Студопедия — ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЦЕРКОВЬЮ И ГОСУДАРСТВОМ В РОССИИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЦЕРКОВЬЮ И ГОСУДАРСТВОМ В РОССИИ






Вскоре после своего образования православная церковь на Руси получила статус митрополии Константинопольского патриархата. В 1325 г. митропо­личья кафедра была перенесена в Москву (из Владимира-на-Клязьме, где она находилась с 1299 г.), а в 1448 г. была провозглашена автокефалия. В 1589 г. было учреждено патриаршество. Церковные реформы патриарха Никона в середине XVII в. привели к жесткому конфликту с оппозицией, давшей начало старообрядчеству. Приоритет государственной власти над церковной был закреплен Соборным уложением 1649 г., определившим ста­тус православия как государственной религии. В 1721 г. Петр I упразднил патриаршество, создав взамен Духовную коллегию, преобразованную в Свя­тейший Правительствующий Синод, возглавляемый царским чиновни­ком — обер-прокурором13.

Православная Церковь превратилась в государственное министерство. До 1901 г. члены Синода в присяге величали императора «Крайним судией Духовной сей Коллегии». Подчинение церкви светской власти нашло спе­цифическое преломление в исповедных формулах: если в ранних перечнях грехов отсутствуют какие-либо преступления против государства14, то к

13 Лишь в 1917 г. патриаршество в России было восстановлено.

14 См.: Алмазов А.И. Тайная исповедь в православной восточной церкви. Одесса, 1894. Т. 3. С. 107;
Флория Б.Н. Исповедные формулы о взаимоотношениях церкви и государства в России XVI—
XVIII вв. // Одиссей. Человек в истории (Историк и время. 1992). М., 1994. С. 205.

XVIII в. в обязанность священника уже входит склонять прихожан к лояль­ности и поддержке государственной власти. По личному указанию Петра I происходит ограничение тайны исповеди. Новые законы — указ Синода от 17 мая 1722 г. и «Прибавление к Духовному регламенту о правилах причта церковного и чина монашеского» — подразумевали, что священник, услы­шавший на исповеди о намерении совершить какой-либо проступок против государственной власти или лично государя без раскаяния в этом намере­нии, должен был сообщить об услышанном в Тайную канцелярию. Так про­должалось до 1906 г.15

Логическим продолжением реформ Петра I стало изъятие церковного имущества, проведенное императрицей Екатериной II в 1764 г. Если до этого

светская власть лишь ограничивала права Церкви в пользовании земельны­ми владениями и изымала часть доходов от них на государственные нужды, в то время как право владения по-прежнему оставалось за Церковью, то после указа 1764 г. все церковные учреждения устранялись от управления этим имуще­ством, и все доходы от него поступали в государственную казну, а архиерей­ские кафедры, монастыри и приходские церкви переводились на государ­ственное содержание. Масштабы изъятий в пользу государства иллюстриру­ют следующие цифры: к 1783 г. доход, полученный с бывших церковных имений, составил 4 млн рублей, а на нужды Церкви государство ассигновало лишь 'Д этой суммы. Большинство русских иерархов было против реформ Петра I и Екатерины II, но, реально оценивая возможные последствия про­тестов против действий государства, они ограничились молчаливым недоволь­ством. По мнению Д.В. Поспеловского, почти 200 лет, начиная с петровских реформ, когда РПЦ была лишена своего голоса, до 1903 г., времени возник­новения движения церковного обновления, Церковь молчала16.

Николай I был первым из российских императоров, кто реально позабо­тился об укреплении института православия в стране. Свою устроительную деятельность он начал с мер, которые были призваны повысить моральный авторитет священнослужителей. От приходских священников до епископов началась кадровая чистка одновременно с усилением материально-техни­ческой базы РПЦ: возросло финансирование и количество церквей увели­чилось на 42%, возросло число епархий; с 1825 по 1850 г. выросла числен­ность белого духовенства — на 12,6%, общее число монашествующих — на 36,7%17. Особое внимание уделяется обучению сельского священства. Идет активизация миссионерской деятельности на окраинах империи, а также напряженная работа по удержанию населения в лоне православия. Иными словами, русский царь выступил самым крупным меценатом и филантро­пом в решении религиозных вопросов.

В России Православная церковь с давних пор была на службе государ­ства. Не секрет, что при советском строе кадры священнослужителей го-

Элбакян Е. Государственно-церковные отношения в России начала XX века в оценках либераль­ной и церковной интеллигенции // Религия и СМИ. 18.06.2003 (religare.ru). Алешина Т. Какой быть церкви сегодня // Независимая газета. 2003.20.08. Русское православие: вехи истории. М., 1989. С. 334.

товились, в том числе, и в Высшей школе КГБ. Католическая церковь — напротив, всегда выступала в качестве некоего оппонента по отношению к государству. Это противоречие было одним из тех характерных внутри­системных противоречий, которые придавали импульс развития западно­му обществу.

В России императорская власть доминировала над Церковью так же, как и над всем обществом. Религия была необходима ей как источник легитим­ности, и поэтому ни о каком отделении Церкви от государства не могло идти и речи. Власть патронировала Церковь, способствовала ее борьбе с иновер­цами и еретиками. Православие было идеологическим символом власти, возвышалось над другими конфессиями и религиями, но само оставалось зависимым от государства как в царское, так и в советское время. В царской России политика носила ярко выраженный религиозный характер, закреп­ленный в известной уваровской формуле: «православие, самодержавие, на­родность». Часть православно ориентированных граждан до сих пор убеж­дена в том, что Православие и монархия неразделимы.

Обвиняя церковных иерархов в их отходе от христианских принципов и подчинении государственному аппарату и чиновникам, русский философ В. Эрн писал: «Синод и архиереи действуют не по церковным мотивам, а как послушные орудия кабинета Столыпина. Божье исчезло, осталось Кесаре­ва»18. «Есть ли св. Синод полноправный представитель вселенской Церкви Христовой? Не было ли здесь за Церковью — государства, за жезлом духов-

Врезкс







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 421. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия