Студопедия — ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ МОДЕРНИЗАЦИИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ МОДЕРНИЗАЦИИ






 

После Второй мировой войны на политической карте мира, преимущественно в Азии и Африке, в результате распада мировой колониальной системы появилось большое число новых независимых государств. Достаточно быстро обнаружилось, что развитие этих обществ обладает собственной логикой и собственной спецификой. Концептуальное раскрытие этого развития произошло в рамках теории модернизации. Будучи ключевой парадигмой так называемой "социологии развития", она попыталась объяснить происходившие в постколониалышх обществах процессы изменений, а также наметить пути их дальнейшего развития. Разные аспекты теории модернизации разрабатывали такие исследователи, как Д. Аптер, С. Хантингтон, Г. Алмонд, Л. Пай, Ф. Риггс, У. Мур,

М. Леви, Э. Шилз, С.Н. Эйзенштадт.

Определение модернизации. В наиболее общей форме под модернизацией обычно понимают особую форму социального развития, историческое своеобразие которой (791) состоит в переходе от традиционного, аграрного общества к современному, индустриаль-ному и постиндустриальному. Практически везде модернизация стала обозначением процесса изменений в направлении тех типов социальной, экономической и политической организаций, которые сложились в Западной Европе и Северной Америке в XVII-ХЕХ веках, затем распространились на другие европейские страны, а в ХЕХ-XX веках - на южно-американский, азиатский и африканский континенты. Модернизация, в соответствии с данным подходом, есть широкомасштабный, многосторонний процесс,

предполагающий быструю социальную динамику, радикальные изменения в социальной структуре, жизненных стандартах, культурных нормах и ценностях. Как правило, модернизации сопутствуют процессы индустриализации, урбанизации, секуляризации общества, развитие новых систем коммуникации и образования (рост грамотности и т.д.).

Общая траектория развития афро-азиатских обществ определяется, с этой точки зрения, особым характером их модернизации: если в Западной Европе и Северной Америке разрыв с традиционализмом осуществляется через "спонтанную модернизацию" под действием внутренних факторов органического развития "снизу", а в странах Центральной и Южной Европы, России и Латинской Америки через "догоняющую модернизацию" полуорганического типа (в значительной степени не только "снизу", но и "сверху"), то в афро-азиатских государствах "третьего мира" мы имеем дело с поздней постколониальной "отраженной модернизацией" неорганического типа, осуществляемой только "сверху" под определяющим воздействием извне.

Концептуальные истоки теории модернизации. Теоретико-методологические предпосылки модернизационной парадигмы образуют классические теории социальных изменений Ф. Тенниса, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и, в особенности, М. Вебера. Немецкий социолог конца XIX - начала XX века Ф. Теннис разработал дихотомию "общность-общество". Все объединения людей, по его мысли, представляют собой проявление двух различных форм общественных связей: связей общности (Gemeimchaft), основанных на чувстве близости по причине кровного родства или длительного знакомства, и связей общества (Gesellschaft), которые характеризу(792)ются специфически рациональными целями действия, официальностью, договоренностью.

В это же время в классической социологии утверждается понимание социального развития как процесса дифференциации различных социальных институтов и все большей специализации выполняемых ими функций. Впервые наиболее четко эта идея была сформулирована в XIX в. английским философом Г. Спенсером, который считал основной закономерностью "социальной эволюции" переход общества от состояния "несплоченной

однородности" к состоянию "сплоченной разнородности". Важным аспектом социального прогресса, по Г. Спенсеру, является переход от общества, в котором личность целиком подчинена социальному целому, к такому состоянию, при котором социальный организм "служит" составляющим его индивидам. Основные типологические различия социальных структур, по его мнению, состоят в том, является ли сотрудничество людей в достижении общей цели принудительным или добровольным, что, соответственно, определяет противоположность обществ "военного" и "промышленного" типов.

Аналогичным образом основатель французской социологической школы Э. Дюркгейм различал общества, основанные на механической или органической солидарности. Механическая солидарность, по Э. Дюркгейму, - это "коллективный тип" солидарности, определяемый сходством, подобием составляющих его индивидов, одинаковостью исполняемых ими общественных функций, неразвитостью личностных черт. Механическая солидарность возможна лишь постольку, поскольку личность поглощается коллективом, ее сила обратно пропорциональна развитию индивидуального сознания. Обществам современного типа, по его мнению, свойственна органическая солидарность, которая возникает при развитии общественного разделения труда и функциональной взаимосвязи отдельных расчлененных функций.Наконец, важнейшее значение для понимания сущности традиционных и современных обществ имеет теоретическое наследие М. Вебера: его концепция рациональности, анализ трех типов социального действия, исследование феноменов "харизматического" лидерства, бюрократии, власти давно стали для теории модернизации во многом ключевыми. (793)

Свое логическое завершение идеи Тенниса, Дюркгейма и Вебера получили в теории структурно-функционального анализа Т. Парсонса. Для специального анализа социальных изменений в ней была разработана так называемая "модель дифференциации". В соответ-ствии с ней, сущность модернизации состоит в уменьшении функциональной нерасчлененности социальных единиц и возрастании структурной дифференцированно-сти, обусловленной возникновением новых социальных организаций, специализирую-щихся на выполнении своих особых функций. При этом каждая структурная единица социальной системы при дифференциации ее функций порождает новые социальные элементы с большей способностью адаптации к среде и, следовательно, более совер-шенные. Важной оказалась и разработанная Т. Парсонсом модель ориентации социальною взаимодействия. По его мнению, существует шесть пар "дилемм ориентации", которые доминируют в обществах того или иного типа, определяя в них направленность и характер социального взаимодействия, К этим ориентациям относятся: 1) универсализм или партикуляризм; 2) специфически направленная или диффузная ориентация; 3) ориентация на достижение цели или следование предписаниям и указаниям; 4) аффективная (эмоциональная) нейтральность или выраженная аффективность; 5) ориентация на себя или на коллектив; 6) долгосрочная или краткосрочная ориентация.

Развиваясь в русле вышеназванных теоретшкь методологических подходов, теория модернизации характеризует традиционный тип социальной организации гомогенной замкнутостью) дорационально" аффективностыо, конформным согласием и неформализо-ванными системами; социального контроля. Современный же тип организации характе-ризуется целерациональвостью, взаимозависимой: специализацией, анонимной имперсональностью отношений и нейтральными системами формализованного контроля.

Аспекты модернизации. В самом процессе модернизации разные авторы выдвигают на первый план и подчеркивают значение разных основных аспектов; рассматривая их вместе, мы получаем характеристику ведущих составляющих всего комплекса модернизационных преобразований общества. К их числу относятся: (794)

- развитие внутренней дифференциации и автономизации структур социума, появление в нем автономных подсистем, отличающихся большей или меньшей самостоятельностью (Г. Алмонд, Г. Пауэлл, Дж. Коулмен);

- создание новых институционализированных механизмов примирения и согласования интересов (С. Хантингтон, С.Н. Эйзенштадт);

- "диффузия власти" - рассредоточение политических, экономических и символических ресурсов власти, ранее сосредоточенных в одних руках, по многим общественным группам и институтам (Р. Даль);

- функциональные изменения способов рекругирования и циркуляции элит (Э. Шилз);

- экономико-технологическая трансформация через индустриализацию и т,д,(У. Ростоу);

- расширение физической, социальной и технологической мобильности индивидов в результате развития новых форм коммуникации, повышение общественного статуса средств массовой информации (СМИ как "четвертая власть"), всеобщего распространения грамотности (Д. Лернер, К. Дойч);

- формирование нового типа динамичной и предприимчивой личности, ориентированной на достижениеновых, нетрадиционных целей (А. Инкелес и Д. Смит, Д. Макклелланд, Г. Алмонд и С. Верба).

