В. Гюго
Боевые санитарные потери включают всех военнослужащих, получивших боевые поражения (ранения, закрытую травму, ожоги, поражения отравляющими веществами, проникающей радиацией и бактериальными средствами). Сюда же относят военнослужащих с острыми реактивными состояниями, возникающими при использовании различных видов оружия, с отморожениями, полученными в период боевых действий. В современных условиях боевые санитарные потери могут возникать от различных видов оружия: обычного, ядерного, химического, бактериологического. При оказании необходимого объема медицинской помощи в течение первого часа после поражения удается спасти почти всех тяжелопораженных, трех часов - 60 %, шести часов - 30 %, более шести часов - 10 %, позднее двух суток - единицы.
Размеры потерь при катастрофах зависят от вида и интенсивности поражающих факторов, количества людей в очаге поражения, своевременности оповещения о грозящей опасности и времени проведения профилактических и ликвидационных мероприятий, организованности и степени подготовленности населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, обеспеченности средствами защиты, времени суток, сезона года, а также от работы спасателей, своевременности оказания и полноты объёма медицинской помощи. Потери подготовленного населения при катастрофах в несколько раз меньше, чем неподготовленного. В очаге химического поражения потери населения, не имеющего средств защиты, могут достигать 100 %. При катастрофах в ночное время потери населения в жилых районах выше. Ряду природных катастроф свойственна сезонность (например, наводнения обычно бывают весной, снежные обвалы - зимой). Наиболее тяжело поражения протекают у беременных и детей. В. Гюго
Тамара Ивановна Латышонок
Тамара Ивановна Латышонок (Жавнерчик) родилась в деревне Новосёлки Пуховичского района Минской области в большой крестьянской семье. Родители всю жизнь трудились на земле. Мама, Мария Михайловна, сама была из многодетной бедной семьи, и хорошо понимала, что для того, чтобы жить достойно, нужно очень много трудиться. Эту науку в первую очередь и прививала детям. Труд высоко ценил и уважал отец, Иван Антонович, хотя он родился в достаточно богатой для того времени семье. Это позволило ему в детстве получить хорошее образование: учился сначала в церковно-приходской школе, а потом в гимназии. Семья Жавнерчиков была большая: восемь детей (четверо из них во время войны и в первые послевоенные годы умерли). Дети росли очень дружными, благо перед ними всегда был пример их родителей, которые жили душа в душу. Ярким воспоминанием детства остался в памяти маленькой Тамары один из мартовских дней 1943 года. Это был день освобождения Новосёлков. Немцы прятались в деревне, а советские солдаты расположились на возвышенности перед ней. Завязался жестокий, упорный бой. В это время жители старались спрятаться, кто как мог. У многих на такой случай недалеко от домов были вырыты специальные укрытия. В огороде Жавнерчиков отцом тоже была выкопана глубокая яма. Она и послужила убежищем для семьи на время боя. Когда всё закончилось, от деревни осталось одно пепелище. Уцелело всего два дома, один из которых - дом родной сестры матери. Там на время, пока шло восстановление деревни, и нашли приют погорельцы.
В 1946 году Тамара пошла в школу. Это была начальная школа в их родной деревне. Учёба давалась легко, домой маленькая ученица приносила одни пятёрки. С благодарностью сейчас она вспоминает и свою первую учительницу – Елизавету Никифоровну. В 1653 году закончила 7-летнюю базовую школу, что находилась за три километра от родной деревни. В этом же году поступила в Марьиногорский сельскохозяйственный техникум на специальность «агроном-полевод». После окончания техникума в 1957 году и начинается трудовая деятельность Тамары Ивановны. С 16 августа 1957 года она начинает работать в качестве главного агронома колхоза имени Черняховского Браславского района, куда молоденькой девушкой приезжает после распределения. Вначале было очень тяжело: учили их в техникуме одному, а в работе пришлось столкнуться с совершенно другим. Очень многое делалось вручную: косили, жали, теребили лён, сеяли. Урожаи тоже поначалу не радовали. Со временем, конечно же, появлялось всё больше и больше техники. Но работать не становилось легче, ведь и в жизни самого молодого агронома произошли важные изменения: в 1961 году она вышла замуж за Латышонка Казимира Антоновича, а уже в 1962 родился первый ребёнок – сын Леонид, через два года – сын Виктор. Несмотря на всё, Тамара Ивановна смогла найти время ещё и для учёбы: в 1968 году она поступила в Горецкую сельскохозяйственную академию. В скором времени, примерно в начале 70-ых годов, колхоз имени Черняховского входил в число лучших в районе, а в 1973 году – стал первым по урожайности. В этом же году заслуги Тамары Ивановны как главного агронома были отмечены Орденом трудовой славы. И это далеко не единственная награда: за достижения и успехи в трудовой деятельности её неоднократно награждали медалями, а также грамотами Верховного Совета РБ, её фотография была размещена на районной Доске почёта. С 1976 года Латышонок Т.И. входила в состав областного обкома партии (состояла в нём четыре года), а в феврале 1976 года в составе делегации Витебской области она принимала участие в 28-ом съезде КП Беларуси. На должности агронома Тамара Ивановна проработала 30 лет. В 1986 году её назначили председателем Опсовского сельского совета. В 1997 году она могла оставить работу, в связи с наступлением пенсионного возраста. Но без работы она не привыкла сидеть. Тем более дети уже стали взрослыми, обзавелись своими семьями. Поэтому, пока не подготовили ей замену, и позволяло здоровье, Тамара Ивановна продолжала трудиться. Только с 2001 года она ушла на заслуженный отдых.
Приложение
|