Русские народные танцы
Народная художественная культура как славянин южный...», — отмечал Н.В.Гоголь в «Петербургских записках 1836 года». В свою очередь, русская танцевальная культура оказывает влияние на танец соседних народов. Именно через взаимодействие и взаимовлияние танцевальных культур особенно ярко проявляется самобытность, уникальность, неповторимость каждой из них. Русские народные танцы имеют ряд характерных особенностей. Манера их исполнения отличается широтой, простотой, доступностью, ведь их танцевал народ на свадьбах, семейных праздниках, народные гуляниях. История возникновения танца на Руси неразрывно связана с музыкальным и песенным творчеством. Не случайно песни на Руси «играют», «водят», «ходят». Известный исследователь фольклора народов, населяющих территорию России, Якоб Штелин в 18 веке писал: «Во всем государстве среди простого народа издавна существует обычай петь на полях и под пение девушек и женщин танцевать русские танцы.... Во всем танцевальном искусстве Европы не сыскать такого танца, который мог бы превзойти русскую деревенскую пляску, если она исполняется красивой девушкой-подростком или молодой женщиной, и никакой другой национальный танец в мире не сравнится по привлекательности с этой пляской» (Штелин Я. Музыка и балет в России 18 века / Под ред. Б.И.Загурского. Л., 1935. С.55, 150). Русский народный танец богат многообразием специфических рисунков: корзиночки, воротца, книжечки, шторки, змейки, плетень, ручейки, гребенки, капустки, стенки, столбы и др. Русский народный танец на разных территориях России исполняется по-разному. На Севере — величаво, степенно, горделиво. В Центральной части - то лирично, задушевно, то весело и игриво. На Юге манера исполнения танца задорная, озорная, удалая. Однако, несмотря на различия в характере исполнения танцев в той или иной местности, существуют общие черты русского народного танца, обусловленные в немалой степени национальным характером народа: поэтичность, лиризм, сила, широта, ловкость, удаль, виртуозность Основные виды и жанры народного художественного творчества движения, простота, скромность и в то же время большое чувство собственного достоинства в манере исполнения. Мужской танец отличают необыкновенная жизнерадостность, юмор, размах, уважительное отношение к партнерам. Для женского танца характерны плавность, задушевность, женственность, благородство, несмотря на то, что иногда он исполняется живо и задорно. Одним из непременных условий бытования русского танца является импровизационность. Следующая исполнительская особенность - необыкновенная выразительность рук танцующего. Кисти, пальцы рук, плечи, а также лицо и голова являются средствами выразительности, позволяющими раскрыть индивидуальность исполнителя. Наконец, манера, «выходка» каждого участника танцевального действа отличается своеобразием, неповторимостью, непременно отражая личностные качества, настроение танцующего, и всегда является носителем местного колорита танца. В научной литературе существует много подходов к классификации русских народных танцев. Некоторые исследователи подразделяют их в зависимости от песен, под которые они исполняется. Например: «А я по лугу», «Камаринская», «Сени». Другие разделяют танцы по количеству исполнителей: «Шестера», «Напарочка», «Семера». Существует также деление в соответствии с рисунком танца: «Капустка», «Улитушка», «Плетень», «Круги», «Воротца», «Звездочка»; по движениям в танце: «Дробушечка», «Топотуха», «Перехватка»; по характеру исполнения: «Бешеная», «Шальная», «Метелица», «Сновуха». В основу классификации могут быть положены и трудовые процессы, отраженные в танце: «Ленок», «Костеля», «Косари», «Толкуша», «Веретено». Интерес представляет и систематизация по названию персонажа, изображенного в танце: «Лебедушка», «Медведь», «Рыбка», «Журавель», «Гусачок». Известный хореограф, фольклорист и создатель необыкновенных сценических интерпретаций народных плясок в хоре имени Пятницкого, народная артистка России Т.А.Устинова наряду с хороводами и кадрилями выделяет пляски-импровизации и игровые танцы. Исследова^е^ Народная художественная культура тель русского народного танца, организатор многочисленных фольклорных экспедиций, создатель школы русского народного танца, народный артист России, профессор А.А.