Высота офисной мебели в зависимости от роста работников
5. Достижение оптимальной освещенности (силы потока света) рабочих мест (и помещений в целом), равномерной, без теней, с незначительными колебаниями (например, пульсирующий свет оказывает неблагоприятное воздействие на организм, особенно при наблюдении за движущимися объектами), достаточной для выполнения работы, ограничивающей контрасты, предотвращающей ослепление. Световой поток частично отражается, пропускается и поглощается. Уровень освещенности измеряется в люксах, т. е. в количестве света, отбрасываемом обыкновенной свечой на экран площадью 1 кв. м на расстоянии 1 м. Освещенность на свежем воздухе составляет 5000 лк, коридоров 50 лк, служебных помещений 100300 лк, для работы с высокой точностью необходимо 1000 лк. Повышение освещенности в 10 раз приводит к росту производительности труда на 56% при работах средней сложности и на 15% при работах высшей сложности. При неравномерном освещении глаз, переключаясь с объекта на объект, устает. Утомление может быть также результатом недостаточного или избыточного освещения. Рациональное освещение увеличивает производительность на 13%, снижает брак на 25%. Выделяют естественное и искусственное освещение. Естественное должно создавать нормальную освещенность с учетом его изменения в течение дня, а искусственное быть достаточным. Искусственное освещение бывает: общим, рабочим, предназначенным для выполнения конкретных работ; локализованным (на несколько рабочих мест, обычно на 4); местным (для небольших поверхностей), но применение только его недопустимо; аварийным. Некоторые помещения (например, столовые, туалеты, раздевалки) могут быть освещены только искусственно. Лучше всего, если свет падает сверху или с левой стороны (в светлом помещении допустимо также справа). Его источник должен находиться в поле зрения работника (оптимальное место над окном или у стены, но не в центре комнаты, как часто считают) и обеспечивать одинаковую яркость освещения на всей площади помещения. Источники света необходимо правильно подбирать и рационально распределять в помещении. Контрастность в освещении должна быть оптимальной и не превышать в близких точках 1: 40, что позволяет хорошо видеть освещаемые объекты обеспечить необходимую точность работы (иначе она может стать причиной несчастных случаев). Выделяют несколько типов освещения: прямое (с помощью рефлектора) предполагает, что до 100% света падает вниз, на рабочее место, что вызывает сильные тени и ослепляющий эффект и в целом нежелательно; полупрямое (с помощью просвечивающего рефлектора) используется для небольших помещений и вестибюлей; в этом случае 6090% света падает вниз, а 4010% отражается от потолка; прямое косвенное с помощью ламп дневного света применяется в больших конторских помещениях; 4060% света падает вниз и создает благоприятную для глаз ситуацию; полукосвенное дает минимум теней и предполагает, что от потолка отражается 6090% света; наряду с предыдущим типом является наиболее желательным; косвенное (до 100% света поступает вверх и вбок, что обеспечивает хорошее его рассеивание при условии чистого потолка). На рабочем месте в дополнение к общему освещению желательно пользоваться лампой накаливания на гибком шланге. Для общего освещения предпочтительнее люминесцентные лампы, ибо они в 2,5 раза экономичнее. Резкие контрасты, недостаток или избыток освещения, блики, белый, холодный, резкий свет напрягают глаза, приводят к утомляемости зрения, к снижению его остроты. Чтобы защищаться от прямых лучей, надо использовать светорассеивающие шторы и жалюзи, а поверхность стен и мебели во избежание бликов подбирать таким образом, чтобы она в оптимальной степени отражала (поглощала) свет, для чего надо учитывать отражающий эффект. Оптимальный коэффициент отражения составляет: для потолка 0,70,85 (белый потолок имеет коэффициент отражения 0,850,9); стен 0,60,8 (верхняя часть); 0,40,65 (нижняя часть); мебели 0,50,65 (в том числе крышки столов 0,250,55; другие элементы мебели до 0,45); пола 0,20,5. С учетом этого должно обеспечиваться соотношение освещенности рабочего места и прилегающей площади не более 3:1, а рабочего места и пола 10:1. Необходимо иметь в виду, что разные цвета имеют различный коэффициент отражения: белый 0,93; слоновая кость 0,75; светлый беж 0,62; салатовый 0,7; светло-голубой 0,45; светло-желтый 0,55; беж 0,38; красный 0,29; серый 0,15. Правильная окраска рабочего места повышает производительность на 25%. 6. Хорошие условия обзора исключают зрительное напряжение. Это достигается при наличии физиологически приемлемого расстояния между глазами работника и предметом труда (при особо точных работах оно составляет 25 см, при точных 2535, при остальных свыше 35 см). Угол мгновенного зрения в рабочей зоне составляет 18, угол эффективной видимости 30. Угол зоны обзора, в границах которого отчетливо воспринимается форма и расположение предметов при фиксированном положении головы по горизонтали, составляет 120 за счет бокового зрения, а по вертикали 86 (39 вверх и 47 вниз). Размеры и пропорции объектов оцениваются точнее в горизонтальной плоскости, нежели в вертикальной. Пределы восприятия цвета также различны. Для желтого по горизонтали 120, а по вертикали 95; для синего соответственно 100 и 80; для красного и зеленого 60 и 40. С учетом поворота головы угол зрения составляет по горизонтали до 220, а по вертикали 125135. Поворот головы, не вызывающий чрезмерного напряжения, может быть 3040. Но движение глаз быстрее, чем головы, и менее утомительно. 7. На рабочих местах в помещениях необходим контроль, поддержание температуры на уровне 1820 С, влажности 4060% (минимум 25%), минимум пыли, микробов, вредных газов. Во многом это достигается с помощью кондиционеров, использование которых повышает производительность труда до 15%. При одной и той же положительной температуре влажный воздух воспринимается более теплым, а сухой прохладным, при отрицательных наоборот. Кроме того, воздух передает запахи, которые могут плохо переноситься людьми и вызывать нервную утомляемость (особенно это касается сильных и стойких запахов). Воздух также влияет на количество света (например, дым и пыль поглощают его). Перегретый воздух деформирует зрение. 8. При работе, требующей сосредоточенности, необходимо создавать тишину, что сберегает до 20% энергии работника. Шум негативно влияет на человека (как и на другие живые организмы): вызывает неконтролируемые эмоции, сердцебиение, аритмию; повышает кровяное давление, общую усталость; ведет к нервным заболеваниям и психическим расстройствам; снижает производительность на работах, требующих внимания, координации; увеличивает затраты времени на коммуникации; разрушает материальные объекты. В то же время не все шумы вредны, например умеренные ритмичные несут информацию о работе и окружающей среде, поэтому ограничивают их интенсивность с помощью: улучшения состояния техники; использования шумопоглотителей, индивидуальных средств защиты; повышения личной организованности и дисциплины; трансляции музыкальных передач, которые не только заглушают вредные шумы, но и растормаживают людей, способствует снятию излишнего внутреннего напряжения, концентрации внимания, повышению на 1214% производительности. Лучше всего на музыку реагируют молодые рабочие и женщины, работающие в ночную смену. 9. Удобное хранение и поиск информации. Для облегчения этого используемую информацию делят по типу хранения носителей: хранение с немедленной выборкой (до 15 с), позволяющей не прерывать ход мыслей, например, ящик стола; внешнее хранение (время на поиск до 15 мин), позволяющее не переключаться на другие работы (в специальных шкафах в подразделении); общее хранение (время поиска до 1/2 дня), предполагающее централизованное содержание документов, например, в секретариате; архивное хранение (время на поиск до 23 дней) для деятельности, которую можно на этот срок отложить. Распределение носителей информации по этим критериям позволяет уменьшить потребность в площадях. Эта проблема остается важной даже в эпоху сплошной компьютеризации, ибо психологически изображение на мониторе не заменяет документа на бумажном носителе. Ранжирование элементов рабочего места осуществляется на основе экспертных оценок.
|