Круг гробниц А в Микенах
Круг гробниц А в Микенах Круг гробниц А, открытый Шлиманом, был устроен в то время, когда круг Б еще функционировал. Что привело к сооружению нового царского некрополя? Очевидно, выдвинулась династия, более сильная и богатая, оттеснившая первую и захватившая власть, которую она сумела надолго удержать в своих руках; о последнем говорит тот факт, что погребения круга А продолжали пользоваться почетом тогда, когда было уже прочно забыто о самом месте нахождения могил круга Б и над ним была воздвигнута гробница, известная под названием «толоса Клитемнестры».
Интересно, что новая ограда круга была сооружена выше первоначальной на искусственно насыпанной террасе, укрепленной с запада подпорной стеной; у подножия ее открыты остатки первой ограды круга, аналогичной стене круга Б. При создании насыпи искусственной террасы были перенесены на более высокий уровень надгробные стелы, стоявшие над могилами; Шлиман обнаружил в первом круге гробниц 17 целых стел и обломков. Очевидно, стелы воздвигались над каждым погребением. В новой ограде круга А был устроен вход с северной стороны, там, где она ближе всего подходила к Львиным воротам — главному входу цитадели Микен. Устройство специального входа показывает, что погребальный круг посещали, очевидно, с целью совершения каких-то обрядов. В центре его были найдены остатки небольшого алтаря, несомненно, связанного с этими обрядами. Колоссальные сокровища, найденные в могилах круга А, свидетельствуют о богатстве и могуществе микенских правителей, которые были в них похоронены. Достаточно сказать, что здесь были найдены золотые вещи общим весом 15 кг. Такое обилие золота вполне оправдывает эпитет «златообильные», данный Микенам в поэмах Гомера. Датируется круг гробниц А XVI в. до н. э. Он начал функционировать как место погребений примерно на полстолетия позже, чем круг Б, и продолжал использоваться до конца века. Место, на котором он расположен, видимо, было еще в древности частью некрополя — в 1957 г. здесь была открыта под плитами ограды могила с скорченным погребением и скромным инвентарем — двумя фрагментированными вазами среднеэлладского времени; эта могила явно более ранняя, чем погребения круга А. Могилы круга А сооружены по тому же принципу, что и в круге Б, с той лишь разницей, что они больше по размеру и глубже. Именно их глубина, достигающая 5 м, привела к названию их шахтовыми гробницами, сохраняющемуся и в настоящее время, несмотря на всю его условность. (Надеюсь, это спрашивать не будут!) Cамыми ранними считаются могилы VI и II, несколько позже них появились могилы IV и V, самые же поздние – это III и I. Следует учесть, что в каждой из этих могил в свою очередь имеются более ранние и более поздние погребения. Самые ранние погребения скромнее по своему инвентарю, чем поздние. В могиле VI, содержавшей два костяка, были найдены бронзовые мечи и кинжалы, а также бронзовые и глиняные вазы. Помимо них был найден золотой кубок и тонкие орнаментированные полоски золота, аналогичные тем, которые встречаются во многих погребениях круга Б. Могила II, где было найдено лишь одно погребение, также имела сравнительно скромный инвентарь. В отличие от этих ранних могил начала XVI в. до н. э. погребения, датирующиеся серединой и второй половиной века, поражают своим исключительным богатством и размерами. Самая большая и роскошная могила, носящая номер IV, имела длину 6,55 м, ширину 4,1 м. Здесь найдено три мужских и два женских костяка. При мужских погребениях были золотые маски, закрывавшие лица умерших; боевое оружие — бронзовые мечи, наконечники копий и стрел (последние делались преимущественно не из бронзы, а из обсидиана). Кроме боевого при них находилось и парадное оружие, возможно, являвшееся знаком их царской власти, — бронзовые кинжалы, инкрустированные золотом, серебром и чернью, — едва ли не самые изумительные находки, сделанные в круге шахтовых гробниц А. В могиле IV обнаружены три кинжала: один с изображением охоты на львов, другой — с бегущими львами; инкрустация третьего повреждена настолько, что трудно установить ее сюжет. Помимо этих предметов умершие были снабжены многочисленными золотыми и серебряными сосудами; в их число входили два великолепных ритона: один в виде головы быка, сделанной из серебра и увенчанной золотыми рогами; другой, золотой, в виде головы льва; а также серебряный сосуд в виде фигурки оленя и рельефный ритон с изображением сцены взятия города. Золотой кубок с двумя ручками, на которых помещены маленькие фигурки птиц, заслужил название «кубка Нестора», так как форма его поразительно напоминает кубок старейшего из вождей греческого войска под Троей, описанный в «Илиаде» (XI, 632—635). Здесь было найдено также огромное количество украшений из золота: диадемы, орнаментированные полосы, большие и малые бляшки для нашивания на одежду, два массивных золотых перстня-печати (на фото №№ 69 и 70) с вырезанными на щитках изображениями: на одном представлена сцена охоты, на другом — сражение четырех воинов. Из могилы IV происходит уникальный алебастровый сосуд с тремя выгнутыми ручками и несколько больших бронзовых сосудов — котлы, кувшины, сковородка на трех ножках. Не менее богатой была могила V, содержавшая захоронения трех мужчин. Один из них не имел погребальных приношений, два