РУКОВОДСТВО ПО ВАЙШНАВСКОМУ ЭТИКЕТУ И ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Материал для этого пособия был взят из таких источников, как «Нектар преданности», «Нектар наставлений» и других книг, писем и наставлений Шрилы Прабхупады, а также из замечаний и предложений различных преданных.
I. СУЩНОСТЬ: 1) Образ жизни преданных должен воплощать в себе принцип «Простая жизнь, возвышенное мышление».
2) Есть много правил и ограничений, регулирующих жизнь преданного, но цель их всех –
«ВСЕГДА ПОМНИТЬ КРИШНУ И НИКОГДА О НЕМ НЕ ЗАБЫВАТЬ» Это правило - самое важное. Все остальные правила подчинены этому.
II. ЭТИКЕТ В ХРАМЕ.
Смирение.
В прежние времена цари обычно путешествовали в паланкинах. Один из регулирующих принципов – нельзя въезжать в храм на паланкине или на машине, или входить в него в обуви. Идея в том, что человек должен отбросить своё «царское» умонастроение, т.е. образ мыслей господина и хозяина, независимо от своих заслуг, квалификации и социального положения. Среди преданных, и особенно в храме, единственным самоотождествлением человека должно быть «Я СЛУГА СЛУГИ».
Поклоны.
а) Войдя в храм, следует сначала поклониться собравшимся вайшнавам, произнеся молитву:
«ванчха калпа тарубхьяш ча крипа синдхубхья эва ча патитанам паванебхьо вайшнавебхьо намо намах» «Я в почтении склоняюсь перед вайшнавами, преданными слугами Господа, которые могут исполнить желания каждого и полны сострадания к падшим обусловленным душам».
б) Затем следует принести поклоны (для мужчин – полные дандаваты) Шриле Прабхупаде, повернувшись так, чтобы он был слева от нас, и произнося его пранама-мантру «нама ом вишну падая...»
в) Затем следует подойти к Божествам и поклониться Им точно так же (встав к Ним левым боком), но произнося уже пранама-мантру гуру.
г) Не следует кланяться на одну руку. Обе руки должны поддерживать тело во время поклона, и обе руки должны быть вытянуты.
Медитация на Божеств.
а) Поклонившись Божествам, следует принять их даршан с великой преданностью и молить Их о милости. б) Однако не следует сразу смотреть прямо в лицо Божествам. В «Шримад Бхагаватам» (2.2.13) описано, как нужно правильно принимать дарашан Господа –
«Медитацию следует начинать с лотосных стоп Господа, постепенно переводя взгляд на Его икры, затем на Его бёдра и т.д., таким образом поднимая свой взгляд всё выше и выше. Чем больше наш ум сосредотачивается на различных частях тела Господа (рассматривая их одну за другой), тем больше очищается наш разум».
в) В комментарии Шрила Прабхупада объясняет, что такая медитация помогает избавиться от привязанности к удовлетворению чувств.
Даршан следует начинать с левого края алтаря, постепенно, от Божества к Божеству, продвигаясь к правому. В «Радха-Гопинатха-Мандире» это означало бы, что сначала мы принимаем даршан гуру-парампары, затем подходим к Господу Нитьянянде и т.д., и завершаем даршан у Шри Гопал Натхаджи.
Как правильно сидеть.
Существует несколько предписаний относительно позы, в которой человек может сидеть в храме:
а) Не следует показывать свои стопы Божествам или вытягивать их по направлению к духовному учителю, Туласи-деви и т.д. Стопы всегда должны быть закрыты.
б) Насколько это возможно, следует стараться не сидеть спиной к Божествам или к вьясасане. (Однако, иногда планировка храма может ограничивать нас в следовании этому принципу).
в) Не следует вытягивать ноги перед Божествами.
г) Не следует сидеть перед Божествами, обхватив лодыжки, локти или колени.
д) Не следует спать, сидя перед Божествами.
Разговоры а) Перед Божествами нельзя:
· громко разговаривать · ссориться · отчитывать кого-либо · говорить с другими грубо · восхвалять кого-либо другого · произносить бранные слова · критиковать полубогов · заниматься праджалпой (вести мирские разговоры) · лгать
б) Перед Божествами можно разговаривать с гостями и преданными, если это помогает развитию их сознания Кришны или помогает в проповеди, но все мирские разговоры должны происходить вне храма.
|