Студопедия — Типология способов индивидуального приспособления
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Типология способов индивидуального приспособления






Способ адаптации Одобряемые обществом цели Одобряемые обществом средства
Конформизм + +
Инновация + -
Ритуализм - +
Ретритизм - -
Мятеж +- +-

Конформизм – это полная солидарность личности с общественными целями и с социально одобряемыми средствами их достижения. Этот тип поведения диаметрально противоположен девиантному.

Остальные типы поведения можно рассматривать как девиантные. Инновационный способ адаптации предполагает согласие с общественно одобряемыми целями и поиск новых средств их достижения. Ритуалистский тип поведения принимает общественно одобряемые средства достижения целей, но отказом от некоторых из самих целей (избежание опасностей и неудач посредством отказа от культурных целей и приверженности любому обещающему безопасность рутинному распорядку нормам). Ретритизм отмечается двумя отказами – от общественно одобряемых целей и средств их достижения (характерен для маргиналов – бродяг, наркоманов, которые создают собственную замкнутую субкультуру, которая чрезвычайно пассивна и не направлена открыто против общества). Мятеж (отрицание господствующих в обществе целей и средств и замена их новыми) характеризуется внутренней и внешней активностью его субъектов, готовностью изменить общество даже путем социальной революции.

Г. Тард ввел понятие «социальный контроль» как средство возвращения преступника к его нормальной жизни, а затем стал рассматривать его как фактор социализации личности.

Р. Парк рассматривал социальный контроль как целенаправленное действие общества на индивида в целях создания и обеспечения в обществе социального порядка.

Социальный контроль – это регуляция поведения субъектов социального действия с помощью нормативных механизмов и санкций. Социальный контроль имеет отношение ко всякому групповому либо индивидуальному действию, которое регулируется социальными нормами и правилами, ценностями, образцами и стандартами поведения. Социальный контроль – это часть общего процесса социализации, поскольку социализация способствует формированию «нормативного» поведения личности, соответствующего принятым в обществе правилам, нормам и обычаям.

Социальный контроль проявляет себя через давление и групповой контроль. В случае нарушения принятых норм и правил, обычаев и традиций, начинает работать механизм группового давления и группового контроля.

Социальный контроль проявляет себя в качестве принуждения, осуществляемого через санкции, которые могут применяться в рамках группового давления или через институциональные и социальные механизмы.

Н. Смелтер считает, что социальный контроль – это усилия окружающих, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание девиантов или их исправление. В качестве мер принуждения приводятся следующие:

1. Изоляция – отлучение девианта от общества, не предусматривающее его реабилитации (пожизненное заключение в тюрьме);

2. Обособление – частичная (временная) изоляция девианта от общества;

3. Реабилитация направлена на восстановление места девианта в обществе (принудительный труд, психотерапия и др.).

Известно, что толерантность общества способствует снижению девиантности, в то время как кризисные ситуации не способствуют эффективности социального контроля. Активизация девиантного поведения в обществе и неэффективность социального контроля возникают тогда, когда его структуры используют экстремистские и догматические методы давления. Это усиливает маргинальность и ретритизм в отклоняющемся поведении, а в определенных обстоятельствах может привести к мятежу.

Социальный контроль выступает в форме формального и неформального социального контроля. Первая форма осуществляется уполномоченные законом организациями, а вторая форма реализуется небольшими неформальными группами. К неформальным группам относят награды и наказания, в виде улыбок, словесных поздравлений или недовольным тоном и взглядом и пр.

 

Лекция № 7. Социальные группы (1 час)

 

Цель – определение и типология социальных групп в различных социологических учениях.

Основные понятия по теме: социальная группа, толпа, классификация социальных групп, социальная динамика, социальная интеракция, стигматизация, идентификация, хабитуализация, первичная и вторичная социальная группа, формальная и неформальная социальная группа, референтная группа, объективные и субъективные группы.

Люди постоянно соединены в общности, являются членами групп – больших и малых, профессиональных и любительских, возрастных и половых, формальных и неформальных. Любое социальное действие индивида ориентировано на группу, на достижение целей, которые могут совпадать или не совпадать с групповыми целями. Мы причастны ко многим социальным группам, равно и как они – к каждому из нас.

Социальные группы рассматривались социологами как микромодели общества и притягивали их интерес. В этом заключался переход от макросоцилогической к микросоциологической парадигме.

В конце 19 века Г. Лебон изучал «толпу» как социальную группу, которая рассматривалась как разновидность большой и неустойчивой группы.

Ч. Кули впервые поставил вопрос об участии человека в нескольких социальных группах и классифицировал их «первичные» и «вторичные».

Л. Гумплович, характеризуя социологию как науку об изучении социальных групп, обращал внимание на их противоборство как естественное состояние общества.

В 1920-1930-х годах социальные группы рассматривались социологией и социальной психологией. Социологический подход к социальной группе заключался в выявлении объективных критериев для анализа многообразных социальных групп. Социальную психологию интересовало выявление специфики воздействия на личность конкретной социальной группы.

Исследования 1930-1940-х годов имели прикладной характер. Э. Мэйо разработал понятие «производственного коллектива» как разновидности основной социальной группы на производстве. В социальной психологии появилось направление социометрии. Э. Богардус и Дж. Морено ввели понятия «социального расстояния» и «социальной дистанции», определяющие психологические отношения внутри группы и между группами.

К. Левин разработал теорию групповой динамики, объясняющей функционирование малых социальных групп, законы формирования и развития их структуры, взаимоотношения групп с другими группами и социальными институтами. Два основных принципа теории групповой динамики заключались с том, что малые группы могут рассматриваться как целостное образование, а законы, характеризующие процессы в малых группах, могут экстраполироваться на общество в целом.

С. Стауффер проводил социологические исследования в армии США, и в 1949 году издал двухтомник «Американский солдат», в котором было дано определение «референтным группам», т.е. реальным или воображаемым группам, выступающим для индивида в качестве социального эталона, с которым он сравнивает себя, свое положение и поведение.

В 1950-1980-х годах в социологии внимание уделялось механизмам, связывающим социальную группу с социальной организацией (добровольным ассоциациям, харизматическим группам, бюрократии и др.). Изучение социальных групп перестает быть отдельным предметом изучения, а переплетается с изучением социальной организации.

Г.С. Антипина в книге «Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп» (1982) дает определение социальной группе как совокупности людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности.

С.С. Фролов в книге «Социология» (1996) рассматривал социальную группу как совокупности индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

М.С. Комаров в книге «Введение в социологию» (1994) пишет, что социальная группа – это такая совокупность людей, которые объединяются на основе совместной деятельности, общих целей. Она имеет свою систему жизненных ориентаций, норм поведения, мораль, культуру и психологию, благодаря которым у индивида формируется особое чувство сопричастности группе «мы» - «группа».

Г.Е. Зборовский в книге «Общая социология» (2004) выделяет три основных признака социальной группы:

1. Совокупность индивидов, имеющих общие интересы, групповые установки и ориентации.

2. Нормативная регламентация деятельности группы.

3. Совместная деятельность членов группы в рамках собственного пространственно-временного континуума.

Энтон Гидденс в книге «Социология» (1999) определяет социальную группу как некоторое число людей, взаимодействующих друг с другом на регулярной основе. Эта регулярность приводит к появлению дружеского отношения, солидарности и общих привычек. Агрегат (социальная совокупность) - это набор людей (например, очередь на автобус), не имеющих общего чувства единства. Социальная категория - это статистическая группировка, когда в рамках классификации людей объединяют вместе на основе конкретных общих для них характеристик.

Таким образом, социальная группа – это объединение людей, основанное на их участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Признаки социальной группы являются наличие внутренней организации; общая (групповая) цель деятельности; групповые формы социального контроля; образцы (модели) групповой деятельности; и интенсивные групповые взаимодействия.

Определение социальной группы включает четыре основных момента:

• социальная интеракция - то есть коммуникативное взаимодействие, осуществляемое с помощью знаковых систем («кодов»);

• стигматизация - «наклеивание ярлыков», по которым мы распознаем членство в группе, оформившееся в социальный гештальт (образ в массовом сознании) - стиль жизни данной группы;

• идентификация - отождествление индивидом себя с данной группой через противопоставление «мы - другие» с установлением социальных границ и фильтров на «входе-выходе», а также через механизм социального контроля;

• хабитуализация - то есть «опривычивание», освоение индивидом данной социальной позиции и формирование у него установок, стереотипов, присущих данной группе.

Знаки, по которым определяется членство в группе, и которые лежат в основе идентификации, могут совпадать, а могут и не совпадать друг с другом. Например, члены организации отличают друг друга по удостоверению, а не-члены идентифицируют их по форме одежды.

Выделяются большие, средние и малые социальные группы. В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества, возрастные группы и другие. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов, как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы.

К средним социальным группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).

К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом.

Любая организация состоит из множества разнообразных групп, которые можно классифицировать по различным основаниям:

• по принципу формальности: формальные и неформальные;

• по размеру: диада, триада, малая группа, большая группа;

• по длительности существования: временные и постоянные;

• по регулярности и частоте взаимодействия: первичные и вторичные;

• по степени сплоченности: группа и команда;

• по ведущей деятельности: учебные, спортивные, семейные, управленческие, производственные и другие;

• по факту существования: номинальные и реальные.

Большая группа отличается от малой наличием, как минимум, трех признаков: наличие большого количества членов, отсутствие обязательных личных контактов между членами группы, меньшая степень сплоченности и организованности внутри группы. Примеры больших групп – класс, нация, телевизионная, театральная аудитория и пр.

Большие группы имеют случайное и закономерное происхождение. Случайные группы – толпа, телевизионная и театральная аудитория. Закономерно появившиеся группы – социальный класс, национально-этническая группа, профессиональные, половозрастные группы.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Типичные малые группы – семья, школьный класс, студенческая группа и пр.

Ч. Кули ввел понятия «первичной» и «вторичной» группы. Под первичными группами он понимал группы, характеризующиеся тесными, непосредственными связями и сотрудничеством. Они являются первичными из-за того, что являются фундаментом для формирования социальной природы и идеалов индивида. Первичная группа формирует моральные нормы, которые человек получает в детстве и проносит сквозь всю жизнь, и выступает средством поддержки людей. Примеры первичной группы – семья, друзья, соседская общность и др.

Вторичная группа – это разновидность больших и формальных групп. В них чаще всего отсутствуют непосредственное взаимодействие членов группы. Так, для студента его академическая группа является первичной, а коллектив университета – вторичной группой. Главное отличие вторичной группы от первичной в том, что для вторичная группа ориентирована на достижение цели, а первичная группа – на установление взаимосвязи между ее членами.

Э.Мэйо ввел понятие «формальной» и «неформальной» группы. Формальным группам присущи правила организации, действия, в них «работают» запреты и дозволения, санкционированные обществом. Примеры формальных групп – социальные организации (школьный учительский коллектив). Главной функцией формальной группы является обеспечение высокой упорядоченности и управляемости действий при достижении ставящейся цели. В формальной группе благодаря принятым нормам четко заданы и распределены все позиции и роли ее членов.

Неформальная группа не имеет жесткой нормативности, поведение ее членов не регламентировано, что, впрочем, не означает отсутствия порядка и организованности. Диапазон неформальных групп огромен – от кружка друзей, любителей искусства до нации или иной этнической общности.

Г. Хейман ввел понятие о референтной группе, в основу которого были положены типы связей индивидов с группой. В его понимании, референтная группа – это реальная или воображаемая социальная группа, выступающая для индивида в качестве эталона, с которым он сопоставляет свое социальное положение, поведение и установки. В случае, если референтная группа является воображаемой, она относится к номинальной социальной группе (это могут быть группы по возрасту, месту жительства, ценностным ориентациям и пр.).

Группы могут быть объективными и субъективными. Объективные группы характеризуются тем, что их позиция задана, определена независимо от воли, сознания, желания или потребности (примеры, социальный класс). Субъективные группы возникают и существуют из-за того, что формируются сознательными действиями людей (примеры – политическая партия).

 

Лекция № 8. Социология семьи (1 час)

 

Цель – раскрытие понятия семьи, функции семьи, классификации семьи.

Основные понятия по теме: функции семьи, структура семьи, нуклеарная и расширенная семья, моногамия, полигамия, групповой брак, патриархальная и матриархальная семья, эндогамия и экзогамия, нелокальное, патриокальное и матриокальное местожительство, родословная.

Социология семьи является одной из социальных дисциплин, объектом изучения которой является социальный институт семьи.

Семья образует базовые предусловия функционирования социума путем физического и социокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию существования всех членов семьи. Без этого воспроизводства населения и социализации потомства невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни.

Вместе с тем, реализация основных функций семьи не есть следствие каких - либо биологических регуляторов или механизмов, а представляет собой результат специфических социальных процессов, происходящих в широком социальном контексте. Семья включает в себя разнородные компоненты, связанные с физиологическими процессами, с психологической динамикой взаимоотношений, с нормами и ценностями культуры, с экономическими условиями рынка и производства, с демографическими изменениями, с институтами армии, церкви, здравоохранения, правительственного управления и с историческими трансформациями в целом. В связи с этим, можно напомнить знаменитое отступление от марксизма одного из его основоположников Ф. Энгельса, который считал, что определяющим моментом в истории является "ступень развития" труда, с одной стороны, и с другой - семьи.

Разрушение крестьянского семейного хозяйства, семейная дезорганизация и крах родительского влияния на детей в городах сыграли, думается, не последнюю роль в кризисе нашего общества. Втягивание в сферу наемного труда на государственные предприятия поголовно всех женщин и мужчин трудоспособного возраста, ликвидация всех форм частного семейного производства и превращение семьи в ячейку бытового самообслуживания обескровило экономику страны, разрушило преемственность семейных поколений и низвело социализацию детей до элементарных контактов по поводу физиологического цикла жизни. Все это проявилось в нарушении баланса между личным (частным) и общественным (родовым), что сказывается на всех уровнях социальной структуры, обостряет социальные процессы. Во всяком случае, особенности уклада жизни, сложившиеся за последние 75 лет, наложились на общие тенденции семейных изменений и наряду с другими обстоятельствами привели к краху тоталитаризма. В этой связи подчеркнем, что семья в качестве социального института отнюдь не обречена на пассивность, а способна через изменение семейной и демографической структуры оказывать самостоятельное воздействия на ход социально-исторического развития.

Таким образом, проблема соотношения семьи с обществом и другими социальными институтами, а также взаимосвязи семьи и личности существовала всегда в человеческой цивилизации, и поэтому постоянно предпринимались попытки осмысления социального положения семьи. В социологии с ее специфическим подходом к изучению социального мира через взаимосвязь личного и общественного это осмысление осуществляется сквозь призму семейного посредничества: восприимчивость социальной системы к устремлениям личности и, наоборот, личности к интересам общества зависит от обоюдного учета ими потребностей семьи как целого. Исследование посреднической роли семьи и образует специфику социологического подхода к изучению семьи.

Основные социологические аспекты изучения семьи

Семья представляет собой сложное социальное образование и потому многозначное: с одной стороны, понятие социального института раскрывает значение семьи в широкой социальной перспективе во взаимосвязи с другими социальными институтами и с социальными процессами изменения, развития, модернизации; с другой стороны, понимание семьи как малой социальной группы сфокусировано на закономерностях становления, функционирования и распада семьи как автономной целостности.

Разграничение особенностей семьи как института и как группы позволяет рассматривать осуществление посреднической роли, так сказать, на макро - и микроуровнях анализа. Но это не означает вовсе удвоения предмета - это разные аспекты единого поля деятельности.

При изучении семьи как социально-психологической группы взаимосвязь личности и общества рассматривается на уровне первичных, межличностных отношений. Проводимые в рамках данного подхода эмпирические исследования взаимоотношений в семье концентрируются на взаимодействиях членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как группы. В наибольшей мере развитию этой традиции способствовали взгляды Э. Берджесса на семью как "единство взаимодействующих личностей". Изучение семьи как социального института в своем развитии показало от ударения на эволюцию, происхождение семьи к интересу в области функций. В свою очередь, институционально-функциональный подход, исследующий факторы эффективного выполнения семейных функций, неизбежно пересекается с микроанализом семейной жизнедеятельности, позволяющим видеть как из многообразия результатов семейного поведения складываются "макротеяденции" изменения семьи.

В отечественной и зарубежной социологии постоянно предпринимаются попытки перебросить "мостик" между макро - и микросоциологией семьи, совместить подходы к семье как к институту и как к группе. Это не означает растворения социологического подхода в психологическом: речь идет о создании научных моделей, позволяющих на уровне общества отследить социально значимые результаты индивидуального и семейного поведения, а с другой стороны, на уровне семьи и личности установить социальную детерминированность ценностных ориентации, установок, мотивов и действий. И одним из вариантов интеграции институционального и микрогруппового подходов является работа в направлении анализа семьи как системы. Среди социологов, пытавшихся совместить "макроанализ" и "микроанализ" семьи, надо назвать прежде всего Т. Парсонса и К. Дэвиса.

Стабильность семьи зависит одновременно и от внешних, социокультурных влиянии, и от внутренних взаимодействий. Такова сущность семьи как социального феномена и проблема заключается в адекватности применяемых концептуальных схем и терминов. Следует избегать односторонности каждого из двух подходов и эклектического соединения их. Согласно Парсонсу семья не противостоит обществу, она его подсистема, обеспечивающая стабильность социума в целом благодаря установлению "инструментальных" отношении с другими социальными подсистемами и структурами, а также "экспрессивных" отношений внутри самой семьи, благодаря сохранению равновесия в межличностной динамике, сохранению интегративных тенденций.

По мнению К. Девиса, переход от традиционных форм семьи к современным связан, прежде всего, с трансформацией социокультурных норм высокой рождаемости и распространением социальных норм низкой рождаемости. Другими словами, в изменении системы ценностей и социальных норм брака и семьи, а не в замене жесткого внешнего давления, принуждения к семейной жизни внутренними силами сохранения брачно-семейной сплоченности следует видеть истоки семейных изменений. Причем распад ценностной системы, поддерживавший расширенную семью, не означает автоматического появления в нуклеарной семье такой "взаимной привязанности", которая вне всяких внешних общественных влияний способна обеспечить общественно-значимые функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений.

Определение семьи

Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных (например, семья - это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи. Среди дефиниций семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-психологической целостности, привлекает определение семьи как исторически-конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимостью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения, принадлежащее отечественному социологу А. Г. Харчеву.

Семью создает отношение "родители - дети", а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи - жилище, дом, собственность - и экономическую основу семьи - общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства. Таким образом, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержания существования членов семьи. Лишь наличие триединого отношения супружества – родительства - родства позволяет говорить о конституировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (по причине повзросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации) либо не ставших еще семьями (например, семьи молодоженов, характеризующиеся только супружеством и ввиду отсутствия детей не обладающие родительством (отцовством, материнством) и родством, кровным родством детей и родителей, братьев и сестер.

Наличие трех отношений (семьи в строгом смысле слова) обнаруживается у подавляющего большинства семей страны, примерно у 60-70 %. Из общего числа семей следует исключить "временно" бездетных молодоженов (15-20 %) и супругов, оставшихся бездетными (5-9 %). С другой стороны, внесемейное население состоит из тех, кто является родителем, но без супружества либо находится в фактическом или легитимном браке без детей. Для всех этих фрагментарных, "осколочных", форм семьи лучше подходит термин "семейная группа", т. е. это люди, ведущие совместное домохозяйство и объединяемые только родством либо родительством или супружеством. Обычно "ядром" семьи считают супружескую пару, и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к "ядру" детей, родственников, родителей супругов. С социологической точки зрения правильнее за основу брать наиболее распространенный в населении тип семьи с триединством названных отношений - основной тип семьи, - а те семейные объединения, которые образуются при вычитании одного из трех отношений, лучше именовать семейными группами. Данное уточнение связано с тем, что в последние годы как в общественном мнении, так и в социологии семьи (и на Западе, и в нашей стране) стала заметной склонность сводить суть семьи к любому из трех отношений, чаще всего - к супружеству и даже партнерству. Не случайно в американской энциклопедии брака и семьи Марвина Сасмена и Сьюзан Стенмец ряд глав посвящен "альтернативным формам" семьи, т. е. тому, что точнее можно называть семейными группами, хотя фактически эти главы относятся к супружеству, скорее даже партнерству или сожительству.

Функции семьи

Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет об общественных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества. Важно подчеркнуть, что это суть функции общества, как бы закрепленные за специализированными на их выполнении институтами, и поэтому у каждого из институтов есть функции, определяющие уникальность, профиль данного института, и функции, которые сопровождают действие основных. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные; все семейные функции главные, однако необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функции семьи.

Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции - это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Таким образом, специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание социализация детей, остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Поскольку человеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения, постольку всегда остается социальная необходимость в семье как социальной форме организации рождения и социализации детей, причем в такой своеобразной форме, когда реализация этих общественно значимых функций происходит при личной мотивированности индивидов к семейному образу жизни - без всякого внешнего принуждения и давления.

Наличие личных потребностей в семье и детях, личных желаний и влечений к браку и семье - очень важное обстоятельство, показывающее, что существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в семейном образе жизни и в детях, и лишь благодаря этому происходит воспроизводство населения. Если представить себе, вообразить иные формы социальной организации воспроизводства населения, основанные на принуждении, не на личных мотивах людей, то эти формы уже не могут считаться семьей в привычном социо - культурном смысле, соответствующим всем известным из истории типам семей. С другой стороны, теоретически возможное появление биотехнологий зачатия и "вынашивания" плода вне материнского организма, в "пробирке", будет означать устранение семьи как исторически сложившейся личностной и даже интимной формы удовлетворения социальной потребности в воспроизводстве населения.

Вышесказанное характеризует потенциальную возможность такого изменения общественной жизни, когда социальная необходимость в воспроизводстве населения приходит в противоречие со свободой выбора личностью любых форм социального поведения. Насколько реалистична подобная парадоксальная перспектива? На это как раз и должна ответить социология семьи. В принципе возможно такое (катастрофическое!) изменение социума, при котором социально приемлемыми оказываются насильственные меры принуждения людей к тем видам социального поведения личности, что противоречат личным влечениям (к ним, в частности, следует отнести и "пробирочные", конвейерные формы организации воспроизводства населения, которые вполне могут быть реализованы казарменным государством во избежание угрозы депопуляции). Вероятность подобного исхода определяется тем, что исторически убывает потребность семьи в детях. Будущее семьи как гармонии между личной потребностью супругов в детях и обезличенной потребностью социума в работниках зависит от способности социальной системы сохранить семью вместе с личностной вовлеченностью супругов в реализацию ее специфических функций.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыхали досуга, связанные с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжении и самосохранению "Я" каждого, и др.

- эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе.

В начале XX столетия социальные институты все более совмещают с семьей и выполнение функций образования и воспитания (школы и детсады), защиты и охраны (полиция и армия), функции питания, одежды, досуга (сферы обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный труд). Уильямом Огборном все эти факты были обобщены в теории "перехвата" семейных функций, утверждающей "прогрессивный" характер этого процесса.

Подобная "прогрессистская" точка зрения не стала всеобщей. Питирим Сорокин видел в уменьшении и сворачивании социокультурных функций семьи, в т. ч. специфических, негативное воздействие индустриально-урбанистской цивилизации, неизбежно превращающее семью в бездетное сожительство мужчин и женщин "где дом будет местом ночных встреч для сексуального общения".

Типология семейных структур

Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства. Моногамное супружество - это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия - брак одного супруга с несколькими, причем полигамия бывает двух видов: полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак - в 20 раз реже моногамии и в 100 раз реже полигинии).

Экзогамные браки относятся к таким, где супружество возможно лишь вне данной родственно-семейной группы, фратрии. Напротив, эндогамные браки заключаются исключительно внутри данной фратрии.

Типы семейных структур, определяемые по критериям родительства-родства, многообразны и подчеркивают какие-либо свойства в связи с линиями отца или матери. В связи с этим в зтносоциологии и социологии семьи и родства принято различать социальное отцовство "pater" и физиологическое отцовство -"genitor" и соответственно материнство. Отсюда, на основе принципов "патри-матри" локализации семейных групп прибегают к выделению патрилинеальных и матрилинеальных семей, где наследование фамилии, имущества, социального положения ведется но отцу либо по матери.

По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семейного государства, и матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях (эгалитарность понимается как равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями).

Выделяется еще так называемая партнерская семья с совместим обсуждением семейных решении, причем если муж имеет большее влияние, то это будет партнерская семья с доминированием мужа, если жена - то с доминированием жены. Кроме того, выделяются семьи с принятием решений одним из супругов - автономные семьи. Далее, по критерию социального положения супругов (или родителей супругов), семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной страты, и гетерогенными, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов. Применяется также для более широкой характеристики семей и браков по социальным и демографическим признакам различение гомогамных семей, однородных по национальности, возрасту, профессии, образованию и т. д., и гетерогамных семей, где наблюдаются различия по социальным индикаторам.

По критерию пространственно-территориальной локализации семьи бывают







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 468. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия