Руководство к синтезатору
Плюсы: Многие операции с тембрами, аккомпанементом, записью были выполнены прямо по пунктам из руководства легко и с первого раза (возможно, это целиком заслуга разработчиков). Минусы: Не понравились многочисленные отсылки к другим книгам и на сайт. Например, "эта функция позволяет регулировать некоторые параметры (список параметров в мануале таком-то, глава такая-то, раздел Help на сайте таком-то)" и т.д. Понятно, что неудобно перечислить все стили и тембры, но два десятка параметров можно было бы привести хотя бы в конце и мелким шрифтом. Клавиатура Плюсы: Можно легко играть органные партии, а Tyros 4 имеет впечатляющий набор органных тембров с фейдерным управлением (некоторые из них в сочетании с педалью экспрессии можно услышать в Клипах 1 и 2). Клип 1 Возможности использования педали экспрессии в различных мультисемплах имитации органа Клип 2 Демонстрация семплов органа с автоаккомпанементом и использованием педали экспрессии Минусы: Клавиатура синтезаторного типа. Соответственно, она не понравится поклонникам акустических роялей. Поскольку я проповедую классическую фортепианную исполнительскую технику при игре на синтезаторе, то не вижу проблемы при смене фортепианной клавиатуры на синтезаторную и наоборот. Задняя панель инструмента Тембры Плюсы: Каждый тембр синтезатора Tyros 4 имеет кнопку Demo, нажав которую, можно услышать небольшой фрагмент, характеризующий возможности тембра. Это огромный плюс, позволяющий быстро определить, какой из тембров действительно подходит, в каком диапазоне он звучит хорошо, с какой артикуляцией он позволяет выразить себя наиболее ярко. Некоторые тембры, считающиеся традиционно "неудачными" в синтезаторах – например, скрипка, саксофон – заставляют пересмотреть это мнение. Благодаря хорошему семплированию, применению многослойности в зависимости от силы удара и удачному программированию параметра экспрессии такие тембры приобретают почти реальную артикуляцию. Но для улучшения достоверности звучания следует выбрать правильный диапазон, грамотно строить фразы, научиться четко управлять силой удара по клавише, в нужный момент добавлять один из двух эффектов артикуляции – и тогда можно получить потрясающее соло скрипки, саксофона или акустической гитары. Такие тембры имеют пометку "суперартикуляция", и некоторые из них можно можно послушать в клипах с третьего по восьмой. Клип 3 Пояснения к понятию "Тембр с суперартикуляцией" (Здесь еще хотелось бы отметить следующее. Профессиональный компьютерный аранжировщик, имеющий дело с десятками гигабайтных виртуальных синтезаторов, знает, что мало качественно засемплировать скрипку или трубу. Гораздо труднее запрограммировать эти семплы в виртуальный инструмент так, чтобы играя на клавишах, можно было получить более или менее "похожую" партию скрипки или трубы. Одно из самых сильных впечатлений от "Тайроса" – игра указанными выше "суперартикуляционными" тембрами.) На каждый тембр можно назначить не только громкость и панораму, но и обработать его фильтрами, эффектами и эквалайзером. Клип 4 Демонстрация тембра гитары с суперартикуляцией Можно включать до трех тембров в унисон. Минусы: Некоторые тембры, имеющие маркировку Mega, имеют слишком узкие пределы регулирования параметра Velocity – а в этих слоях находятся очень интересные приемы игры и эффекты. При использовании таких тембров в секвенсере можно любой ноте точно назначить требуемую громкость и эффект прозвучит. Но при живой игре практически невозможно наверняка ударить с требуемой силой, поэтому эти интересные эффекты появляются как бы случайно и непредсказуемо, а не в нужный момент времени. Имеются только два индикатора артикуляции (тип 1 и тип 2). Если включено два или больше таких тембров для игры на клавиатуре, неясно, для какого из них эти индикаторы работают. Клип 5 Демонстрация тембра гитары с использованием дополнительных гитарных шумовых эффектов Tyros 4 с штатной акустической системой Стили Плюсы: Каждый стиль имеет четыре варианта плюс по три вступления и окончания. Это дает широкий диапазон при создании аранжировки. При смене варианта стиля может автоматически меняться и тембр в правой руке. Для разного рода поисков имеется замечательная функция Music Finder. Помимо того, что она позволяет найти нужную пьесу или стиль, их легко можно прослушать сразу же в окне поиска. Поиск можно осуществлять и по музыкальному размеру (метру), и по музыкальному направлению, тем самым отсечь большое количество заведомо неподходящих в какой-то ситуации стилей. Зато можно, например, прослушать все баллады, в какой группе бы они не находились. Клип 6 Использование функции деления клавиатуры для более натурального звучания акустической гитары В каждом стиле можно легко поменять тембр или иные характеристики каждой партии (бас, гитара и так далее) – это позволяет из одного стиля создать большое количество вариантов. Каждый отредактированный стиль можно сохранить для дальнейшего использования. Питер Баартманс демонстрирует игру с применением перепрограммированного стиля в Клипе 10. Клип 7 Демо тембра кларнета с автоаккомпанементом В автоаккомпанементе можно использовать до четырех заранее записанных или созданных самим пользователем мультпэдов. Мультипэд может быть одноразовым или цикличным. Во втором случае это означает, что добавляется еще одна партия в автоаккомпанемент. При "живом" исполнении значимость и того, и другого типа мультипэдов трудно переоценить. Минусы: Группировка стилей не всегда удобна – например, балладу можно найти и в группе баллад, и в группе поп-рок и так далее. Впрочем, это больное место во всех синтезаторах. Клип 8 Демо тембра джазовой скрипки с автоаккомпанементом Запись Плюсы: Существует несколько видов записи и можно выбрать подходящий для каждого случая вариант. Запись живого исполнения можно легко осуществить в виде MIDI-файла (клип 9) и в виде аудиофайла. Клип 9 Использование секвенсора, создание оркестровой музыки В первом случае можно добавить обозначения аккордов, вывести требуемую партию в нотном виде на дисплей или монитор (клип 9), добавить текст и вывести на дисплей стихи, как в караоке. Естественно полученную аранжировку можно затем довести до кондиции в любом другом MIDI-секвенсере. Запись в аудиофайл (стерео 44 кГц/16 бит) делается тоже исключительно легко и может сохраняться на внутренний жесткий диск или на внешний USB-носитель. Поскольку и первый, и второй тип записи выполняются без каких либо усилий, можно производить любое количество фонограмм в день. Мультитрековая аудиозапись имеет более сложный характер, зато позволяет добавить к инструментальным партиям вокал, обработанный внутренним вокальным процессором. Клип 10 Демонстрация музыки из мультфильма "Lion King" как примера пользовательского программирования инструмента Так как все партии записываются уже обработанными эффектами и эквалайзерами, мы избегаем большого количества пересчетов и пересохранений аудиосигналов, что в цифровой аудиозаписи имеет большое значение. При прочих равных условиях аранжировка, сделанная непосредственно в "Тайросе", будет более прозрачной и разборчивой. Музыкальные партии, которые невозможно исполнить на синтезаторе, можно записать заранее в аудиофайл, а потом использовать этот при игре вживую (клип 11). Клип 11 Демонстрация возможности использования в работе аудиофайлов После установки драйвера и подключения синтезатора через USB-host к компьютеру Tyros 4 был опознан всеми MIDI-интегрированными программами – Cubase, Samplitude, Sound Forge и т.д. Минусы: Мультитрековая запись осуществляется только на внутренний жесткий диск и не подлежит прямому копированию. Правда, имеется возможность подключить синтезатор через хост-разъем напрямую к компьютеру и скопировать записанные wav-файлы на жесткий диск компьютера. Не все конфигурации форматов WAV и MP3-файлов читаются. WAV – только указанный формат, MP3 – зависит от кодека.
|