Конечный уровень модернизированности ("осовременивания") общества может быть оценен по пяти основным критериям:

1) идентичности, которая определяет степень и характер развития политической культуры личности;

2) летитимноетм, которая характеризует степень и мотивы публичной поддержки сущес-гвршшх методов политического управления;

3) участия, которое показывает степень превращения политически пассивного населения в активное благодаря его участию в выборах, в деятельности массовых партий, общественных движений'и т.д.;

4) дистрибуции, которая показывает степень равенства в общественном распределении различных возможностей и благ;

5) проникновения (пенетращш) - степени разрушения партикуляризма, узости интересов, местничества и сепаратизма. (795)

Пересмотр теории модернизации. В 70-80-е годы все чаще стали появляться исследования, в которых модернизация традиционных обществ, да и сами эти общества рассматриваются не в столь однолинейной перспективе однозначного и "полного" перехода к модерну. Трактовка сущности, объекта и возможных результатов модернизации становится все более многомерной, или, точнее, многовариантной. Такой сдвиг в сторону признания множественности как путей социального изменения, так и его результатов, привел к весьма существенному пересмотру взаимосвязи между модернизацией и развитием: первую теперь рассматривают не как условие второго, а как его функцию.

На этой основе подверглась значительному переосмыслению исходная идея девелопментализма 60-х годов о непосредственной линейной зависимости между уровнем экономического развития общества и демократическим переструктурированием политической системы: это соотношение оказалось гораздо более сложным и не столь однозначным. Так, по наблюдениям С. Хантингтона, политическая нестабильность, выра-

зившаяся в крушении демократических институтов в значительной части развивающихся стран в 60-е годы, была вызвана именно быстрым экономическим ростом и столь же быстрыми социальными изменениями на фоне слишком медленной институализации необходимых новых характеристик политической системы. Результаты проведенного А. Бэнксом анализа сначала 36 южноамериканских государств за период 1835-1966 гг., а затем 106 государств всего мира, поставили под сомнение представление о том, что социоэкономическое развитие обуславливает развитие политическое. Напротив, в результате данных исследований оказалось, что, например, "взаимозависимость между "опережающим" политическим развитием и последующим развитием системы инфор-мации, урбанизации и образования выражена значительно сильнее, чем связь между более ранним социоэкономическим развитием и последующим демократическим развитием" [Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология.- М., 1994.- С.253].

Такая ситуация объясняется тем, что схемы девелопментализма базировались на представлении о строении общества как "ткани без швов", где рост экономики автоматически влечет за собой незамедлительные (796) прогрессивные изменения во всех других сферах общества. В настоящее время представление об обществе как о единой и нерасчленимой ткани сменилось концепцией общества - "лоскутного одеяла" (по удачному определению Б. Хиггинса); в ней нашла отражение идея о том, что степень взаимозависимости между различными социальными подсистемами является гораздо менее тесной, чем предполагалось ранее, и что каждая из них по-своему реагирует на вызов нового.

Что касается экономического роста и демократизации, то сейчас многие авторы говорят об актуальности, скорее, обратного соотношения между ними. Так, по мнению Т. Л. Карл и Ф. Шмиттера, и экономический рост, и более справедливое распределение доходов следует рассматривать скорее как результат демократических процессов, чем как их предпосылку. Последние эмпирические исследования по проверке взаимосвязи уровня доходов, экономического роста и демократизации, проведенные Т. Ванхэнэном по 147 государствам мира в период 1980-1988 гг., выявили лишь умеренную положительную корелляцию между ними, не носящую линейного характера.

Кардинально переосмыслено и другое ключевое положение теории модернизации о том, что традиционность и современность представляют из себя взаимоисключающие противоположности, что в процессе модернизации современность подрывает и вытесняет традицию. Простое разрушение традиционных форм жизни не везде и не всегда вело к возникновению и развитию новых жизнеспособных общественно-политических структур, а нередко углубляло дезорганизацию и политический хаос в этих странах. Более того, возникшие там социальная нестабильность и напряженность оказались отнюдь не временным явлением, а приобрели определенную устойчивость. В настоящее время большинство исследователей считают, что процессы модернизации, протекающие в традиционных обществах, вернее было бы рассматривать не как процессы вытеснения традиционного современным, а как процессы их взаимодействия и взаимопроникновения, в ходе которых рождаются принципиально новые образования синтезного типа.

Переход к модерну все больше представляется как целостный, относительно длительный процесс, на котором возможно не только развитие новых, но и воспроизвод-(797) ство ранее сложившихся структур, а также их упадок. Впервые эта идея была сформулирована в работах Ф. Ригтса и С.Н. Эйзенштадта, которые показали, что традиционное общество под влиянием сил модернизации эволюционирует в социально-политические образования нового типа и что такая система, часто характеризуемая по-прежнему как полутрадициовная или переходная, вырабатывает в ходе синтеза традиционности и современности свои собственные особые характеристики, образуя оригинальный механизм еамовоспроизводства и поддержания стабильности.

Типология модернизационных процессов. Один из ведущих современных западных политологов С. Хантингтон выделяет три основные характерные формы реакции на процессы модернизации: 1) неприятие как модернизации, так и сопутствующей веетернизацни (например, Япония до середины XIX века); 2) принятие того и другого, то есть активная модернизация и вестернизация общества (Турция при Мустафе Кемале Ататюрке); 3) принятие первого, но отказ от второго (стратегия реформизма). Первая стратегия добивается бесперспективной изоляции общества от мира современности, вторая, наоборот, стремится полностью "перемолоть и перекроить" общество, уничтожив его традиционные корни. Третий выбор ориентирован на соединение модернизации с национальной культурной традицией (современная Япония). Наконец, дополнительно можно выделить особо разрушительную (четвертую) стратегию "вестернизация без модернизации", которая приводит, как правило, к коллапсу и дезинтеграций (разные страны Тропической Африки в 80-90-е годы).

 

Схема 1 На схеме 1 эти векторы

соответственно обозначе-

ны: 1) точкой А - стра-

тегия отвержения; 2) ли-

нией Б - стратегия "ке-

мализма"; 3) линией В -

стратегия реформизма;

4) линией Д - стратегия

коллапса. Общий шаблон

процессов модернизации и

вестернизации в афро-ази-

атских странах можно пред-

ставить кривой А - Г: (798)

 

сначала процессы модернизации и вестернизации тесно связаны между собой (А – Г 1), потом интенсивность вестернизации уменьшается (Г1 – Г2), что является признаком контрнаступления местной культуры, которое приводит либо к подъему различных форм фундаментализма и девестернизации (Г1- Г), либо к установлению достаточно устойчивых форм баланса элементов традиционности и современности в точке Г2 [См.: Хантингтон Сэмюэл П. Столкновение цивилизаций и переустройство мирового порядка // Pro et Cont-

ra.- 1997.- Т.2, №21].

Достаточно близка к хантингтоновской модель другого видного исследователя процессов модернизации, С.Н. Эйзенштадта, который также выделяет четыре базовых варианта взаимодействия традиционности и современности во время модернизации: 1) силы современности разрушают традиционные модели, не создавая новых; 2) силы современности вызывают подъем традиционализма, который сопровождается усилением позиций традиционных элит и ростом воинствующих контрмодернизационных идеологий; 3) адаптивный тип, характеризуемый определенной готовностью "старых" элит ставить перед собой новые задачи, выходящие за рамки традиционных установок, и принимать новые роли, появляющиеся в ходе модернизации; 4) последний - трансформативный тип, отличающийся способностью к выработке новых жизнеспособных социально-полити-ческих структур с собственными институциональными центрами и системами символов.

Отталкиваясь от этой схемы, в конечном счете, можно выделить четыре базовых и шесть смешанных вариантов реализации общей афро-азиатской модели отраженной модернизации. Рассмотрим сначала основные "чистые" варианты.

Первый из них, - это путь "тупиковой модернизации", демонстрируемый большой группой "государств-призраков" Тропической Африки (Заир, Ангола, Руанда, Бурунди, Чад, Сомали и др.). В этой группе государств не действуют механизмы ни традиционной, ни современной (легально-рациональной) легитимации общенациональной власти цент-ральных правительств, поэтому они пребывают в состоянии перманентного хаоса и социально-политической дезорганизации, как бы облекающей в реальность гоббсовский фантом "войны (799) всех против всех". Второй базовый путь - контрмодернизации - характерен для фундаменталистских стратегий развития (ее исламский вариант в настоя-щее время реализует Иран). Фундаментализм отвергает необходимость модерниза-ционного преобразования ("осовременивания") общества, выдвигая в качестве альтерна-тивы идею "кристаллизации" черт традиционного общества. В соответствии с ней, анти-модернистские ценности и ориентации становятся единственно легитимными символами общественного порядка и интеграции социума. Достаточно широко представлен в совре-менном мире третий базовый вариант частичной модернизации, когда одни сегменты и подсистемы общества уходят вперед (становятся "открытыми"), а другие остаются в неизменном, "закрытом" виде (Китай, Турция и др.). Четвертый базовый вариант заклю-чается в конвергирующей модернизации в рамках и под эгидой национальной традиции (путь Англии и Японии), который обеспечивает сопряжение традиционных и современ-ных начал в единое целое. Характерен пример японской модернизации, где такие черты национальной традиции, как преданность императору и семье, низкая степень вертикаль-ной мобильности, верноподданнические отношения феодального типа между подчинен-ными и вышестоящими, общие коллективистские ориентации всего социума в целом оказались не препятствием, а напротив, важным условием успешного хода преобразований.

Кроме основных, можно выделить производные смешанные формы модернизации, образующиеся из того или иного совмещения основных базовых стратегий:

- "полутупиковая модернизация" (большинство стран Тропической Африки);

- "частичная контрмодернизация" (в отдельные периоды различные государства, в основном, исламского мира);

- "полуконвергирующая частичная модернизация" ("новые индустриальные страны" Юго-Восточной Азии);

- "конвергирующая контрмодернизация" (стратегия развития "нефтедолларовых монархий" Ближнего Востока);

- "тупиковая контрмодернизация" (стратегия натурализации жизни, "стирания различий между городом и деревней" в полпотовской Кампучии и Китае периода "культурной революции"); (800)

- "тупиковая конвергирующая модернизация" (стратегия опоры на общинные начала в некоторых странах бывшего некапиталистического пути развития).

Таким образом, практически все страны афро-азиатского "третьего мира" достаточно четко могут быть сгруппированы в три большие геополитические подгруппы: тупиковую, промежуточную и перспективную. К первой относится Тропическая Африка, ко второй - Северная Африка, Ближний и Средний Восток, а также постсоветская Центральная Азия (промежуточность данной подгруппы определяется наличием мощного внутреннего контрмодернистского потенциала традиционализации), к третьей - Южная, Юго-Восточ-ная и Восточная Азия, где система буддийских и/или конфуцианских ценностей доста-точно эффективно, как оказалось, может быть совмещена с современными ориентациями.

 

2. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕОПАТРИМОНИАЛИЗМА

 

В ходе коренных социально-политических преобразований на территории бывшего СССР в целом, и в Украине в частности, эталоном демократии для широкой общественности служат, как правило, промышленно развитые страны Запада. Однако по ряду существенных признаков ("догоняющее" развитие по отношению к передовым странам, авторитарно-патриархальные черты политической культуры, неструктурированность гражданского общества и неоформленность партийных систем, национальные противоречия, углубляющееся социальное расслоение, обнищание и люмпенизация масс) республики СНГ во многом скорее близки государствам "третьего мира". Это придает особую актуальность анализу политического развития афро-азиатских обществ.

Недостаточность традиционных определений. Политические режимы афро-зиатских стран характеризуются, с одной стороны, исключительным многообразием форм с другой, - относительной общностью, обусловленной экономическими, социальными и внешнепо-литическими особенностями. Показательна эволюция, которую проделала западная политическая наука в подходе к изучению политических режимов в развивающихся странах. Прежде (801) всего, оказалось, что на афро-азиатском материале практически не работает дихотомная парадигма "демократии/тоталитаризма", до этого успешно исполь-зуемая в анализе всех других известных типов обществ. Применительно к гетерогенной реальности стран "третьего мира" это различие, однако, оказалось лишенным смысла, и данная модель оказалась не в состоянии ее адекватно описать и концептуализировать. Рассматривая это дихотомическое разделение, М. Доган и Д. Пеласси отмечают, что "оно не помогает нам понять все разнообразие существующих стран; напротив, оно объединяет все многообразие различий в две большие категории, которые фактически находятся на двух противоположных полюсах" (Доган М., Пеласси Д., Указ, соч.- С.225].

Афро-азиатские государства не могли быть однозначно интерпретированы ни в качестве тоталитарных режимов (ибо у них отсутствовала техническая инфраструктура, помогающая осуществлять всеобщий контроль над поведением индивидов), ни тем более, в качестве демократических (ибо создание конституционно-правового демократического фасада отнюдь не означало и установления соответствующих демократических правил "политической игры"). Не смогла заполнить концептуальный вакуум и разработка концепции авторитаризма как некой промежуточной формы между демократией и тоталитаризмом: она блестяще показала свою эффективность на южноевропейском и латиноамериканском материале, но оказалась мало что объясняющей при наложении ее на политическую действительность Африки или Азии. По меткому замечанию Ж. Бодуэна, понятие "авторитарный режим" стало в какой-то мере "остаточной категорией", неким "чемоданом", куда сваливаются с негативной оценкой все режимы, которые не могут быть отнесены ни к реестру либерально-демократических, ни к категории тоталитарных государств [Бодуен Ж. Вступдо полгголога.- К., 1995.- С. 168].Иначе говоря, явно назрела необходимость существенного уточнения понятия авторитаризма применительно к афро-азиатской социополитической реальности, существенно отличной не только от южноевропейской (испанской, португальской, греческой), но и от латиноамериканской действительности.

Важной исходной точкой более адекватного анализа политических отношений в афро-азиатских странах ста(802)ло признание многосоставной плюральной природы пост-колониального общества. Плюральным (в отличие от плюралистического) признается такое общество, которое в силу господства институтов, структур и ценностей доиндуст-риалъного или докапиталистического общества расколото на преимущественно противно-борствующие группы родо-племенного, регионального или расового характера; это некая агломерация различных, весьма слабо связанных или совсем не связанных между собой социальных единиц, в роли которых выступают обачно племена, общины, касты, кланы и т.д. В таком обществе нет легально-рационального механизма интеграции (примирения и согласования соперничающих интересов), отсутствует и конвенциальное признание общин для всех правил политической игры, которые существуют в плюралистическом обществе.

Неопатримониализм. Развитие новой парадигмы в концептуализации афро-азиатской политической действительности связано с разработкой понятий "патримониализм" и "Неопатримониализм" (С.Н. Эйзенштадт, Ж.Ф. Медар и др.), что позволило более точно представить закономерности политического процесса в этой группе стран.

Понятие "патримониализм" происходит от слова patrimonium, которое встречается в римском праве и означает "наследственное, родовое имущество". Голландский юрист XVII века Гуго Гроций употреблял понятие "патримониум" в более широком смысле, отождествляя его с безоговорочным владением, с управлением государством как своей частной собственностью по примеру того, как крестьянин распоряжается своим двором, в противоположность власти, которая ограничена договором, традиционными вольностями, привилегиями и т. д. В современной науке понятие патримониализма для анализа докапиталистических структур разрабатывал М. Вебер, который противопоставил его, с одной стороны, феодальной, с другой, - бюрократической (рационально-легальной) форме управления.

Развивая веберовскую концепцию, С.Н. Эйзенштадт выделил наряду с собственно традиционным патримониализмом еще и принципиально новые неопатримониальные структуры современного типа. Традиционный патримониализм, по его мнению, был присущ различным древним и средневековым восточным обществам. (803)

Главная его особенность заключалась в дистанцированности между центром политической власти и его периферией (обществом в целом): центр отграничен от периферии и как бы возвышается над ней. Социально-политическая интеграция подобной.системы осуществляется с помощью ряда символов, важнейшим из которых является символ семьи и семейной солидарности, представляющих собой как бы модель всего государства, идеал отношений между подданными и правителем. Не менее значим и принцип отождествления социального порядка с космологическими моделями, освящение и закрепление политической власти категориями трансцендентной космологической символики. Властвующая элита выдает себя за прямого посредника между космическим и социальным порядком, полностью контролируя внешние связи, концентрируя в своих руках политические, экономические и символические ресурсы власти.

Для неопатримониализма характерен такой своеобразный симбиоз традиционализма и современного государства, который определяет фундаментальное внутреннее несоответствие между современным "внешним фасадом" государства (наличием конституции, писаного права, парламентско-партийных институтов, системы выборов и т.д.) и внутренней логикой его функционирования - вполне патримониальной:

1) политический центр отделен и независим от периферии, он концентрирует политические, экономические и символические ресурсы власти, одновременно закрывая доступ всем остальным группам и слоям к этим ресурсам и позициям контроля за ними;

2) государство управляется как частное владение (патрономиум) правящих групп - носителей государственной власти, которые "приватизируют" различные общественные функции и институты, делая их источником собственных частных доходов;

3) этнические, клановые, региональные и семейнородственные связи не исчезают, а воспроизводятся в современных политических и экономических отношениях, определяя способы и принципы их функционирования.

Неопатримониализм, согласно, например, французскому исследователю Ж.Ф. Медару, присущ всем развивающимся странам, вне зависимости от типа полити(804) чес-кого режима, формы правления и государственной идеологии. По сути, неопатримониа-лизм образует третий (после демократии и тоталитаризма) самостоятельный тип политической системы, встречающийся в современном мире и характеризующий политическую реальность нынешних афро-азиатских стран, а также многие черты посткоммунистического развития. Рассмотрим важнейшие особенности политической культуры и политического процесса неопатримониальных обществ.

Основные особенности политической культуры. Политическая культура неопатримониальных обществ характеризуется двумя универсальными чертами: во-первых, крайней персонализацией власти, во-вторых, доминированием клиентельных отношений.

1. Персонализация власти связана со слабой рационализацией политического процесса, которая обусловливает господство традиционных представлений о власти и их проекцию на современную действительность. Согласно этим традиционным представлениям, власть является не порождением общественных отношений или их институализацией, а есть прежде всего свойство, присущее определенной личности в силу ее происхождения, особых персональных качеств и мистического дара. Власть рождается с определенной личностью (например, царя или вождя) и уходит вместе с ней, она всегда личностно окрашена, всеобща и неделима. Поэтому глава государства в таком обществе неизбежно становится воплощением политической системы, ее символическим центром и основным нервом, стягивающим формальные и неформальные нити правления в единое целое; все другие политические институты, в соответствии с таким воззрением, изначально второстепенны и являются лишь средством, инструментом реализации его политической стратегии. Традиционный культ предков трансформируется в культ нового политического вождя - руководителя государства, который становится объектом поклонения, религиозного почитания и сакрализации.

Персонализация власти органично предполагает самоидентификацию масс не с поли-тическими программами (сегодня одними, а завтра - другими), а с личностью лидера, лояльность к которому означает и лояльность к политическому режиму, который он олицетворяет. Такого рода ценностные установки отражают (805) доминирование в неопатримониальном обществе социальных связей типа "патрон-клиент".

2.Доминирование клиентельных, или патронажных отношений, является другой важнейшей характеристикой неопатримониальных обществ. В наиболее общей форме клиентелизм можно определить как отношения личной зависимости, вырастающие из асимметричного взаимообмена услугами и расположением между сторонами, каждая из которых обладает неравными ресурсами. Патрон защищает своих клиентов, взамен последние оказывают ему всевозможные услуги. Экономические и властные ресурсы первого обмениваются на (политическую и электоральную) лояльность вторых.

В политических системах неопатримониального типа клиентелизм - это распространение этнических, региональных, конфессиональных, семейно-родственных

и тому подобных связей на политическую сферу. Формально признанные принципы иерархии, закрепленные в нормативных актах, на практике уступают место клиентельным отношениям внутри государственной администрации и в ее отношениях с управляемыми, когда распределение различных постов, выгод и преимуществ осуществляется по клано-вым (региональным, этническим, родственным) критериям. Одно из наиболее распростра-ненных проявлений социально-политического патронажа - это распределение правитель-ственных должностей среди клиентов, способствующих избранию патрона на какой-либо ответственный пост. Как правило, исследователи обычно выделяют два уровня патронажа:

на первом, низовом уровне, соответствующие отношения устанавливаются между сельс-кими и городскими малоимущими слоями, с одной стороны, и каким-либо влиятельным местным патроном (районным начальником, депутатом, деревенским старостой, помещи-ком, ростовщиком), - с другой. На втором, высшем уровне, соответст-вующие отношения устанавливаются между патронами первого порядка и национальной элитой.

Принципиально важно отметить, что патронажно-клиентельные отношения в неопатримониальных обществах играют ключевую и структурообразующую роль как в определении правил "политической игры", так и в функционировании политической системы в целом.

Другие характеристики политической культуры неопатримониального общества (правительственный фаво-(806)ритизм, пренебрежение к установленным правилам и процедурам, произвол чиновничества, трайбализм, непотизм и коррупция) во многом являются продолжениием и развертыванием первых двух отмеченных нами характеристик. Среди них следует, пожалуй, лишь особо выделить коррупцию, которая не только становится общепринятой моделью поведения, но и важным каналом достижения политических и иных целей, без которого формально санкционированные обществом механизмы и институты не смогли бы функционировать.

Особенности политического процесса. Несмотря на все многообразие социально-экономических и государственно-правовых форм, политических и идеологических ориентации, политический процесс в неопатримониальной политической системе обладает рядом общих и при этом коренных определяющих черт:

1. Основным агентом политического процесса выступает государство. Основанием для этого является функциональная независимость государства (политического центра системы) от общества (периферии системы), что, впрочем, является продолжением прошлой,- патримониальной политической традиции, когда деспотическая власть местных и иноземных властителей на протяжении веков возвышалась над независимым миром различных общинных, кастовых, этнических и конфессиональных укладов. Решающая роль государства в осуществлении экономических и социальных программ, концентрация в его руках материальных и финансовых ресурсов, превращение государст-ва в главного работодателя подтвердили центральный статус государства и в неопатримониальном обществе. Как и прежде, экономическая функция координации всеобщих интересов в разобщенном обществе сливается с функцией управления им, и, в свою очередь, перепле-тается с функцией символической и идеологической интеграции социума в целом. Монопольное положение государства в политической системе (этатизм) определяет его значительную самостоятельность и верховенство относительно: а) различного рода поли-тических элит; б) основных экономических структур; в) общества в целом. Не характер государства зависит от степени развития общества, а, напротив, характер общества зависит от государства. Последнее существует не рядом с обществом, как это имеет место в политических системах западного типа, а над ним, поглощая и растворяя его в себе. (807)

2. Ведущее место в системе власти занимают представители государственно-бюро-кратического комплекса – ГБК (носители государств







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 971. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия