Студопедия — История России 2 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

История России 2 страница






Несомненный интерес представляют публикации учебно-методического характера, содержащие дополнительные материалы по истории России, а также проблемные вопросы, задачи и т. п. Одна из первых в этом плане — работа С. Г. Смирнова «Задачник по истории России» (М., 1995). В учебнике С. Г. Горяйнова, А. А. Егорова «История России IX—XVIII вв.» (М., 1998) каждая тема дополнена выдержками из исторических документов и заданиями к ним. В дидактических материалах JI. М. Ляшенко «История России. XIX век» (М., 2000) и А. Г. Колоскова «История России. XX век» (М., 2000) представлены разнообразные обучающие и проверочные задания раз­личной сложности (традиционные вопросы, работа с документом, тесты, ма­териалы для докладов, дискуссий, исторических сочинений и др.). Вопросы и задания, содержащиеся в учебном пособии Е. А. Гевуркова, В. И. Егорова, А. Г. Колоскова, JI. И. Ларина «История России: проблемы, события, люди (дифференцированные вопросы и задания)» (М., 2000) основаны на исполь­зовании широкого круга исторических источников, имеют обучающую и контролирующую направленность.

В альбом А. Т. Степанищева «История России: IX—XX вв.: Схемы» (М., 2001) включено более 330 логических, про­блемно-логических и структурных схем, графиков, охватывающих более чем одиннадцативековую

историю России. Учебное пособие этого же автора «Ис­тория России: преподавание в школе» ориентирует на понимание концеп­туально-методологических проблем преподавания и изучения истории, осво­ение конкретных методик проведения различных видов и форм занятий, организацию самостоятельной работы учащихся и студентов. Значительное место уделено раскрытию проблем воспитания подрастающего поколения на истории Отечества.

Актуальность взвешенного научного подхода к изучению истории сохраня­ется и даже возрастает в связи с тем, что переосмысление прошлого не обо­шлось без издержек и противоречий. Решать многие проблемы приходится в условиях перехода от одного общественного устройства к другому, в усло­виях коренных изменений в политической системе общества, его экономи­ческих основ, выдвижения новых политических и идеологических парадигм, новых морально-нравственных ценностей.

Задача преподавания истории в современных условиях — показать дей­ствительную историю во всех ее сложностях и противоречиях, с ее светлыми и трагическими сторонами, соблюдая объективность, историческую правду. Такой подход поможет исправить ошибки прошлого, даст подлинное пред­ставление об исторических событиях и явлениях.

Учителя школ и преподаватели высших учебных заведений осознают, что для подлинного понимания истории их ученики должны заглянуть за рамки учебни­ка, увидеть живую историю, понять ее смысл. В процессе преподавания они так или иначе несут «бремя доказательств» по крайней мере четырех истин:

1. ИСТОРИЯ ЕДИНА.

Отражается взаимосвязь между историческими судьбами народов и госу­дарств, показывается, что никто и никогда не мог «отгородиться» от всемир­но-исторического процесса ни высокими стенами, ни дальними расстояния­ми, ни золотом, ни силой. Да, Запад есть Запад, Восток есть Восток, но это лишь разные стороны единой истории человечества.

2. ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННА.

Иллюстрируется неразрывность истории. Ни падение империй, на воца­рение новых царей, ни попытки уничтожения человеческой памяти не могут прервать ее. События многовековой давности живо перекликаются с совре­менностью. Они помогают более точно понять сегодняшний день еще и пото­му, что история все-таки повторяется, и потому, что нынешняя реальность зарождалась порой не только в прошлые десятилетия, но и в минувшие века.

3. ИСТОРИЯ КОНКРЕТНА.

История — это не только проявление общеисторических законов, но и па­мять о реальной жизни живых людей. Императоры и поэты, борцы за свободу и их палачи, мыслители и завоеватели. Жизнь каждого из них помогает нам не только более ярко увидеть их время, но порой и глубже понять сегодняш­ний день.

4. ИСТОРИЯ - ЭТО ИНТЕРЕСНО.

Историю, как и любой предмет, можно преподавать невообразимо скучно. Но кто сказал, что в этом виновата сама история? Важно, вдумываясь в истори­ческие события, задавать себе вопросы: «Почему все произошло именно так? Где причины и истоки?» Интересно вместе с учениками ставить такие вопросы и искать на них ответы.

Изучение гуманитарных дисциплин составляет важную часть общеобра­зовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творче­ского мышления. Курс «Отечественная история» является важным элемен­том в структуре цикла гуманитарных дисциплин. Его изучение призвано дать:

—представление об основных закономерностях и особенностях истори­ческого развития;

— понимание роли России в мировом историческом процессе;

—формирование исторического сознания, т. е. системы взглядов, идей, теорий, концепций, благодаря которым осознается прошлое;

—освоение духовных ценностей, выработанных в ходе исторического развития, и определение собственного отношения к ним; приобщение слу­шателей к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям пред­шествующих поколений россиян, воплощенным в философских и религиоз­ных учениях, искусстве и литературе, народных обычаях и традициях;

—формирование умения использовать полученные знания, самостоя­тельно извлекать их из исторических источников, находить нужную инфор­мацию в разнообразном потоке историко-публицистической литературы;

—развитие способности анализировать и оценивать факты, явления и события, умение раскрыть причинно-следственные связи между ними;

—осмысление новых реалий современной отечественной истории с уче­том культурных и исторических традиций России.

Главная цель курса «Отечественная история» — формирование у учащихся исторического сознания, привитие им навыков исторического мышления.

В структуре целей и задач курса важное место занимает выработка обще- учебных и специальных навыков и умений:

общелогические умения (умение анализировать, классифицировать, правильно соотносить факты и обобщения, оценивать события, устанавли­вать причинно-следственные связи, закономерности общественного разви­тия, определять конкретно-исторические условия той или иной эпохи и т. д.);

поисково-информационные навыки (свободное обращение со слова­рями, справочниками, энциклопедиями, каталогами, умение находить нуж­ную информацию в книгах, сборниках, журналах, умение систематизировать литературу в рамках определенной задачи);

учебно-познавательные навыки (составление тезисов выступлений, научного сообщения, доклада, конспекта, подготовка реферата; умение уча­ствовать в дискуссии, грамотно, логично, доказательно излагать свои мысли).

В настоящее время имеющиеся в распоряжении старшеклассников и аби­туриентов, студентов колледжей, вузов пособия устаревают либо просто исче­зают из продажи вследствие ограниченности тиражей. Все это делает актуаль­ным издание новых учебных пособий по истории России. Французский исто­рик Ф. Бродель утверждал: «Историю постоянно нужно переписывать, она вечно находится в стадии становления и преодоления самой себя». Это сужде­ние применимо не только к описанию исторического процесса, но и к осмыс­лению его науковедческого аспекта.

Особенность предлагаемой нами работы состоит в том, что авторы, не претендуя на исчерпывающее изложение отечественной истории, стреми­лись на основе авторского подхода дать анализ основным событиям и явле­ниям отечественной истории. В нашем учебном пособии содержатся плюра­листические подходы и оценки, дополняющие и обогащающие друг друга; использованы альтернативные исторические концепции, мнения различных научных школ, которые представлены взглядами отечественных и зарубеж­ных авторов на исторический путь России.

Глава 1. ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

• Общая характеристика и варианты периодизации древнейшей истории

• Происхождение человека

• Разложение первобытно-общинного строя

• Характеристика первобытных племен на территории нашего Отечества

• Культура первобытного общества

Общая характеристика и варианты периодизации древнейшей истории. Со­временная наука предполагает, что все многообразие нынешних космических объектов образовалось около 20 млрд... лет тому назад. Солнце — одна из мно­жества звезд нашей Галактики — возникло 10 млрд... лет тому назад. По свиде­тельству ученых, наша Земля — рядовая планета Солнечной системы — имеет возраст 4,6 млрд... лет. В настоящее время принято считать, что человек начал выделяться из животного мира около 3 млн... лет тому назад.

