Эпикур (342-271 гг. до н.э.)
Основными принципами, которые рекомендуются руководствоваться при разработке системы ведения хозяйства, являются: - соответствие системы зональным природным и экономическим условиям; - развитие специализации, кооперации и интеграции производства с учетом спроса на сельскохозяйственную продукцию; - обеспечение рационального состава и соотношения отраслей и производств; - наиболее эффективное использование земельных, материально-технических и трудовых ресурсов; - получение высоких финансовых результатов, достаточных для ведения расширенного воспроизводства и развития социальной сферы. Для разработки системы ведения хозяйства на предприятии создают комиссию из специалистов соответствующих отраслей, которую возглавляет руководитель. На договорных началах в нее включают сотрудников научно-исследовательских институтов и проектных организаций. Систему обслуживают и утверждают на собрании трудового коллектива. При необходимости разрабатывают и оценивают несколько ее вариантов. Для экономической оценки рекомендуется использовать такие показатели: производство продукции в натуральном и стоимостном выражении в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий и одного среднегодового работника, себестоимость единицы продукции, прибыль, уровень рентабельности производства, фондоотдача, срок окупаемости капитальных вложений. Сопоставление этих показателей позволяет выбрать более эффективный и приемлемый для предприятия вариант. Система ведения хозяйства представляет собой совокупность экономических, организационных, технологических и технических принципов рационального построения и ведения производства для конкретных условий с целью достижения наилучших результатов. Системы хозяйства складываются под воздействием многих социально-экономических, научно-технических и природных факторов. Под системой животноводства понимают сложившуюся на предприятии отраслевую структуру животноводства, а также совокупность материально-технических, технологических и организационно-экономических приемов построения и ведения производства в каждой отрасли, обеспечивающих удовлетворение потребности общества в продукции животноводства при наивысшей эффективности деятельности предприятия.
Эпикур (342-271 гг. до н.э.) Учение Эпикура состоит из трех частей: логики, физики и этики. Логика необходима, чтобы отличить истину от лжи, правильно судить обо всем. Физика – учение о мире. В физике Эпикур – последователь атомистического учения Демокрита. Логика и физика Эпикура не являются самостоятельными науками. Они – часть философии. Философия же – путь к счастливой жизни. Критерий счастья – чувство удовольствия. Высшее удовольствие - в атараксии (невозмутимости духа), душевном покое и безмятежности, что возможно при подчинении своих страстей разуму. Эпикур: «Смерти не надо бояться, ибо пока мы есть, смерти еще нет, а когда приходит смерть, нас уже нет» IV СТАДИЯ – РИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (с I в. до н.э. по V-VI вв.н.э.). Наиболее значимыми направлениями римской философии были: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий). Стоическая философия включала в себя 3 основные части: логику, физику и этику. Главное место в стоицизме занимает этика: Что есть высшее благо и как его достичь? Как и Сократ, стоики свою этику строят на знании. Но, в отличие от него, они ищут добродетели не ради счастья, а ради покоя и безмятежности, безразличия ко всему внешнему.( апатии, бесстрастии). Этический идеал стоиков – бесстрастие (апатия), а это – пессимизм. Достигнуть внутреннего покоя и бесстрастия – значит научиться полностью владеть собой, определять свои поступки не обстоятельствами, а только разумом. Итоги: 1) Для античной философии характерен поиск первоначала существующего. (В мифологии – кто породил все сущее? В античной философии – из чего оно произошло?, т.е. попытки рационального объяснения происхождения и сущности мира). 2) Противоборство материализма и идеализма, диалектики и антидиалектики (метафизики). 3) Своеобразие античной философии – она развивалась в натурфилософской форме (Натурфилософия, слившаяся с естествознанием, называлась в древнегреческой философии физикой). 4) Господство натурфилософии обусловило такие особенности древнегреческой науки как абстрактность и отвлеченность от конкретных фактов. 5) Космоцентризм - важнейшая черта древнегреческой натурфилософии. Древнегреческая философия, обнаружив во Вселенной (космосе) человека, точно также и в человеке увидела Вселенную. Космос представлялся как бы макрочеловеком, а человек – микрокосмосом. Такая точка зрения приводила к выводу о слиянии человека и Вселенной. 6) Натурфилософии античности свойственно стихийное и наивно-диалектическое истолкование природы. 7) В период античности огромную роль в осмыслении природного мира играл метод аналогии.
Лекция на тему: Средневековая философия: теоцентризм Это эпоха феодализма – в Западной Европе это V- XVвв.
Средневековая европейская философия V-XV вв. связана, прежде всего, с христианством. В средневековой философии выделяются этапы: 1) Патристика VI – Х вв. – А.Августин 2) Схоластика XI - XV вв. – Ф.Аквинский
На этапе патристики происходит интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и философии, в которой философские элементы платонизм а играют определяющую роль. На этапе схоластики – систематическая разработка христианской философии под огромным влиянием философского наследия Аристотеля.
А.Августин (354-430 гг.) – основоположник философской теологии христианства. Написал ряд богословских сочинений, в которых доказывал, что Бог есть высшее бытие, высшая субстанция, высшее благо. В своих произведениях («О троице», «О граде Божьем», «Исповедь») опирался на наследие Платона. Большое место в философии Августина заняли проблемы личности человека, его свободы, воли и разума. Ф.Аквинский (1221-1274). Основные труды: «Сумма теологии», «О вечности мира», «Сумма против язычников», «О троице». В своих произведениях опирался на наследие Аристотеля. Исходным принципом в его учении является божественное откровение, через которое человек для своего спасения узнает нечто такое, что ускользает от его разума. Предметом философии являются истины разума, предметом теологии – истины откровения. Конечным объектом и источником всякой истины является Бог, поэтому нет принципиального различия между философией и теологией. Фома Аквинский в своих работах сформулировал пять доказательств бытия Бога.
|