Подготовка текста к транскрибированию
Для успешного усвоения тем дисциплины студентам необходимо использовать материал, необходимый и достаточный для оформления презентации, отражающей основные положения теоретических основ и практических методов дисциплины: - учебники: «Финансовый учет и отчетность»; - учебные пособия: «Финансовый учет для менеджеров»,; - сборники заданий: «Практикум по финансовому и управленческому учету и анализу», «Практикум по теории бухгалтерского учета»; «Практикум по финансовой отчетности»; «Сборник контрольных работ по финансовому и управленческому учету и анализу»; - тестовые задания; - информационные материалы, размещенные в Интернет. Успешное овладение содержанием дисциплины «Финансовый и управленческий учет и анализ» предполагает интенсивную работу на аудиторных занятиях и систематическую самостоятельную работу. При работе на лекции, при чтении книги студенту необходимо постоянно мысленно соотносить научные знания со своими наблюдениями и мыслями. Подготовка к семинару включает кроме отработки конспекта лекции, поиск литературы (по рекомендованным спискам и самостоятельно), подготовку заготовок для выступлений по вопросам, выносимым для обсуждения. Такие заготовки включают факты, сопоставление отчетности компаний, сравнение с российскими стандартами учета и отчетности. Если проблема заинтересовала студента, он может подготовить реферат или эссе и выступить с ним на семинаре. Семинар, это, прежде всего, дискуссия, обсуждение. Значит, студент должен не только внимательно слушать выступающих, но и стараться высказать свое мнение, уточнить, задать вопрос. При подготовке к экзамену повторять пройденный материал в соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на экзамен и содержащихся в данной программе, используя конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Подготовка текста к транскрибированию 1 2 1 1 1 Люблю я этот час,/ когдá соÇвсéх сторóн/ 1 1 1 2 2 КоÇмнé идýт/ густые тéни,/ 2 2 2 2 2 1 Ѝ вéет свéжестью,/ и вóздух напоён/ 1 2 2 2 1 2 Дыхáньем дрéмлющих растéний,// 1 1 2 2 1 2 2 Когдá станóвится яснéе/ кáждый звýк,/ 1 1 2 2 1 2 Горит зарница надоÇмнóю,/ 2 2 2 1 2 2 Ѝ мéсяц óгненный,/ безмóлвной нóчи дрýг, 1 1 2 2 1 2 Встаёт/ надÇближнею горóю.// (И.Никитин). При подготовке текста к транскрипции обратите внимание на фонетические фразы: в одном сложном предложении может быть несколько фонетических фраз, а в речевой фразе — несколько фонетических тактов. Помните, что совпадение конца фразы (такта) и конца стихотворной строки не обязательно, ср.: Я Вас любил.// Любовь еще, быть может, В моей душе угасла не совсем.// Но пусть она Вас больше не тревожит:/ Я не хочу печалить Вас ничем.// Выделяя в речевом такте фонетически слова, обратите внимание на то, что в некоторых случаях знаменательные слова выступают в качестве энклитик, создается одно фонетическое слово (ср.: нéÇ был, зáÇ спину, пóд Ç руки и под.). Так, в тексте А.С.Пушкина знаменательное слово быть примыкает как энклитика к глагольной форме может. Это подсказывает не только грамматический статус лексемы быть: в данном вводном сочетании слов она выполняет роль незнаменательной связки. Указанием на это, в первую очередь, служит симметричный ритмический рисунок стихотворения: 6 ударных слогов в первой и третьей строках, в первой из них три — в первом фонетическом такте, три — во втором. Помните, что в отдельных случаях фонетические слова обладают слабым ударением. Обычно этим характеризуются местоимения и союзы. Сравните в первой строке стихотворения И.Никитина: благодаря тому, что местоимение я обладает лишь слабым ударением, создается симметричность ритмико-мелодического рисунка — три ударных слога в первом такте и три во втором. На эту же особенность указывает размер поэтического текста (закономерность в чередовании ударных и неударных слогов), общее количество ударных и безударных слогов соответствующих строк (в нечетных строках — 12 слогов, в четных — 9 слогов). Слабым ударением здесь обладают также союзы и (третья и седьмая строки)[1].
// л’убл’ý jа этът ч’áс / кΛгдá сΛÇф’с’эх стΛрóн / кΛÇмн’э идýт / густыjь т’эн’и / и в’эjьт св’эжыэс’т’jу / и вóздух нъпΛjóн / дыхáн’jьм др’эмл’у ’их рΛс’т’эн’иj // кΛгдá стΛнóв’и ц¯ ъ jиэс’н’эjь / кáждыj звýк / гΛр’ит зΛрн’ицъ нъдΛÇмнójу / и м’эс’ьц óгн’э ыj / б’иэзмóлвнъj нóч’и дрýк фстΛjóт / нΛдÇбл’ижн’ьjу гΛрójу // Обратите внимание на редукцию гласных А, О, Э в первой и второй слабой позиции, например, в фонетических словах [к Λ Çмн’э], [густыj ь ], [с Λ Çфс’эх] и др., а также согласных, парных по глухости — звонкости, например, в слове [дрý к ]; на ассимиляцию согласных, парных по глухости — звонкости, например, в фонетических словах: [сΛÇ ф’ с’эх], [ ф стΛjóт]; на ассимиляцию переднеязычных зубных согласных, парных по твердости — мягкости, перед мягкими переднеязычными зубными, например, в словах: [св’эжъ с’т’ jу], [рΛ с’т’ эн’иj], [jиэ с’н’ эjь]. Заметьте, что в глагольных формах сочетания ться, тся транскрибируются как [ц¯ ъ]: [стΛнóв’иц¯ ъ].
§ 11. Фонетический анализ слова предполагает фонетический (акустический и артикуляционный) анализ составляющих его звуков. При этом необходимо придерживаться следующего алгоритма действий: 1. Выбрать слово для анализа. 2. Затранскрибировать данное слово в соответствии с изложенными выше рекомендациями. 3. Выделить слоги и охарактеризовать каждый из них в следующих аспектах: 1) прикрытый / неприкрытый; 2) открытый / закрытый; 3) ударный / безударный. 4. Последовательно проанализировать составляющие данное слово звуки с точки зрения физических (акустических) и артикуляционных особенностей: 1) для гласных признаки определяются по следующим параметрам: - ударность / безударность (ударный / безударный); - характеристика позиции (сильная / слабая, слабая первая / вторая); - ряд; - подъем; - огубленность (лабиализованный / нелабиализованный); 2) для согласных признаки определяются по следующим параметрам: - участие шума и голоса (шумный глухой / шумный звонкий / сонорный); - наличие / отсутствие палатализации (мягкий / твердый); - место образования; - способ образования; - парный / непарный по месту образования, по способу образования, по наличию / отсутствию палатализации. 5. Подсчитать количество букв и количество звуков, объяснить расхождения.
§ 12. Образец фонетического анализа слова 1) Праздник – [прáз’н’ик]. В слове 2 слога: [прá-з’н’ик]. Первый из них прикрытый, открытый, ударный; второй — прикрытый, закрытый, безударный. Характеристика звуков: п – [п] – согласный, шумный глухой, твердый, губно-губной, смычный, парный по глухости /звонкости, твердости / мягкости; р – [р] – согласный, сонорный, твердый, переднеязычный, передненебный, дрожащий (вибрант), парный по твердости / мягкости; а – [á] – гласный, ударный, в сильной позиции, средний ряд, нижний подъем, нелабиализованный; з – [з’] – согласный, шумный звонкий, мягкий, переднеязычный, зубной, щелевой, свистящий, парный по глухости / звонкости, твердости / мягкости; д – [–] – согласный выражен нулем звука; н – [н’] – согласный, сонорный, мягкий, переднеязычный, передненебный, смычно-проходной, носовой, парный по твердости / мягкости; и – [и] – гласный, безударный, во второй слабой позиции, передний ряд, верхний подъем, нелабиализованный; к – [к] – согласный, шумный глухой, твердый, заднеязычный, задненебный, смычный, парный по глухости / звонкости, твердости / мягкости. Всего в слове 8 букв и 7 звуков. Нулем звука реализуется согласный Д при стечении согласных ЗДН. 2) Веселью – [в’иэс’эл’jу]. В слове 3 слога: [в’иэ-с’э-л’jу]. Все слоги прикрытые и открытые, второй слог ударный. Характеристика звуков: в – [в’] – согласный, шумный звонкий, мягкий, губно-зубной, щелевой, парный по глухости / звонкости, твердости / мягкости; е – [иэ] – гласный, безударный, в первой слабой позиции, передне-средний ряд, верхне-средний подъем, нелабиализованный; с – [с’] – согласный, шумный глухой, мягкий, зубной, щелевой, свистящий, парный по глухости / звонкости, твердости / мягкости; е – [э] – гласный, ударный, в сильной позиции, передний ряд, средний подъем, нелабиализованный; л – [л’] – согласный, сонорный, мягкий, переднеязычный, передненебный, смычный, боковой, парный по твердости / мягкости; ь – [–] – звука не обозначает; ю – 1) [j] – согласный, сонорный, мягкий, среднеязычный, средненебный, щелевой, непарный; 2) [у] – гласный, безударный, во второй слабой позиции, задний ряд, верхний подъем, лабиализованный. Всего в слове 7 букв и 7 звуков, причем мягкий знак звука не обозначает, а в букве Ю реализуется 2 звука — [j] и [у].
[1] В приведенном выше стихотворении А.С.Пушкина слабым ударением обладает местоимение я в последней строке (так в строфе образуется 4 ударных слога во второй и четвертой строках); сильное ударение в обоих случаях падает на четвертый с начала слог.
|