Почему это плохо.
5 жастағы балалар тобына олар оқыған тропикалық орманның әртүрлі жануарларының фотосуреттері берілді. Оларды «шөп қоректі» және «жыртқыштар» деп сыныптауға тиіс. Эммилин: Мәселен бізде балық бар. Оливер: Қандай, пиранья ма? Эммилин: Жоқ, кішкентай, қабыршақты Мэдди: Екеу, екі... (күмәнданады) Оливер: Қос тынысты балық Мэдди: Бәлкім ол өзен ішіндегі барымен қоректенетін шығар, себебі маймылды немесе тағы бірдеңені ұстап алу үшін судан шықпайды ғой, иә? (барлығы күледі) Эммилин: Иә, мүмкін. Оливер: (сөзге килігеді) Әрине онда су өсімдіктері бар, кейбіреулері осы өсімдіктерді және суға түсетін жапырақтарды жейді. Мэдди: Иә, бәлкім бұл шөп қоректілер Бэн: Біздің айтарымыз жоқ Эммилин: Сен қалай ойлайсың бұл не болуы мүмкін Оливер: жоқ, мен жыртқыш деп ойлаймын, көптеген балықтар… Эммилин: Жоқ, себебі ма…. Оливер: (сөзге килігеді) Бұл біздің ең жақсы балығымыз. Эммилин: (сөзге килігеді) Иә, бірақ біреуі мында, екіншісі анда (ол тақтадағы картадан балық тәріздес жыртқыш әрі шөп қоректіні көрсетеді) (Бэн бірдеңе айтқанша … талқылау жалғасады) Бэн: Дауысқа салайық. Эммилин: Иә, дауысқа салайық. Бэн: (Оливерге)Сен не ойлайсың? Оливер: Мен жыртқыш деп ойлаймын Бэн:(Мэдди) Сен не ойлайсың? Мэдди: Мен шөп қоректі деп ойлаймын Бэн:(Эммилин) Сен? Эммилин: Шөп қоректі Оливер: (Бэнге) Бэн: (күледі, жасқана қарайды, жауап бермейді) Оливер: бол, бұл оған тұрмайды, бұл екі….. Бэн: Жыртқыш Оливер: Жыртқыш, екі Бэн: Жақсы, онда (ол тиынды лақтыруға дайындалады)
Оливер: жоқ, тиынды лақтыру керек емес. Бэн: (сөзге килігеді, лақтырады) Қойшы. Оливер:... деп ойлаймын! Бэн: бүркітше немесе санақша? Оливер: жеңіл, жоқ, тыныш! Эммилин: Бүркітше. Сен ұттың. Оливер: (кәртішкеден қос тынысты балықты таңдап алады) «Қос тыныстылардың екі өкпесі және ұсақ желбезектері болады және олар батпақта үңгір жасайды да ауамен тыныстайды. Олар шөп қоректі бола алмайды, себебі құмда жейтін олардың тамағы жоқ? Онда жейтін ештеңе жоқ». Почему это плохо. Психика подрастающей личности формируется исключительно в условиях взаимодействия с другими людьми, прежде всего, близкими. В зависимости от того, как относятся к ребенку мама, папа и другие дорогие ему люди, он либо чувствует себя защищенным, либо нет. Во втором случае тревожность и потребность в защите закрепляются в его характере, частично уходя в область бессознательного, а затем почти наверняка становятся скрытыми, глубинными мотивами поведения уже взрослого человека. Делаем выводы. Нельзя унижать ребенка жестокими наказаниями, в том числе физическими, грубой демонстрацией своей силы и превосходства над ним. Нельзя унижать словом – называть ребенка обидными словами, в том числе, подчеркивающими его несостоятельность в интеллектуальном или каком-то другом плане («тупицей», «идиотом», «паразитом» и т.п.), бесцеремонно обрывать его на полуслове, упрекать, обвинять и так далее. Категорически ни при каких условиях нельзя унижать ребенка публично – это оставляет еще более глубокие раны в детской душе.
2. Ответ агрессией на агрессию
3. Угрозы и шантаж Почему это плохо. Во-первых, подобный способ донесения своей воли до ребенка демонстрирует слабость взрослого и несостоятельность его авторитета, о чем ребенок непременно сделает вывод рано или поздно. Во-вторых, это вернейший путь к потере взаимопонимания и эмоционального контакта между ребенком и родителем. А в-третьих, даже к такому своеобразному стилю общения можно привыкнуть, что и делают дети, постепенно вырабатывая в себе податливость к эмоциональному манипулированию и пожиная его плоды в течение всей последующей жизни.
4. «Выбитые» обещания «Немедленно пообещай мне больше никогда так не делать!» – еще одна разновидность шантажа, но особенно коварная. С ее помощью взрослый успокаивает собственную совесть, перекладывая ответственность за дальнейшие проступки на ребенка. Почему это плохо. Даже от взрослого человека невозможно добиться того, чтобы он выполнил обещание, данное им без твердой решимости сдержать слово. Дети же, как правило, вообще с трудом представляют себе, что родители вкладывают в слово «обещание». В тот момент, когда мама или папа, ругаясь, требует от ребенка «не лазить по деревьям», «не брать без разрешения сладкое», «не общаться с этой девочкой» и так далее, у него только одно желание – поскорее прекратить экзекуцию и вернуться к мирной жизни. Смысл данного обета при этом не столь важен и забывается в течение нескольких часов или даже минут после инцидента.
Делаем выводы. Вместо того чтобы добиваться от ребенка обещаний, которые он в силу возраста сдержать не в состоянии, важно объяснять ему, почему именно не следует совершать определенные поступки, чем это грозит. Необходимо подбирать слова, интонации, примеры, которые могли бы убедить его в правильности наших слов. Другого пути просто нет, или же он ведет в тупик.
5. Обман Нередко взрослые полагают, что обмануть ребенка разок-другой из благих педагогических побуждений – не страшно. Да, иногда такая «ложь во спасение» становится действенным лекарством против капризов и упрямства. Казалось бы, что плохого в безобидной лжи?
Почему это плохо. Дети обладают потрясающей интуицией и с определенного возраста отлично чувствуют родительскую неискренность. Если же им и вовсе удастся «поймать» маму или папу на лжи, то тут их родительский авторитет моментально затрещит по швам. Надо ли говорить, что требовать честности от ребенка в этом случае было бы странным?
Можно еще долго говорить о том, как можно и как нельзя воспитывать детей, но, наверное, главное – это не забывать всем известную истину, хотя и немного перефразированную: обращайтесь с детьми так, как бы вы хотели, чтобы они обращались с вами, и тогда наверняка все будет хорошо.
|