Студопедия — История России 48 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

История России 48 страница






Чтение журналов и книг стало не просто модой, но и насущной потребно­стью для образованного общества. Уникальные для начала века библиотеки Д. П. Бутурлина или А. И. Мусина-Пушкина к 40-м гг. уже перестали вызы­вать удивление. Иметь частную библиотеку стало признаком «хорошего тона». Расширилась книжная торговля (например, большой популярностью пользовалась книжная лавка Смирдина в Петербурге).

В конце XVIII—первой половине XIX в. в России законодательно офор­милась сословная система образования. Основным проводником просве­щения оставались школы и высшие учебные заведения. В 1802 г. было уч­реждено Министерство народного просвещения, с 1804 г. по распоряжению Александра I страна была разделена на 6 учебных округов.

Центрами учебных округов стали университеты. К трем имевшимся университетам (Московскому, Виленскому, Дерптскому) добавились Петер­бургский, Харьковский и Казанский. При университетах в губернских городах открывались гимназии, в уездных — училища. Открывались и специализирован­ные учебные заведения — кадетские корпуса, Техническое училище, Строганов­ское училище декоративно-прикладного искусства, Педагогический, Лесной и Межевой институты, Медико-хирургическая академия, Лазаревский инсти­тут восточных языков и др. Низшей ступенью образования стали одногодич­ные приходские училища, в которых обучались государственные крестьяне (особенно после проведения реформы П. Д. Киселева). Школьное обучение не было предусмотрено для крепостных крестьян. Лишь единицы могли по­лучить основы грамотности у приходского дьячка.

Образцовым учебным заведением был Царско-сельский лицей. Программа преподавания в нем практически соответствовала университетской. Лицей дал образование литераторам — А. С. Пушкину, И. И. Пущину, А. А. Дельви­гу, М. Е. Салтыкову-Щедрину; дипломатам — А. М. Горчакову и Н. К. Гирсу; министру народного просвещения Д. А. Толстому; публицисту Н. Я. Дани­левскому и др.

Система женского образования складывалась постепенно. В начале XIX в. только дворянки получили возможность обучаться в женских гимназиях (средних учебных заведениях), созданных по образцу Смольного института благородных девиц. Программа была рассчитана на 7—8 лет обучения и включала арифметику, словесность, историю, иностранные языки, музыку, танцы, домоводство.

В начале XIX в. в Петербурге и Москве были созданы школы для девушек, отцы которых имели обер-офицерское звание. В 30-е гг. открылось несколь­ко школ для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев. Однако основная масса женщин была лишена возможности получить даже начальное образование. Поступать в университеты женщинам было запрещено. Их до­пустили туда на правах вольных слушательниц только на рубеже 70—80-х гг. В 70-е гг. на частные средства были организованы высшие женские курсы

с университетской программой в Москве (проф. В. И. Герье), в Казани, в Кие­ве и Петербурге (проф. К. Н. Бестужев-Рюмин).

Домашнее образование по-прежнему имело значительное распростране­ние. Основное внимание уделялось изучению иностранных языков, словес­ности, музыки, живописи, правил поведения в обществе.

К концу 50-х гг. всего 6% населения России умели читать и писать. Си­туация стала меняться к лучшему после 1864 г., когда было принято «Положе­ние о начальных народных училищах». Хотя оно и не создало преемственности между начальной и средней школами, но отчасти решило задачу обучения де­тей «полезным знаниям». В те же годы открылись учительские семинарии (педагогические училища), получили распространение трехгодичные зем­ские школы, крестьянские школы грамотности. К сожалению, в деле образо­вания либеральный дух царил недолго. После выстрела Д. В. Каракозова в 1866 г. пост министра народного просвещения занял Д. А. Толстой, кото­рый начал борьбу с реформами своего предшественника А. В. Головина.

Новый министр ввел институт инспекторов народных училищ с полицей­скими функциями, поставил во главе Советов училищ предводителей дворян­ства, многие из которых не имели ничего общего с педагогикой. В начальных школах по-прежнему видели только специальные учреждения для крестьян. Они не имели связи со средними школами. Земским школам противопоставили церковно-приходские, на развитие которых с 1884 г. отпускались значительные бюджетные средства.

Средним звеном образования считались семилетние гимназии и прогимна­зии двух типов: классические и реальные. Они давали общее образование и го­товили учащихся к поступлению в университеты или другие высшие учебные заведения. Д. А. Толстой постарался придать гимназиям «классический» ха­рактер, насаждая в них преподавание древних языков и древней истории вместо естественных наук. Эти гимназии трудно назвать и гуманитарными учреждениями, так как преподавание русской словесности, новой истории, философии было в них сокращено. Основа концепции: отвлечь учащихся от насущных общественно-политических проблем, сформировать у них офи­циально-религиозное мировоззрение.

В 70-е гг. исключение учащихся из гимназий достигло особого масштаба. Исключили до 60% детей. Вершиной борьбы «верхов» за умы молодежи стал приказ, принятый в 1887 г. и получивший название циркуляра «о кухаркиных детях». Он предписывал начальникам гимназий и прогимназий принимать в свои учебные заведения «только таких детей, которые находятся на попече­нии лиц, представляющих... ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении необходимых удобств». Формулировка оставляла место для широкого толкования и лишала среднего образования большое ко­личество детей.

Во второй половине XIX в. продолжала расширяться сеть высших учебных заведений. В 1865 г. в Новороссийский университет был преобразован Ришель- евский лицей в Одессе, а в 1888 г. открыт университет в Томске. В 60—70-е гг. приняли первых студентов почти 60 новых высших учебных заведений, среди

них Петербургский технологический и Горный институты, Московское высшее техническое училище, Петровско-Разумовская сельскохозяйственная академия, консерватории в Петербурге и Москве.

В политике правительства по отношению к образованию имели место противоречивые тенденции. С одной стороны, многие государственные деяте­ли осознавали растущую потребность в образованных или хотя бы грамотных людях. С другой стороны, опасались распространения нежелательных идей. Система образования находилась под постоянным контролем государства. Программы образовательных учреждений наполнялись религиозным содер­жанием и принципами, воспитывавшими монархические чувства.

Наука. Становление капитализма в России требовало увеличения количе­ства технических работников, новых открытий. XIX в. — время расцвета есте­ственных и гуманитарных наук.

Появилась целая когорта талантливых ученых-естественников: физиков, химиков, биологов, математиков и др. У истоков учения о клетке как основном элементе строения растений и животных стояли Я. И. Кайданов и П. Ф. Горяи- нов. Переворот в математике произвел Н. И. Лобачевский, ставший в 23 года профессором Казанского университета. В 1826 г. он предложил новую неевк­лидову систему геометрии, которая была по достоинству оценена математи­ками лишь полвека спустя. Основы новой науки — эмбриологии — заложили труды академика К. М. Бэра.

В 1834 г. нижнетагильские мастеровые Черепановы построили первую в России железную дорогу с паровой тягой, а академик Б. С. Якоби сконст­руировал первый практически работающий электромотор. В 1838 г. он при­способил его для установки на железнодорожную тележку, т. е. сделал попыт­ку создать электровоз.

В 1842 г. профессор Казанского университета И. И. Зинин осуществил синтез анилина — вещества, употребляемого в качестве красителя в текстиль­ной промышленности. До этого подобный краситель добывался из индиго, растения, привозимого из-за границы. В те же годы П. П. Аносову удалось найти связь между строением и свойствами металлов, что помогло ему найти тайну древнего булата. Во многом благодаря его работам родилась новая от­расль науки — металлография.

Совершенствовались медицинские знания. К середине XIX в. в России на­считывалось до 10 тыс. врачей. Многие тысячи солдат, офицеров и граждан­ских лиц были спасены применением антисептических средств при хирур­гических операциях, предложенных замечательным хирургом Я. И. Пирого- вым. Он же впервые в России начал широко использовать обезболивание и уже в 1847 г. проводил операции под эфирным наркозом.

Во второй половине XIX в. русскую науку прославили имена С. В. Кова­левской (математика), Д. И. Менделеева, Я. Я. Зенина, А. М. Бутлерова (хи­мия), А. Г. Столетова, П. Я. Лебедева, А. С. Попова (физика), К. А. Тимирязева (биология), А. Ф. Можайского, Я. Е. Жуковского, К. Э. Циолковского (самоле­тостроение и космонавтика). Были получены первые патенты на самолет, пе­редана первая радиограмма, изобретена система электронного воспроизведе-

ния изображения, открыта периодическая система химических элементов, обоснована мутационная теория эволюции, оживлено изолированное сердце человека через 20 часов после его остановки, доказан эффект давления света на твердые тела, обоснована гипотеза о существовании других населенных миров.

Крупный вклад в мировую науку сделали русские географы и путеше­ственники. В 1803—1806 гг. Ю. Ф. Лисянский и И. Ф. Крузенштерн на кораблях «Надежда» и «Нева» совершили первое в истории России кругосветное путе­шествие. В ходе экспедиции была уточнена карта мира, открыто несколько островов, составлено описание быта населения Камчатки и Сахалина.

Во время экспедиций русских мореплавателей М. П. Лазарева и Ф. Ф. Бел­линсгаузена на военных судах «Восток» и «Мирный» к Южному полюсу была открыта Антарктида (1821). Русские путешественники Г. И. Невельской, В. М. Го- ловнин, О. Е. Коцебу, Ф. П. Литке, Ф. П. Врангель собрали богатый научный материал о водных и сухопутных районах Северного Ледовитого океанов.

П. П. Семенов- Тян-Шанский, руководитель Русского императорского гео­графического общества, первым из европейцев исследовал Тянь-Шань, орга­низовал в 1870—1885 гг. ряд экспедиций в Центральную Азию (под руковод­ством Н. М. Пржевальского), в Новую Гвинею (Н. Н. Миклухо-Маклай).

Этот период стал временем расцвета научных обществ, которые пропаган­дировали успехи наук, добивались выделения средств на их развитие, давали возможность ученым общаться друг с другом, координировали их работу, по­зволяли сосредоточить внимание на изучении важнейших вопросов и прове­дении совместных исследований. Велика роль Русского химического обще­ства, Общества русских врачей, Русского астрономического общества, Мате­матических обществ в Москве, Харькове, Казани. Работали открытые ранее Московское общество исследователей природы, Минералогическое общество, Русское географическое общество.

Значительный вклад в науку внесли и ученые-гуманитарии. Подлинный научный и гражданский подвиг совершил Н. М. Карамзин, написавший «Ис­торию государства Российского». Работа ученого продолжалась с 1804 г., когда он был назначен официальным историографом, и до самой его смерти в 1826 г. Тщательный анализ летописей (многие из которых были введены в научный оборот впервые), государственных актов, иностранных хроник, историческо­го эпоса сделали его первым — по значению и месту — русским историком. Выразительный слог и яркие характеристики государственных деятелей по­зволили А. С. Пушкину назвать Н. М. Карамзина «последним летописцем». «История государства Российского» сохраняет свою ценность и в настоящее время.

В 1866 г. в Петербурге открылось Русское историческое общество, а через год начато издание его сборников. Стали издаваться научные журналы «Русский архив», «Русская старина», «Исторический вестник», «Древняя и новая Россия».

Тщательный сбор источников, интерес к истории своего народа и госу­дарства были характерны для К. Д. Кавелина, Т. Н. Погодина, Т. Н. Грановско­го, Н. Г. Устрялова и др. Важное значение для исторической науки имели со­зданная С. М. Соловьевым 29-томная «История России с древнейших времен»,

«История России в жизнеописаниях ее важнейших деятелей» Н. И. Костомаро­ва, многочисленные работы В. О. Ключевского. Значительными были работы русских этнографов — Н. Н. Миклухо-Маклая, Н. М. Пржевальского и восто­коведов — В. П. Васильева, В. С. Голенищева.

Важные проблемы обсуждались в русской экономической литературе. В работах государственного деятеля адмирала Н. С. Мордвинова, декабриста Я. И. Тургенева, славянофила Ю. Ф. Самарина анализировались перспективы отказа России от устаревших отношений в экономике, постепенного приоб­щения к европейским достижениям. Они отвергали представление о русском крестьянине как о неповоротливом и нерадивом хозяине. Продолжало свою деятельность Вольное экономическое общество, старавшееся помочь помещи­кам и владельцам мануфактур практическими советами.

Появились оригинальные научные работы философов — С. С. Гогоцкого «Философский лексикон», Я. Я. Страхова «Мир как единое целое» и др. Круп­ный вклад в изучение русского языка внес филолог И. И. Срезневский.

Местом хранения вещественных памятников, представлявших истори­ческую, культурную и художественную ценность, стали общедоступные му­зеи. Музейное дело быстрыми темпами развивалось и в провинциальных го­родах: Барнауле, Оренбурге, Феодосии, Одессе и др. В 1831 г. был основан Румянцевский музей в Петербурге. Он содержал книги, рукописи, монеты, эт­нографические коллекции. Все это было собрано графом К. П. Румянцевым и передано после его смерти государству. В 1961 г. собрание было перевезено в Москву и послужило основой Румянцевской библиотеки (ныне — Россий­ская государственная библиотека). В 1852 г. в Эрмитаже коллекция произве­дений искусства была открыта для публичного доступа.

Литература. В литературе XIX в. закладывались те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: народность, пат­риотизм, поиск социальной справедливости. Литература становилась важ­ным средством формирования общественного сознания.

На рубеже XVII—XIX вв. классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего творческого пути к этому художественному методу пришел поэт Г. Р. Державин. Ярчайшим представителем русского сентиментализма был писатель и историк Я. М. Карамзин. Призывая жить сердцем, следовать лучшим человеческим побуждениям, сентиментализм будил интерес к лич­ности, частной жизни человека.

В начале XIX в. широкое распространение и в России, и в других европей­ских странах получает романтизм. В русском романтизме прослеживается ряд течений:

— творчество В. А. Жуковского — «салонный романтизм». В балладах он вос­создавал мир поверий, рыцарских легенд, далеких от реальной действительно­сти, наполненных размышлениями о добре и зле, смысле жизни, любви, друж­бе. Широко известны поэтические переводы, выполненные Жуковским;

— одним из талантливейших поэтов был К. Я. Батюшков. Переломным моментом в его творчестве стала Отечественная война 1812 г. и участие в за­граничных походах русской армии. От легкой поэзии, воспевающей радости

жизни, он переходит к романтической лирике, элегическим раздумьям об ис­тории и ценности человеческой жизни (»К Дашкову», «Тень друга», «Таври­да» и др.);

3) поэты и писатели-декабристы (К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. А. Бес­тужев- Марлинский) призывали к борьбе против самодержавно-крепостни­ческих порядков, выступали за идеалы свободы и служения Родине.

Романтизм оказал заметное влияние на раннее творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. В 30—40-е годы особой популярностью пользовались ро­мантические повести Н. А. Полевого, В. Ф. Одоевского, исторические романы М. П. Загоскина, И. И. Лажечникова.

Во второй четверти XIX в. в русской литературе начал утверждаться реа­лизм. В творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Нек­расова, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова и др. проявились характерные черты этого направления: правдивое отображение действительности, показ чувств простого человека, глубокие раздумья о судьбах Родины и народа.

XIX в. — время расцвета литературных салонов и объединений. Расцвет объяснялся не только потребностями самой литературы, но и стремлением писателей найти место в общественной жизни страны. Наиболее влиятель­ными и противостоявшими друг другу в то время литературными объедине­ниями были «Беседа»(Г. Р. Державин, А. С. Шишков) и «Арзамас»(В. А. Жу­ковский, Д. Н. Блудов, А. И. Тургенев и др.).

Важное значение для развития литературы имела деятельность «толстых» литературных журналов «Современник» и «Отечественные записки». Основате­лем «Современника» был А. С. Пушкин, а с 1847 г. его возглавил и Н. А. Некра­сов и В. Г. Белинский. В 40-е гг. XIX в. «Отечественные записки» объединяли вокруг себя наиболее талантливых писателей того времени — И. С. Тургене­ва, А. В. Кольцова, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина. В этих жур­налах возникло новое явление для России — литературная критика. «Совре­менник» и «Отечественные записки» стали центрами литературных объеди­нений и выразителями разных общественно-политических взглядов.

Архитектура. XIX век — время расцвета русского градостроительства. В начале века главным архитектурным стилем был классицизм. С наиболь­шей полнотой достижения русского классицизма воплотились в творчестве А. Н. Воронихина, А. Д. Захарова, Ж. Тома де Томона и К. И. Росси.

Крепостной графа Строганова А. Н. Воронихин получил вольную в 1786 г. и учился зодчеству у знаменитых архитекторов В. И. Баженова и М. Ф. Каза­кова. Главное дело его жизни — возведение в 1801—1811 гг. Казанского собо­ра в Петербурге. При строительстве купола собора впервые в России были применены металлические конструкции. В создании скульптур Казанского собора участвовали крупнейшие мастера: И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин и др. В эти же годы А. Н. Воронихин возвел здание Горного института в Петербурге и парковые сооружения в Павловске.

А. Д. Захаров получил признание за разработку стрелки Васильевского острова в столице. Самым крупным из сохранившихся сооружений, создан­ных А. Д. Захаровым, является Адмиралтейство. В начале XIX в. несколько

крупных построек создал швейцарец Ж. Тома де Томон. Значительным его успехом стало здание Биржи на стрелке Васильевского острова в Петербурге. Участие в создании важнейших сооружений столицы принадлежит крупней­шему зодчему Петербурга — К. И. Росси: здание Главного штаба и Министер­ства на Дворцовой площади, ансамбль Михайловского дворца (ныне Русский музей), ансамбль Александровского театра, здание Сената и Синода.

В 30—50-е гг. в русской архитектуре появились черты, связанные с рожде­нием нового направления, именуемого «историзмом» или «эклектикой». Это направление отличал глубокий интерес к древнеегипетскому, арабскому, ин­дийскому, греческому, готическому и византийскому стилям, их сочетаниям.

С именем О. И. Бове связано строительство в Москве Торговых рядов, со­здание Театральной площади и Большого театра, Первой Градской больни­цы, Триумфальной арки. Реконструкцией здания Московского университе­та, полностью изменившей его фасад, и строительством Опекунского совета на Солянке занимался Д. И. Жилярди. А. Л. Витберг создал проект храма на Воробьевых горах в память о победе России в Отечественной войне 1812 г. По проекту А. А. Монферана в Петербурге был создан Исаакиевский собор — са­мое высокое здание России того времени и возведена Александровская ко­лонна на Дворцовой площади столицы.

В провинциальных городах также работали талантливые архитекторы. По проекту В. П. Стасова в Омске был возведен Никольский казачий собор. В Одес­се по проекту А. И. Мельникова создан ансамбль Приморского бульвара с по­лукруглыми зданиями.

Живопись. Для русской живописи XIX век — время расцвета и исканий. Официально признанным методом был классицизм, хотя романтизм и реа­лизм получили достаточное распространение. Академия была консерватив­ным учреждением и требовала строго следовать канонам классицизма, поощ­ряла написание картин на библейские и мифологические темы.

Одним из крупнейших портретистов был О. А. Кипренский, в творчестве которого наиболее ярко отразились романтические искания художников. Его автопортрет, портреты Д. В. Давыдова, Е. Л. Ростопчинской, В. А. Жуковско­го, А. С. Пушкина выразили новое представление о ценности личности, ее неповторимости, о содержании внутреннего мира человека. О. А. Киприен- ский — первый художник, который, по словам А. А. Иванова, «вынес имя русского в известность в Европе».

В. А. Тропинин, как и О. А. Киприенский, был сыном крепостных, по ми­лости владельца окончил Академию художеств и начал с портретной живо­писи. Известен его портрет А. С. Пушкина. В историю русской живописи В. А. Тропинин вошел не только как портретист, но и как создатель особого вида жанровой картины — поясного изображения человека, занятого не­сложным привычным делом («Пряхи», «Кружевница»).

Форму многофигурной композиции, в которой большую роль играл пейзаж или интерьер, разрабатывал А. Г. Веницианов («На пашне. Весна», «Гумно», «На жатве. Лето» и др.). Неповторимым мастером цвета был К. П. Брюллов (карти­ны «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», «Итальянский

полдень» и др., портреты «Всадница», «Портрет графини Ю. П. Самойловой с воспитанницей Амалицией», «Портрет княгини Е. П. Салтыковой»). Особую славу художнику принесло полотно «Последний день Помпеи».

Величайший русский художник А. А. Иванов работал над философско-исторической картиной «Явление Христа народу» большую часть своей жизни. Искреннее религиозное чувство, воплощенное с необыкновенной глубиной, идеи спасения человечества волнуют людей и в настоящее время. Новые идеи принес в бытовой жанр П. А. Федотов («Свежий кавалер», «Сватовство майо­ра», «Завтрак аристократа» и др.).

В 50—60-е гг. XIX в. получило развитие критическое изображение дей­ствительности. Таковы произведения В. Г. Перова «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и др. В своих исканиях Перов не был одинок, рядом с ним творила целая плеяда его единомышленников: Н. В. Неврев, В. В. Пукирев, И. М. Прянишников и др.

Виднейшим организатором и идеологом молодого поколения художни­ков был Н. И. Крамской, а его теоретиком — В. В. Стасов. Новое направление объявило о разрыве с официальным искусством, в котором господствовал академический классицизм.

В 1863 г. четырнадцать наиболее талантливых учеников Академии худо­жеств отказались от участия в обязательном конкурсе на мифологическую тему и демонстративно покинули стены Академии, образовав Артель петер­бургских художников. В 1870 г. ее сменило «Товарищество передвижных выста­вок», в котором состояли И. Н. Крамской, В. М. и А. М. Васнецовы, И. И. Леви­тан, В. Д. Поленов, И. Е. Шишкин, В. И. Суриков, И. Е. Репин и др.

Важную роль в развитии русского искусства сыграло создание первой рус­ской национальной галереи. С 1856 г. московский купец П. М. Третьяков стал коллекционировать выдающиеся произведения русского изобразительного искусства. Его частное собрание стало основой одного из богатейших нацио­нальных музеев мира — Третьяковской галереи.

Скульптура. В первой половине века активно развивалось искусство скульптуры, особенно скульптуры монументальной. И. П. Мартос (памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве), В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов (скульптуры Арки Главного штаба), замечательный медальер Ф. П. Толстой, И. П. Витали (многофигурные композиции на зда­ниях технического училища, Сиротского института, Триумфальных ворот), Я. К. Клодт («Укрощение огня» на Аничковом мосту в Петербурге, памятник И. А. Крылову в Летнем саду, памятник Николаю I у Исаакиевского собора) составляют славу и гордость русской культуры. Их работам свойственно вы­сочайшее мастерство.

Музыка. Многовековое народное творчество создало основу для развития национальной музыкальной школы. Сочетание народных мотивов с роман­сом привело к появлению особого жанра — русского романса {А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Л. Гурилев).

Начало нового этапа в развитии русской музыки тесно связано с именем М. И. Глинки, огромное значение для которого имело общение с замечатель-

ными поэтами А. С. Пушкиным, А. А. Дельвигом, В. А. Жуковским. М. И. Глин­ка создал первые классические образцы национальной оперы, симфониче­ской и инструментальной музыки. Его оперы «Жизнь за царя» («Иван Суса­нин») и «Руслан и Людмила» дали начало двум основным направлениям в русском оперном искусстве XIX в. — народно-героическому и легендарно- сказочному. Оркестровые сочинения М. И. Глинки «Арагонская хота», «Ка­маринская» оказали огромное влияние на русскую симфоническую классику. Особое внимание декламационной песне и опере уделял внимание А. С. Дар­гомыжский (романсы и песни «Титулярный советник», «Старый капрал», опера «Русалка»).

Творчество композиторов и исполнителей первой половины XIX в. под­готовило основу для возникновения в конце 50-х гг. Русского музыкального общества, а затем и «Могучей кучки», творческого союза выдающихся компо­зиторов: М. А. Балакирева, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского- Корсакова, Ц. А. Кюи. Девизом союза стали слова М. П. Мусоргского: «К но­вым берегам!», которые символизировали стремление к новаторству, поиску, использованию не только богатого европейского опыта, но и главным обра­зом традиций народной музыки.

Театр. Для театральной жизни России характерно существование различ­ных видов театров: 1) крепостные — принадлежащие русским аристократи­ческим фамилиям (Шереметьевым, Апраксиным, Юсуповым и др.); 2) го­сударственные — Александринский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве; 3) частные — «развлечение и польза», «Московский худо­жественный общедоступный театр», «Свободный театр» и др.

В театре XIX в. господствовал классицизм и сентиментализм. Позднее появи­лись романтические пьесы. Ставились произведения европейских (Ф. Шиллер, В. Шекспир) и отечественных авторов. Особенно популярен был Н. В. Ку­кольник, написавший ряд исторических пьес. Успехом пользовались сатири­ческие комедии Д. И. Фонвизина, И. А. Крылова. В 30—40-е гг. XIX в. под влия­нием отечественной литературы в театральном репертуаре стали утверждать­ся реалистические традиции. Крупным событием культурной жизни стала постановка пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор».

Талантливые артисты — В. А. Каратыгин, П. С. Мочалов, Е. С. Семенова, М. С. Щепкин, М. Н. Ермолова, А. П. Ленский, М. Г. Савина, В. Н. Комиссаржев- ская, К. А. Варламов и др. — закладывали основы русской театральной жизни.

3. Русская культура на рубеже XIX—XX вв. (с конца XIX в. до 1917 г.)

Культура России конца XIX—начала XX в. имела основу в художествен­ных традициях, эстетических и моральных идеалах «золотого века». С особой силой в творчестве, как и в сложной социальной жизни, заявило о себе чув­ство личности в человеке, его достоинстве и ценности. Оно проявлялось в са­мых противоречивых и многообразных отношениях — к истории, религии, революции и ее различным силам, к природе, к структуре самой личности в ее важнейших аспектах — личность и свобода, личность и народ, личность и культура, позиция интеллигенции, личность интеллигента, его одиночество

и раздвоение. В России оформился особый историко-художественный пери­од, который его современники назвали «серебряным веком» (в сравнении с «золотым») русской культуры.

У исследователей нет единого мнения о хронологических рамках «серебря­ного века». Тем не менее его началом правомерно считают знаменитую речь Ф. М. Достоевского на открытии памятника Пушкину в Москве (1880), а кон­цом — речь А. А. Блока «О назначении поэта» (1921), тоже посвященную «сыну гармонии». Две активно действующие тенденции, связанные с именем Пушкина и Достоевского, заявляют о себе как о культуре «серебряного века», так и всего нынешнего — гармоническая и трагедийная.

Россия переживала в тот период времени невероятно интенсивный интел­лектуальный подъем, в первую очередь — философии и поэзии, по мнению Н. А. Бердяева, «русский культурный ренессанс». Ему принадлежит и другое определение этого периода — «серебряный век». Это — не столько хроноло­гический период и тем более не сумма философских, литературно-эстетических, искусствоведческих и общественно-политических течений, школ или направлений, сколько образ мышления художника, его миропонимание.

Неповторимость «серебряного века» проявляется прежде всего в «пограничности» сложившейся в России ситуации с мощнейшим конфликтом эпох, который одним представлялся закатом европейской цивилизации, кризисом христианского сознания, другим — выходом в обновленную жизнь и искусст­во, возможностью достичь заветных творческих высот. «Мы — дети страш­ных лет России — забыть не в силах ничего», — скажет о себе и своих совре­менниках А. А. Блок.

Духовная жизнь России этого периода отличалась небывалой насыщен­ностью, продолжением прекрасных художественных традиций, стремлением обновить поэтический язык, желанием воскресить к новой жизни чуть ли не все образы и формы, рожденные человеческой культурой, и вместе с тем мно­жеством экспериментов, где делалась принципиальная установка на «новиз­ну» (появляется понятие «модерн», «модернизм»). В то же время в политике правительства по отношению к культуре прослеживались две тенденции. С одной стороны, обеспечение удовлетворения социокультурных потребно­стей государства. Около 10% государственного бюджета тратйлось на куль­турные нужды, медицинскую помощь и социальное призрение. С другой сто­роны, формирование общественного сознания в духе теории «официальной народности», ограничение демократизации образования, усиление цензуры и влияния церкви на общество.

В этих условиях размежевание творческих сил способствовало расколу ху­дожественного мира на два полярных сознания, основанных на альтернатив­ном восприятии эпохи «канунов и надежд». В самом общем плане их можно рассматривать как приверженность к духовному наследию прошлого или его отрицание. Экстенсивный в своих глобальных исканиях, «серебряный век» был интенсивным в творческом содержании. Художникам во всех сферах ис­кусства было тесно в рамках установленных классических правил. Активный поиск новых форм содействовал появлению символизма, акмеизма, футуриз-







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 357. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия