Нахождение себя – персональная тема бытия в обществе
Показники випуску продукції
Таблиця 2 Звіт за перші три квартали
ГРАНДИОЗНОЕ ОДИНОЧЕСТВО НАРЦИССИЗМ КАК АНТРОПОЛОГИЧЕСКО-ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН*
Aльфред Лэнгле Проблематика самоценности, основная тема нарциссизма, проявляет себя не только в личном переживании, но с гораздо большей силой – во взаимодействии с другими людьми. Этой существенной характеристике нарциссизма посвящена первая часть данной публикации, где явление нарциссизма рассматривается с антропологической точки зрения в сопровождении ряда ссылок на социологический и культурно-исторический аспекты, а также психологию развития. Во второй части статьи дается описание интер- и интраперсональных предпосылок, необходимых для формирования Я. Раскрывается центральное понятие экзистенциально-аналитической психологии – бытие человека как Person. На этом фоне нарциссизм понимается как нарушение, затрагивающее именно сферу взаимодействия между структурой Я и бытием Person. В заключение в свете представленного теоретического подхода дается яркое описание психопатологии и психопатогенеза нарциссических нарушений личности. Нахождение себя – персональная тема бытия в обществе Само-становление – то есть интимное нахождение своего Я и формирование самоценности в соотнесении с внешним миром – обширная тема, сопровождающая каждого человека в течение всей его жизни. Кто из нас не сталкивался с такими вопросами, как: „ Имею ли я право быть таким, каков я есть? Имею ли я право быть самим собой – в профессии, в партнерстве, в отношениях с родителями?“ Однако эти вопросы мы решаем не только наедине с собой. Процесс самостановления ставит нас непосредственно перед обществом, заставляет взглянуть в зеркало общества. Поэтому тема нарциссизма касается каждой культуры и каждого сообщества. У общества есть нормы;используя как официальные, так и негласные законы, общество решает, в какой степени отдельный человек имеет право быть самим собой и делать то, что он хочет. Общество поощряет все то, что для него желательно, наказуя иное. Методы, которые используются для «формирования Сверх-Я», часто бывают достаточно скрытыми. Большой силой воздействия обладают, например, тенденции моды, правила и стереотипы поведения, которые принимаются или, напротив, бойкотируются молодежью и взрослыми. Открытость в отношениях друг с другом в коллективе, семье, школе часто регламентируется неписаными законами, говорящими о том, насколько далеко человек имеет право зайти в этой открытости. Имею ли я, например, право сказать коллеге, что беспокоюсь за него, потому что каждое утро от него пахнет алкоголем? Будет ли это рассматриваться как проявление моей заботы и ответственности или же как нарушение некой личной интимной границы? Существуют ли в данном случае какие-либо общественные табу? Или же здесь идет речь о моем собственном чувстве персональных границ, собственной моей неуверенности, может быть, стыдливости или вообще трусости? Нужно также сказать, что современный стиль воспитания способствует проявлению нарциссических тенденций. Так, например, у молодежи и детей приветствуется стремление к успеху, а отнюдь не скромность, как это было всегда, – сегодня скромность больше не является «украшением» человека. Подчеркивается первостепенное значение индивидуальных потребностей, а не общего блага, значение самореализации, развития Собственного, креативного, ценности обладания и достижения и т.д. С самостановлением неизбежно связан конфликт между Я и обществом, ибо для формирования Я, с одной стороны, требуется отграничение себя от других, а с другой, – Я и общество обусловливают друг друга и в известном смысле являются неразделимыми. Тема нарциссизма, таким образом, находится в напряженном полемежду интимным и общественным, между отграничением и бытием открытым, между Я и Ты, между разносторонней зависимостью человека от общества и стремлением от этой зависимости освободиться. Подобное напряжение нередко становится причиной страха перед жизнью в обществе: „Если другие, увидев меня, поймут, каков я на самом деле, – будут ли они ценить, любить и уважать меня? Могу ли я любитьсебя, если другие меня не любят? В какой степени я должен подстраиваться к другим?“
|