Студопедия — КАМЕННЫЕ ЗАГАДКИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КАМЕННЫЕ ЗАГАДКИ






Я встал в центре камеры царя, большая ось которой точно направлена с востока на запад, а малая столь же точно — с севера на юг. Высота комнаты 5,8 метра; в плане — это прямоугольник с соотношением сторон точно 2:1 (10,46 метра на 5,23 метра). Пол состоит из 15 массивных гранитных плит, стены — из 100 гигантских блоков, каждый весом по 70 тонн и более, уложенных в пять рядов, а потолок пере­крыт еще девятью блоками по 50 тонн каждый. Все это производит впечатление интенсивного и непреодолимого сжатия.

У западной стены камеры находится объект, ради кото­рого, если верить египтологам, сооружалась вся Великая пирамида. Этот объект, высеченный из одного куска тем­но-шоколадного гранита, содержащего особо твердые зерна полевого шпата, кварца и слюды, — кофр без крышки, предположительно саркофаг Хуфу. Размеры его внутренней полости: длина 2 метра, глубина 0,87 метра и ширина 0,68 метра. Наружные размеры: длина 2,27 метра, высота 1,05 метра, ширина 0,98 метра. Кстати, поперечные размеры слиш­ком велики, чтобы его можно было пронести через нижний (теперь забитый) вход в восходящий коридор.

В размерах саркофага не обошлось без неких математи­ческих игр. Так, его внутренний объем 1166,4 литра, вне-

1ПНИЙ — ровно вдвое больше — 2332,8 литра. Такую точ­ность (до пятой значащей цифры) нельзя считать случай­ным совпадением, причем стенки кофра обработаны масте­рами высочайшей квалификации и опыта с точностью, ко­торую могут обеспечить лишь современные станки. По мне­нию Флиндерса Петри, который сам был озадачен результа­тами исследования, в распоряжении этих мастеров были инструменты такого класса, "какие мы лишь недавно по­вторно изобрели..."54

Петри особенно внимательно обследовал саркофаг и со­общил, что он вырезан из гранитного блока прямыми пила­ми "не менее 2,5 метра в длину". Поскольку этот гранит имеет очень высокую твердость, пришлось предположить, что пилы были изготовлены из бронзы (самого твердого из доступных в то время конструкционных материалов), а их режущие кромки оснащены еще более твердыми камнями. "Характер работы заставляет в первую очередь думать об алмазе в качестве режущего материала; против этого пред­положения — только его редкость вообще и отсутствие ме­сторождений в Египте, в частности..."

Еще большая таинственность окружает обработку внут­ренней полости саркофага, которая представляет значитель­но большую сложность, чем вырезание из блока породы. Как считал Петри, для этого египтяне должны были

"...перейти от возвратно-поступательного ре­зания к вращательному, как-бы свернув пилу в трубу; проделав образовавшимся трубчатым сверлом кольцевые канавки и выломав остав­шиеся стержни-керны, они могли с минималь­ными затратами труда выбирать большое количество материала. Диаметр этих труб­чатых сверл лежал в диапазоне от 6 до 130 миллиметров, а ширина режущей кром­ки — от 0,8 до 5 миллиметров... "

Разумеется, Петри признавал, что никому из египтоло­гов нс удавалось найти самих алмазных сверл и пил. Одна­ко характер поверхностей, обработанных сверлением и пи­лением, убедил его в существовании подобных инструмен­тов. Заинтересовавшись этой проблемой, он расширил свои исследования и, не ограничиваясь саркофагом камеры царя, распространил их на много других изделий из гранита и керны, которые он собрал в Гизе. Чем глубже он исследо­

вал проблему, тем более загадочной становилась камнерез­ная технология древних египтян:

"Достойным удивления является величина сил резания, о которой свидетельствует скорость, с которой сверла и пилы проходили сквозь ка­мень; по-видимому, при сверлении гранита 100-миллиметровыми сверлами на них действова­ла нагрузка не менее 1-2 тонн. У гранитного керна №7 спиральная риска, оставленная ре­жущим инструментом, имеет шаг вдоль оси отверстия, равный дюйму (25,4 мм), при дли­не окружности отверстия 6 дюймов (152,4 мм); этому соответствует потрясающая ско­рость резания... Такую геометрию спираль­ных рисок нельзя объяснить ничем, кроме того, что подача сверла осуществлялась под огром­ной нагрузкой... "

Не странно ли, что на так называемой заре цивилиза­ции, свыше 4500 лет назад, древние египтяне располагали сверлильными станками индустриальной эпохи с усилием на шпинделе в тонну и больше, что позволяло им врезаться в твердые камни, как в масло?

У Петри не было объяснения этой загадке. Также не мог он объяснить, каким инструментом были вырезаны иероглифы на диоритовых чашах времен IV династии, ко­торые он отыскал в Гизе: "Иероглифы прорезаны в диорите чрезвычайно острым инструментом, а не процарапаны или прошлифованы, о чем свидетельствуют кромки линий..."

Это чрезвычайно удивило педантичного Петри, посколь­ку он знал, что диорит — один из самых твердых камней на земле, намного тверже железа. Но, оказывается, в Древнем Египте его прекрасно резали с высокой точностью при по­мощи какого-то неизвестного гравировального инструмента:

"Поскольку ширина линий всего 0,17 милли­метра, очевидно, что твердость режущей кромки инструмента должна быть выше, чем у кварца; кроме того, ее материал должен быть достаточно вязким, чтобы не рассы­паться при такой острой кромке (порядка 0,13 миллиметра). Известно, что удавалось гравиро­вать параллельные линии с шагом всего 0,8 мм".

Иными словами, речь идет об инструменте, конец ко­торого, острый как иголка, имел настолько высокую, чтобы не сказать — исключительную, твердость, что легко погру­жался в диорит и делал в нем бороздки, возникающие при этом. Что это за инструмент? Как с ним работали, как прилагали необходимые усилия, как выдерживалась точ­ность, необходимая для проведения параллельных линий с шагом 0,8 миллиметра?

Но трубчатые сверла с алмазным зубом, использование которых для обработки саркофага камеры царя предполо­жил Петри, еще можно себе представить. Труднее, но тоже возможно, вообразить неизвестный инструмент для грави­ровки по диориту, особенно если допустить существование в 2500 году до н. э. намного более высокого уровня техно­логии, чем готовы признать египтологи.

Но дело не только в нескольких иероглифах на не­скольких чашах. Во время своих путешествий по Египту я познакомился с большим количеством сосудов, датировка которых восходит к додинастическим временам, таинствен­ным образом выточенных из материалов типа диорита, ба­зальта, кристаллического кварца и аспидного сланца.

Свыше 30 тысяч таких сосудов было найдено под сту­пенчатой пирамидой Зосера в Саккаре, относящейся к III ди­настии. Это означает, что они по меньшей мере не моложе самого Зосера (то есть примерно 2650 год до н.э.). В прин­ципе они могут быть даже старше, потому что аналогичные сосуды находили в слоях, относящихся к додинастическим временам (4000 год до н.э. и ранее), и потому что традиция передачи ценностей по наследству, от поколения к поколе­нию, существовала в Египте с незапамятных времен.

Были ли они сделаны в 2500 или 4000 годах до н.э., или вообще раньше, каменные сосуды из ступенчатой пира­миды замечательны качеством изготовления, которое дос­тигнуто за счет использования какого-то неизвестного и почти невообразимого инструмента.

Почему невообразимого! Потому что многие из этих сосудов — высокие вазы с длинным, тонким, элегантным горлышком и сильно расширяющейся внутренней полос­тью, которая зачастую имеет полые заплечики. Еще не изоб­ретено инструмента, которым можно было бы вырезать вазы такой формы, потому что он должен быть достаточно уз­ким, чтобы пролезать через горлышко, и достаточно проч­ным (и соответствующего профиля), чтобы им можно было бы изнутри обработать заплечики и скругленные по радиу­

су поверхности. И как, спрашивается, приложить к такому инструменту достаточное для таких операций усилие, на­правленное внутрь или наружу?

Высокие вазы никоим образом не являются единствен­ным типом загадочных сосудов, отрытых в пирамиде Зосера и других древних сооружениях. Среди них урны с изящны­ми орнаментальными ручками, вырезанные из одного кус­ка камня. Пузатые сосуды с очень широким низом и очень узким горлом. Открытые чаши; почти микроскопические фиалы; странные изделия в форме колеса, вырезанные из аспидного сланца с загнутыми внутрь краями, настолько тонкими, что почти прозрачны. Во всех случаях совершен­но потрясает точность обработки; внутренние и внешние стенки практически эквидистантны, повторяя форму друг друга, а поверхность их абсолютно гладкая, без рисок, ос­тавленных режущим инструментом.

Нам неизвестны технологии, доступные древним егип­тянам, которые позволяли бы добиваться таких результа­тов. Более того, на это не способны, пожалуй, и современ­ные резчики по камню, в распоряжении которых находятся лучшие инструменты из карбида вольфрама. Это означает, что в Древнем Египте пользовались какой-то неизвестной или секретной технологией.







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 546. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия