли сновидения могло бы гласить: "(если бы я его спросил),он обманул бы меня, как обманывает своих клиентов". По поводу ломки жести,которая служит для изображения деловой нечестности, видевший сон сам даетвторое объяснение: она означает онанизм. Это нам не только давно знакомо, нотакже очень хорошо согласуется с тем, что тайна онанизма выраженапосредством противоположности (ведь это можно делать открыто). Далее, как иследовало ожидать, онанистическая деятельность приписывается опять-такиотцу, как и расспросы в первой сцене сновидения. Шахту он сразу же толкуеткак влагалище, ссылаясь на мягкую обивку стен. То, что спуском, как иподъемом, обычно изображается половой акт во влагалище, я добавлю пособственной инициативе. Те детали, что за первой шахтой следует длинная платформа, а затемновая шахта, он сам объясняет биографически. Он долгое время вел половуюжизнь, затем отказался от половых сношений вследствие затруднений и теперьнадеется опять возобновить их с помощью лечения. 8. Оба следующих сновидения одного иностранца с предрасположенностью кполигамии я приведу вам в доказательство утверждения, что собственное Япроявляется в каждом сновидении, даже если оно скрыто в явном содержании.Чемоданы в сновидении являются женскими символами. а) Он уезжает, его багаж доставляется в экипаже на вокзал, многочемоданов один на другом, среди них два больших черных "образцовых"чемодана. В утешение он кому-то говорит: так ведь эти едут только довокзала. В действительности он путешествует с очень большим багажом, во времялечения рассказывает также очень много историй с женщинами. Два черныхчемодана соответствуют двум брюнеткам, которые в настоящее время играют вего жизни главную роль. Одна из них хотела приехать вслед за ним в Вену; нопо моему совету он отказал ей по телеграфу. б) Сцена в таможне: один пассажир открывает свой чемодан и говорит,равнодушно закуривая папиросу: тут ничего нет. Таможенный чиновник, кажется.верит ему, но опускает еще раз руку и находит что-то особенно запрещенное.Тогда пассажир разочарованно говорит: тут ничего не поделаешь. Он сам --пассажир, я -- таможенный чиновник. Обычно он очень искренен в своихпризнаниях, но решил утаить от меня новую связь с дамой, потому чтоправильно полагал, что она мне небезызвестна. Неприятное положение бытьуличенным он перенес на чужое лицо, так что сам он как будто не появляется вэтом сновидении. 9. Вот пример использования символа, о котором я еще не упоминал: Он встречает свою сестру в сопровождении двух подруг, которые самисестры. Он подает руку обеим, а сестер нет. Никакой связи с действительными событиями. Его мысли уносятся к томувремени, когда он размышлял над своим наблюдением, что грудь девочекразвивается так поздно. Итак, обе сестры -- это груди, он с удовольствием быих потрогал, но только чтобы это не были груди его сестры. 10. А вот пример символики смерти в сновидении: Он идет по очень высокому крутому железному мостику с двумя лицами,имена которых знает, но при пробуждении забывает. Вдруг те двое исчезают, аон видит человека, похожего на привидение, в колпаке и полотняном костюме.Он спрашивает у него, не телеграфист ли он. Нет. Не извозчик ли? Нет. Тогдаон идет дальше, еще во сне испытывает сильный страх и, проснувшись,продолжает сновидение фантазией, что железный мост вдруг ломается, и онпадает в пропасть. Лица, о которых подчеркивается, что они неизвестны, что их именазабыты, по большей части очень близкие люди. Видевший сон имеет двух сестер;если бы он хотел им обеим смерти, то было бы вполне справедливо, что за этоего постиг бы страх смерти. О телеграфисте он замечает, что такие людивсегда приносят плохие вести, судя по форменной одежде, это мог быть ифонарщик, который так же тушит фонари, как гений смерти гасит факел жизни. Сизвозчиком он ассоциирует стихотворение Уланда о морской поездке короляКарла и вспоминает опасное морское путешествие с двумя товарищами, во времякоторого он играл роль короля из стихотворения. По поводу железного мостаему приходит в голову один несчастный случай последнего времени и глупоевыражение: "жизнь есть мост из цепей". 11. Другим примером изображения смерти может служить сновидение: Неизвестный господин подает за него визитную карточку с черной каймой. 12. Во многих отношениях вас заинтересует следующее сновидение, кпредпосылкам которого, правда, относится невротическое состояние. Он едет по железной дороге. Поезд останавливается в открытом поле. Онполагает, что грозит катастрофа и надо подумать о том, чтобы спастисьбегством, проходит по всем отделениям поезда и убивает всех, кого встречает:кондукторов, машиниста и т. д. По этому поводу -- воспоминание о рассказе друга. На какой-то линии вИталии в полукупе перевозили душевнобольного, но по недосмотру впустили кнему пассажира. Душевнобольной убил спутника. Таким образом, онидентифицирует себя с этим душевнобольным и обосновывает свое правонавязчивым представлением, которое его временами мучает, что он должен"устранить всех соучастников". Но затем он сам находит лучшую мотивировку,которая дает повод для сновидения. Вчера в театре он снова увидел девушку,на которой хотел жениться, но оставил, так как она дала ему основание дляревности. При той интенсивности, до которой у него доходит ревность, ондействительно сошел бы с ума, если бы женился на ней. Это значит: он считаетее настолько ненадежной, что из ревности должен был бы убивать всех людей,которые попадались ему на пути. Хождение через ряд комнат, в данном случаеотделений, как символ состояния в браке (Verheiratetsein) (противоположностьединобрачию -- Einehe) мы уже знаем. Об остановке поезда в открытом поле и страхе перед катастрофой онрассказывает: когда однажды во время поездки по железной дороге произошланеожиданная остановка не на станции, одна едущая вместе с ним молодая дамазаявила, что, возможно, предстоит столкновение и тогда самым целесообразнымбыло бы убежать [die Beine hoch zu heben -- поднять вверх ноги]. Но это"ноги вверх" (die Beine hoch) играло также свою роль во многих прогулках иэкскурсиях на лоно природы, которые он предпринимал с той девушкой в первоесчастливое время любви. Новый аргумент для того, что он должен был сойти сума, чтобы теперь жениться на ней. Я мог считать несомненным, зная ситуацию,что у него все еще имелось это желание быть таким сумасшедшим.







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 236. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.016 сек.) русская версия | украинская версия