Право и идеология: характер взаимодействия.
В обществе действуют различные виды идеологий (нравственная, политическая, национальная, государственная, правовая). Все виды идеологий, являясь продуктом сознания взаимосвязаны и взаимообусловлены. В праве отражается государственная идеология, как наиболее интегративная идеология, включающая основные положения остальных видов общественных идеологий. Так как современное Российское государство не проводит четко выраженную идеологическую политику и Конституция Российской Федерации закрепляет, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, наиболее четко-определенной, официальной, выражающей политику государства является правовая идеология. В контексте интегративного подхода к пониманию права правовая идеология, как часть правосознания, является частью правовой системы, т.е. изначально присутствует в материи права. В свою очередь правовая идеология испытывает на себе влияние других видов идеологий, действующих в обществе. Значение правовой идеологии на разных уровнях правосознания различно. Преобладающее значение перед другим элементом правосознания, правовой психологией, правовая идеология имеет на профессиональном и теоретическом уровнях правосознания. На обыденном уровне правосознания преобладающим является психологический компонент, однако большую роль играет нравственная идеология. По субъектам-носителям уровни правовой идеологии подразделяются на индивидуальный, групповой, региональный, общества в целом и международный. Каждый уровень имеет свои специфические черты, влияет на другие уровни, однако не является простой суммой предыдущих, а выступает как самостоятельное системное явление. Уровень общественной правовой идеологии является определяющим для всех остальных уровней, отражением их главных свойств и черт. На данном уровне находят свое отражение нравственная, политическая, национальная, государственная идеологии. Как правило, правовая идеология общества находит свое отражение в основном законе государства в силу своей значимости. Таким образом, правовую идеологию общества в целом можно характеризовать как господствующая правовая идеология. Именно общественно-правовая идеология является основой юридической политики государства. Формирование правовой идеологии осуществляется посредством нравственного и правового воспитания, правового обучения, правовой пропаганды, с помощью средств массовой информации, художественной литературы, искусства и непосредственного общения. Необходимо отметить зависимость эффективности формирования правовой идеологии от нравственного воспитания. В конечном итоге, правосознание личности будет зависеть от сформированной у нее нравственной идеологии. Поэтому деятельности государства в сфере правового воспитания, обучения, должна предшествовать работа по формированию у гражданнравственного правосознания. До использования комплексного подхода к механизму действия права, утвержденная в науке конструкция механизма правового регулирования рассматривалась как чисто юридический механизм реализации норм права. Комплексный подход к механизму действия права, разработанный коллективом кафедры социалистической законности в органах внутренних дел Академии Управления МВД СССР (B.C. Афанасьев, H.JI. Гранат, И.П. Левченко, В.А. Иванов) позволил учесть влияние целого ряда неправовых факторов на процесс реализации норм права: экономических, политических, организационных, а так же идеологических. Согласно комплексному подходу, идеологический фактор присутствует на всех стадия механизма действия права (правообразование, правотворчество, правореализация). Идеологическую составляющую механизма действия права можно рассматривать с внутренней и внешней стороны. Внутренняя идеологическая составляющая механизма действия права характеризуется тем, что правовая идеология, как составная часть правосознания, является элементом системы механизма действия права. Социальный субъект действия права, преломляя в своем сознании экономические, социальные, политические и др. потребности, вырабатывает собственные представления, взгляды на право. Внешний идеологический аспект механизма действия права можно рассматривать в двух направлениях. Во-первых, идеология (во всей совокупности ее видов) является частью социальной среды действия права. Во взаимодействии с другими социальными условиями действия права (политическими, экономическими и др.), идеология оказывает влияние на характер действие права, его направленность, результативность. Во-вторых, идеологические средства, входят в состав неправовых (социальных) средств механизма действия права. Среди них важное значение имеет нравственное воспитание (формирование нравственной идеологии, как источника правовой идеологии), правовое воспитание, научное обоснование действия права, в том числе прогнозирование социальных последствий действия закона, разработка возможных рассогласований в процессе его реализации, исследование среды действия и ДР На стадиях механизма действия права влияние разных видов идеологий различно. На правообразование особое влияние оказывает нравственная идеология, так как только соответствующие нравственной идеологии правила поведения могут быть закреплены в качестве правовых норм, и общественная идеология. Такие структурные элементы общественной идеологии, как общественные потребности и интересы, являются исходным пунктом правообразовательного процесса. На стадии правотворчества особенно заметно взаимодействие и превращения друг в друга индивидуальной, общественной и государственной идеологии. Так на идеологические представления субъекта правотворчества воздействует общественно-правовая идеология. В свою очередь идеологические представления субъекта правотворчества под влиянием его эмоционального отношения, формируют волевое действие, выражающееся в принятии нормы права, которая становится выражением государственной идеологии. Заметное влияние на правотворчество оказывает политическая идеология, в частности политическая идеология партии, имеющие большинство в законодательном органе страны. На стадии реализации права важен индивидуальный уровень правовой идеологии участников правоотношений. При таких формах реализации права как соблюдение, исполнение, использование, он часто соответствует обыденному уровню правосознания. В процессе соблюдения норм права человек, часто руководствуется не столько знанием правовых норм, сколько своими представлениями о праве и нравственными идеологемами. При правоприменительной форме реализации права необходим уровень правовой идеологии соответствующий профессиональному правосознанию, которое является необходимым субъективным элементом правоприменительной деятельности. В свою очередь, право, выступая регулятором общественных отношений, действует через сознание людей, формируя мотивы, цели, стимулы, ограничения деятельности индивидов. Все виды сознания (политическое, нравственное и.т.д.), испытывают на себе влияние права, однако правосознание, в силу своей специфики, находится в наиболее тесном взаимодействии с правом. Правовая идеология, как часть правосознания, является не только источником права, но и объектом его воздействия. Процесс влияния права на правовую идеологию включает в себя как объективные условия, так и субъективные факторы. Объективной стороной этого процесса является воздействие на правовую идеологию бытия, то есть правовая информация усваивается в результате практической деятельности, общения с другими людьми. С субъективной стороны право влияет на правовую идеологию путем правового обучения, воспитания, пропаганды. Таким образом, право может оказывать воздействие на идеологию как целенаправленно (прямо), так и нецеленоправленно (косвенно). Целенаправленное влияние права заключается в усвоение личностью совокупных, теоретически обобщенных правовых убеждений посредством правового воспитания, обучения. Нецеленаправленное влияние права заключается в том, что у человека правовые представления формируются индивидуально в процессе воздействия на него окружающей социальной среды. Большое влияние на формирование правосознания граждан оказывает правовая деятельность органов внутренних дел, так как взгляды населения о действующем праве обусловлены во многом общественным мнением о правоохранительных органах вообще и об органах внутренних дел в частности. Поэтому идеологический аспект правовой деятельности органов внутренних дел имеет большое значение для идеологический деятельности государства. Идеологический аспект правовой деятельности органов внутренних дел можно рассматривать в двух направлениях. Во-первых, внутренний идеологический аспект правовой деятельности органов внутренних дел заключается в работе по правовому воспитанию личного состава, повышению уровня профессиональной правовой идеологии, а так же нравственного сознания сотрудников органов внутренних дел. Данный аспект деятельности органов внутренних дел напрямую зависит от государственной, нравственной, господствующей в обществе правовой идеологии и других видов идеологий. От уровня нравственно-правовой идеологии сотрудников органов зависит процесс толкования норм права, нормотворческой деятельности, применении права. Внешний идеологический аспект правовой деятельности органов внутренних дел заключается в осуществлении воздействия на общественное правосознание и правосознание социальных групп и отдельных граждан. Данный вид деятельности может осуществляется органами внутренних дел как прямо, путем проведения воспитательных бесед, правовой пропаганды, так и косвенно - в процессе правоприменительной деятельности. Содержание идеологической деятельности органов внутренних дел определяет государственная и господствующая правовая идеология, а ее эффективность во многом зависит от уровня правовой идеологии самих сотрудников органов внутренних дел. Таким образом, общественное правовое сознание, основой которого является практика применения права, напрямую зависит от эффективности деятельности органов внутренних дел по охране правопорядка, в процессе которой обеспечивается обязательность права. В свою очередь эффективность правовой деятельности органов внутренних дел во многом определяется уровнем правой идеологии сотрудников органонов, а также соответствием государственной и господствующей правовой идеологии требованиям общественной жизни. Рассмотренная нами проблема взаимодействия права и идеологии в современном Российском государстве позволяет определить что эти два понятия тесно взаимосвязаны и взаимоопределяемы. Поэтому, актуальной проблемой для современного российского государства является поиск истинных, нравственно и исторически обусловленных культурных ценностей, адекватно накладывающихся на общественное сознание народа и выступающих составной частью его духовной культуры, которые будут составлять основу идеологии государства. Именно от идеологической деятельности государства, направленной на формирование мировоззрения граждан, будет зависеть и содержание правовой идеологии, а так же нравственной, политической, национальной и др., которые оказывают непосредственное влияние на механизм действия права.
|