Климов классифицирует русский народный танец по жанровому принципу, выделяя хороводы и пляски, которые, в свою очередь, подразделяет на виды. Этот подход представляется нам наиболее целесообразным. Таким образом, основными видами русских народных танцев являются: хороводы (в том числе круговые, орнаментальные, игровые); кадрили (включая более поздние по происхождению виды танцев — ланце и польку); пляски (одиночная женская и мужская пляска, парная пляска, групповая традиционная пляска, массовый пляс) и переплясы (мужской, женский, смешанный, групповой). Хоровод Наиболее популярным жанром русского народного танца является хоровод. Пластическое выражение песни, иллюстрация текста песни, действенность, зрелищностъ, выражение образа песни, передача характера, настроения - вот далеко не полный перечень основных задач хоровода. Хороводы, изображающие орнамент, узоры, фигуры, кружева называются орнаментальными хороводами. Особенностью орнаментальных хороводов, поставленных народом, отличающей их от постановок профессиональных балетмейстеров, является: - небольшое количество рисунков; - строгое соблюдение формы: жанр хоровода выдержан как музыкально (количество куплетов и повторов может быть не ограничено), так и пластически (движения танцующих незамысловатые, учитывающие привлечение в хоровод непосвященных исполнителей; фигуры хоровода вытекают одна из другой, подчинены логике традиционных видов деятельности народа - ткацкого производства, земледелия, обустройства быта. Основные виды и жанры народного художественного творчества - исполнение под хороводные песни, описывающие красоту русской природы, изображающие трудовые процессы, быт народа. Песни, под которые исполняются орнаментальные хороводы, называются хороводными песнями. Они выполняют роль музыкального сопровождения. Хороводы, выражающие драматическое действие, называются игровыми. Русский композитор, музыковед, академик Б.В.Асафьев, известный в мире искусства под псевдонимом Игорь Глебов, так описывает игровые хороводы: «Хоровод является драматическим действием, в котором разыгрываются под песню, соответственно ее тексту, сцены, выявляющие наиболее яркие черты из бытового уклада». Песни для игрового хоровода отличаются более ярко выраженным ритмическим характером и действенным началом. Такие песни разыгрываются исполнителями. Не случайно хороводы называли народной игрой: «Хоровод - народная игра — движение людей по кругу с пением и пляской, а также вообще кольцо взявшихся за руки людей - участников какой-нибудь игры, танца»5. Выразительность игрового хоровода достигается не только за счет актерского мастерства ведущих исполнителей разыгрываемого действа, но и за счет применения реквизита, зачастую весьма условного (платок — подушка, постель; венок — брачные узы; палка — лошадь, меч, костыль; плетка — покорность), а также благодаря игре на различных музыкальных инструментах, ряжению. Отличительные особенности игрового хоровода: - в игровом хороводе используется ограниченное количество рисунков танца, перестроения гораздо проще и легче для запоминания; Глебов И., Симфонические этюды. Пг., 1922. С. 59-60. 5 Ожегов С, Шведова Н., Толковый словарь русского языка. М, 1998. С.867. 349 Народная художественная культура - основными фигурами являются круги или линии (в центре круга разыгрывается действие, в линейном построении две противоположные линии ведут диалог); - изменяется роль заводилы хоровода, от которого требуется не умение изобретать фигуры, а актерское мастерство и хорошие вокальные данные. При всем сходстве хороводы в каждом районе России исполняются по-своему, в своей манере, в разном темпе, с различным составом участников. Общепринятая в этнографии система деления территории России на сложившиеся к началу XX века этнические зоны (северорусскую, среднерусскую, южнорусскую, русско-белорусскую, русско-украинскую, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток, казачество) наиболее полно отражает разнообразие изменения танцевальных традиций и представляется нам достаточно органичной для изучения региональных особенностей русского народного танца. Северный регион: Архангельская, Вологодская, Ленинградская, Новгородская области, север Костромской, Ярославской, Тверской, Ивановской, Нижегородской областей, часть Псковской области, прибрежные районы Мурманской области. Южный регион: Калужская, Орловская, Тульская, Липецкая, Рязанская, Тамбовская, Пензенская области, восточные районы Воронежской и северные районы Волгоградской областей. Центральный регион: Московская, Владимирская, центральная и южная часть Тверской, Ярославской, Костромской, Ивановской, Нижегородской областей, восточные районы Смоленской и южные районы Псковской областей. Поволжье: Ульяновская, Самарская, Саратовская области. На границе с Белоруссией и Украиной сформировались другие этнические зоны: русско-белорусское пограничье (Брянская область и западные районы Смоленской области) и русско-украинское пограничье (Курская, Белгородская, южные районы Воронежской области). Основные виды и твнри народного художественного творчоствш Урал: Пермская, Свердловская, Челябинская области, восточные районы Оренбургской и западные районы Курганской областей. Сибирь и Дальний Восток подразделяются на Западную Сибирь (Алтайский край, Новосибирская, Омская, Томская, Кемеровская области) и Восточную Сибирь (Иркутская область, Хабаровский, Красноярский и Приморский края). В казачестве следует выделить двенадцать групп: Уральские, Астраханские, Оренбургские, Кубанские, Донские, Терские, Сибирские, Семиреченские, Забайкальские, Амурские, Уссурийские, Некрасовские казаки. Рассмотрим некоторые особенности построения и исполнения хороводов. Для исполнения северных хороводов типична горделивая, торжественная манера, медленная, величавая поступь, плавность и сдержанность в движениях. Построение орнаментальных хороводов в основном линейное, шеренгами. Шествие по линиям под протяжные медленные песни (недаром говорят, что на Севере хороводы «поют»). Хороводы исполняются только девушками и называются «ходечи», «ходе-цы», «ходюги», «столбы», «застенок». В основном хороводы водились девушками, иногда приглашались парни. Медленные хороводы «Петровщины» состояли из трех частей: «застенок», «столбы» и «круги». Орнаментальный хоровод «Косой столб» включает в себя поочередное перемещение второй пары в обход первой и наоборот. Скорые хороводы «Корзиночка», «Змейка», «Капустка» изображают названные фигуры, исполняются в более быстром темпе. Игровые хороводы на Севере обычно смешанные. Так, хоровод «Негодяй» (Архангельская область) «повествует» в юмористической манере о взаимоотношениях мужа и жены. На Юге России хороводы «играют»: разыгрывают содержание песни и украшают пение всевозможными припевками и подголосками. Костюмы исполнителей традиционно ярких расцветок, укороченные, что позволяет более технично двигаться, придает большую свободу движениям корпуса, 351 Народная художественная культура плеч, рук, ног, головы. Орнаментальные и игровые хороводы на Юге — смешанные, исполняются как женщинами, так и мужчинами. Темп хоровода ускоряется. Однако наряду с быстрыми по темпу исполнения встречаются хороводы средние и медленные. Усложняются движения ног, появляются припляс, дроби, подскоки. Ритмический рисунок украшается синкопами. Центральная часть России несет отпечаток влияния культурных традиций Севера и Юга. Даже народный костюм средней полосы сочетает в себе теплоту и яркость южной ко-лористики и лаконичность северного силуэта. Хороводы состоят из двух частей — медленной, переходящей в быструю. В них сочетаются плавность, мелодичность северных хороводов в медленной части и задор, искро-метность южных хороводов в быстрой части. Специфические рисунки орнаментальных хороводов Центральной России: «круг в круге» — «Стоит кузня» (Рязанская область); «разомкнутый круг» - «улитка» или «капу-стка» — «Змейка» (Рязанская область). В игровых хороводах встречаются поцелуй, «казенка». Часто действие разыгрывается в центре круга, где изображаются бытовые сценки выбор невесты и ее родни - «Гулял барин» (Тверская область), ухаживания «Селезень» (Московская область), загадывания загадок — «Вдоль по лугу» (Московская область). Хороводы с «рассуждениями» отличаются своеобразной жестикуляцией ведущих диалог исполнителей, изображающих и «комментирующих» текст хороводной песни — «Как по той, по травке» (Владимирская область). Самобытностью отличается и танцевальная культура русско-белорусского пограничья. Среди ее особенностей можно выделить следующие: - переплетение черт русского и белорусского народного творчества; - женский народный костюм ярких теплых тонов (красный, оранжевый), украшенный вышивкой, короткий (до Основные виды и жанры народного художественного творчества середины икры), сложный головной убор (кокошник, подзатыльник и повязальник), на ногах белые чулки, лапти, перевязанные крест-накрест оборами; - песни исполняются на диалекте; - употребляются хороводные величания; - хороводы смешанные, включающие участников всех возрастов; - темп хороводов средний и быстрый; - корпус исполнителей очень подвижен, встречаются резкие повороты, «танцуют» плечи, руки; - припляс и пляска являются обязательными для всех участников хоровода. Распространены орнаментальные хороводы («Около бережка похаживала», «Лука», «Заплетися, плетень»), игровые хороводы («Про попа», «Кострома»). Для русско-украинского пограничья характерным является то, что хоровод здесь называется «танок». Плясовой танок - наиболее распространенная форма хоровода. Таночные песни украшены своеобразными припевами (Ой-лели,лели; Али-лей-лели). В хороводах участвуют исполнители всех возрастов, в некоторых — одни женщины. Исполняются танки очень темпераментно. Известны танки двух видов: со сложными рисунками, исполняющиеся на одном месте; с еще более сложными рисунками (круг в круге в продвижении), состоящие из нескольких фигур, исполняющихся в динамике. Например, танок «Петелька», «Танок с поясами» (Курская область). Кадриль Кадриль - наиболее молодой вид русского танца. Встречается она на всей территории России за исключением русско-украинского пограничья. Ведет свое происхождение от французской кадрили и английского контрданса. Попавшая в светские салоны русской аристократии в начале XIX 353 Народная художественная культура века и пришедшаяся по вкусу не только знати, но и слугам, крепостному люду, кадриль в интерпретации служилых людей претерпела значительные изменения и обогатилась русской национальной манерой исполнения. Появились новые фигуры кадрили, заимствованные из русских орнаментальных хороводов. В таком виде кадриль сохранилась в отечественной танцевальной культуре народа, став неотъемлемой частью народного танца. Существует ряд отличительных черт русской кадрили, которые позволяют отделить ее от первоисточника - французской кадрили: - рисунок русской кадрили более богатый («корзиночка», «воротца», «звездочка», «гребенка», «круг»); - в русской кадрили от 3 до 14 фигур (тогда как во французской кадрили 5-6 фигур); - в русской кадрили названия фигур четко соответствуют содержанию («знакомство», «девки нарасхват», «петухи», «казенка»); - русская кадриль впитала в себя элементы пляски и перепляса, в ней появились фигуры «перепляс», «барыня», «камаринская», «топотуха с переплясом»; - каждая фигура отделяется от последующей (паузой, объявлением названия следующей фигуры, притопом, хлопком или поклоном всех исполнителей); - в русской кадрили появились новые фигуры: «вальс», «полька», большинство фигур заканчивается кружением в парах; - названия фигур происходят от названия места бытования кадрили («клинская», «шуйская», «похвистневская»). По композиционному построению можно выделить квадратную, линейную, круговую кадрили. Квадратная кадриль иногда носит название угловой, так как исполняется «по углам», четырьмя парами. Перемещения здесь в основном между противоположно расположенными парами. Основные виды и жанры народного художественного творчества Наиболее распространена угловая кадриль в Московской, Тверской, Рязанской, Тульской Саратовской, Самарской, Нижегородской, Пензенской, Тамбовской областях. Кадриль исполняется простым, переменным или шаркающим шагом, перестроения очень быстрые, динамичные, иногда с дробными выстукиваниями. Фигуры в угловой кадрили разнообразны: - движение всех пар к центру и расход на свои места, кружения в парах; - пары из противоположных углов меняются местами, одна пара образует воротца, другая пара в них проходит, все кружатся на месте, затем возвращаются на свои места; - противоположные пары образуют круг, двигаются по кругу, расходятся на места противоположной пары, затем все повторяется до возвращения на свои места; - две пары сходятся в центр, один из исполнителей отдает свою партнершу и пляшет перед тройкой кружащихся исполнителей, затем забирает девушку и возвращается на свое место. В линейной, двухрядной кадрили должно принимать участие четное количество исполнителей - от четырех и более. Движение в парах производится «стенкой на стенку» -линейно навстречу друг