же других были снабжены обильными дарами; лица их были покрыты золотыми масками; лежавший южнее был обозначен Шлиманом как Агамемнон — ему принадлежит лучшая из пяти золотых масок, найденных в круге А. Грудь обоих умерших закрывали панцири из золотых листов, при них были мечи с золотыми, украшенными гравированным орнаментом рукоятями; здесь же был найден инкрустированный кинжал с изображением дикой кошки, охотящейся в камышах на водяных птиц — по тонкости исполнения, несомненно, лучшее из всех известных изделий такого рода. Инвентарь могилы дополняли золотые и серебряные вазы, а также золотые пластинки с рельефными изображениями львов, нападающих на горных козлов и ланей, служившие обкладкой шестигранного деревянного ящичка. Могила III, содержавшая костяки трех женщин и двух детей, по характеру инвентаря отличается от предыдущих. В ней были найдены преимущественно золотые украшения — несколько диадем, сделанных из тонких золотых листов и богато украшенных тисненым орнаментом, серьги, бусы, бляшки в виде различных орнаментов, осьминогов, сфинксов, геральдически расположенных животных, человеческих фигур; вероятно, эти бляшки нашивались на одежду умерших; некоторые из них, например, изображение богини с тремя птицами, могли служить амулетами. Одно из детских погребений было целиком закрыто тонкими золотыми пластинками. Маска, лежавшая на голове ребенка, исполнена очень небрежно и лишь схематично передает черты человеческого лица. Интересно, что большая часть золотых украшений, равно как и маски, были сделаны специально для погребений. На это указывает тонкость тех золотых листов, из которых они изготовлены, и хрупкость этих предметов. Они были найдены при раскопках сильно смятыми, и реставраторы с трудом вернули им их первоначальную форму. Исключение представляют некоторые предметы, такие, как серьги из могилы III или перстни и массивный золотой браслет из могилы IV, которые, несомненно, носились своими владельцами при жизни. (А ЭТО ВАЖНО!) Толосы, или гробницы ахейских царей относятся к одним из наиболее знаменитых памятников античного зодчества. Эти толосы (саркофаги) строились в XVII-XVI веках до нашей эры в Микенах и представляли собой высеченные в скалах глубокие гробницы. Эти гробницы также называют толосами. Микенские толосы были столь же грандиозны и монументальны, как и дворцовые сооружения и крепостные стены Крита той эпохи. Самым известным оказался толос, названный "сокровищницей Артея". Сокровищница Артея оставалась самым монументальным из всех античных сооружений до момента постройки римского Пантеона во втором веке до нашей эры. Относительно недавно археологами были обнаружены и другие гробницы ахейских владык, которые оказались нетронутыми и содержали поистине великие сокровища. В них находились мумии архейских царей с закрытыми золотыми масками лицами - обычай, весьма характерный прежде всего для Древнего Египта. Наиболее известна в силу своего совершенства так называемая "маска Агамемнона" - маска, обнаруженная в одной из гробниц. Богато украшены и одежды царей в толосах, сохранившиеся в довольно хорошем состоянии. Характерной чертой было наличие большого числа декоративных бляшек из чистого золота с выгравированными на них классическими ахейскими узорами. Кроме одежд, в толосах обнаружены также богатое парадное оружие, инкрустированное драгоценными камнями, прекрасные кубки и чаши для винопития из чистейшего золота и хрусталя, драгоценные перстни, браслеты и кольца и множество других подобных аттрибутов роскоши. Отдельное внимание следует уделить кинжалу, на котором была тончайшая вязь с изображением охоты на львов. Инкрустированные фигурки исполнены на тонких медных пластинках, искусно закрепленных на обеих сторонах бронзового клинка. Одна сцена показывает нападение льва на газелей: четыре из них спасаются бегством, а пятая — попала в лапы хищника. На другой стороне пять охотников со щитами, вооруженные длинными копьями и луками, вступили в схватку со львом, два других зверя трусливо убегают. С большой наблюдательностью запечатлел мастер позу хищного зверя, с грозным рыком устремляющегося на охотников. Умелое сочетание материалов создает декоративный эффект: яркие золотые фигуры львов и серебряные щиты охотников выступают на фоне более темной бронзы. По-видимому, кинжалы сделаны по заказу микенских правителей критскими мастерами. Недаром в греческих легендах Крит всегда считался родиной торевтики — искусства художественной обработки металла. Талантливому критскому ювелиру принадлежат и два золотых кубка, найденные в купольной гробнице близ современной деревни Вафио (Пелопоннес). Их стенки украшают рельефные изображения ловли быков. При создании кубков мастер, сделав модель из твердого материала, накладывал на нее тонкий золотой лист и осторожными ударами молотка придавал ему нужную форму. После того как сосуд был выбит целиком, мастер прочеканивал резцом детали рельефа. На одном из кубков превосходно передана фигура ревущего быка с задранным хвостом. Охотник держит веревку, привязанную к задней ноге животного, а далее мы видим быка и корову, дерево с пышной кроной и еще одного быка. На другом кубке — сцена ловли дикого быка сетью. По тонкости исполнения эти золотые кубки принадлежат к числу подлинных шедевров эгейского искусства.
|