ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Принято считать, что больше всего на свете человека страшит неизбежность смерти
Принято считать, что больше всего на свете человека страшит неизбежность смерти. Но на самом деле страх смерти — это страх за жизнь. Малейшие признаки ее ухудшения расцениваются всеми без исключения людьми как сигнал бедствия, как напоминание о конечности существования. Следовательно, повышение качества жизни — это прежде всего избавление от психологической тюрьмы, куда человека загоняет страх. Кроме того, это еще и возможность свободного, независимого и творческого социального самоутверждения. Вот почему критерием нравственного отношения к жизни как ценности является забота о сохранении и повышении ее качества. Мы постарались показать, насколько тесно в понятии «качество жизни» связаны философские, естественно-научные, медицинские и этические проблемы человеческого существования. Это-то и позволяет данному понятию выступать интегративным критерием аксиологических принципов биоэтики. В реализации первого принципа — «Не навреди» — классификация вреда по четырем видам может и должна исходить именно из представления о качестве жизни. Более того, существующие в клинике измерительные процедуры позволяют эксплицировать реальный вред и дать соответствующую моральную оценку. Так, снижение качества жизни зависит от вреда, нанесенного по небрежности или по злому умыслу так же, как от вреда, нанесенного неквалифицированными действиями, вреда, нанесенного бездействием. А вот вред, вызванный объективной необходимостью, может и не повлиять отрицательно на качество жизни, поскольку связанные с ним действия имеют целью его повышение. Второй принцип — «Делай добро» — подразумевает активные действия по предотвращению вреда. Он реализуется в большей степени в профилактической медицине и связан только с повышением качества жизни, тогда как в клинике чаще всего первой задачей является не дать этому качеству ухудшиться. Введение в биоэтику критерия моральных оценок в виде понятия «качество жизни» позволяет снять проблему жесткого патернализма, поскольку психосоматические показатели берутся в таком случае только в соотнесении с социальным статусом пациента. Социальный статус как бы «заказывает» определенные физиологические параметры здоровья, а психологический комфорт или дискофморт устанавливает их соответствие. Поэтому, ориентируясь на критерий качества жизни, врач не может не относиться с уважением к автономии пациента (третий принцип биоэтики), принимаемые решения могут быть только коллегиальными, что отвечает стандартам современной биомеди-• цины. И наконец, применение стандарта качества жизни в биоэтике позволяет в значительной степени преодолеть релятивизм четвертого ее принципа — принципа справедли-" вости. Бесконечные споры о том, что считать критерием справедливости, кого считать оценивающим субъектом, кто несет моральную ответственность, если этот принцип нарушен, и т. п. не имеют решения, если отсутствует общий критерий справедливости. Нам представляется, что в понятии «качество жизни» соотнесение индивидуального психосоматического состояния с индивидуальным же социальным статусом как раз и дает инвариант оценки справедливого отношения к пациенту. Этот интересный вопрос, безусловно, нуждается в рассмотрении и более подробном, и более конкретном, но перспективы здесь открываются большие. Практическая значимость применения критерия качества жизни в биоэтике может положительно сказаться, в первую очередь, на деятельности этических комитетов и этических консультантов, поскольку позволяет корректно оценивать целый ряд спорных ситуаций, которые возникают между пациентом и врачом, между пациентом и медперсоналом, а также внутри самого медицинского коллектива. Известно, что если суд руководствуется в своих решениях буквой закона, то этический комитет руководствуется здравым смыслом и знанием принципов биоэтики. Их эмпирическое обоснование, безусловно, поможет разрешению конфликтных ситуаций. Особый интерес представляют специальные проблемы биоэтики, если рассмотреть их в контексте феномена качества жизни. Несомненно, к таким проблемам относится решение вопроса об информированном согласии пациента. Возможно, исследования в этой области позволят скорректировать представления как о степени информированности, так и о том, в какой момент уважение автономии пациента превращается во вред, причиненный бездействием. К сожалению, в последнее время, отрекаясь от скомпрометировавшего себя принципа «врач всегда прав», мы бросились в другую крайность, провозгласив «пациент всегда прав». Никто не бывает прав всегда. Разве что Господь Бог. Поэтому мера правоты врача и пациента — принципиальный для биоэтики момент. А обнаруживается эта мера в исследованиях качества жизни. Хотя они находятся у нас пока в самом начале, предстоит много работы и клиницистам, и специалистам в области биоэтики, и социальным работникам, и особенно представителям социологии медицины, в рамках которой разрабатываются измерительные процедуры для изучения качества жизни.
|