другу. Бытует линейная кадриль на Урале, в Сибири, на Нижней Волге, в Астраханской области, на Севере России (в Архангельской, Вологодской, Ленинградской областях), а также в Ярославской и Костромской областях. Наиболее популярны следующие фигуры: - перемещение навстречу двух линий одновременно или поочередно; - пары через одну подходят к противоположным парам, образуя круг, двигаются против часовой стрелки, возвращаются на свое место, пройдя через ворота, образованные парой, с которой кружились; девушки образуют круг в центре, перемещаются по нему, пока парни пляшут на месте, затем i Народная художественная культура парни повторяют все перемещения девушек, а девушки пляшут на своем месте; - обе линии двигаются навстречу друг другу, одна линия проходит под воротами, образованными другой линией, пары кружатся на чужих местах, затем таким же образом возвращаются на свои места. В круговой кадрили может принимать участие любое количество пар — как четное, так и нечетное, но не меньше четырех. Все перемещения происходят по кругу, по часовой стрелке, а перемещения одного из партнеров - против часовой стрелки. Встречается в Московской, Самарской областях, в Сибири, на Урале. Фигуры отличаются разнообразием: - все пары двигаются по кругу, затем вращаются вокруг себя, затем все повторяется в обратном направлении; - девушки перемещаются по кругу, пока не дойдут до своих партнеров, которые пляшут на месте; потом парни повторяют все перемещения девушек; - девушки двигаются в центр, образуют круг, повернувшись спиной к центру круга, танцуют на месте; затем возвращаются на свои места, обходят своих парней, кружатся с ними вокруг себя; парни пляшут на месте, потом повторяют все движения девушек; - парни и девушки двигаются в разных направлениях по кругу, пока не дойдут до своих партнеров, кружатся на месте; - пары через одну выходят в центр круга, образуя рисунок «круг в круге», двигаются зигзагообразно, встречаясь поочередно правыми и левыми плечами с двигающимися тоже зигзагообразно парами (рисунок «шен»). Перепляс Перепляс - один из древнейших видов русского народного танца — первоначально был преимущественно мужским. Смысловое Основные виды и жанры народного художественного творчества назначение перепляса - состязание в ловкости, силе, сообразительности, выносливости. Победителем выходил тот, кто «переплясал» своего соперника, исполнил большее количество «колен», продемонстрировал сложнейшие трюки (хлопушки, прыжки, дроби, вращения). Традиционный перепляс состоит кз проходки (отражающей индивидуальность исполнителя, его эмоциональное состояние) и самого движения («колена») первого исполнителя, а далее — проходки и «колена» второго исполнителя. Так продолжается до полной победы одного из соперников. Правила перепляса устанавливаются заранее: состязаются по количеству «колен», либо на выдержку и невозмутимость во время перепляса при усиленных попытках зрителей рассмешить исполнителей, либо каждый участник должен сначала повторить «колено» своего соперника, а только потом исполнить свое «колено». Повторяющиеся элементы в счет не идут. Зрители являются участниками состязания, переживают за «своего», подсчитывают количество «колен», подбадривают соперников, поддерживают нужный ритм хлопками, притопами. Перепляс исполняется под сопровождение народных музыкальных инструментов: гармошки, баяна, домры, жалейки, балалайки, рожка, ложки, трещотки. Темп сначала умеренный, затем все ускоряется, а в конце перепляса может быть очень быстрым. Движения к концу перепляса все усложняются, самые неожиданные и техничные «колена» «приберегаются» для финальной и решающей схватки соперников. Именно в переплясах формировался и развивался мужской русский народный танец. С изменением уклада жизни народа, появлением кустарных промыслов, развитием ремесел, а впоследствии промышленности возрастает влияние городской культуры на традиционный фольклор. Женщины становятся более активными участницами традиционных гуляний, в женском танце появляются элементы сольной пляски. Женщины - исполни- 357 Народная художественная культура тельницы перепляса — вносят новую струю в исполнение -частушку. Сначала исполняется проходка, затем - частушка, а потом — «коленце». В таком соревновании выигрывает не только сила и виртуозность, но и остроумие. В женском переплясе много дробей, шагов с притопами, переменных шагов с подбивкой, синкоп, вращений. Переплясы исполняются под «Барыню», «Камаринскую», «Полянку» и другие известные в народе мелодии. В Архангельской области бытует перепляс «Топтуша», в Рязанской - «Рязаночка», «Елецкого», в Саратовской - «Мотанеч-ка», в Брянской - «Ой, рива, рива», в Астраханской - «Рассы-пуха». Литература Авдеев А.Д. Происхождение танца. М.; Л., 1959.- С.38-81. Бакинская Н.Русские хороводы и хороводные песни, М, Л.: Музгиз, 1951. Богданов Г.Ф. Основные этапы формирования и развития русского народного танца: Автореф. дис....канд. искусствоведения. — М, 1988.-25 с. Богданов Г.Ф. Несколько шагов к фольклорному танцу. - М: Всероссийское музыкальное общество, 1996. С. 10-35. Бромлей Ю.В., Марков Г.Е. Этнография. - М., 1982. Бюхер К. Работа и ритм. - М, 1923. - 196 с. Веретенников И. Южнорусские хороводы. Белгород, 1994. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском Государстве народов.- СПб., 1779.- 438 с. Гусев В.Е. Фольклор и хореографическая самодеятельность // Фольклор и художественная самодеятельность. - Л., 1968. - С 59-62. Жорницкая М. Северные танцы. М.,1970. Захаров Р.В. Сочинение танца. М.: Искусство, 1983. Иноземцева Г.В. Народный танец. М.: Знание, 1971. Казьмин П. Сто русских народных песен, М.: Музгиз, 1958. Климов А. А. Основы русского народного танца. М.: Искусство, 1981. Климов А.А. Русский народный танец. Север России: Учеб по-соб. М.,1996. 358 Борнуковский камнерезный промысел известен своей мелкой анималистической скульптурой и бытовыми изделиями, лаконичными и изящными по форме и декору. Они выполнены чаще на токарной основе из местного мягкого поделочного камня. Вопросы и задания: 1. Каковы стилистические особенности и наиболее известные памятники Владимиро-Суздальской белокаменной резьбы XI1-XI11 веков? 2. Каковы основные этапы развития каменного архитектурного декора на Руси в XV-XV11 веках? 3. Охарактеризуйте особенности развития мелкой каменной пластики на Руси X-XV11 веков? 4. Каковы наиболее известные на сегодняшний день камнерезные промыслы России? Глава 4. Художественная керамика 4.1. Гончарное ремесло Обработка глины имеет, пожалуй, столь же давние корни, ^то и обработка дерева и кости. Уже самые древние славянские гончарные изделия орнаментировались простейшими видами орнамента, нанесенного с помощью пальцев или палочки. Это мог быть широкий размашистый линейно-волнистый орнамент, орнамент из параллельных горизонтальных полос («следы гребенк/i»), орнамент, полученный с помощью штампов. Располагался он, к;>.: травило, на плечах сосуда. Особый интерес представляет группа ркгуальнлх сосудов со странным неритмичным декором, представлявшим соб~л графическое изображение славянского календаря. С IX века известно применение славянами горнового обжига Уже во времена Киевской Руси керамические изделия оформлялись глазурованием. Разноцветными эмалями и глазурями украшались облицовочные плитки, яйца-писанки, реже - предметы обихода. В Х-Х1 веках в Киевской Руси имела распространение расписная эмалевая посуда (в основном тарелки) с изображением фантастических птиц и зверей. В ней четко прослеживается связь с перегородчатыми эмалями в ювелирном искусстве. В XII1-XV веках, во времена татарского ига, в гончарных изделиях царили однообразие и грубость форм. Применение цветных глазурей и эмалей как способ художественного оформления керамики было забыто и возродилось только к XVI веку. В X1V-XV веках возникают первые производства керамики из белой глины. В начале XVI века с Востока была заимствована технология производства копченой черной керамики, а затем в XVI-XVI1 веках повсеместно распространилась техника лощения всех видов керамики. В то же время применяется декорирование сосудов из красной глинь: белым ангобом, а также лепными украшениями. Традиционные формы гончарных сосудов отличались разнообразием: кубышки (бугылковидные сосуды с шаровидным туловом), ендовы (миски с носиком), дисковидные фляги, фигурные рукомои, кумганы, бочонки и др. XVI1 век считается веком расцвета черно-лощеной керамики, очень разнообразной по форме и декору. В геометрических орнаментах умело использовалось сочетание матовой и лощеной поверхности. В это время появляется также «муравленая» посуда - покрыта:! цветными глазурями. Муравленые фляги, штофы, кувшины украшаются сложными фигурными изображениями. Исследователи отмечают их сходство с изразцами. XVI11 век стал в русской художественной керамике веком открытий. По замечанию исследователя керамики А.Б. Салтыкова, за несколько десятков лет Россия проделала путь от чернолощеной керамики до твердого фарфора (минуя мягкий фарфор, фаянс и др.), на что у многих государств Европы ушли столетия. Параллельно продолжало развиваться и производство простой глиняной посуды. В гончарной посуде каждого региона выделяются свои специфические черты. Псковская посуда имела широкие края, небольшие плечи, декорировалась крупной росписью белым ангобом. Ярославская и калужская гончарная посуда украшались одноцветными глазурями с рельефами. Курская посуда делалась из светлой глины, имела тонкие стенки, расписывалась линейным орнаментом коричневым ангобом. Поверхность нижегородской посуды грунтовалась и покрывалась многоцветной росписью. Владимирская керамика поливалась «пестрой» глазурью и по стилю была близка к рязанской. Рязанская керамика, прежде всего Скопинская, декорировалась цветными готечными глазурями, рельефными лепными украшениями и вдавленным орнаментом, полученным с помощью штам- 49пиков или палочек. Скопинский промысел был.возрожден в XX веке и существует до сих пор. В качестве материала используется местная белая глина. Традиционно предметы посуды отливаются в формах или формуются на гончарном круге. Изделия покрываются зеленой, коричневой, иногда желтой глазурью. В декоре изделий используется геометрический, иногда растительный орнамент, образы фантастических птиц, драконов, львов. В первой половине XX века во Владимирской губернии возник Меленковский гончарный промысел. Меленковские изделия из белой глины формуются на гончарном круге и покрываются слегка рельефной ангобной росписью и глазурями ярко-желтого или ярко-зеленого цвета (потечными или однотонными). В середине XX века был создан Невьянский промысел на Урале, в районе традиционного гончарного производства. Невъянские изделия (майоликовые и гончарные) отливаются в гипсовых формах или формуются на гончарном круге. Они украшены цветными ангобами и покрыты прозрачной или потечной глазурью. Освоение майоликового или ценинного прозазводства впервые на Руси началось в XV11 веке с изготовления целинной облицовки (изразцов). В XVI11 веке первым заводом, выпускавшим майоликовые изделия, был завод А.К.Гребенщикова. Посуда этого завода декорировалась росписью и лепными украшениями, в формах и декоре следуя шюдным образцам. I 'жсльскис крестьянские предприятия заимствовали у Гребенщикова технику майолики и наладили массовый выпуск самобытных и художественном отношении изделий. Гжельская майолика быстро захватила рынок и вытеснила из крестьянского быта медную и оловянную посуду. Наиболее характерны для гжельской майолики второй половины XVI11 века дисковидные кумганы и квасники, украшенные круглой миниатюрной скульптурой. Эти фигурки, прекрасно согласованные с формой сосудов, отлив ались в гипсовых формах. В росписи гжельской майолики сохраняется влияние изразцов XVll-XVlllBeKOB, в частности в использовании антропоморфных и зооморфных мифологических образов, в юображении архитектурных сооружений. Роспись всегда подчеркивала форму изделий и отличалась предельной выразительностью цвета и рисунка. В конце XVI11 века изготовление квасников постепенно прекращается, появляются кувшины с более схематичной и однообразной рос- писью. Из майоликовых изделий этого времени выделяются декоративные тарелки с характерным мотивом петуха, выполненного свободной росписью довольно тонко и изящно. В первой половине XIX века майоликовую посуду вытесняет фаянсовая. Первыми казенными фаянсовыми заводами были Межи-горский (Киевский) и Петербургский. Гжель тоже начинает выпускать более грубый и толстостенный полуфаянс. Именно в это время появляется синяя:юдглазурная роспись с незатейливыми орнамен-тальг-s;;'] - мотивами. В декоре большей части фаянсовых изделий XIX века применялись печатные рисунки, лишь Петербургский фаянсовый завод и завод Ауэрбаха выпускали изделия с ручной росписью. Изобретение фарфора Д.И. Виноградовым быстро выдвигает этот материал на ведущее место в производстве сначала элитной, а затем и массовой посуды. Организуется Императорский фарфоровый завод в Петербурге, заводы Гарднера, Попова, Тереховых и Киселева и много других предприятий. Во второй половине XIX века из множества мелких и крупных заводов составляется «империя» М,С. Кузнецова, ставшая крупнейшим фабричным фарфоро-фаянсовым производством в России. Гжельская керамика тем временем продолжает существовать и являться в какой-то мере выразителем национального художественного вкуса. В 20-х годах XIX века прославились гжельские бронзовые изделия с желтовато-лиловым фоном и золотистой росписью. В это же время гжельские мастера осваивают выпуск фарфора из привозного сырья. Во второй половине XIX века ручная роспись почти полностью вытесняется печатными украшениями, а в начале XX века промысел приходит в упадок. Производство возродилось в 20-30-е годы в виде артелей, позднее преобразованных в крупное производство. Традиции гжельской керамики XV111-X1X веков в наше время продолжает Турыгинский завод художественной керамики (дер. Турыгино). Здесь выпускается и фарфор, и фаянс, и майолика. Изделия изготавливаются способом литья в гипсовых формах и украшаются свободной кистевой росписью — подглазурной и надглазурной. Подглазурная роспись выполняется солями кобальта, хрома или железа и после обжига имеет соответственно синий, зеленый или коричневый цвет. Надглазурная роспись делается золотом по темно-синей глазури. В гжельской росписи преобладает растительный ор- 51 намент, излюбленным мотивом которого является роза. В росписи также встречаются изображения людей, фантастических птиц, архитектурные мотивы. Помимо разнообразных видов посуды Турыгин-ский завод выпускает сувениры, мелкую пластику. Гжельский гончарный завод (дер. Трошково) занимается выпуском простой гончарной посуды и изделий из цветных глин, украшенных ангобами и цветными глазурями. 4.2. Изразцы Использование керамических глазурованных плиток в архитектурном декоре на Руси известно с XI века и пришло к нам из византийской архитектуры. Такие плитки во множестве находят при раскопках древнего Киева, Старой Рязани, Владимира, Чернигова и других городов в слоях XI-XI11 веков. Они служили для облицовки полов, внутренних и наружных стен и были богато украшены глазурями и ангобами. В XV-XV1 веках искусство изготовления изразцов возродилось. К этой эпохе относятся муравленые изразцы Пенова, терракотовые изразцы Москвы, многоцветные рельефные изразцы Дмитрова и Старицы. Изразцы применялись также в оформлении печей. Изразцы этого времени представляют собой уже не просто облицовочную плитку, а имеют румпу - глиняную коробочку на задней стороне, помогающую крепить изразец в стене. Один из самых древних видов - терракотовые изразцы XVI-XVI3 веков. Их находят при раскопках в Москве, Владимире, Угличе, Рязани, Ярославле. Рельефные изразцы из красной глины отливались в деревянных формах, затем обжигались. Они не покрывались глазурью. На изразцах помещались довольно сложные сюжетные изображения: сцены сражений, осады крепостей, охоты, мифологические сюжеты. Действие обычно происходит на фоне пышной условно-фантастической растительности с включением архитектурных элементов. Характерны для изразцов образы фантастических животных — грифонов, единорогов. Фигуры человека и животных передаются условно-упрощенно: голова человека, дается в фас, а тело в профиль. В декоративной разделке деталей рисунка (шерсти, перьев, волос, растений, даже деталей лица) использовались зигзагообразные линии и треугольные зубчики. В XVI1 веке появляются муравленые изразцы (политые зеленой прозрачной глазурью). Цвет глазури определялся присутствием в ее составе окиси меди. Перед нанесением глазури изразец предварительно грунтовался белым ангобом. В Москве муравленые изразцы распространились в 30-х годах XVI1 века. Во второй половине века они становится излюбленным видом архитектурного декора. При этом муравленые изразцы сохраняю! тематику и стилистику терракотовых изразцов. Во второй половине XV31 века искусство изготовления изразцов достигает своего расцвета. В это время появляются «ценинные» изразцы, декорированные разноцветными глухими эмалями. Первые ценинные изразцы, появившиеся на Руси, были иностранного происхождения, но «ценинное дело» быстро развивалось. Особенно на его развитие повлияло строительство Ново-Иерусалимского монастыря на Истре. На ранних этапах изразцы окрашивались в три цвета: зелено-бирюзовый, зеленый травяной, лилово-коричневый. Затем палитра расширилась до четырех основных
|