Древний Рим. На исходе античности в музыкальной жизни рабовладельческого общества большую роль играл Рим
На исходе античности в музыкальной жизни рабовладельческого общества большую роль играл Рим. В искусстве этой огромной колониальной империи отразились её богатство, величие и мощь, художественная одарённость множества населявших её народов, но в то же время всё стремительнее надвигавшийся упадок, разложение рабовладельческого мира. В древнем Риме оформилась самобытная культура, основанная на восприятии культурного наследия древней Греции, но также обладавшая и чертами яркого своеобразия, что было связано с особой системой ценностей, сформированных в рамках римского общества. Вся история культурных отношений между Римом и Грецией являет пример тайного преклонения римлян перед греческой культурой, стремления достичь её совершенства, доходящего порой до подражательства. Однако, ассимилируя древнегреческую культуру, римляне вкладывали в неё своё содержание, рождённое спецификой их мировидения. Периодизация VIII – II вв. до н. э. – период развития племён Италии; VIII – VI вв. до н. э. – Царский период Древнего Рима; V – I вв. до н. э. – Республиканский период Древнего Рима; I – V вв. до н. э. – Императорский период Древнего Рима. Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм, в ней преломились многие черты, свойственные искусству народов, покорённых Римом при доминирующем влиянии искусства греков. Сближение греческой и римской культур было особенно заметно во времена империи. Тем не менее, для римлян навсегда осталась недосягаемой величавая гармония греков, поэтическая одухотворённость созданных ими произведений. Римскую культуру отличает стремление к утилитарности, масштабности, сопоставимой с мощью империи[27]. В отличие от греков, признававших могущество гармонии, соразмерности и красоты, римляне признавали лишь могущество силы. В центре римской картины мира находилось государство, и главной задачей всех искусств стало укрепление его мощи и существующего в нём порядка. Сила государства выразилась, прежде всего, в строительстве; это предопределило ведущую роль архитектуры в римском искусстве[28]. Прагматизм мышления, свойственный римлянам, обусловил функциональный характер римской культуры. Здесь активно осуществлялись, говоря современным языком, программы массового воздействия на население; они обходились дорого, однако эффект был огромным. К ним относились различного рода «боевые программы», включая гладиаторские бои. Принцип panem et circenses («хлеба и зрелищ»), характерный для образа жизни Древнего Рима, имел мировоззренческое значение и нёс в аудиторию важную морально-политическую информацию[29]. Зрелища, в т. ч. в виде игр различного рода служили весьма эффективным средством укрепления власти. Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр[30]. С III в. до н. э. учреждаются новые представления. Большое значение приобретают Плебейские игры. В конце III – начале II в. до н. э. были учреждены также Аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов – Мегаленские игры, а также флоралии – в честь богини Флоры. Эти игры были ежегодными и регулярными, но кроме них могли устраиваться также и экстраординарные игры в зависимости от удачной войны, избавления от нашествия, данного обета или просто желания магистрата. Длительность игр была различна: от 14 – 15 дней (Римские и Плебейские игры) до 6 – 7 дней (флоралии). Общая продолжительность всех праздничных дней этих игр (ординарных) достигла 76 дней в году. Большое распространение в Империи получи площадные фарсы – т. н. ателланы. К концу II и в I вв. до н. э. их вытеснили мимы. Известны литературно обработанные мимы сирийского раба Публия и Децима Лаберия [I в. до нашей эры], которому покровительствовал опиравшийся на демократию Юлий Цезарь. Как уже было отмечено, римское искусство во многом было продолжением греческого, поэтому благодаря преклонению римлян перед греческим искусством в римских копиях сохранилась б о льшая часть творений греческой классики. От этрусков римское искусство позаимствовало своеобразие архитектурных форм, скульптурных решений. Достижением римского искусства стало развитие римского портрета на основе реалистического отражения действительности. Золотой век римской поэзии наступил в эпоху Августа. Одним из знаменитых поэтов является Публий Вергилий Марон (70–19 гг. до н.э.), создавший поэмы «Георгики», «Энеида» и «Пастушеские песни». В творчестве Квинта Горация Флакка (65–8 гг. до н.э.) латинская поэзия достигла своего высшего по форме развития. Взяв за образец греческих лирических поэтов, особенно Алкея, он создал несколько од, где прославлял личность и деятельность Августа, римское оружие, а также радости любви и дружбы и созерцательную тихую жизнь поэта-философа[31]. Выдающимся поэтом «золотого века» был Публий Овидий Назон (43 г. до н.э. – 17/18 г. н.э.), работавший во многих жанрах, но прославившийся любовными элегиями и двумя поэмами – «Метаморфозы» и «Искусство любви»[32]. И в последующем римская поэзия и проза Ювенала, Апулея, Сенеки и др. получают широкое распространение. По греческому подобию были созданы римские театры, где шли представления комедий. Наиболее значимыми авторами были Плавт (250 – 184 гг. до н. э.), автор комедий «Гостеприимный хозяин», «Пленные», «Карфагенянин», и Теренций (194 – 159 гг. до н. э.) с произведениями «Братья», «Формион» и т. д. Трагедия в Риме не получила большого распространения. Это было связано с принципиально иным, по сравнению с греками, характером общественной атмосферы, окружавшей искусство; в далёком прошлом оказался этос в понимании Платона и Аристотеля. Создание и постановки драматических произведений преследовали утилитарно-развлекательные цели. Тем не менее, римская культура подарила миру трагедии Сенеки. Музыка, как и другие искусства, была важной составляющей римской культурной традиции, вобрав в себя присущие ей специфические черты. Завоевательный характер империи обусловил большое значение военной музыки, исполнявшейся при помощи рогов и труб. Во время гладиаторских боёв использовался гидравлический орган. Музыкально декорировались и большие праздники, в которых принимали участие исполнители-солисты, а также хоровые коллективы. Эти выступления носили явно выраженный фестивальный, эффектный характер. В дни подобных празднеств со всех частей Империи в Рим приезжали так называемые «виртуозы», показывавшие публике эксцентрические зрелища. Среди них были хорошо оплачиваемые артисты, прославленные во всей империи. Среди наиболее известных музыкантов выделяются греки: Терпнос, великий кифарист и учитель Нерона, Полон и Месомед Критский. Музыкальный инструментарий, использовавшийся в Риме, происходил из различных завоёванных регионов. Самыми распространёнными музыкальными инструментами были лира и кифара, а также тибия (tibiae) – римская разновидность авлоса. В римских театральных постановках музыка играла весьма важную роль. Пение сопровождалось игрой на тибии. В отличие от Греции, хор не играл важной роли. Декламирование (deverbia) следовало за пением (cantica) солиста или дуэта. В течение театрального действия могли быть перерывы, в которых выступали инструменталисты. Начиная с 389 г. от основания Рима (364 г. до н. э.) с учреждением театральных представлений (Ludi Scenici) произошёл важный поворот в римской музыке. В этих представлениях принимали участие т.н. ludiones, артисты этрусского происхождения; они плясали под ритмы тибии. Римляне, впечатленные подобными представлениями, стали подражать им, добавляя свои элементы и вокал. Этих артистов называли гестрионам и, что по-этрусски означало «танцовщик». С объединением империи начала усиливаться роль иммиграции. Это повлияло на всю римскую культуру, и музыка не стала здесь исключением. Большое значение для культурного развития имели новаторские элементы, привнесённые из Сирии, Египта и Испании. Кадисские танцы характеризовались своими чувственными движениями, их исполнители соревновались в искусстве танца с андалузскими танцовщицами с кастаньетами; греческие кифареды, сирийские виртуозки, вавилонские виртуозы, александрийские певцы, – весь этот огромный пёстрый конгломерат служил единственной цели – развлекать толпу, одновременно демонстрируя богатство и роскошь Империи[33]. В искусстве увеселения толпы прославились и некоторые императоры, в первую очередь Нерон, который помимо организации разного рода зрелищ выступал сам как драматический актёр, певец и кифаред. Другой император – Домициан – учредил т. н. Капитолийские состязания на Марсовом поле, в которых участвовали певцы и инструменталисты со всего мира. Массовый расцвет любительства привёл к появлению в большинстве богатых патрицианских домов собственных хоров и оркестров. Музыкальная теория в древнем Риме была развита сравнительно слабо. Поэт и мыслитель-материалист Тит Лукреций Кар в поэме «О природе вещей» предпринял смелую и плодотворную попытку исследовать с точки зрения эпикурейской философии природу музыкального звука и объяснить происхождение музыки повседневными нуждами людей. Т. о., можно констатировать, что в первых веках новой эры Римская империя жила шумной и роскошной, однако, весьма поверхностной музыкальной жизнью. Параллельно с этим в рамках римской цивилизации шло формирование новой: в безвестных напевах гонимых последователей нового, абсолютно чуждого классическому римлянину христианского учения происходило зарождение тех интонационных элементов, которые впоследствии заложили базис музыкальной культуры раннего Средневековья.
|