Известно несколько вариантов периодизации человечества на стадии первобытно-общинного строя. Чаще всего пользуются археологической схе­мой, основанной на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяют три периода:

— каменный век (от возникновения человека до IV—III тыс. до н. э.);

— бронзовый век (IV—III тыс. — до начала I тыс. до н. э.);

— железный век (с I тыс. до н. э.).

В свою очередь, каменный век подразделяется на древнекаменный (палео­лит), среднекаменный (мезолит), новый каменный век (неолит) и переходный к бронзе меднокаменный век (энеолит).

Каждый период отличается: 1) степенью развития орудий труда, 2) мате­риалами, из которых они изготавливались, 3) качеством жилья, 4) соответ­ствующей организацией ведения хозяйства.

Первобытная эпоха человечества характеризуется:

— низким уровнем развития производительных сил, медленным их совер­шенствованием;

— коллективным присвоением природных ресурсов и результатов произ­водства;

— равнообеспечивающим распределением;

— социально-экономическим равенством;

— отсутствием частной собственности, эксплуатации человека человеком, классов, государств.

Появление первых австралопитеков ознаменовало зарождение мате­риальной культуры, непосредственно связанной с производством орудий труда, которые и стали для археологов средством определения основных эта­пов развития древнего человечества.

Богатая и щедрая природа того времени не способствовала ускорению этого процесса; только с появлением суровых условий ледниковой эпохи, с усилением трудовой деятельности первобытного человека в его тяжелой

борьбе за существование появляются новые навыки, совершенствуются ору­дия, вырабатываются новые социальные формы.

Путь человечества в условиях первобытно-общинного строя прошел ряд эта­пов: 1) овладение огнем; 2) коллективная охота на крупных животных; 3) при­способление к условиям растаявшего ледника; 4) изобретение лука; 5) переход от присваивающего (охота, собирательство, рыболовство) к производящему хозяй­ству (скотоводству и земледелию); 6) открытие металла (меди, бронзы, железа); 7) создание сложной родоплеменной организации общества.

Темп развития человеческой культуры постепенно ускорялся, особенно с переходом к производящему хозяйству. Но появилась еще одна особен­ность — географическая неравномерность развития общества. Области с не­благоприятной, суровой географической средой развивались по-прежнему медленно, а области с мягким климатом, запасами руд, полезных ископаемых быстрее продвигались к цивилизации.

Гигантский ледник (около 100 тыс. лет тому назад) способствовал появле­нию на планете особого растительного и животного мира в сложнейших кли­матических условиях. В соответствии с этим история человеческого общества делится на три разных периода: 1) доледниковый с теплым субтропическим климатом; 2) ледниковый и 3) послеледниковый. Каждому из этих периодов ^ч^ соответствует определенный физический тип человека: в доледниковый — археоантропы (питекантроп, синантроп и др.), в ледниковый — палеоантропы

(неандертальский человек), в конце ледникового периода, в позднем палеолите, — неоантропы, современные люди.

Происхождение человека. У разных народов в разных районах Земли появление тех или иных орудий труда и форм общественной жизни происходило неодновремено. Шел процесс формирования человека (антропогенез, от греч. «антропос» — человек, «генезис» — происхождение) и формирования че­ловеческого общества (социогенез, от лат. «социетас» — общество и греч. «ге­незис» — происхождение).

Учеными выделяются следующие проблемы антропогенеза: 1) происхожде­ние человека как вида, место и хронология этого явления, определение грани между человеком как деятельно мыслящим существом живой природы и его ближайшими предками; 2) связь антропогенеза с развитием материального производства; 3) расогенез — изучение причин и процессов расово-генетических различий.

Происхождение человека всегда рассматривалось с двух взаимоисключа­ющих позиций: как результат сверхъестественного, божественного, косми­ческого (инопланетарного в современном варианте) начала и как результат эволюционного развития живой природы, как своего рода вершина этого процесса.

В советской науке господствовал эволюционный взгляд на антропогенез. Еще в XVII в. ученые-материалисты, исходя из идеи единства всего животно­го мира, рассматривали человека как часть природы и высказывали мысль о его происхождении от древних человекообразных обезьян. Такой взгляд появился не случайно, так как был накоплен значительный научный мате-

риал, доказывавший биологическое сходство строения организма человека с организмом животных. Основываясь на достижениях естествознания, Ч. Дарвин в своем труде «Происхождение человека и половой отбор» (1871), показав эволюционное единство, закономерность и последовательность раз­вития животного мира, доказал, что человек произошел от древних человеко­образных обезьян.

Древнейшие предки современного человека походили на человекообраз­ных обезьян, которые в отличие от животных умели производить орудия тру­да. В научной литературе этот тип человека-обезьяны получил название homo habilis — человек умелый. Дальнейшая эволюция хабилисов привела к появ­лению 1,5—1,6 млн... лет тому назад так называемых питекантропов (от греч. «питекос» — обезьяна, «антропос» — человек), или архантропов (от греч. «ахайос» — древний). Архантропы были уже людьми. 300—200 тыс. лет тому назад архантропы сменились более развитым типом человека — палеоантро­пами, или неандертальцами (по месту их первой находки в местности Неандерталь в Германии).

Процесс обособления наших отдаленных предков от мира человекообраз­ных обезьян был очень медленным.

Общая схема эволюции человека следующая:

— человек австралопитековыщ

— человек прямоходящий (ранние гоминиды: питекантропы и синантропы);

— человек современного физического вида (поздние гоминиды: неандер­тальцы и верхнепалеолитические люди).

В результате накопления новых антропологических и археологических материалов современная наука предполагает, что процесс формирования лю­дей современного типа проходил на территории, охватывающей Юго-Вос­точную Европу, Северную Африку и Западную Азию. Из этой зоны современ­ный тип человека, как наиболее развитый, расселился по всей территории зем­ли. В результате расселения сложились обширные культурно-исторические общности. Ученые полагают, что эти общности соответствовали языковым семьям, из которых вышли народы, населяющие в настоящее время нашу страну. Выделяют следующие культурно-исторические общности:

— индоевропейская;

— угрофинская;

— тюркская;

— иберийско-кавказская.

Наиболее крупная языковая семья — индоевропейская. Она складывалась на территории современного Ирана и Малой Азии, распространялась на Южную и Восточную Европу, Малую и Центральную Азию и район Индостанского полуострова. Впоследствии индоевропейская культурная общность разделилась на несколько ветвей:

1) славянская: восточные, западные и южные славяне (русские, украинцы, белорусы, поляки, хорваты и т. д.);

2) западноевропейская: англичане, германцы, французы и т. д.;

3) восточная: индийцы, таджики, иранцы, армяне и т. д.

Сложной проблемой является расогенез. Все современное человечество делится на несколько больших расовых стволов — европеоидный, монголоид­ный, негроидный и австралоидный, каждый из которых, в свою очередь, вклю­чает несколько крупных расовых подразделений и большое количество мелких расовых групп. Сложение рас в основном совпадало с границами материков: европеоидная раса сформировалась преимущественно в Европе, негроид­ная — в Африке, монголоидная — в Азии. Каждая большая раса имеет свои характеризующие ее признаки: строение лица, пигментация волос, цвет глаз и т. д. Приобретенные признаки со временем изменялись в определенном на­правлении, исчезали или усиливались. Внутри больших рас — монголоид­ной, негроидной и европеоидной — возникли отдельные крупные ветви. Так, внутри монголоидной расы выделяются южноазиатская, сибирская и амери­канская ветви, негроидная разбивается на две, а внутри европеоидной расы существуют северная и южная ветви.

Исторически развитие человечества шло в постоянном диалектическом единстве разных начал — эволюционного и явления качественного скачка, биологического и социального. Подмена одного другим совершенно исклю­чена. Вместе с тем нельзя забывать, что развитие человечества происходило в постоянном и тесном взаимодействии с природой. И чем совершеннее ста­новился человек, тем активнее он воздействовал на нее, приспосабливал к своим потребностям. Однако в археологические эпохи в отличие от индуст­риальной это приспособление было всегда рациональным, человек мыслил себя только как часть окружающей его природной среды.

Разложение первобытно-общинного строя. Примерно в IV—V тысячелетии до н. э. началось разложение первобытного общества. Основные факторы, способствовавшие этому процессу: 1) неолитическая революция; 2) интенси­фикация земледелия; 3) развитие специализированного скотоводства; 4) по­явление металлургии; 5) становление специализированного ремесла; 6) раз­витие торговли.

С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешел из жен­ских рук в мужские, и мужчина — земледелец и воин — стал главой семьи. Накопление в различных семьях создалось неодинаковое, причем каждая се­мья, накапливая имущество, старалась сохранить его в семье. Продукт посте­пенно перестает делиться среди членов общины, а имущество начинает пере­ходить от отца к детям, закладываются основы частной собственности на средства производства.

От счета родства по материнской линии переходят к счету родства по отцу — складывается патриархат. Соответственно меняется форма семей­ных отношений; возникает патриархальная семья, основанная на частной собственности.

Подчиненное положение женщины сказывается, в частности, в том, что обязательность единобрачия устанавливается только для женщины, для муж­чин же допускается полигамия (многоженство).

Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны — все это вело к возникновению имущественного расслоения среди племен.

Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Скла­дывалась верхушка родовой аристократии, фактически ведавшая всеми дела­ми. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов. Особое значение имело выделение военных вождей и жрецов. Наряду с иму­щественной и общественной дифференциацией внутри родовой общины происходит и дифференциация внутри племени между отдельными родами. С одной стороны, выделяются сильные и богатые роды, а с другой — ослабев­шие и обедневшие.

Признаки распада родового строя:

— возникновение имущественного неравенства;

— выделение знати;

— сосредоточение богатств и власти в руках вождей племен;

— частые вооруженные столкновения;

— обращение пленных в рабов;

— превращение рода из кровнородственного коллектива в территориаль­ную общину.

В разных районах мира разрушение первобытно-общинных отношений произошло не одновременно, разнообразными были и модели перехода к вы­шестоящей формации: некоторые народы образовали раннеклассовые госу­дарства, другие — рабовладельческие, многие народы миновали рабовладель­ческий строй и перешли сразу к феодализму, а некоторые — к колониальному капитализму (народы Америки, Австралии).

Характеристика первобытных племен на территории нашего Отечества. Пе­риоды первобытного общества на территории нашего Отечества соответству­ют основной периодизации (принятой в археологии).

Стоянки первобытных людей открыты на территории Восточной Европы, Северной Азии, Крыма, Кавказа, Сибири и Дальнего Востока. Например, на территории бывшего СССР остатки наземных жилищ, относящихся к ранне­му палеолиту, были обнаружены у села Молодово на Днестре. Они представ­ляли собой овальную выкладку специально подобранных крупных костей ма­монтов. Здесь же обнаружены следы 15 костров, располагавшихся в разных частях жилища. В России открыто около 1500 поселений человека верхнего палеолита. Выбирая места для поселений, люди позднеледниковой эпохи за­ботились прежде всего об удобствах охоты, поэтому поселения располагались обычно у края речных долин, часто группами. Такая группа палеолитических поселений известна на Дону в Воронежской области около сел Костенки и Боршево, на Десне — около Новгорода-Северского, в районе Днепровских порогов. Группами расположены и сибирские древнепалеолитические па­мятники. В отличие от более раннего периода позднепалеолитические жили­ща более совершенны. Большие, соединенные вместе жилища и поселки, со­стоящие из отдельных маленьких хижин, подтверждают вывод о сосущество­вании общин и общинного хозяйства. Внутри же общин отдельные жилища и очаги крупных жилищ могли принадлежать отдельным парным семьям.

В развитом неолите на европейской территории России наблюдаются зна­чительные изменения в размещении культур, образуется много новых архео-

логических культур, что связано с развитием хозяйства в целом, с изменени­ем этнического состава неолитического населения, перемещением неоли­тических племен. Большое влияние на этот процесс оказали племена ямочно- гребенчатой керамики, с которыми связано происхождение многих лесных неолитических культур в бассейне Волги и Оки: верхневолжской, валдайской, рязанской, белевской.

Племена так называемой белевской культуры (названа по поселению г. Белева) занимали, например, район верхнего течения Оки. Для нее характерно широкое применение при изготовлении орудий массивных и длинных ножевидных пластин. Из них делали узкие и длинные листовидные кинжалы и на­конечники стрел. Вместе с тем в этой культуре долгое время существовали резцы палеолитического облика и скребла. Поверхность сосудов покрыва­лась узором в виде ромбических или овальных вдавлений.

Неолитические культуры в Приамурье, Приморье и на северо-востоке Азии были открыты относительно недавно. Их открытие и исследование связано в основном с работами академиков А. П. Окладникова и А. П. Деревянко.

В бассейне Амура известны четыре неолитические культуры: новопетров­ская, громатухинская, осиново-озерская и нижнеамурская. В конце неолита у племен Дальнего Востока произошло разделение труда: одни стали зани­маться земледелием, другие — рыболовством, охотой и собирательством, что определило особенности их развития в будущем. В целом на территории на­шей страны в истории первобытного общества выделяется несколько этапов по степени развития производительных сил, общественной организации, а также формам хозяйства и движения от более низкой ступени к более высо­кой — от каменного века к бронзовому, от бронзового — к железному.

Важным этапом в истории первобытного человека стала первая экономи­ческая революция (неолитическая), когда произошел переход от присваиваю­щего хозяйства к производящему. По мере углубления общественного разделе­ния труда и роста его производительности в первобытном обществе усилился обмен, возник прибавочный продукт, что стало основой появления частной собственности и имущественного неравенства. На смену первобытному об­ществу на территории России пришло феодальное общество.

Культура первобытного общества. По мнению исследователя А. И. Черно- козова, первобытная культура — это сложное явление, которое поражает во­ображение ученого-исследователя, но не примитивностью, а уникальным и величественным, даже по космическим масштабам, скачком к высшему со­стоянию.

Целостно осмыслить антропосоциогенез помогают прежде всего следую­щие факты:

1) вымирание за феноменально короткий естественно-исторический пе­риод 30 видов и 20 родов высокоразвитых приматов, самых современных в пределах биологической формы существ, процветавших в третичном перио­де. Исследователей поражает огромное морфологическое разнообразие этих существ: от гигантопитека — существа весом около 500 килограммов — до че­ловекоподобного существа размером с кошку;

2) использование первых каменных орудий в конфликтах с себе подобны­ми (почти все черепа австралопитеков несут на себе следы ударов каменными орудиями). Есть заключения антропологов о необычайно частых случаях на­сильственной смерти. И в этом смысле правильнее было бы говорить не о ка­менных орудиях, а о каменном оружии.

В изучении культуры первобытного человека используют археологический и этнографический методы.

Археологические находки — это в основном орудия труда, соответствую­щие определенным историческим эпохам. В период палеолита — остроко­нечники, скребла, шила-проколки. В более поздний период наряду с длин­ными охотники делают более короткие копья-дротики, которые можно ме­тать на большое расстояние.

Одним из самых значительных достижений периода верхнего палеолита стало открытие нескольких способов добычи огня. Первым способом стало высе­кание искры при резких ударах кремня о рудный минерал пирит. Вторым спо­собом было добывание огня трением дерева о дерево, но достоверность данных о широком применении этого способа до сих пор вызывает у ученых сомнения.

Формирование зрелой формы социального организма связано со становле­нием материнского рода. С помощью установления определенных традиций в нем научились регулировать отношения между полами, способы и формы воспитания детей. Сформировалась структура коллективистского сознания. Возникли определенные виды мифологического сознания, которые включали в себя первые формы: религиозные, моральные, технологические, трудовые.

К сожалению, исследователям до сих пор не удалось найти произведения искусства, которые относятся к более раннему, чем поздний палеолит, исто­рическому периоду. Самым распространенным скульптурным изображением в этот период были женские статуэтки.

У каждого племени возникали свои боги, свои почитаемые мифологиче­ские существа. Эта вера изначально уходит корнями в почитание духов приро­ды. Кроме того, каждое племя имеет своих священных предков, которые чаще всего отождествляются с некоторыми животными. Такая система верований получила название тотемизм.

Другим характерным для мифа верованием является фетишизм. Фети­шизм есть обожествление особого предмета, который воспринимается как носитель демонических сил и который мистически связан с судьбой данного племени. Предмет, к которому относятся подобным образом, и есть фетиш.

В условиях первобытного общества получает развитие магическое искус­ство. Магия не могла влиять на объективные свойства вещей, но она в пол­ной мере владела психикой первобытного человека. Магические слова и об­ряды воздействовали на человека — и не на его разум, который был еще слишком слаб и неразвит, а на его бессознательное. Магия не могла физиче­ски вызвать дождь или обеспечить урожай, но она внушала людям сплочен­ность, оптимизм и успех в трудном и опасном деле.

В целом в первобытной культуре проявляются сущность человека, его органическая связь с природой, перспективы дальнейшего развития.

Глава 2. РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ЗАКАВКАЗЬЯ, СРЕДНЕЙ АЗИИ И ПРИЧЕРНОМОРЬЯ.

ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ (I тыс. до и. э.-IV в. н. э.)

• Особенности образования древнейших рабовладельческих государств

• Предшественники древних славян

• Прародина славян и их этногенез

Особенности образования древнейших рабовладельческих государств. Пер­вые рабовладельческие цивилизации возникли в эпоху бронзового века в по­лосе с благоприятным климатом, протянувшейся от Средиземноморья до Китая: деспотии Древнего Востока, Греция, Рим, Индия и Китай. Рабовладе­ние просуществовало как господствующая во всемирно-историческом мас­штабе форма организации жизни до III—V вв. н. э.

Предпосылки создания государственности складывались на протяжении сотен лет. Форма первых цивилизационных отношений могла быть различна: в одних условиях — рабовладельческой, в других — феодальной. Процесс пере­хода от первобытно-общинных отношений к цивилизации растянулся на не­сколько тысяч лет; у народов Древнего Востока он протекал в III тысячелетии до н. э., а у некоторых народов он начался только в XIX в. н. э.

На территории Закавказья, Средней Азии и Причерноморья складывались крупные рабовладельческие государства, предшествующие появлению фео­дального общества и оказавшие влияние на ход мировой истории.

В рабовладельческом и феодальном обществах существовали как свобод­ные общинники, так и рабы, хотя последние при феодализме не играли глав­ной хозяйственной роли. Различие между этими обществами состояло в том, что рабовладение было основано на принудительном использовании в господ­ском хозяйстве труда людей, полностью являющихся собственностью их гос­подина и не имевших своих средств производства, а феодализм — на принуди­тельной эксплуатации труда людей (крестьян), ведущих свое хозяйство и обла­дающих средствами производства (кроме земли, принадлежащей господину). Однако и при переходе к феодализму непосредственно от первобытного обще­ства рабство имело значительное место (патриархальная форма рабства).







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 368. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия