Социальные опасности: понятие и структура.
Безопасность социальная – состояние социальных взаимодействий и общественных отношений, которые исключают политическое, экономическое, духовное подавление личности и социальных групп, применение насилия и вооруженных сил по отношении к ним со стороны государства и (или) других социальных субъектов для достижения своих целей. Опасности социального характера – это неблагоприятные процессы и явления, возникающие между людьми в обществе и представляющие угрозу для жизни и здоровья людей, их имущества, прав и законных интересов. Источником их формирования и развития является многообразие внутренних и внешних противоречий общественного развития в стране, на международной арене, а также в разных сферах человеческой деятельности. Опасности социального характера связаны с тем, что человечеству не удалось добиться кардинального решения множества экономических, политических, этнических, нравственных и иных проблем. Более того, на каждом новом этапе развития некоторые социальные проблемы, противоречия, опасности становятся все острее, что заставляет человека постоянно искать механизмы противодействия им и защиты от них. Родственным понятию «опасность» выступает понятие «угроза». Угроза – это опасность на стадии перехода от возможности к действительности, высказанное намерение или демонстрация готовности одних субъектов нанести ущерб другим. В социальном контексте под угрозой безопасности понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, обществу и государству. Угрозы и опасности всегда указывают на взаимодействие двух сторон: субъекта, который является источником и носителем опасности, и объекта, на который направлена угроза или опасность. Так, субъектом социальных угроз и опасностей может являться индивид, социальная группа, государство и другие компоненты социума, а объектом – любая сфера жизни и деятельности общества или личности. Таким образом, человек выступает и как объект, и как субъект социальных опасностей и угроз, причем диапазон проявлений человеческой сущности многообразен и противоречив. В нем необъяснимо уживаются эгоизм, иррациональность, агрессивность с отрицающими их милосердием, жертвенностью, благородством, толерантностью. В целом роль человека в этой системе сводится к следующему: 1. Человек является осью, главным связующим элементом социо-, природо-, техно- и космосферы. 2. В рамках социума человек создает мифологемы и идеологемы, вокруг которых разворачивается вся историческая драматургия, возникают поворотные цивилизационные изменения. 3. Человек придает общественной жизни аксиологическое, нормативно-ценностное содержание, формирует нравственные императивы типа «можно – нельзя», «хорошо – плохо», «правильно – неправильно». 4. Человек создает структуры и институты, обеспечивающие коллективное выживание, совместную защиту, урегулирование конфликтов и согласование интересов. 5. Человек обладает эвристическими способностями, открывает новое в познании мира, определяет перспективы общественного развития и своего будущего. Человек придает смыслосодержание, целеполагание умопостигаемому миру, интерпретирует его в соответствии со своими потребностями и представлениями. 6. Человек вносит причинность в процесс, на который он в состоянии оказать влияние (воздействие), вызывая изменения хода событий или порядка вещей, их естественных свойств. Негативным проявлением этого является привнесение земного масштаба в понимание планетарных явлений, сужение оценки их значения до материалистического, потребительского значения. Человек признает только социально полезную значимость существования природы, отказывая ей в праве на самоорганизацию и независимое существование, нетерпеливо подправляя ее «неразумные» действия. 7. Человек организует, рационализует, программирует дезагрегированную среду, формообразует и качественно преобразует разнообразные и разобщенные фрагменты социальной и природной действительности, зачастую без учета опасности последствий. Таким образом, человек прямо или опосредованно включен в разнообразную, сложно организованную систему отношений и процессов, выполняя в них разрушительную, активно-созидательную или пассивно-созерцательную роль. Однако весь линейный прогресс существования человека в техногенной цивилизации пока не вписан в общепланетарную гармонию и заключается в том, что, решая текущие проблемы, он порождает новые, еще более масштабные и опасные.
|