Студопедия — Огласительное поучение шестое
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Огласительное поучение шестое






К готовящимся во Иерусалиме ко просвещению, сказанное без приготовления, о единовластительстве Божием, на слова: Верую во единого Бога, и о ересях; также на слова Исаии: обновляйтеся ко Мне острови: Израиль спасается от Господа спасением вечным: не постыдятся, ни посрамятся даже до века и проч. (Ис. 41, 1; 45, 16–17).

1. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа (2 Кор. 1, 3), благословен и Единородный Сын Его. Ибо тогда, когда мы представляем в уме Бога, должны представлять и Отца, чтобы не отдельно совершаемо было славословие Отца и Сына со Святым Духом. Ибо не иную славу имеет Отец, не иную и Сын, но одну и ту же, равно как и Святой Дух. Поскольку Сын у Отца есть Единородный, и когда прославляется Отец, то принимает вместе славу и Сын. Поскольку слава Сына происходить из чести, воздаваемой Его Отцу, и взаимно когда прославляется Сын, то величественно почитаем бывает Отец толико благого Сына.

2. Разум весьма быстро представляет, но язык имеет нужду в словах и в продолжительном изъяснении посредствующих понятий. Глаз мгновенно объемлет многочисленный сонм звезд, но если кто захочет объяснить порознь, что такое денница, что зарница, и что каждая звезда, тот будет иметь нужду во многих словах. Равным образом разум в одно мгновение объемлет землю и море и все пределы мира, но то, что мгновенно представляет он, многими изъясняет словами. Важен правда и сей пример, но все еще слаб и недостаточен. Потому что мы говорим не все, сколько бы надлежало говорить о Боге (ибо это Ему только одному известно), но сколько возможно для естества человеческого и сколько слабость наша снести может. Ибо мы не изъясняем, что такое есть Бог, но искренно признаемся, что мы не имеем совершенного ведения о Нем. Ибо в вещах Божественных великое есть знание сознавать свое незнание. Итак, возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе (Пс. 33, 4), общими силами все (ибо одному невозможно); да если и все соединимся, то и тогда не сделаем этого так, как должно. Я не говорю о вас одних, здесь находящихся, но даже если бы собрались все овцы всей вселенской Церкви, теперь существующей и будущей, то и тогда не могли бы они достойно воспеть Пастыря своего.

3. Велик был и достоин чести Авраам, но велик между человеками, а когда является пред Богом, тогда чистосердечно открывает истину: аз есмь земля и пепел (Быт. 18, 27). Сказав, что он земля, не остановился, чтобы не наименовать себя стихией великой, но присовокупил, что он и пепел, чтобы представить бренность и слабость свою. Есть ли что, говорит он, менее и ничтожнее пепла? Сравни, говорит, пепел с домом, дом с городом, город с областью, область со страною Римскою, страну Римскую со всей землей и со всеми пределами ее, а всю землю с небом, ее вмещающим в себе; она такое же имеет отношение к небу, какое ступица к целой окружности колеса: точно такое отношение земли к небу. Притом представь, что это видимое первое небо меньше второго, а второе третьего; столько их наименовало Писание не потому, чтобы было их столько, но потому, что столько из них знать нам нужно. И если бы ты познал умом своим все небеса, то и небеса не могли бы восхвалить Бога достаточным образом, хотя бы и грома звучнее был глас их. Если же настолько пространные небеса не могут достойно воспеть Бога, то неужели земля и пепел, вещь самомалейшая и ничтожная, будет в состоянии достойную песнь воссылать Богу или достойно сказать о Боге, содержащем круг земли: и живущия на ней яко пруги (Ис. 40, 22)?

4. Если кто намерен говорить о Боге, тот пусть исследует сперва пределы земли. Ты живешь на земле и не знаешь конца земли — жилища своего; как же можно будет тебе надлежащим образом познать Творца ее? Видишь ты звезды, но Творца их не видишь. Исчисли звезды видимые тобою, и тогда поведай о Невидимом, исчитающем множество звезд, и всем им имена нарицающем (Пс. 146, 4). Недавно падшие капли сильных дождей едва не потопили нас; исчисли капли, упавшие на этот один город, даже я не говорю на город, на твой только дом, притом в один только час упавшие капли исчисли, если возможно тебе. Но это невозможно; познай же слабость свою, а из того познай могущество Божие. Ибо Ему изочтены суть капли дождевныя (Иов. 36, 27) по всей вселенной не только теперь пролитые, но и всегда проливаемые. Велико, правда, творение Божие — солнце, но весьма малó в отношении ко всему небу. Посмотри сперва открытыми глазами на солнце, и потом испытывай о Господе его. Вышших себе не ищи, и крепльших себе не испытуй: яже ти повeленa, сия разумевай (Сир. 3, 21–22).

5. Но скажет кто-либо: если существо Божие непостижимо, то для чего же тебе говорить об этом? Но неужели потому, что я не могу выпить всей реки, не буду и умеренно для пользы моей брать воды из нее? Неужели потому, что глаза мои не в состоянии вместить всего солнца, и столько, сколько нужно для меня, не смотреть мне на него? Неужели потому, что я, вошедши в какой-нибудь большой сад, не могу съесть всех плодов, хотел бы ты, чтобы вышел я из него совершенно алчущим? Хвалю и прославляю Сотворившего нас. Ибо на это есть повеление Божественное, говорящее: всякое дыхание да хвалит Господа (Пс. 150, 6). Прославлять Владыку хочу я теперь, но не исследовать (существо Его). Знаю, что я не в состоянии достойно прославлять Его; впрочем, почитаю делом благочестия и то, если всемерно буду стараться о том. Снисходит моей слабости Господь Иисус, когда говорит: Бога никтоже виде нигдеже (Ин. 1, 18).

6. Что же, скажет кто-либо, не написано ли: яко Ангели малых выну видят лице Отца Моею, Иже на небесех (Мф. 18, 10). Ангелы видят Бога не так, как Он Сам в Себе есть, но сколько они вместить могут. Ибо Сам Иисус говорить: не яко Отца видел есть кто, только Сый от Бога, Сей виде Отца (Ин. 6, 46). Итак, видят Его Ангелы, сколько вместить могут, и Архангелы, сколько возможно для них, также Престолы и Господства видят Его, хотя больше первых, впрочем, меньше, нежели сколько должно. А видеть, как должно, может только с Сыном Дух Святый. Ибо Он вся испытует, и познаёт и глубины Божия (1 Кор. 2, 10). Также и Единородный Сын познаёт Отца вместе с Духом Святым, как должно. Ибо ни Отца кто знает, говорит Он, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти (Мф. 11, 27); видит Он Бога, как должно, и открывает Его вместе с Духом чрез Духа, сколько каждый вместить может. Поскольку Единородный Сын, равно как и Дух Святый, общее имеют с Отцом Божество, то Рожденный без изменения прежде времен вечных знает Родившего, и Родивший знает Рожденного. Итак, когда не знают Ангелы (ибо Единородный Сын вместе с Духом Святым, чрез Духа Святого открывает каждому по мере способности каждого), то никому из человеков не следует стыдиться — сознавать свое неведение. Я говорю сейчас, и все говорят в свое время, но как говорим, сего не можем мы сказать; как же можно мне изречь Даровавшего слово? Я имею душу, и не могу изъяснить свойств ее; как же могу изречь Даровавшего душу?

7. Для благочестия довольно нам знать только, что мы имеем Бога: Бога Единого, Бога Существующего, всегда Существующего, всегда Себе Самому подобного, у Которого нет Отца, Которого нет никого могущественнее, Которого никакой преемник не лишает Царства, Бога многоименного и Всесильного, и Единого по Существу Своему. Ибо потому, что называется Он Благим, и Правосудным, и Вседержителем и Саваофом, не есть Он различен и иной. Но будучи Один и Тот же, бесчисленные открывает действия Божества; Он не более по тому свойству, а менее по другому, но по всему подобен Себе Самому. Не по человеколюбию только велик Он, и мал по премудрости, но человеколюбие имеет равное премудрости. Не отчасти видит Он, и отчасти не может видеть, но весь есть Око, весь есть Слух, и весь есть Ум. Не так, как мы, отчасти разумеет и отчасти познает. Богохульна мысль эта и Существа Божественного недостойна. Наперед знает Он то, что бывает; Он и Свят и Вседержитель, и всех превосходит добротою, всех более, и всех премудрее; мы не можем изъяснить ни начала Его, ни образа, ни вида. Ни гласа Его нигдеже слышасте, ни видения Его видесте (Ин. 5, 37), говорит Божественное Писание. Поэтому и Моисей говорит Израильтянам: и снабдите зело души ваши, яко подобия не видесте (Втор. 4, 15). Если совершенно невозможно вообразить подобия Его, то Существо Его постигнуть может ли разум?

8. Многие многое измыслили и все заблудили. Одни огнь почли Богом, а другие почли Бога, как бы крылатым человеком, основываясь на сих, хорошо написанных, а худо понимаемых ими словах: в крове крилу Твоею покрыеши мя (Пс. 16, 8). Забыли они Господа нашего Иисуса Христа, Единородного, Который подобным образом и о Себе говорит Иерусалиму: коль краты восхотех собрати чада твоя, якоже кокош птенцы своя под криле, и не восхотесте? (Мф. 23, 37). Ибо не понявши того, что под крыльями разумеется сохраняющая сила Его, но судя так, как о вещах человеческих, непостижимую силу представили себе человекообразно. А другие дерзнули утверждать, что Он имеет семь глаз, потому что написано в другом месте: седмь сия очеса Господня суть, призирающая на всю землю (Зах. 4, 10). Если в частности семь глаз имеет Он, то зрение Его будет частное, а не всецелое, что утверждать о Боге означает богохульство. Ибо надобно верить, что Бог совершен во всем, по гласу Спасителя, Который говорит: Отец ваш Небесный совершен есть (Мф. 5, 48). Совершен в видении, совершен в силе, совершен в величии, совершен в предведении, совершен в благости, совершен в правосудии, совершен в человеколюбии, неограничен местом, но Творец мест, во всяком из них находится, и ни в одном не заключается. Престол Ему небо (Ис. 66, 1), но Сидящий на Престоле сем выше оного, и подножие земля (Деян. 7, 49), но сила Его простирается в места подземные.

9. Один везде находится, все видит, все знает, все творит посредством Христа. Ибо вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть (Ин. 1, 3). Источник всякого блага величайший и не иссякающий, река благотворений, свет вечный, непрерывно сияющий, сила непобедимая, снисходящая немощам нашим. Даже имени Его не в состоянии снести слух наш. Или след Господень обрящеши? говорит Иов, или в последняя достигл еси, яже сотвори Вседержитель? (Иов. 11, 7). Если и последние из тварей непостижимы, то как может быть постигнут Сотворивший все? Око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (Ис. 64, 4; 1 Кор. 2, 9). Если того, что уготовал Бог, не может объять мысль наша, то возможно ли объять умом Того Самого, Который уготовал? О глубина богатства, и премудрости, и разума Божия! яко не испытани судове Его, и не изследовани nyтие Его (Рим. 11, 33), говорит Апостол. Если суды и пути непостижимы, то Сам может ли быть постижим?

10. Столь велик есть Бог, и еще больше Он (ибо, если все существо мое обращу я в язык, и тогда не буду в состоянии сказать о Нем как должно; даже если все Ангелы соединятся, и они не скажут, как должно); настолько Бог благ и велик, но человек, истесавши камень, дерзнул сказать камню: Бог мой еси ты (Ис. 44, 17). Великая слепота — от такого величия дойти до такого унижения! Древо, Богом насажденное, дождем возращенное, и после, когда сгорит, делающееся от огня пеплом, это дерево богом всенародно объявляют, а Бога истинного презирают. Наконец, зло идолослужения усилилось: и кошке, и собаке, и волку стали покланяться вместо Бога, и льву, пожирающему людей, поклонились вместо Бога человеколюбивейшего, поклонились змею и дракону, изображающим собою извергнувшего нас из рая, а Насадивший рай презрен стал. Стыжусь говорить, однако же скажу: даже луку некоторые покланялись. Вино дано для того, чтобы веселить сердце человеческое (Пс. 103, 15), и вину поклонились вместо Бога. Пшеницу сотворил Бог словом Своим: да прорастит земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию (Быт. 1, 11), для того, чтобы хлеб укреплял сердце человеческое (Пс. 103, 15), и отчего же поклонились Церере? Огнь до ныне исходит от взаимного ударения камней, и откуда явился творец огня — Вулкан?

11. Откуда многобожный обман Эллинский? Бог бестелесен, отчего же обличаются в прелюбодеянии те, которых называют они богами? Умалчиваю я о Юпитеровых изменениях в лебедя, стыжусь говорить о превращениях его в вола, ибо мычание недостойно Бога — бог прелюбодей нашелся у Эллинов, и они не стыдятся. Если он прелюбодей, то не должен называться богом. Рассказывают о смерти богов своих, о бедствиях, о поражении их молниею; видишь, с какого величия куда низошли они? Так напрасно ли Сын Божий сошел с неба — для того, чтобы исцелить такую рану? Неужели напрасно пришел Сын, придя для того, чтобы познан был Отец? Видишь ли ты, что подвигло Единородного сойти с Престола сущего одесную Отца? Отец был презираем; надлежало Сыну отвратить заблуждение это, ибо надлежало, чтобы Тот, Кто сотворил все, все принес Владыке всего, надлежало исцелить рану. Ибо что было хуже той болезни, как покланяться камню вместо Бога?







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 317. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия