Научное познание есть процесс, т.е. целостная развивающаяся система довольно сложной структуры. Которая выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Структура научного познания может быть представлена в различных срезах и соответственно в совокупности своих специфических элементов.
Вернадский → структуры: математические науки во всем их объеме; логические науки почти всецело; научные факты в их системе, классификации и сделанные из них эмпирические обобщения – научный аппарат, взятый в целом.
Точка зрения взаимодействия субъекта и объекта → структура: субъект науки (отдельные ис или научные сообщества, коллектив), ис различного проявления, свойства, стороны материальных и духовных объектов; объект науки (предметная область научного познания); предмет науки (ограниченная целостность, конкретный объект); система методов и приемов; язык науки (специфическая знаковая система).
Элементы структуры познания → фактический материал; основанные на фактах проблемы, выведенные из них законы; философские основания; социально-культурные мировоззренческие основы, методы, нормы, научные познания; стиль мышления.
Важной характеристикой научного знания является его динамика, т.е. его рост, изменение, развитие.
Развитие знания – сложный диалектический процесс, включающий качественно-различные этапы. Этот процесс можно рассматривать как движение: от мифа к логосу, от логоса к «преднауке», от «преднауки» к науке, от классической науки к неоклассической и далее к постклассической, от незнания к знанию, от неглубокого, неполного знания к более глубокому и совершенному.
В западной филисофии науки второй половины XXв. проблема роста, развития знания является центральной и представлена в эволюционной эпистемологии и постпозитивизма.
Эволюционная эпистемология → выявление гинезиса и этапов развития познания, его форм и механизмов в эволюционном ключе, в частности построение на этой основе теории эволюции одной науки. Модель развития науки на основе общей теории физической эволюции (сходство механизмов развития, действующих в живой природе и познании).
Динамика научного знания может быть представлена как процесс формирования первичных теоретических моделей и законов.
И.Лакатос → программа троякого рода – Евклидова программа, эмпиристская и идуктивистская (организация знания
как дедуктивной системы).
Евклидова программа → все можно дедуктировать из великого множества тревиальных высказываний (состоящих только из терминов); работает только с истинными суждениями.
Эмпиристская программа → строится на основе базовых положений, имеющих эмпирический характер.
Индуктивистская программа → принцип ретрансляции истины. Опровергнута Поппером (доказал, что снизу не может идти даже частичная передача истины и знания).
В развитой науке теоретические схемы строятся как гипотетические модели (путем непосредственной схематизации опыта). Важнейшая характеристика теоретической модели – структурность, возможность переноса абстрактных объектов из других областей знания. Далее развитие исследовательской практики, определение задач и способов их решения, затем формирование научных законов.
Модель → схема → качественное и количественное расширение → математизация → формулировка закона.
Механизм порождения нового знания включает в себя единство эмпирического и теоретического, рационального и интуитивного, конструктивного и моделируемого компонентов познания. По отношению к логике научного открытия распростронена позиция, связанная с отказом поисков рациональных оснований научных открытия. В логике открытия большее место отводится смелым догадкам, часто ссылаются на переключение образов на аналоговое моделирование, указывают на интуицию. Конструктивное видоизменение наблюдаемых условий; полагание новых идеализаций; создание иной научной предметности; интегративное перекрещивание принципов на стыке наук – особенности логики открытий, дающей новое знание.
В истории науки существует два подхода к анализу динамики, развития научного знания, механизмов этого развития.
Куммулятивизм → развитие знания путем постепенного добавления новых положений (постепенное умножение числа накопленных фактов и увеличение степени общности устанавливаемых на этой основе законов).
Антикуммулятивизм → (в ходе развития познания не существует каких-либо устойчивых и сохраняющихся компонентов). Переход от одного этапа эволюции науки к другому связан лишь с пересмотром фундаментальных идей и методов. Непрекращающаяся борьба и смена теорий и методов.
Структура научного знания.
Особого рассмотрения заслуживает вопрос о структуре научного знания.
В ней необходимо выделить три уровня: эмпирический, теоретический, философских оснований.
На эмпирическом уровне научного знания в результате непосредственного контакта с реальностью ученые получают знания об определенных событиях, выявляют свойства интересующих их объектов или процессов, фиксируют отношения, устанавливают эмпирические закономерности. Для выяснения специфики теоретического познания важно подчеркнуть, что теория строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности, но описывает непосредственно она не окружающую действительность, а идеальные объекты, которые в отличие от реальных объектов характеризуются не бесконечным, а вполне определенным числом свойств.
Например, такие идеальные объекты, как материальные точки, с которыми имеет дело механика, обладают очень небольшим числом свойств, а именно, массой и возможностью находиться в пространстве и времени. Идеальный объект строится так, что он полностью интеллектуально контролируется.
Теоретический уровень научного знания расчленяется на две части: фундаментальные теории, в которых ученый имеет дело с наиболее абстрактными идеальными объектами, и теории, описывающие конкретную область реальности на базе фундаментальных теорий. Сила теории состоит в том, что она может развиваться как бы сама по себе, без прямого контакта с действительностью. Поскольку в теории мы имеем дело с интеллектуально контролируемым объектом, то теоретический объект можно, в принципе, описать как угодно детально и получить как угодно далекие следствия из исходных представлений. Если исходные абстракции верны, то и следствия из них будут верны. Кроме эмпирического и теоретического в структуре научного знания можно выделить еще один уровень, содержащий общие представления о действительности и процессе познания - уровень философских предпосылок, философских оснований.