Студопедия — Массовая культура и творческое «потребление» — новый подход
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Массовая культура и творческое «потребление» — новый подход






Существует и другое направление в понимании смысла молодежного потребления. Отправной точкой анализа в нем служит критический взгляд по отношению к идее молодежного потребительства как нового опиума. По-другому подходят эти ученые и к самому объекту исследования. Если рань­ше употреблялся термин «массовая культура», то теперь стали говорить о «популярной культуре».

Массовая культура понимается как процесс внешнего формирования («сверху») спроса на культурные товары с последующим манипулировани­ем вкусами и потребностями людей. В понятии «популярная культура» ак­цент переносится на сам процесс потребления. С помощью этого термина ученые стремятся уйти от упрощенного взгляда на этот процесс.

Это новая школа мышления не отрицает полностью идеи Франкфуртской школы:

1. Социальный и идеологический контроль общества над рабочим классом действительно переносится с рабочего времени также и на сферу досуга.

2. Буржуазия действительно пытается контролировать и досуг, и свобод­ное время рабочего класса. Она постоянно превращает народные праздни­ки в официальные и национальные праздники, как бы легализуя необходи­мые паузы, но делает это до определенных пределов — так, чтобы рабочие смогли после этого снова встать «за станок».

Объектами этих новых исследований стали самые различные культурные феномены: мода, реклама, мыльные оперы, сериалы, игровые шоу по теле­видению, спортивные соревнования и др. Эти исследования анализирова­ли механизмы передачи через культуру всевозможных стереотипов и пред­рассудков. Так, например, в одной очень известной английской мыльной опере до сих пор нет ни одного «черного» героя, хотя ее действие происхо­дит в большом промышленном городе, где достаточно велик процент не­белого населения. Или, например, эти исследования демонстрируют то, что современная реклама продолжает подтверждать подчиненный статус жен­щины в современном обществе. Самый яркий и частый пример тому — по­стоянное использование женских тел, украшающих товары для продажи, скажем, машины. Эта объективация женского тела поощряет мужчин смот­реть на женщин только как на сексуальные объекты.

В отличие от франкфуртцев новые социологи вовсе не считают зрителей только лишь пассивными участниками этой культуры. Наоборот, они счи­тают, что люди активно потребляют эти ценности и часто переделывают их значение. Исследование в Австралии, проведенное Джоном Фиском, было посвящено изучению реакции женщин на известный игровой спектакль «Игра новых супругов». Смысл этой передачи — выяснить, какая пара боль­ше всего похожа на супружескую жизнь телезрителей, для чего участникам

отдельно задаются специальные вопросы об этом. Фиск считает, что, хотя смысл игры и ясен — он явно патриархальный, — однако, большинство женщин используют эту игру совсем иначе, чем этого «требуют» правила. Ученый объяснил это тем, что женщины употребляли игру в качестве быто­вого протеста против господствующей патриархальной системы. Самым интересным в их реакции было то, что женщинам нравились не те жены, которые соглашались, и, таким образом, помогали паре выиграть, а наобо­рот, те женщины, которые объясняли всем, что, существует различие меж­ду тем, что хочется услышать, и тем, что есть на самом деле.

Культура «Тэдди боев» — это первая послевоенная молодежная субкуль­тура, которая стала новым видом социальной проблемы для общества. Это были милые, «очаровательные» девианты. Они первыми начали предлагать мальчишкам из рабочей среды желанный имидж преуспевающего молодо­го человека. Исследователи этой новой подростковой потребительской куль­туры (поскольку она требовала поддержания, прежде всего не поведенче­ского стиля, а определенного стиля в одежде, следовательно, нуждалась в новой индустрии) обратили внимание на то, что эта подростковая культура отражает не просто возросшее изобилие (как полагал Абраме), но также и распад довоенного типа сообщества рабочего класса. В этой культуре нашли отражение перспективы социальных изменений в поствоенной Великобри­тании, а именно: переделывание трущоб-коммуналок в отдельные дома; усиление социокультурных различий между теми «местами», где люди жи­вут, и теми, где они работают; увеличение времени, которое дети проводят в школе, — всего того, что ослабляло власть родителей, столь характерную для традиционных семей.

Практически впервые (в текущем столетии) родители действительно не могли передать своим детям личный культурный опыт, дать им какие-либо полезные советы о том, что значит вести себя по-тинейджерски. Сами ро­дители в данном потребительском контексте никогда тинейджерами не бы­ли. Именно поэтому рыночное исследование Марка Абрамса измеряет дей­ствительно новую, массовую тинейджерскую культуру, систему ее вкусов и потребления: специфику ее доходов и трат, которые явно превосходили опыт соседства, выходили за рамки связей в общине и семейно-патриархальных традиций.

На самом деле тинейджерская культура была все-таки формой американ­ской культуры. Даже Тэдди бои комбинировали свой эдвардский имидж со стилем Голливуда: городские галстуки — макинтош, бакенбарды западного картежника и длинный плащ. Они, подобно всем английским подросткам из рабочего класса, слушали американский рок-н-ролл. Даже само понятие «подросток» оставалось для большинства английских взрослых чуждой аме­риканской идеей, которая подразумевала включение американских мифов, идолов и фантазий об американской жизни в непривычную для них британ­скую атмосферу.

Тинейджер — это «подросток потребляющий или подросток, взятый в его досугово-потребительском измерении».

Сокращено по: Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 336. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия