МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
В прошлом веке при относительно низком уровне грамотности населения, низком даже в развитых странах жизненном уровне населения художественное и театральное творчество предназначалось образованной элите. Введение всеобщего бесплатного школьного образования, достижение в странах высокого и среднего уровня развития почти стопроцентной грамотности населения, рост уровня жизни создали предпосылки появления массовой культуры. Первоначально она была представлена комиксами, так называемой бульварной литературой — дешевыми, преимущественно развлекательными изданиями для массового потребления. С момента изобретения кинематографа в 1895 г. получил распространение новый вид творчества — киноискусство. Очень быстро кино вышло за рамки создания документально-хроникальных фильмов, и, несмотря на ограниченность технических возможностей, началось создание игровых фильмов. Пригород Лос-Анджелеса в Калифорнии — Голливуд — приобрел репутацию мировой «фабрики грез». Новые возможности открылись с изобретением звукового кино в 1930-е гг. В 1933 г. в США был снят первый цветной фильм. По своим творческим возможностям киноискусство приблизилось к театральному искусству, а по обращенности к массовому зрителю намного превзошло его. Культура стала массовой с внедрением в повседневный обиход радио и особенно телевидения. В большинстве стран систематическое радиовещание началось в 1920-е гг., а телевидение получило распространение в 1930-е гг. Однако лишь в 1960—1970-е гг. с возникновением «общества благоденствия» в развитых странах телевизоры стали достоянием практически каждой семьи. К концу века на 1000 человек населения приходилось более 500 телевизоров (среднемировой показатель равен 150). Это определило спрос на аудио-, видео-и литературную продукцию, рассчитанную на массового потребителя. Массовая культура содействовала формированию индустрии досуга, производства аудио- и видеопродукции, имеющей не только развлекательный характер. Ведущие корпорации мира увидели в ней беспрецедентные возможности как прямой, так и косвенной рекламы своей продукции, связанной с представлением определенного уровня и стандарта потребления в качестве общепринятого. На новые технические средства обратили внимание и политические лидеры. Массовая культура позволяет формировать упрощенные, схематизированные образы врага, высмеивать, представлять в нелепом виде политических оппонентов и их взгляды. Популярность звезд кино, эстрады, спорта делает их образ жизни, манеру одеваться, их взгляды на жизнь, в том числе и политическую, образцом для подражания. Было бы упрощением считать, что массовая культура — только инструмент манипулирования сознанием людей. Ее продукция способна пользоваться массовым спросом лишь в том случае, если она соответствует определенным реальным интересам, запросам и потребностям «среднего» человека. Так, к числу характерных признаков продукции телевизионной массовой культуры относится четкое разделение добра и зла, значительная доза насилия и секса, традиционный счастливый конец. По мнению Т. Адорно (1903—1969), видного немецкого философа и социолога, спрос на подобную продукцию связан не столько с примитивизмом вкуса ее потребителей, сколько с тем, что она отвечает подсознательным стремлениям и желаниям человека. «Средний» человек подсознательно хотел бы быть более удачливым (в том числе и в сексе), видеть зло, с которым он сталкивается в жизни, наказанным, порой ощущает желание решить свои проблемы насилием, но сдерживается воспитанием, страхом наказания. Ассоциируя себя с героями дешевой видеопродукции, зритель снимает накопившееся внутреннее психическое напряжение, как бы грезит наяву, что облегчает ему законопослушное, отвечающее общепризнанным нормам морали поведение в реальной жизни. Многие социологи полагают, что не следует переоценивать возможность управления поведением человека, поскольку существует немало примеров, когда усилия средств массовой информации по дискредитации тех или иных политических лидеров производили обратный эффект, повышая их популярность, привлекая к ним внимание. По мнению канадского философа и социолога X. М. Мак-Люэна (1911 —1980), появление новых технических средств массовой информации знаменует собой новый этап в эволюции самого человека. Первоначально, по Мак-Люэну, человек воспринимал мир непосредственно, органами чувств. И это обеспечивало единство человека и природы, цельность его мышления. Распространение книг и печатного слова содействовало абстрагированию мышления. Электронные средства коммуникации преодолевают односторонность визуального восприятия, обеспечивают образность мышления, расширяют горизонты до глобальных, позволяя воспринимать мир как целостность. С этой точки зрения, важно не содержание информации, а характер ее передачи. В то же время феномен массовой культуры рассматривается многими философами, социологами, культурологами как тревожащее явление. Она расценивается как источник интеллектуальной деградации, поскольку предлагает упрощенное видение и восприятие мира. Все многообразие человеческого поведения, эмоций выражается через набор ограниченного количества стандартных реакций, одинаковых для всех. Сознание, привыкшее к упрощенному миропониманию, становится чуждым творческому, нестандартному мышлению, оказывается неспособным критически воспринимать и осмысливать окружающую человека реальность. По мнению известного психолога и социолога Э. Фромма, массовая культура препятствует раскрытию и реализации глубинных потребностей личности. Стереотипные модели поведения формируют пассивность, конформизм, то есть приспособленчество, пассивное восприятие существующего порядка. Развитие массовой культуры стало важнейшим фактором, определяющим духовную жизнь ведущих стран мира. С точки зрения большинства деятелей культуры, продукция, предназначенная для массового потребления («мыльные оперы» — телесериалы, мелодрамы, триллеры — фильмы ужасов, детективы, фантастика и так далее), за небольшими исключениями, имеет невысокую художественную ценность. Парадокс, однако, заключается в том, что обратить на себя внимание, не используя средства массовой культуры, в современных условиях невозможно. С этой точки зрения, протест против ее господства нередко принимает такие формы, которые, эпатируя публику, также становятся частью массовой культуры. Важнейшим итогом возникновения глобальной сети теле-радиокоммуникаций, массовой культуры стало повышение общественно-политической роли художественного творчества. Оно выступает не только отражением жизни, но фактором, формирующим социальную реальность. Популярные формы молодежной культуры, проблемы, поднимаемые в художественных, документальных фильмах, связанные с состоянием экологии, социальных, политических отношений, нередко вызывают бурную общественную реакцию, становятся причиной появления новых форм политической, социальной активности. Еще один из парадоксов массовой культуры состоял в том, что она вызвала подъем национальных, самобытных культур во многих регионах мира. Его источником была озабоченность интеллигенции многих стран по поводу того, что массовая культура, получающая глобальное распространение, ведет к унификации и упрощению языка, моделей поведения различных народов. Раздражение вызывало и то обстоятельство, что главными поставщиками информационной, развлекательной продукции были корпорации индустрии досуга и новостей небольшой группы развитых стран, прежде всего США. Так возникли движения в защиту национальных обычаев и культурных традиций. Благодаря существованию глобальной сети информационных, культурных обменов, достижения культуры, так или иначе отразившие национальную специфику отдельных стран, особых этнокультурных групп, стали достоянием общемировой культуры, получили более широкое признание и распространение, чем когда-либо раньше.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Каковы истоки возникновения массовой культуры XX века? Как бы вы определили это явление? 2. Определите, какое место занимает массовая культура в современном обществе, ее позитивное и негативное воздействие на общественное сознание, духовную жизнь, экономическое развитие. Почему ее называют феноменом XX века? 3. «Массовая культура и молодежь» — какие аспекты этой проблемы вас привлекают или вызывают протест? 4. Чем объяснить подъем национальных, самобытных культур на фоне господства массовой культуры к концу XX века? 5. Подумайте о значении взаимовлияния культур различных народов мира для дальнейшего развития человечества, их вкладе в общемировую культурную сокровищницу. Приведите примеры из окружающей жизни, средств массовой информации.
|