Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Владимир Степанович Савенок





*(17) РГИА. Ф. 733. Оп. 153. Д. 224. Л. 254 (копия, рукописный текст).

*(18) Евгений Николаевич Трубецкой (18631920), профессор юридического факультета Московского университета (с 1905 г.) по кафедре энциклопедии права и истории философии права.

*(19) РГИА. Фонд 733. Оп. 154. Д. 14. Л. 127.

*(20) РГИА. Фонд 733. Оп. 154. Д. 376. Л. 12.

*(21) Частное учебное заведение, созданное В.А. Полторацкой.

*(22) Для преподавательской работы в этом учебном заведении Ильин был приглашен еще весной указанного года. В письме к своей двоюродной сестре Л.Я. Гуревич от 30 мая 1909 г. Иван Александрович сообщал: "Зима наша обеспечена впереди прекрасно (чтение на высших женских юридических" курсах даст мне 900 р. за три недельных часа и уроки в коммерческом от 400700 рублей - столько мы еще никогда не проживали)". (Ильин И.А. Собрание сочинений: Дневник. Письма. Документы. С. 36).

*(23) Ильин И.А. Понятия права и силы // Вопросы философии и психологии. 1910. N 21. Кн. 101(2). С. 138.

*(24) "Инструкция Ивану Александровичу Ильину, оставленному при Университете по кафедре истории философии права и энциклопедии права на время заграничной командировки" // РГИА. Фонд 733. Оп. 154. Д. 376. Л. 1314.

*(25) Ильин И.А. Собрание сочинений: Дневник. Письма. Документы. С. 45.

*(26) Там же. С. 4647.

*(27) Там же. С. 50.

*(28) Там же.

*(29) Гуль Р.Б. Я унес Россию // Новый журнал. Нью-Йорк. 1978. N 131. С. 15.

*(30) См. о нем: Томсинов В.А. Правовая мысль русской послереволюционной эмиграции. Статья четвертая. Евразийская теория государства и права Н.Н. Алексеева // Законодательство. 2002. N 3. С. 8488. N 4. С. 8690.

*(31) Алексеев Н.Н. В бурные годы // Новый журнал. Нью-Йорк. 1958. N 54. С. 162.

*(32) Ильин И.А. Встречи и беседы // Ильин И.А. Собрание сочинений: Письма. Мемуары. С. 336.

*(33) Ильин И.А. Письмо к Л.Я. Гуревич от 5 декабря 1912 г. // Собрание сочинений: Дневник. Письма. Документы (1903-1938). С. 69.

*(34) Там же. С. 69-70.

*(35) Текст данной статьи приводится в одном из последних томов собрания сочинений Ильина, издаваемого издательством "Русская книга". См.: Ильин И.А. Собрание сочинений: Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. Том 2. Учение о человеке. С. 373-459.

*(36) Переиздание данной статьи см.: Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 томах. Том 6. Кн. 1. М., 1996. С. 7-49.

*(37) Ильин И.А. Предисловие к немецкому изданию книги "Философия Гегеля как созерцательное учение о Боге" // Собрание сочинений: Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. Том 1. Учение о Боге человеке. С. 404.

*(38) Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. Тома 1-2. М., 1918.

*(39) Ильин И.А. Проект книги "Философия Гегеля как созерцательное учение о Боге" // Собрание сочинений: Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. Том 2. С. 464-465.

*(40) Iljin I.A. Die Philosophie Hegels als Kontemplative Gotteslehre. Bern, 1946.

*(41) Ильин И.А. Предисловие к немецкому изданию книги "Философия Гегеля как созерцательное учение о Боге": С. 404.

*(42) Ильин написал об этом явлении специальную статью. См.: Ильин И.А. О возрождении гегельянства // Русская мысль. 1912. N 33. Кн. 4. С. 35-41. См. также современное переиздание данной статьи: Ильин И.А. Собрание сочинений: Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. Том 1. С. 387-395.

*(43) Тезисы к диссертации И.А. Ильина "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека" // Ильин И.А. Собрание сочинений: Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. Том 1. С. 397.

*(44) Ильин И.А. Собрание сочинений: Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. Том 1. С. 9.

*(45) Из записей в мемуарах Ильина можно сделать вывод, что он прибыл в Москву в первых числах сентября 1914 г. См.: Ильин И.А. Встречи и беседы // Собрание сочинений: Письма. Мемуары (1939-1954). С.339.

*(46) Позднее текст этой лекции был издан в виде отдельной брошюры. См.: Ильин И.А. Духовный смысл войны. М., 1915.

*(47) См.: Ильин И.А. Встречи и беседы: С. 364.

*(48) Ильин И.А. Основное нравственное противоречие войны // Вопросы философии и психологии. 1914. N 25. Кн. 125(5). С. 797-826.

*(49) См.: Ильин И.А. О сопротивлении злу силой // Собрание сочинений в 10 томах. Том 5. М., 1996. С. 33-220. Об этом произведении Ильина - одном из самых значительных в русской философской литературе XX в. и актуальнейших для современной России, в высшей степени значимых для современных правоведов, более подробно будет рассказано в одном из последующих номеров журнала "Законодательство".

*(50) Степун Федор Августович (1884-1965), литературный критик.

*(51) Ильин И.А. Встречи и беседы: С. 345. Подобные мысли Степун откровенно высказывал позднее в своих мемуарах "Записки прапорщика-артиллериста" (М., 1918).

*(52) Ильин И.А. Встречи и беседы: С. 345.

*(53) Это учебное пособие вышло в свет в 1915 г. Его авторами были помимо И.А. Ильина правоведы М.Н. Гернет, И.Б. Новицкий, В.М. Устинов. Текст, написанный Ильиным опубликован в его собрании сочинений. См.: Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве // Собрание сочинений в десяти томах. Том 4. М., 1994. С. 47-147.

*(54) Там же. С. 90.

*(55) Там же. С. 101.

*(56) Ильин И.А. Собрание сочинений: Дневник. Письма. Документы. С. 92.

*(57) См.: Ильин И.А. Собрание сочинений в десяти томах. Том 9-10. С. 78-83.

*(58) См.: Там же. С. 84-98.

*(59) См.: Там же. С. 99-113.

*(60) См.: Там же. С. 114-131.

*(61) Ильин И.А. Письмо к Л.Я. Гуревич от 5 июня 1917 г. // Собрание сочинений: Дневник. Письма. Документы. С. 92.

*(62) Ильин И.А. Собрание сочинений в десяти томах. Том 9-10. С. 175.

*(63) Имеется в виду А.Ф. Керенский.

*(64) Ильин И.А. Собрание сочинений в десяти томах. Том 9-10. С. 176.

*(65) Там же. С. 182.

*(66) Там же. С. 185.

*(67) Там же. С. 188.

*(68) Данная статья была опубликована в московской газете "Русские ведомости" в N 249 от 14 (27) ноября 1917 г.

*(69) Ильин И.А. Собрание сочинений в десяти томах. Том 9-10. С. 194-195.

*(70) Ильин И.А. Очерки внутренней России // Собрание сочинений: Статьи. Лекции. Выступления. Рецензии (19061954). С. 330.

*(71) Ильин И.А. Памяти П.И. Новгородцева // Русская мысль. Прага, 1923/24. Кн. IX-XII. С. 372.

*(72) Документы ВЧК-ГПУ-НКВД // Ильин И.А. Собрание сочинений: Дневник.

Письма. Документы (1903-1938). С. 384-386

*(73) В Центральном архиве ФСБ сохранилось датированное 12 октября 1918 г. предписание Следственной комиссии при Московском революционном трибунале начальнику Таганской тюрьмы о доставке заключенного Ивана Александровича Ильина в Комиссию по адресу "Солянка N 1" (Там же. С. 403-404).

*(74) См.: Документы ВЧК-ГПУ-НКВД. С. 406.

*(75) Там же. С. 417.

*(76) См.: там же. С.416-417; Российский архив. Вып. V. М., 1994. С. 532.

*(77) Имеются в виду изменения в организацию государственных учебных заведений, введенные Декретом СНК от 9 октября 1918 г.

*(78) Ильин И.А. Русская академическая традиция // Собрание сочинений: Статьи. Лекции. Выступления. Рецензии (19061954). С.351. О подобном факте упоминает в своих мемуарах М.М. Новиков, сообщая как арестованный "профессор-юрист Н.А. Каблуков экзаменовал своего студента. Свободного времени у студента в тюрьме было много, и он блестяще подготовился к экзамену" (Новиков М.М. От Москвы до Нью-Йорка. Нью-Йорк, 1952. С. 291-292).

*(79) Документы ВЧК-ГПУ-НКВД. С. 410.

*(80) Там же. С. 73.

*(81) Там же. С. 401.

*(82) Там же.

*(83) См. ордер на производство ареста и обыска Ильина Ивана Александровича, датированный 24 февраля 1920 г., протокол обыска у гр. Ильина под той же датой и квитанцию о принятии арестованного И.А. Ильина на содержание под стражей: Документы ВЧК-ГПУ-НКВД. С. 426-427.

*(84) Радек (Карл Бернгардович Собельсон) (1893-1938), соратник Ленина, член РКП (б).

*(85) Ильин И.А. Встречи и беседы // Собрание сочинений: Письма. Мемуары (1939-1954). С. 351.

*(86) Документы ВЧК-ГПУ-НКВД. С. 428.

*(87) Там же. С. 427.

*(88) Так стал именоваться с 1919 г. юридический факультет Московского университета.

*(89) Ильин И.А. Встречи и беседы // Собрание сочинений: Письма. Мемуары (1939-1954). С. 377.

*(90) В 1923 г. И.А. Ильин, пребывавший в то время в Берлине, получил письмо от членов данной секции, в котором они просили Ивана Александровича дать совет, как им "вести работу, что читать; что делать дальше" (там же. С. 379-380).

*(91) Александр Иванович Ильин скончался от кровоизлияния в мозг 7/20 ноября 1921 г.

*(92) Имеются в виду крестьяне бывшего имения отца И.А. Ильина.

*(93) Ильин И.А. Собрание сочинений: Дневник. Письма. Документы (1903-1938). С. 96.

*(94) Там же. С. 97.

*(95) В том же году текст этой речи был опубликован в журнале "Русская мысль", выходившем в Праге и Париже под редакцией П.Б. Струве. См.: Ильин И.А. Основные задачи правоведения в России // Русская мысль. Прага, 1922. Кн. VIII-XII. С. 162-188.

*(96) Ильин И.А. Основные задачи правоведения в России // Собрание сочинений в десяти томах. Т. 9-10. С. 201.

*(97) Там же. С. 202.

*(98) Там же.

*(99) Там же.

*(100) Там же.

*(101) Там же. С. 203.

*(102) Там же. С. 204.

*(103) Там же.

*(104) Там же. С. 205.

*(105) Там же. С. 206.

*(106) Там же. С. 206.

*(107) Там же. С. 207.

*(108) Там же. С. 209.

*(109) Там же. С. 210.

*(110) Там же. С. 211.

*(111) Там же.

*(112) Там же.

*(113) Доверие.

*(114) правовой титул, дающий юридическое основание для обладания тем или иным имуществом.

*(115) Срок (в данном случае термин tempus употребляется в смысле условия для приобретения права собственности на имущество).

*(116) Досл.: голое тело (в данном случае словосочетание nudum corpus обозначает вещь, лишенную правового титула, которую невозможно защищать юридическими средствами).

*(117) Держание (фактическое обладание вещью).

*(118) Права собственности.

*(119) Намерение владеть вещью, отношение к той или иной вещи как к своей - субъективный, волевой элемент в институте владения по праву Древнего Рима.

*(120) Кража.

*(121) Досл.: естественное приобретение (в данном случае словосочетание acquisitio naturalis означает приобретение вещи посредством простого захвата, без получения надлежащего правового титула).

*(122) Ильин И.А. Основные задачи правоведения в России // Собрание сочинений в десяти томах. Т. 9-10. С. 214.

*(123) Там же. С. 214-215.

*(124) Там же. С. 216.

*(125) Там же. С. 218.

*(126) Там же. С. 219.

*(127) Там же. С. 221.

*(128) Там же. С. 223.

*(129) Там же. С. 224.

*(130) Там же. С. 227.

*(131) Там же.

*(132) Там же. С. 229-230.

*(133) См.: Документы из Секретного архива ЦК ВКП (б) // Ильин И.А. Собрание сочинений: Статьи. Лекции. Выступления. Рецензии (1906-1954). М., 2001. С. 484. В конце данного списка, оригинал которого хранится ныне в архиве РЦХИДНИ, стоят подписи "Д. Каменева", "Д. Курского" и "Уншлихта", а также дата - "31/VII-22 года".

*(134) Там же. С. 432-434.

*(135) Там же. С. 433.

*(136) Там же.

*(137) Там же.

*(138) Там же. С. 435.

*(139) Там же. С. 435.

*(140) Там же. С. 434.

*(141) Там же. С. 436.

*(142) Иван Ильин и Россия. Неопубликованные фотографии и архивные документы / Автор-составитель Ю.Т. Лисица. М., 1999. С. 55.

*(143) Екатерина Юльевна проживет после высылки сына за границу двадцать лет. Она умрет 13 июня 1942 г.

*(144) Из содержания заметок "Наши местонахождения и путешествия", которые Ильин вел во время своего пребывания за границей, видно, что до 10 декабря 1922 г. супруги Ильины проживали в пансионе "Хольц-Штрелоу" на Bayreuther str., 12 (см.: Ильин И.А. Собрание сочинений: Мир перед пропастью. Часть III. Аналитические записки и публицистика (1928-1941). С. 514).

*(145) См. об этом съезде и о жизни эмигрантов из России в Берлине: Томсинов В.А. Правовая мысль русской послереволюционной эмиграции. Статья третья // Законодательство. 2002. N 2. С. 88-90.

*(146) В старой России, России русской, слово "Отечество" было принято писать так, как и следует писать подобные слова - с большой буквы.

*(147) Ильин И.А. Речь (на торжественном вечере немецкого Красного Креста и общества по изучению Восточной Европы) перед русскими профессорами-изгнанниками 14 ноября 1922 года // Ильин И.А. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 9-10. С. 233-234.

*(148) См. об этом учебном заведении: Томсинов В.А. Правовая мысль русской послереволюционной эмиграции. Статья первая // Законодательство. 2001. N 12. С. 81-82.

*(149) Философы С.Л. Франк (1877-1950), Н.А. Бердяев (1874-1948) и А.А. Кизеветтер (1866-1933) прибыли в Германию на одном пароходе с Ильиным. Франк оставался в Германии до 1937 г., после этого жил во Франции и Англии. Бердяев в 1924 г. перебрался во Францию. Кизеветтер также не остался в Берлине и переехал в Прагу после того, как получил приглашение преподавать в рамках "Русского Юридического факультета".

*(150) "Религиозно-философская академия"

*(151) Под "Американско-христианским союзом" Ильин имеет в виду YMCA (Young Men's Christian Association), учрежденную в 1855 г. в Париже на первой международной конференции YMCA. Целью организации по замыслу ее основателей является создание "царства Божьего" на Земле, т.е. общества, живущего в соответствии с заповедями Иисуса Христа.

*(152) Ильин И.А. Собрание сочинений: Дневник. Письма. Документы (1903-1938). М., 1999. С. 115.

*(153) И.А. Ильин сообщал об открытии этой академии и о начале лекций при ней в письме к П.Б. Струве от 6 декабря 1922 г. См.: там же. С. 118.

*(154) "Я сейчас работаю вместе с представителями Главного Командования и финансистами над устройством в Берлине 300 человек белоармейской молодежи из балканских юнкерских училищ, распускаемых Командованием", - писал Ильин П.Б. Струве 5 февраля 1923 г. См.: там же. С. 120.

*(155) Во главе данного органа стоял генерал П.Р. Врангель.

*(156) Петр Николаевич Савицкий (1895-1968) - русский эмигрант, философ и экономист, идеолог евразийства.

*(157) Объединение дипломатов Временного правительства.

*(158) Ильин И.А. Собрание сочинений: Дневник. Письма. Документы (1903-1938). С. 123.

*(159) См.: Ильин И.А. Проблема современного правосознания. Берлин, 1923. Ильин сообщал П.Б. Струве о выходе в свет этой брошюры в письме от 4 апреля 1923 г. См.: там же.

*(160) Iljin I.A. Der Bolschewismus und die Krise des modernen Rechtsbewubtseins / Archiv fur Rechts- und Wirtschaftsphilosophie. Berlin-Grunewald, 1925/1926. Band XIX. S. 26-44. В 2001 г. данная статья русского правоведа была напечатана в журнале "Archiv fur Rechts- und Sozialphilosophie" (Band. 87. Heft 1. S. 61-71), созданном в качестве правопреемника вышеназванного издания. В переводе на русский язык указанная статья Ильина вышла в свет в 1998 г. См.: Ильин И.А. Большевизм и кризис современного правосознания // Ильин И.А. Собрание сочинений в десяти томах. Том 7. М., 1998. С. 7-26.

*(161) Ильин И.А. Мировые причины русской революции // Ильин И.А. Собрание сочинений: Кто мы? О революции. О религиозном кризисе наших дней. С. 190-216.

*(162) Ильин даст указанной главе краткое название - "Проблема". См. ее текст: Ильин И.А. О сущности правосознания // Ильин И.А. Собрание сочинений в десяти томах. Том 4. М.: Русская книга, 1994. С. 151-160.

*(163) Ильин И.А. Собрание сочинений: Переписка двух Иванов (1947-1950) / Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы. М., 2000. С. 285-286.

*(164) Сообщение, посвященное памяти профессора Ивана Александровича Ильина, сделанное 1-го мая 1955 г. на собрании чинов Русского Обще-Воинского Союза в г. Казабланка Романом Мартыновичем ЗИЛЕ // Ильин И.А. Собрание сочинений в десяти томах. Том 2. Кн. 2 / Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы. М., 1993. С. 416.

*(165) См.: Ильин И.А. О сущности правосознания. Мюнхен, 1956.

*(166) Их текст был опубликован биографом И.А. Ильина Н.П. Полторацким, сначала в журнале, а затем отдельной книгой. См.: Ильин И.А. О монархии // Русское Возрождение. Нью-Йорк, 1978. N 1-4; Ильин И.А. О монархии и республике. Нью-Йорк, 1979. См. современное издание: Ильин И.А. О монархии и республике // Ильин И.А. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 4. С. 415-544.

*(167) Ильин И.А. О монархии и республике // Ильин И.А. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 4. С. 417-418.

*(168) Там же. С. 425.

*(169) См.: там же. С. 425-443.

*(170) Там же. С. 450-451.

*(171) Там же. С. 454.

*(172) Там же. С. 461.

*(173) Там же. С. 479-480.

*(174) Там же. С. 487.

*(175) Там же. С. 488.

*(176) Ильин И.А. Почему сокрушился в России монархический строй? // Ильин И.А. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 2. Кн. 2 / Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы. М., 1993. С. 103.

*(177) Там же.

*(178) Там же. С. 105, 107.

*(179) Ильин И.А. Собрание сочинений: Статьи. Лекции. Выступления. Рецензии. (1906-1954). М., 2001. С. 465.

*(180) Ильин И.А. Дневник. Письма. Документы (1903-1938). С. 226.

*(181) Ильин И.А. Из лекций "Понятия монархии и республики" // Ильин И.А. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 4. С. 567.

*(182) В статье "Республика-монархия", опубликованной в газете "Возрождение" 9 мая 1926 г. (N 341), Ильин писал: "Кровью можно пресечь, но нельзя создать и построить, а терзать Россию новою гражданскою войною во имя водворения ложной, партийной монархии на крови честных, но иначе мыслящих русских патриотов - это надо предоставить героям правой стенки..." (Ильин И.А. Собрание сочинений: Кто мы? О революции. О религиозном кризисе наших дней. М., 2001. С. 438).

*(183) Ильин И.А. Очертания будущей России // Ильин И.А. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 2. Кн. 1. М., 1993. С. 440-441.

*(184) Там же. С. 443.

*(185) Ильин читал здесь курсы энциклопедии права, введения в философию, истории этических учений, причем на двух языках - русском и немецком. В 1923-1924 гг. он занимал должность декана юридического факультета Русского научного института.

*(186) См.: Ильин И.А. Собрание сочинений: Мир перед пропастью. Часть III. Аналитические записки и публицистика (1928-1941) / Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы. М., 2001. С. 492-497). А ведь он выступал с публичными лекциями и на французском языке, и особенно много - на русском языке, в различных организациях русских эмигрантов.

*(187) Ильин И.А. Собрание сочинений: Дневник. Письма. Документы (1903-1938). М., 1999. С. 271-272.

*(188) Там же. С. 290-291.

*(189) Там же. С. 291-292.

*(190) В письме к Надежде Николаевне Крамарж от 22 апреля 1928 г. Иван Александрович сообщал некоторые подробности об этом человеке: "В прошлом году, в мае, один добрый знакомый привел ко мне человека, только что (несколько месяцев перед тем) приехавшего из России. Он пробыл там с самого начала революции около девяти лет. Из московского купечества, не именитый, но известный... Сам - крепкого национального настроения" (Ильин И.А. Собрание сочинений: Дневник. Письма. Документы (1903-1938). С. 263). По мнению Ю.Т. Лисицы, человеком, предложившим Ильину деньги на издание журнала, был Н. Громов (см.: там же. С. 559).

*(191) Там же. С. 195.

*(192) Там же. С. 197.

*(193) Ильин сообщил об этом в тот же день жене П.Б. Струве Нине Александровне (там же. С. 201).

*(194) По замыслу Ильина "Русский Колокол" должен был выходить с периодичностью - раз в два месяца.

*(195) На самом деле "Русский Колокол" издавался тиражом, превышавшим 1000 экземпляров. Но Ильин считал его тираж не по выпущенным в свет экземплярам, а "по возврату денег за них" (там же. С. 265).

*(196) Там же. С. 332.

*(197) Ильин И.А. Собрание сочинений: Переписка двух Иванов (1927-1934) / Сост., вступ. статья и коммент. Ю.Т. Лисицы. М., 2000. С. 64.

*(198) Жены И.А. Ильина.

*(199) Ильин И.А. Собрание сочинений: Дневник. Письма. Документы (1903-1938). С.268.

*(200) Письмо И.С. Шмелева И.А. Ильину от 4 октября 1927 г. // Ильин И.А. Собрание сочинений: Переписка двух Иванов (1927-1934). С. 69.

*(201) Ильин И.А. Собрание сочинений: Дневник. Письма. Документы (1903-1938). С. 264.

*(202) Там же. С. 333.

*(203) Эту сумму, необходимую для продолжения издания "Русского Колокола" Ильин называет в письме к Рахманинову (там же. С. 332).

*(204) Отказал Ильину в постоянных субсидиях на издание "Русского Колокола" и Рахманинов. "Очень уж много у меня, и все больше делается платежей на чисто житейские нужды", - объяснялся он Ивану Александровичу в ответном письме к нему, отправленном 26 декабря 1928 г. При этом Сергей Васильевич заверял Ильина в своем уважении к его деятельности и объявлял о том, что решил послать ему на нужды журнала 800 марок (там же. С. 568). Ильин, получив это письмо Рахманинова и чек на указанную сумму, сердечно благодарил своего благодетеля. "Это достаточно для того, чтобы вывести дело Русского Колокола из состояния медленного умирания и возродить его работу", - радостно сообщал он Рахманинову в письме к нему от 14 января 1929 г. (там же. С. 334). Но звенеть Русскому Колоколу осталось немногим больше года.

*(205) Там же. С. 220.

*(206) Ильин И.А. Собрание сочинений: Статьи. Лекции. Выступления. Рецензии (1906-1954). М., 2001. С.463-464.

*(207) Ильин И.А. Собрание сочинений: Дневник. Письма. Документы (1903-1938). С. 287.

*(208) Ильин И.А. Собрание сочинений: Статьи. Лекции. Выступления. Рецензии (1906-1954). С. 289. Данная статья была опубликована в трех номерах газеты "Слово", выходившей в Риге - от 1, 2 и 3 марта 1926 г. Редакция придала ей название "Черносотенство - проклятие и гибель России". Сам Ильин назвал свою статью просто "Черносотенство" (там же. С. 529).

*(209) Там же. С.289.

*(210) Там же. С. 292.

*(211) Там же. С. 293.

*(212) Ильин И.А. Собрание сочинений: Дневник. Письма. Документы (1903-1938). С. 280.

*(213) Там же. С. 332.

*(214) Там же. С. 288-289.

*(215) Ильин И.А. Собрание сочинений: Переписка двух Иванов (1935-1946). М., 2000. С. 241.

*(216) На самом деле Иван Александрович не только не был масоном, но и вел с ними активную борьбу. Он рассматривал масонство в качестве опаснейшей антирусской силы. Надо ли говорить, что для такой оценки этого явления у русского ученого-патриота было множество оснований.

*(217) Ильин И.А. Собрание сочинений: Дневник. Письма. Документы (1903-1938). С. 361.

*(218) В письме к И.С. Шмелеву от 13 октября 1938 г. Ильин писал о том, что в апреле 1938 г. он был вызван на беседу к заместителю А. Розенберга, руководителя внешнеполитического отдела НСРП. Из слов Ильина следует, что во время этой беседы речь шла о германской оккупации Украины и о привлечении русского ученого к работе по идеологическому оправданию данной акции. Ильин ответил, что на оккупацию Украины и на ее отчленение от России никогда не согласится (см.: Ильин И.А. Собрание сочинений: Переписка двух Иванов (1935-1946). С. 242).

*(219) Там же. С. 243.

*(220) Ильин И.А. Собрание сочинений: Дневник. Письма. Документы (1903-1938). С. 312.

*(221) В декабре 1946 г. Ильин писал жене С.В. Рахманинова Наталье Александровне об этом поступке Сергея Васильевича: "Никогда не забуду я ту легкую и благородную доброту, с которой он выручил меня в 1938 году, внеся за меня залог швейцарскому правительству!" (Ильин И.А. Собрание сочинений: Письма. Мемуары (1939-1954). М., 1999. С. 15).

*(222) Там же. С. 115.

*(223) "Аксиомы религиозного опыта" И.А. Ильина вышли в свет в двух томах в 1953 г. в Париже.

*(224) В 1939 г. она вышла в Берлине 2-м изданием. См. эту книгу в переводе на русский язык в издании: Ильин И.А. Собрание сочинений в десяти томах. Том 3. М., 1994. С. 89-227.

*(225) Ильин предполагал издать эту книгу на русском языке под названием "Поющее сердце. Книга тихих созерцаний", но сделать это не успел. Подготовленный им русский вариант ее был издан в 1958 г. его вдовой Н.Н. Вокач. См. современное русское издание этой книги: там же. С. 227-380.

*(226) Русский вариант данной книги Ильин намеревался написать и издать под названием: "О грядущей русской культуре. Книга заданий и надежд", но и это его намерение осталось неисполненным. См. перевод на русский язык с немецкого варианта ее в издании: Ильин И.А. Собрание сочинений в десяти томах. Том 8. М., 1998. С. 341-564.

*(227) См.: Ильин И.А. Собрание сочинений: Мир перед пропастью. Политика, хозяйство и культура в коммунистическом государстве. Часть I и II. М., 2001; Ильин И.А. Собрание сочинений: Мир перед пропастью. Часть III. Аналитические записки и публицистика (1928-1941). М., 2001; см. также собрание брошюр и статей Ильина о большевизме в издании: Ильин И.А. Собрание сочинений в десяти томах. Том 7. М., 1998.

*(228) Ильин И.А. Собрание сочинений: Переписка двух Иванов (1927-1934). С. 63.

*(229) Ильин И.А. Собрание сочинений: Письма. Мемуары (1939-1954). С. 127.

*(230) Некоторые из статей, переданных Ильиным в указанное время для листков РОВС, были написаны им в 1940-1941 гг. для периодического издания "Заочное чтение", выходившего в Женеве. Они были опубликованы в 9 номерах его под общим названием "О грядущей России".

*(231) Современное издание "Наших задач" вышло в 2-х книгах второго тома десятитомного собраний сочинений И.А. Ильина, выпущенного издательством "Русская книга".

*(232) Ильин И.А. Собрание сочинений в десяти томах. Том 2. Кн. 1. М., 1993. С. 338.

*(233) Ильин И.А. Собрание сочинений в десяти томах. Том 2. Кн. 2. М., 1993. С. 14.

*(234) Этот перевод сделал Е.Е. Климов. См.: Иван Ильин и Россия. Неопубликованные фотографии и архивные материалы. С. 165.

*(235) Статья 95 русских Основных Законов.

*(236) Статья 172 Свода Законов Гражданских.

*(237) Раздел I, статья 8 английского Билля о правах от 13 февраля 1689 г.

*(238) Род. в 1588, умер в 1679 г.

*(239) Сравни часть IV, § 115-122.

*(240) Статья 65 Итальянской конституции 1848 года.

*(241) Статья 26 Бельгийской конституции 1831 года.

*(242) Статья 33 Прусской конституции 1850 года.

*(243) Сравни об этом в части III, § 81.

*(244) Великий философ XVII века. Жил и умер в Голландии (1632-1677).

*(245) Жан-Жак Руссо, великий французский мыслитель (1712-1778).

*(246) Георг Фридрих Вильгельм Гегель, великий немецкий философ (1770-1831).

*(247) Так, например, в Соединенных Штатах Северной Америки на 4 года, во Франции на 7 лет.

*(248) Ср. часть II, § 29-43.

*(249) Так управлялся, напр., германский союз государств с 1815 до 1866 года.

*(250) В реальной унии состояли до последнего времени Австрия и Венгрия.

*(251) Союзными государствами являются, напр., в наше время Швейцария и Германская империя.

*(252) Сравни часть II, § 33-35.

*(253) Сравни часть II, § 23.

*(254) Сравни часть II, § 23.

*(255) Сравни часть III, § 56-106.

*(256) Ср. мой труд "Аксиомы религиозного опыта", главы 1-3. См. также три речи "Религиозный смысл философии".

*(257) Гегель приводит пример с тираном Дионисием, повесившим текст законов так высоко, что его никто не мог прочесть.

Hegel. Crundlinien der Philosophie des Rechts. 1833. S. 278.

*(258) Я пытался подробно развить и обосновать это воззрение в статье "Понятия права и силы" // Вопр. Фил. и Псих., 1910. Книга 1. Эта статья была издана и в виде отдельной брошюры.

*(259) Под "смыслом" я разумею здесь не "метафизическую силу", и не "абсолютное достоинство", и не "творческую цель", но чисто "логическое", тождественное, отвлеченное (от образа и от акта мысли), непространственное и невременное, нечувственное и необразное содержание, постольку "объективное" и "идеальное", специфически постигаемое актом чистого мышления. Целостное выяснение его природы требует, конечно, самостоятельного исследования. К сожалению, этим термином иногда злоупотребляют в философской литературе, особенно умы, не привыкшие к дифференцированному мышлению и стремящиеся построить "систему" на основе единого термина со смутным содержанием.

*(260) Здесь возникает сложный вопрос: откуда взять материал для этих логических определений? Ведь положительное право очень часто пользуется юридическими терминами, не определяя их, так, как если бы их значение "само собою" разумелось и было известно каждому. Высокое развитие научной теории и правосознания делает излишним чрезмерное перегружение норм логическими дефинициями: законодатель (но не научный комментатор) может считать, что многие термины уже установлены в науке и усвоены народным правосознанием в их устойчивом и определенном значении. И тем не менее следует признать, что право тем совершеннее в формальном отношении, чем более оно продумано и чем более прямых определений содержится в его нормах, ибо в научной теории всегда остается спорное, а в правосознании - неустойчивое и подверженное влиянию частного интереса. Это не значит, что право должно исчерпывающе предусмотреть и педантически регламентировать все единичные детали жизни; нет, здесь всегда будет многое предоставлено на усмотрение правосознания правоприменяющего субъекта. Но то, что сказано и установлено в норме, - должно быть раскрыто и фиксировано в ней недвусмысленно.

Как бы широко ни использовал комментатор сравнительное изучение норм того же самого кодекса, пояснительные документы законодателя, бесспорные для данной научной теории, и все средства, ведущие к уразумению объективного смысла закона, он всегда будет иметь в остатке известную совокупность неопределяющихся терминов, и задача его в том, чтобы открыто разграничить добытый им точный смысл закона от предлагаемого им лично истолкования. Вся сила логического комментирования должна быть направлена на то, чтобы иметь в виду, разуметь и отличать смысл, данный в законе, от всякого добавления, из каких бы благородных соображений оно ни проистекало.

*(261) Это относится и к нормам "обычного права", возникающим в тот момент, когда правоприменяющий орган формулирует, признает обязательным и применяет простой обычай правового общения.

*(262) Это воззрение, обнаруживающее глубокий недуг русского правосознания, было выдвинуто и развито проф. Л. И. Петражицким. Яркий отчетливый дескриптивный анализ правового переживания составляет непреходящую заслугу его произведений; однако этот анализ совершенно не является исчерпывающим и умалчивает о главном: о переживании объективных элементов права. Автор отстаивает последовательно релятивизм в понимании права и осуществляет личный субъективизм в понимании опыта; в результате этого правосознание превращается у него в эмоциональное воображение о праве; смысл и ценность как самостоятельные предметы не рассматриваются вовсе, и дефекты личного правового и философского опыта получают принципиально-теоретическое истолкование. Все это заставляет признать, что научное преодоление его теории необходимо для верного и творческого развития русского правосознания.

*(263) Такой опыт может и должен быть приобретен не только в правосознании и для правосознания, но и в других сферах, имеющих дело с объективно-значащими предметами. Такова прежде всего религия; далее - теория познания, исследующая природу истины и познавательной очевидности, этика, исследующая природу добра и совести, и эстетика, исследующая природу красоты и художественного вкуса. Душа, обладающая такой философской культурой, имеет готовую основу для зрелого правосознания, и в этом обнаруживается, между прочим, значение философской культуры в деле развития и роста истинного правосознания.

*(264) "Положительное правосознание", т. е. предметное переживание положительного права, отличается и здесь, и в дальнейшем от естественного правосознания, однако не потому, что эти два сознания противоположны и несовместимы; напротив: естественное правосознание, как обнаруживается далее, составляет глубочайшую основу положительного правосознания.

*(265) Право как совокупность норм вообще не подлежит временному изменению и развитию. Когда говорят о развитии права, то под этим следует разуметь: 1) или развитие правосознания и изменение разумения правовых норм (реальный процесс, протекающий во времени), 2) или же отмену старой правовой нормы и установление новой, заменяющей ее (идеально-ценностное обстояние, обусловленное временными событиями). Я пытался поставить эту проблему в статье "Понятия права и силы".

*(266) О противоречии между теорией права и положительным правом в Риме подробные данные сообщает И. А. Покровский в своем труде "История Римского права". СПб., 1913, с. 174, 285-298.

*(267) Постановку и освещение вопроса о кризисе современного политического правосознания дает П. И. Новгородцев в своем труде "Кризис современного правосознания". М., 1909, особенно на с. 1, 5, 13, 15, 16, 392, 393.

*(268) Ср. Устав Уголовного Судопроизводства (в дореволюционной России), сост. Шрамченко и Ширковым, изд. 6. 1913 г., ст. 804, доп. 1, 2, 3, с. 809 и 810.

*(269) Ср. там же, с. 804, доп. 2 и 4.

*(270) См. главу пятую.

*(271) См. мой опыт "Основное нравственное противоречие войны" // Вопросы Философии и Психологии, 1915. Книга 5.

*(272) См. главу шестую.

*(273) См. главы третью и четвертую.

*(274) См. главу десятую.

*(275) См. главу пятнадцатую.

*(276) См. главу четвертую.

*(277) См. главу девятую.

*(278) См. главу шестую.

*(279) Ср. положение больных в клинике, сумасшедших в лечебнице, призреваемых в богадельне, стипендиата перед лицом стипендии, подданных авторитарного государства.

*(280) См. главы седьмую, восьмую и девятую.

*(281) Не смешивать с сословным, имущественным, профессиональным и вероисповедным цензом.

*(282) См. главы четвертую, семнадцатую и восемнадцатую.

*(283) См. главу тринадцатую.

*(284) См. главы пятую и двенадцатую.

*(285) См. главы десятую, одиннадцатую и двенадцатую.

*(286) См. главы пятую, шестую и девятую.

*(287) См. главу девятую.

*(288) См. главу пятую.

*(289) См. главу десятую.

*(290) См. главу седьмую.

*(







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 350. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия