Студопедия — История России 51 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

История России 51 страница






Были велики давление и контроль со стороны партийно-государственно­го аппарата. Художественные и научные установки не считались приорите­том творческой интеллигенции, а «привносились в жизнь» с высоких трибун,

после чего становились непреложными истинами. В 1947 г. в дискуссии по фи­лософии принял участие член Политбюро ЦК А. А. Жданов, а в дискуссии по языкознанию 1950 г. и политэкономии 1951 г. — сам Сталин.

В 1950 г. в ЦК ВКП(б) был организован Отдел науки и высших учебных за­ведений. Развитие науки в России в послевоенные годы сочеталось с ужес­точением борьбы с любыми, даже самыми малейшими отклонениями от «за­дач социалистического строительства».

Литература. В апреле 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О пере­стройке литературно-художественных организаций», которым ликвидировал­ся относительный плюрализм периода нэпа в области художественного твор­чества: на смену многим литературным группам было признано целесообраз­ным создать единый Союз писателей СССР (Первый Всесоюзный съезд писателей состоялся в 1934 г.).

С этого времени утверждаются попытки объединить все художественное творчество рамками социалистического реализма. Однако и в эти годы как в рамках господствующего течения (соцреализма), так и вне его (произведе­ния второго типа в основном стали известны намного позже) создаются значительные произведения: «Тихий Дон» и первая часть «Поднятой цели­ны» М. А. Шолохова, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, стихи и поэмы А. А. Ахматовой, М. Цветаевой, романы и повести А. М. Горького, А. Н. Тол­стого, Н. А. Островского, А. А. Фадеева, И. Ильфа и Е. Петрова и др.

В эти годы наступает расцвет советской детской литературы. Ее больши­ми достижениями стали стихи для детей В. В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова, повести А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Каверина, сказки А. Толстого, Ю. Олеши.

С началом Великой Отечественной войны основным направлением в со­ветской литературе стала патриотическая тема. В Москве, а затем и в других городах вывешивались «Окна ТАСС» — агитационно-политические плакаты об обстановке в тылу и на фронтах. В центральных газетах печатались и звуча­ли по радио стихи Н. Н. Асеева, М. В. Исаковского, А. А. Суркова и др. В годы войны многие писатели стали военными корреспондентами в центральных га­зетах, на радио, в Совинформбюро и ТАСС: В. В. Вишневский, Б. Л. Горбатов, Б. Н. Полевой, Н. С. Тихонов, В. С. Гроссман и др. Подвигам советских людей на фронтах войны и в тылу противника были посвящены романы М. А. Шоло­хова «Они сражались за Родину» и А. А. Фадеева «Молодая гвардия».

В годы войны возрос интерес к исторической литературе: «Багратион» С. Я. Горбатова, «Порт-Артур» А. Я. Степанова, «Емельян Пугачев» В. Я. Шиш­кова. Важное значение приобрела поэзия. Большой успех имели лирические стихи К. М. Симонова, С. А. Щипачева, М. И. Алигер, А. А. Ахматовой и др.

Послевоенные годы отмечены началом кампании по борьбе с искажения­ми линии партии в области культуры. Партийные директивы дали сигнал к широкомасштабной травле многих выдающихся писателей: А. А. Ахмато­вой, М. М. Зощенко, Э. Г. Казакевича, Ю. П. Германа.

Живопись и скульптура. Наибольшую известность в 30-е гг. получили ху­дожники и скульпторы, продолжающие традиции русской школы живописи:

Дейнека, М. Нестеров, М. Греков, П. Кончаловский, Ю. Пименов, В. Андреев, И. Шадр и др. На международной выставке в Париже в 1937 г. Скульптура Мухиной «Рабочий и колхозница» получила всеобщее признание.

В военные годы основной темой живописи стал героизм советского наро­да, его страдания и мужество. Патриотическим содержанием наполнена ис­торическая живопись М. Н. Авилова, Н. П. Ульянова, П. Д. Корина, пейзажи Ю. И. Пименова, Н. М. Ромадина, Я. Д. Ромаса, портреты И. А. Серебрянного, В. Н. Яковлева в живописи и Г. С. Верейского в графике. Выдающийся мемо­риальный ансамбль создал в Берлине Е. В. Вучетич с соавторами. Над памят­никами и скульптурными портретами героев войны работали Н. В. Томский, Л. Е. Кербель и др.

Тема труда и мирной жизни советских людей оказывается ведущей в пос­левоенные годы. К ней обращаются А. А. Пластов, глубокий знаток русской деревни, С. А. Чуйков, отразивший красоту человека и пейзажа, Ф. П. Решет­ников, мастер увлекательных жанровых картин, и др.

Архитектура. В 30-е гг. началась реконструкция Москвы и Ленинграда, которая привела к сносу многих архитектурных памятников, особенно рели­гиозного назначения (храм Христа Спасителя, Сухарева башня в Москве и др.). Символом эпохи должно было стать сооружение грандиозного Дворца Советов на месте храма Христа Спасителя.

Архитекторы стремятся придать постройкам художественную выразитель­ность, привлекая средства изобразительного искусства (сооружения метропо­литена в Москве, каналы имени Москвы; архитекторы А. В. Щусев, И. А. Фо­мин, А. Н. Душкин, А. В. Власов, Д. Н. Чечулин, А. М. Рухлядов и др.). По указанию Сталина возводятся монументальные многоэтажные здания, олицетворяю­щие собой мощь победившего социализма.

Театр. Значительных успехов в 30-е гг. достигло театральное искусство. В репертуаре театров ставились произведения отечественной и зарубежной классики, пьесы советских драматургов (Я. Ф. Погодина, Я. Р. Эдрманаищу.). В то же время это был период утверждения метода соцреализма и в театре. Были репрессированы многие талантливые режиссеры и актеры.

С началом Великой Отечественной войны Президиум Всероссийского театрального общества (ВТО) принял решение начать работу по созданию оборонного и антифашистского репертуара. Для работы в армии и на флоте было сформировано около 400 театрально-концертных и цирковых бригад, со­здано 25 фронтовых театров. Среди постановок того времени широкую извест­ность получили спектакли Малого театра «Нашествие» (1943 г., режиссер И. Я. Судаков), театра имени Вахтангова «Фронт» (1942 г., режиссер Р. Н. Си­монов), МХАТа «Офицер флота» (1945 г., режиссеры А. М. Горчаков и И. М. Ра­евский). Актерское дарование в театральных постановках проявили В. П. Ма­рецкая, А. Я. Грибов, Д. Я. Орлов, А. Д. Дикий, А. А. Хорава, В. Я. Пашенная, М. И. Прудкин и тысячи других.

В начале 50-х гг. тематический диапазон театральных репертуаров России продолжал расширяться. Режиссеры обращаются к творчеству В. В. Маяков­ского, А. И. Афиногенова, В. П. Катаева, Я. Ф. Погодина, К. М. Симонова и др.

Музыка. В развитие камерной вокальной и инструментальной музыки

большой вклад внесли А. Н. Александров, И. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Г. В. Свиридов, Д. Д. Шостакович, Б. Н. Чайковский и др.

В 30-х гг. были достигнуты первые успехи в создании советской оперы: «Тихий Дон» И. И. Дзержинского (1935), «В бурю» Т. Н. Хренникова (1939, вто­рая редакция 1952), «Семен Котко» С. С. Прокофьева (1939). Одной из наибо­лее значительных советских опер является «Катерина Измайлова» («Леди Макбет Мценского уезда», 1932, новая редакция 1962) Д. Д. Шостаковича.

Музыка как важнейший, определяющий элемент хореографической драма­тургии была ведущим началом в балете: «Пламя Парижа» на музыку Б. Ф. Ас­тафьева (1932), «Лауренсия» А. А. Крейна (1937). Смелым реформатором был С. С. Прокофьев, создавший балет «Ромео и Джульетта» (1936) — глубокую, захватывающую по силе музыкально-хореографическую трагедию.

Поистине историческим событием в русской культуре военных лет было исполнение 9 августа 1942 г. в осажденном блокадой Ленинграде в Большом зале филармонии Седьмой симфонии Шостаковича. Исполнение транслирова­лось по радио и получило мировое признание как символ несгибаемой воли русского народа, его непобедимости. Часто эту симфонию называют Ленин­градской, она является шедевром современного музыкального творчества.

Тяжелое положение в музыкальном искусстве сложилось после выхода в свет Постановления ЦК партии от 10 февраля 1948 г. «Об упаднических яв­лениях в советской музыке». Началась кампания борьбы с «формализмом», жертвами которой стали талантливые композиторы В. Мурадели, Д. Д. Шос­такович, С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, А. Хачатурян, В. Я. Шебалин.

Кино. Быстрыми темпами идет развитие советской кинематографии: «Броненосец Потемкин», «Александр Невский» С. Эйзенштейна', «Мать», «Конец Санкт-Петербурга» В. Пудовкина', «Арсенал», «Земля» А. Довженко', «Путевка в жизнь» Н. Экка; «Семеро смелых», «Комсомольск» С. Герасимова; музыкальные кинокомедии «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Свет­лый путь» Г. Александрова и др.

В годы войны основными направлениями в деятельности кинематогра­фии была тема героической борьбы советского народа против захватчиков. Ведущее место в освещении этой темы занимала хроника, которую снимали фронтовые киногруппы. Материалы хроники использовались для монтажа до­кументальных фильмов, в том числе «Разгром немецких войск под Москвой», «Ленинград в борьбе». В художественных фильмах этих лет — «Секретарь рай­кома» (1942, режиссер И. А. Пырьев), «Два бойца» (1943 г., режиссер Л. Д. Лу­ков) и др. — снимались известные актеры и актрисы Е. А. Кузьмина, Б. Ф. Ан­дреев, М. Н. Бернес, М. А. Ладынина, Б. Н. Чирков, С. А. Мартинсон и др.

В послевоенные годы одним из важнейших направлений кино оставалась историко-революционная тема. В начале 50-х гг. началось строительство но­вых и расширение старых съемочных площадок киностудий Москвы и Ле­нинграда. Увеличился выпуск детских картин на «Ленфильме» и Централь­ной студии детских и юношеских фильмов, а также художественных фильмов на Свердловской киностудии (основана в 1949 г.).

3. Развитие культуры в 50—80-е гг.

Существенное воздействие на культурное развитие в 50—80-е гг. оказали сложные и противоречивые процессы в общественно-политической и эконо­мической сферах. Это — период с временными оттепелями, возвратом к «ука­заниям» в культуре, арестами и высылками, время медленного, постепенно­го, подчас мучительного, с движениями вспять возврата к естественному для культуры полифоническому развитию. Культурный процесс был тесно свя­зан с историческим развитием страны, от которого зависели финансирова­ние культуры, международные контакты деятелей литературы, науки и искус­ства, приобщение к культурной жизни широких слоев населения.

Период 50—80-х гг. отличался интенсивностью и динамизмом развития. По значимости общественно-политических и культурных процессов, проис­ходивших в стране, он в свою очередь условно подразделялся на два этапа: 1) 50—начало 60-х гг.; 2) середина 60—середина 80-х гг.

Начавшийся после смерти Сталина процесс десталинизации затронул и сферу культуры. «Оттепель» (по названию повести И. Г. Эренбурга) дала толчок процессам обновления общества, положила начало освобождению общественного сознания от догм и идеологических стереотипов, означала разрешение «сверху» относительного стилевого разнообразия и многоголо­сья в литературе и искусстве. Особенно значимым этот период был для мо­лодого поколения, многие представители которого и позднее, в условиях брежневской консервативной политики, остались верны убеждениям, сформировавшимся в годы «оттепели». Однако в рассматриваемый период, как и прежде, основные решения в государстве принимались при участии и руководстве партии, в соответствии с «генеральной линией» ее политики.

В июне 1962 г. в Новочеркасске состоялась демонстрация трудящихся, требовавшая улучшения жизненного уровня. Демонстрация была разогнана с помощью войск. Это был конец «оттепели», ознаменовавшийся первыми открытыми, хотя и весьма малочисленными и неорганизованными, протес­тами против политической системы в СССР.

1965—1985 гг. были двадцатилетием наиболее стабильного развития со­ветского общества (в историю эти годы вошли как «застойные»). В этот пери­од при советско-бюрократической системе государственного устройства были достигнуты определенные успехи в экономической, социальной и куль­турной областях. В то же время именно в этот период начался кризис Совет­ского государства и общества.

Несмотря на увеличение количества общественных организаций, нарастал процесс их бюрократизации. Профессиональные союзы, ВЛКСМ, Комитет со­ветских женщин, Советский Красный Крест и многие другие не были по суще­ству общественными, они были бюджетными, ими руководили партийные орга­ны. Членство в этих организациях постепенно становилось насильственным: любой работник считался членом профсоюза. Общественные организации были поставлены под полный контроль партийных органов, что привело к потере к ним интереса со стороны общественности, и прежде всего молодежи. Полити­ка полного контроля проводилась и по отношению к церкви.

В эти годы все еще давала о себе знать романтическая ориентированность на заветное «светлое будущее», возникала время от времени в центре обще­ственного внимания духовная ценность нашей истории — русская идея. Од­нако сужение культурного пространства, большие утраты в духовной жизни общества повторялись и во многом углублялись: продолжали закрываться и уничтожаться храмы (мощный пласт национальной культуры!) и памятни­ки, усилился запрет на знакомство массового читателя и зрителя с шедеврами отечественной и зарубежной культуры, в каждом крупном учреждении куль­туры существовали отделы специального хранения — спецхраны. Углубился духовный диктат над инакомыслием, увеличилось количество диссидентов. Все та же классовая концепция культуры, перенесенная властью в политику, оставила незаживающий след на развитии духовной культуры эпохи, когда литература, живопись, музыка, архитектура и многие другие стороны духов­ной жизни общества оценивались с позиций «социалистического реализма».

Система образования. Главным направлением в системе школьного образо­вания стало «укрепление связи школы с жизнью». В 1955/56 учебном году в средней школе были введены новые учебные планы, ориентированные на получение политехнического образования. С принятием Закона «Обукрепле­нии связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образо­вания в СССР» (1958 г.) вводилось всеобщее обязательное 8-летнее образова­ние (вместо 7-летнего). Полное среднее образование увеличивалось с 10 до 11 лет, при этом школьники старших классов дневных школ должны были совмещать учебу с работой на предприятии или на селе. Одновременно с ат­тестатом зрелости школьники получали свидетельство о приобретенной специальности. Реформа 1958 г. предусматривала вместо многочисленных ремесленных и фабрично-заводских школ и училищ единую сеть ПТУ (профессионально-технических училищ) со сроками обучения от 1 до 3 лет.

В последующие годы намечаются меры по структурной перестройке сис­темы образования. Сессией Верховного Совета РСФСР в августе 1974 г. было принято постановление «Омерах по завершению перехода ко всеобщему средне­му образованию в РСФСР», где определялись три основных пути осуществле­ния среднего образования — средние общеобразовательные школы, средние специальные учебные заведения, средние профессионально-технические училища.

В 1983—1984 гг. предпринимаются попытки проведения комплексной ре­формы школы. Специальным законом (апрель 1984 г.) было предусмотрено перепрофилирование всеобщего среднего образования в соответствии с по­требностями экономики. Но неподготовленность, непонимание причин кри­зисных явлений как в экономике, так и в образовании привели к быстрому отказу от нее. Уже в 1985—1986 гг. реформа была свернута.

Падение интереса к учебе, формализм в учебной и воспитательной рабо­те, бюрократическая система управления народным образованием тормози­ли внедрение новых методов обучения. Тем не менее это время — период творческого отношения к делу таких учителей-новаторов, как В. Ф. Шаталов, Е. И. Ильин, Ш. А. Амонашвили.

Расширялась система высших учебных заведений. К 1985 г. в (^ССР насчи­тывалось уже 69 университетов. Вводились в действие новые учебные корпу­са и общежития, открывались новые специальности, существенно увеличил­ся выпуск специалистов, значительно вырос научный потенциал вузов. В то же время промышленность и сельское хозяйство страны испытывали потреб­ность в квалифицированных кадрах. Главными причинами этого было нера­циональное использование выпускников вузов, понизившийся уровень их подготовки, связанный с оторванностью от практики, снижением престижа дипломированного специалиста.

Наука. К началу 50-х гг. СССР в области науки и техники продолжал от­ставать от Запада. В первое послевоенное десятилетие успешно развивались такие научные направления, как ядерная физика, вычислительная техника, ядерная энергетика, квантовая электроника, космическая техника. Строились атомные подводные лодки, атомные электростанции, был спущен на воду атомный ледоход «Ленин», началась автоматизация производственных про­цессов. В системе военно-промышленного комплекса были хорошо осна­щенные закрытые научно-технические организации — «почтовые ящики» и целые научные городки.

Складывались новые направления научных исследований. В ходе изучения реакции ядерного синтеза сформировалось новое направление — физика высо­ких и сверхвысоких энергий. Всемирную известность получили работы Л. Д. Лан­дау, М. А. Леонтовича, А. Д. Сахарова, Л. А. Арцимовича, М. В. Келдыша и др. Ряд советских ученых получили Нобелевскую премию. 4 октября 1957 г. был запу­щен первый искусственный спутник Земли, 12 апреля 1961 г. выведен на орби­ту космический корабль с человеком на борту.

Опасность серьезного отставания отечественной науки от мировой заста­вила критически пересмотреть многие аспекты ее развития (осень 1955 г. — письмо «трехсот ученых» против Т. Д. Лысенко). НТР (научно-техническая революция) требовала серьезных структурных изменений, которые вводи­лись очень медленно. Для руководства процессом внедрения достижений науки в народное хозяйство в 1955 г. был восстановлен Государственный ко­митет по науке и технике.

Создавались новые научные учреждения, расширялась сеть Академии наук СССР. Были предприняты попытки преодолеть научный монополизм Моск­вы и Ленинграда. В мае 1957 г. около Новосибирска началось строительство научного городка, который вскоре превратился в крупнейший научный центр — Сибирское отделение АН СССР. Были созданы Уральский научный центр (г. Свердловск), Дальневосточный научный центр (г. Владивосток). За десятилетие почти в 4 раза увеличились расходы на науку, более чем вдвое возросла численность научных работников. В 50—60-е гг. было сделано 80% всех научных открытий последних сорока лет.

В 60—80-х гг. были выдвинуты задачи интенсификации научных исследова­ний и усиления связи науки с производством. Создавались региональные, меж­ведомственные координационные научные советы. Начали формироваться научно-производственные объединения (Ленинградское оптико-механическое

объединение), военно-промышленные объединения по выпуску новейших образцов военной техники (НПО «Энергия») и др. Всего в СССР действовало 250 таких НПО.

Реализованы крупномасштабные проекты по созданию атомных электро­станций, проводилось интенсивное освоение нефтегазовых месторождений Западной Сибири.

Значительными были достижения советской науки в области теоретиче­ской и экспериментальной физики (квантовая электроника и лазерная техни­ка). Широкий размах получили исследования в химии и биологии — расшиф­рована структура белка, получены искусственные гены. Успехом советских ученых можно назвать работы в области лазерной медицины. Главным направ­лением государственной политики в области науки было развитие оборонной и космической техники и технологии.

Активное вмешательство в сферу научного творчества партийно-государ­ственных органов, применение жестких административных мер привели к значительным перекосам в планировании исследовательских работ. На­пример, ошибочная концепция развития отечественной вычислительной тех­ники, принятая за основу в начале 70-х гг., привела к серьезному отставанию в области компьютеризации от большинства развитых индустриальных стран. Программа переброса великих северных рек в Среднюю Азию привела к бес­смысленной трате огромных материальных и финансовых средств. В случае ее реализации экологические последствия могли быть катастрофическими.

Развитие обществоведения характеризуется противоречивыми процесса­ми. С одной стороны, перспективные исследования были сделаны в области экономики, социологии, социального прогнозирования. Значительных успе­хов в исследовании конкретных фактов и событий прошлого достигла исто­рическая наука. В то же время большинство теоретических разработок в об­ласти экономического и социального развития оставалось лишь на бумаге, а развитие гуманитарных исследований сдерживалось жесткими идеологи­ческими рамками.

Литература. Началом переосмысления основ художественного творчества явилась статья литературного критика В. Померанцева «Об искренности в литературе», опубликованная в журнале «Новый мир» в декабре 1953 г. На съезде Союза писателей в 1954 г. было реабилитировано творчество М. А. Бул­гакова и Ю. Н. Тынянова, напечатаны произведения острой общественной на­правленности (роман В. Д. Дудинцева «Не хлебом единым»); возникли новые, демократические по своему духу журналы («Юность», «Молодая гвардия», «Москва», «Наш современник»). Н. С. Хрущев поддержал публикацию по­вести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и выдвижение ее на соискание Ленинской премии по литературе. Постепенно в литературе сло­жилось два направления:

демократическое, во главе с журналом «Новый мир» (особенно в пери­од, когда редактором был А. Т. Твардовский, 1958—1970 гг.);

консервативное, позицию которого выражал журнал «Октябрь» (редак­тор В. А. Кочетов).

Хрущев лавировал между ними, со временем все больше склоняясь в сто­рону консерваторов. Тем не менее пробуждение общественного сознания, освобождение от официальных догм стало реальностью на рубеже 50-х гг. Дискуссии, борьба мнений постепенно захватывали общество. Наиболее зна­чительными произведениями стали романы В. Дудинцева, Д. Гранина, А. Яши­на, повести А. Гладилина, В. Семина, пьесы В. Пановой, В. Розова, Л. Зорина. Публикации этих авторов (как правило, в журнальных вариантах) вызывали дискуссии широкой читательской аудитории. Особенностью «оттепели» было появление так называемой «эстрадной» поэзии. В Москве чтение сти­хов авторами — молодыми поэтами, такими как Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, собирало большие аудитории в Политехническом музее, Луж­никах, на площади Маяковского.

Однако инерция административных методов руководства искусством была велика. Так, например, был подвергнут несправедливой критике роман В. Дудинцева «Не хлебом единым». Негативную реакцию руководства СССР вызвал роман Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго», опубликованный в Италии. Пастернак был вынужден отказаться от Нобелевской премии по литературе, а затем последовало его исключение из Союза писателей.

Духовное раскрепощение людей в годы «оттепели» не было полным. Не­взирая на ужесточающиеся преследования на рубеже 50—60-х гг. зарождается движение диссидентов (инакомыслящих). Первые их выступления связаны с разоблачением культа личности Сталина и попытками по-новому осмыс­лить ленинизм. Появляются бесцензурные издания «самиздата» — «Синтак­сис», «Феникс» и т. д., кружки, молодежные организации. В рамках дисси­дентского движения начинается борьба за права человека в СССР.

Несмотря на жесткую цензуру 70—начала 80-х гг. в целом для духовной ат­мосферы советского общества характерны напряженные поиски путей нрав­ственного самосовершенствования и глубокое переосмысление культурного наследия прошлого. Среди писателей этого периода можно отметить творче­ство А. Гельмана, Г. Бокарева, В. Распутина, Ю. Трифонова, А. Якубова, Л. Каре­лина, Ф. Искандера, В. Войновича, Ю. Бондарева, Ч. Айтматова, И. Стаднюка, В. Шукшина и др. Последовательно разрабатывал в своем творчестве тему исто­рического прошлого России В. Пикуль. Свыше двадцати романов создано им за тридцать семь лет упорного литературного труда.

Живопись и скульптура. В изобразительном искусстве в 50—80-х гг. акти­визировалась деятельность творческих союзов, был создан Союз художни­ков. В живописи получили признание работы Б. Иогансона, Ю. Непринцева, А. Локтионова, В. Серова, Т. Яблонской, А. Пластова. В жанре скульптуры — Е. Вучетича, Н. Аникушина, С.Коненкова, А. Кибальникова. На международной выставке в Брюсселе в 1958 г. скульпторам Е. Вучетичу и С. Коненкову был присужден «Большой приз».

Однако общие тенденции в развитии культуры сказались и в изобрази­тельном искусстве. В декабре 1962 г. состоялось печально известное посеще­ние Н. С. Хрущевым выставки московских художников в Манеже, закончив­шееся разгромом руководимой Э. М. Билютиным творческой студии. В рабо-

тах некоторых живописцев-авангардистов Хрущев увидел нарушение «зако­нов красоты» или просто «мазню». На состоявшейся позднее встрече с деяте­лями культуры были подвергнуты критике многие талантливые художники и скульпторы.

В 60—80-х гг. появляется новое поколение художников со своими темами и художественными приемами, среди которых И. Глазунов, М. Савицкий, Т.Салахов, А. Шилов, братья Алексей и Сергей Ткачевы, И. Клычев и др.

Архитектура. Поиски различных стилей и направлений характеризуют ар­хитектуру 50—80-х гг. В начале 50-х гг. архитекторы участвовали в строитель­стве и оформлении станций московского и ленинградского метрополитенов (А. В. Щусев, В. Д. Кокорин и др.). В те годы станции метро рассматривали как средство эстетического воспитания людей, для их оформления применялись скульптура и живопись. Художественное оформление многих станций мно­гократно увеличивало стоимость строительных работ. Архитектурные «изли­шества» применялись в некоторых жилых и административных зданиях. В конце 50-х гг. с переходом к типовому строительству «излишества» переста­ют иметь место в архитектуре.

В архитектуре 60—80-х гг. характерным направлением стала массовая за­стройка (малогабаритные «хрущевки» и панельные однотипные дома). Но при этом были реализованы отдельные архитектурные проекты, не уступав­шие мировому уровню, например здание аэропорта «Пулково» в Ленинграде (архитекторы А. С. Жук, Ж. А. Вержбицкий).

Музыка. Музыкальное искусство включало произведения различных жанров: симфонии, оратории, кантаты, инструментальные произведения, романсы, песни. Созданные в 50—80-х гг. произведения внесли определен­ный вклад в развитие музыкальной культуры. Д. Кабалевским была написана опера «Семья Тараса», С. Прокофьевым — Седьмая симфония, Д. Шостакови­чем — Десятая и Пятнадцатая симфонии, К. Данькевичем — опера «Богдан Хмельницкий», Н. Жигановым — опера «Джалиль». Стали классикой балеты К. Караева «Семь красавиц» и А. Хачатуряна «Спартак».

Получили признание в нашей стране и за рубежом песни М. Блантера, И. Дунаевского, А. Новикова, А.Островского, А. Пахмутовой, В. Соловьева-Се­дого, О. Фельцмана. Популярными исполнителями этих песен стали Л. Утесов, К. Шульженко, И. Кобзон, М. Магомаев, А. Пугачева, Э. Хиль. Голосом поколе­ния 70-х гг., выразившим его боль и надежду, стал артист и певец В. Высоцкий. Для эстрады было характерно сочетание традиционной школы с утверждени­ем культуры вокально-инструментальных ансамблей.

Жесткому контролю Министерства культуры подвергалась театральная деятельность и кино. Тем не менее значительных успехов в период «оттепели» достиг кинематограф.

Лучшие советские фильмы тех лет получили признание как у нас в стране, так и в мире. Премий международных кинофестивалей были удостоены фильмы, посвященные теме Великой Отечественной войны: «Летят журавли» (режиссер М. Калатозов, 1957), «Баллада о солдате» {режиссер Г. Чухрай, 1959), «Судьба человека» {режиссер С. Бондарчук, 1959) и другие.

Большой популярностью пользовались театральные постановки Москов­ского театра на Таганке, созданного режиссером Ю. Любимовым, Театра «Современник» {режиссеры О. Ефремов и Г. Волчек), Театра им. Ленинского Комсомола {М. Захаров), Ленинградского Большого драматического театра {Г. Товстоногов). Получили развитие театры в других городах страны.

Каждый спектакль или кинокартина рождались в сложных условиях идео­логической цензуры. В этих условиях многие творческие личности уходили в себя, в частную жизнь, другие эмигрировали. В разное время были лишены гражданства и оказались за границей будущие лауреаты Нобелевской премии поэт И. Бродский и писатель А. Солженицин, писатели В. Войнович, Г. Владими­ров, В. Некрасов, режиссер Ю. Любимов, кинорежиссер А. Тарковский, ху­дожник О. Целков, музыкант М. Ростропович. С принудительного лечения в психиатрической клинике начался путь в эмиграцию известного художни­ка М. Шемякина. Через тюрьмы, ссылки, психлечебницы прошли генерал П. Григоренко, академик А. Сахаров и др. Преследованиям подвергались дея­тели культуры, науки, искусства, осмелившиеся мыслить неугодным «систе­ме» образом или проявлять свои взгляды. Но это, отнюдь, не означало, что вся наша культура заключалась только в этом. Жизнь была неизмеримо бога­че, богаче была и культура.

Русский филолог М. М. Бахтин в одной из своих работ предложил обра­тить внимание на литературу как самостоятельную, самодвижущуюся и даже саморегулирующуюся систему. Этот взгляд можно применить при оценке культуры советского периода. Социалистический реализм как метод искусст­ва, как «модель сознания», фактор социально-культурной динамики, дей­ствовавший в течение всей советской истории, по мнению исследователей, если не способствовал, то, во всяком случае, не препятствовал созданию про­изведений в различных видах и жанрах искусства, ставших поистине гордо­стью нашей культуры.

Культура советского периода — сложное, многообразное явление. По рос­сийской традиции поставив человека в центр своих поисков и надежд, она внесла, несмотря на противоречивое развитие, много яркого и неповторимо­го в мировую культуру.

20.5. Современная социокультурная ситуация в России







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 368. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия