Студопедия — Правило № 4
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Правило № 4






Подряд делайте столько вдохов, сколько в данный момент можете сделать легко.

Весь комплекс содержит 8 упражнений. В начале — разминка. Встаньте прямо. Руки по швам. Ноги на ширине плеч. Делайте короткие, как укол, вдохи громко, шмыгая носом. Не стесняйтесь. Заставьте крылья носа соединяться в момент вдоха, а не расширяйте их. Тренируйте по 2, по 4 вдоха подряд в темпе прогулочного шага “сотню” вдохов. Можно и больше, чтобы ощутить, что ноздри двигаются и

слушаются вас. Вдох, как укол, мгновенный. Думайте: “Гарью пахнет! Откуда?”

Чтобы понять нашу гимнастику, делайте шаг на месте и одновременно с каждым шагом — вдох. Правой-левой, правой-левой, вдох-вдох, вдох-вдох. А не вдох-выдох, как в обычной гимнастике.

Сделайте 96 (сотню) шагов-вдохов в прогулочном темпе. Можно, стоя на месте, можно при ходьбе по комнате, можно переминаясь с ноги на ногу: вперед-назад, вперед-назад, тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди, то на ноге, стоящей сзади. В темпе шагов делать длинные вдохи невозможно. Думайте: “Ноги накачивают в меня воздух”. Это помогает. С каждым шагом — вдох, короткий, как укол, и шумный.

Освоив движение, поднимая правую ногу, чуть-чуть приседайте на левой, поднимая левую — на правой. Получится танец рок-н-ролл. Следите за тем, чтобы движения и вдохи шли одновременно. Не мешайте и не помогайте выходить выдохам после каждого вдоха. Повторяйте вдохи ритмично и часто. Делайте их столько, сколько сможете сделать легко.

Движения головы

1. Повороты. Поворачивайте голову вправо-влево, резко, в темпе шагов. И одновременно с каждым поворотом — вдох носом. Короткий, как укол, шумный. 96 вдохов. Думайте:

“Гарью пахнет! Откуда? Слева? Справа?” Нюхайте воздух.

2. “Ушки”. Покачивайте головой, как будто кому-то говорите: “Ай-яй-яй, как не стыдно!” Следите, чтобы тело не поворачивалось. Пра-

вое ухо идет к правому плечу, левое — к левому. Плечи неподвижны. Одновременно с каждым покачиванием — вдох. 3. “Малый маятник”. Кивайте головой вперед-назад, вдох-вдох. Думайте: “Откуда пахнет гарью? Снизу? Сверху?”.

Главные движения

1. “Кошка”. Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторяйте ее движения — чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую. На ту, в какую сторону вы повернулись. И шумно нюхайте воздух справа, слева, в темпе шагов.

2. “Насос”. Возьмите в руки свернутую газету или палочку, как рукоятку насоса, и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох — в крайней точке наклона. Кончился наклон — кончился вдох. Не тяните его, разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Шину надо быстро накачать и ехать дальше. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Вдох, как укол, мгновенный. Из всех наших движений-вдохов, это— самое результативное. “Насос” особенно эффективен при заикании.

3. “Обними плечи”. Поднимите руки на уровень плеч. Согните их в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая — левую подмышку, то есть, чтобы руки шли параллельно друг другу- Темп шагов. Одновременно

с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторите короткие шумные вдохи. Думайте: “Плечи помогают вдоху”. Руки не уводите далеко от тела. Они — рядом. Локти не разгибайте.

4. “Большой маятник”. Это движение слитное, похожее на маятник: “насос”-“обними плечи”, “насос”-“обними плечи”. Темп шагов. Наклон вперед, руки тянутся к земле — вдох, наклон назад, руки обнимают плечи — тоже вдох. Вперед-назад, вдох-вдох, тик-так, тик-так, как маятник.

5. “Полуприседы”. Одна нога впереди, другая сзади. Вес тела на ноге, стоящей впереди, нога сзади чуть касается пола, как перед стартом. Выполняйте легкий, чуть заметный присед, как бы пританцовывая на месте, и одновременно с каждым приседом повторяйте вдох — короткий, легкий. Освоив движение, добавьте одновременные встречные движения рук.

Заикающимся А.Н. Стрельникова советует сочетать движения с произнесением различных звуков на вдохе.

При выполнении упражнения “насос” на каждый наклон на выдохе произносятся гласные звуки или звуковой ряд. Затем рекомендуется произносить следующие звукосочетания: три, тре, тра, тру; кри, кре, кра, кру; при, пре, пра, пру и т.п.

На следующих тренировках добавляются и другие сочетания (в произвольной дозировке): рир, рур, pep, pap;

лил, лул, лел, лал; мим, мум, мем, мам; нин, нун, нен, нан;

вив, вув, вев, вав; фиф, фуф, феф, фаф; зиз, зуз, зез, заз;

жиж, жуж, жеж, жаж; шиш, шуш, шеш, шаш; чич, чуч, чеч, чач; щищ, щущ, щещ, щащ.

Далее следует специальная тренировка “затаенного” дыхания: короткий вдох с наклоном, дыхание максималь-

но задерживается, не разгибаясь, надо вслух считать до восьми, постепенно количество произнесенных на одном выдохе “восьмерок” увеличивается. На одном крепко задержанном вдохе надо набрать как можно больше “восьмерок”. С третьей или четвертой тренировки произнесение заикающимся “восьмерок” сочетается не только с наклонами, но и с упражнением “полуприседы”. Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, почувствовать “схваченное в кулак” дыхание и проявить выдержку, повторяя вслух максимальное количество восьмерок на крепко задержанном дыхании. Разумеется, “восьмеркам” на каждой тренировке предшествует весь комплекс перечисленных выше упражнений.

А.Н. Стрельникова указывает, что дети охотно делают эту гимнастику, особенно если она идет в музыкальном сопровождении. Но темп для них должен быть медленнее. Торопить их нельзя. Урок следует превратить в игру. Например, изображать кошку, которая показывает зубки и пытается поймать воробья. И нюхает, нюхает воздух. Пусть они выполняют приседы, танцуя, как дикари вокруг костра. Такие занятия лучше проводить в группе с несколькими детьми.

Приложение № 5. Упражнения для работы над голосом (Н.П. Вербовая, О.М. Головина, В.В.Урнова. Искусство речи. М., 1977.)

Упражнение 1

Речевой аппарат устанавливается для произнесения звука А (расстояние между зубами равно двум пальцам, язык лежит плоско, кончик у нижних передних резцов), но губы в отличие от положения при звуке А сомкнуты; гортань должна быть опущена, глотка раскрыта, маленький язычок и небная занавеска подняты.

Проверить опущенное состояние глотки можно следующим образом: положить палец на хрящ гортани (адамово яблоко) и сделать глубокий вдох носом. Если палец ощутит движение хряща вниз, то это значит, что гортань опустилась и приняла нужное для свободного течения звука положение, глотка при этом раскрылась, как она обычно раскрывается при зевке: небная занавеска и маленький язычок поднялись вверх.

Встать прямо, проверить, нет ли мышечного напряжения шеи, головы, рук, всего тела;

гортань и речевой аппарат установить в основное положение для свободного звукотечения. Сделать вдох через нос и, сохраняя основное положение, послать выдыхаемую на звуке М струю так, чтобы ощутить звучание в верхних передних зубах. Звучащая струя воздуха как бы идет от диафрагмы и “ударяется” в верхние передние зубы. Звук должен быть легким

и не очень продолжительным. Приложив руку к губам и верхней челюсти, можно ощутить некоторое дрожание-вибрирование. Это значит, что звук идет верно, без препятствий, что он попал в маску, то есть в кости лица, и отражается в ней.

Упражнение 2

Вывести в маску звук М, который как бы разрывает сомкнутые губы гласным звуком А. Нижняя челюсть, естественно, опускается. Звук должен быть довольно продолжительным; следить за тем, чтобы при разрыве губ не появлялось призвука гнусавости, которая вызывается тем, что небная занавеска не поднимается и не закрывает прохода звука в носовую полость. Сочетание звуков МА взять в разных высотах.

Упражнение 3

На одном дыхании вывести сочетание звука М с тремя гласными — А, О, У и И, Э, Ы. Стараться все звуки произносить на одной высоте и направлять в маску. Следить за отсутствием напряжения, опорой и точной артикуляцией всех звуков.

Протяженность звуков характеризует определенную мелодию, которую принято называть “распевной интонацией”, так как это звучание приближается к протяжному певческому. В отличие от “распевной интонации” в тренировке голоса развивается такое звучание, которое называется “речевой интонацией”. “Речевая интонация” отличается отсутствием протяженного звучания гласных и приближается к разговорной мелодии.

Упражнение 4

Задача упражнения — добиться правильного посыла звука в маску в речевой и распевной интонациях. На одной высоте нужно постараться произнести сочетание звука М с тремя любыми (более верными) гласными, затем новый вдох — и новое сочетание.

Последовательность упражнения:

а) вдох носом;

б) на одном вдохе — МА, МО, МУ или НА, НО, НУ;

в) вдох носом;

г) на одном выдохе — МИ, МЭ, МЫ или НИ, НЭ, НЫ.

В процессе упражнения необходимо следить за тем, чтобы не форсировать звук, посылать его в маску, держать опору.

Проделать упражнение в различных высотах.

Упражнение 5

Произносить на одном выдохе следующие согласные: ЖЖЖЖЖЖЖЖ — 3333333333 — НЬНЬНЬНЬНЬНЬ. Эти звуки по своей тембральной окраске тяготеют к различным резонаторам: Ж — ближе грудному звучанию, 3 — середине или “смешанному”, среднему резонатору, НЬ — верхнему (головному, лицевому). Произнося подряд все согласные, постарайтесь проверить вибрацию звука во всех резонаторных полостях, прикладывая руку к груди, к лицевым костям (иначе маска). Попробуйте переводить звучание всех согласных в различные резонаторы.

Упражнение 6

На звуке У воспроизведите гудок трех теплоходов: большого, среднего и маленького. Последовательность гудков безразлична. Вы должны услышать три различные высоты вашего голоса. Проверьте резонаторы. Хорошо вытягивайте губы вперед при образовании звука У. Три услышанные и верно воспроизведенные высоты будут в какой-то степени определять диапазон вашего речевого голоса.

Упражнение 7

Взять воображаемый мяч, определить для себя какой он величины и начать “играть”, ударяя им об пол. При этом считать до десяти, на каждый счет ударяя по мячу, чтобы он “отскакивал” от пола. Затем, также считая до десяти, подбрасывать мяч на каждый счет вверх, потом снова ударять мячом об пол и считать до десяти. Каждый раз считать на одном выдохе. Повторить эту игру несколько раз. Вы услышите, что с изменением полета мяча изменится и высота вашего голоса: мяч внизу — звук голоса ниже, мяч вверху — звук голоса выше. Следить, чтобы звук не был напряженным, не тянуть сильно вверх шею, когда мяч летит вверх.

Упражнение 8

Собака (назовем ее Бобик) убежала, ее надо вернуть домой. Звать будем три раза:

один раз с далекого расстояния, затем с более близкого, и, наконец, собака будет около вас. Повторять кличку собаки несколько раз в быстром темпе, кроме последнего (собака около вас). Последовательность упражнения: произнести слово “Бобик” на одном дыхании десять раз (собака далеко) — остановка — произнести слово “Бобик” десять раз (собака подошла ближе) — остановка — повторить кличку несколько раз, но более медленно (собака подошла к вам). В упражнении должна меняться высота звука.

Упражнение 9

Принцип и задача те же, что и в предыдущем упражнении, но теперь собака бежит на зов без остановки, поэтому повторять ее кличку от высоких нот к низким через средние без остановки на одном дыхании. Произносить кличку столько раз, насколько хватит дыхания.

Упражнение 10

Вспомнив различие высот вашего голоса, которое появилось в предыдущих упражнениях, посчитайте до десяти на одном дыхании в трех различных высотах; после каждого счета до десяти нужно делать остановку, чтобы взять дыхание и услышать следующую высоту.

Упражнение 11

Произнести фразу “Я вам приказываю” с повышением по строчкам, начав с удобной нижней высоты. Всего пройти пять-шесть ступеней, не уходя в крик. Произнести данную фразу, оправдывая ситуацию (оправданием может быть, например, то обстоятельство, что приказ не выполняется).

Упражнение 12

В упражнении участвуют два человека. У первого фраза “Накажу!”, у второго “Нет!”. Первый произносит свою фразу в повышении по строчкам, второй идет на понижение. Первый приказывает, второй отвечает. Необходимо оправдать диалог предлагаемыми обстоятельствами.

Приложение № 6. Упражнения для использования на логоритмических занятиях (Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. Под ред. С.С. Ляпидевского и В.И. Селиверстова. М., Просвещение, 1968.)

Упражнения на сочетание музыки с движениями

Сочетание характера музыки с движениями

1. Дети ходят под музыку или удары барабана в любом направлении, меняя темп движений в зависимости от быстроты музыки.

2. Дети, построившись в ряд, на темп марша подражают маршировке бойцов.

3. Дети строятся в несколько кружков. По сигналу, данному на барабане или рояле, дети разбегаются по комнате. По следующему сигналу дети снова строятся в кружки в том же составе.

4. Дети ходят колонной по кругу под музыку. В зависимости от характера музыки они исполняют различные движения, подражая медведю, зайцу, полету птицы, коню и др. 5. Исполняется маршевая, танцевальная и колыбельная музыка. Дети стоят в кругу. Они определяют характер музыки и выполняют соответствующие движения.

Сочетание темпа музыки с темпом движений

1. Дети, встав парами друг за другом и держась за руки, идут по кругу, изображая лошадь и кучера. С переходом на быстрый темп, бегут.

2. Дети стоят в шеренге, и каждому дается обруч (мяч). На медленный темп дети, держа обруч над головой, медленно опускают его и поднимают.

3. Дети идут колонной по кругу. Первый останавливается в одном углу, второй — в следующем, третий — в четвертом, пятый — в первом, шестой — во втором и т.д. Таким образом, дети окажутся в конце маршировки стоящими в четырех углах колоны, лицом к центру. После этого первый, идя по кругу, соберет всех детей в колонну, присоединяя по очереди по одному из каждого угла.

4. Дети идут под музыку в колонне по одному через середину. Дойдя до противоположной стороны комнаты, расходятся: один — налево, один — направо, в обход комнаты. Встретившись, идут попарно в колонне через середину. Снова расходятся по одному в обход комнаты и, встречаясь, образуют колонну по одному, как вначале.

5. Дети, сидящие на маленьких стульях, под медленный темп музыки поднимают обе ноги на сиденье стула и опускают, это движение повторяется 2 раза. Под быстрый темп музыки делают “бег на месте” (движения), высоко поднимая колени, не вставая со стула.

6. Дети построены в две шеренги, сидя на полу, вытянув ноги, лицом друг к другу на расстоянии 3-4 шагов. На медленный темп перекатывают мячи друг другу, с переходом на быстрый темп оставляют мячи на полу и бегом меняются местами.

7. Дети идут парами в темпе марша. При переходе на быстрый темп все пары останавливаются, поднимают сцепленные руки и образуют ворота, в которые пробегает первая пара и становится последней. Повторяется всеми парами.

8. Под медленный темп музыки дети, стоя в кругу, ударяют мяч об пол и ловят обеими руками.

С переходом музыки на быстрый темп дети берут мяч в правую руку, высоко поднимают его и бегут по кругу. С возобновлением музыки медленного темпа дети опять ударяют мяч об пол.

9. Под марш дети идут по начерченной мелом линии. При переходе музыки на быстрый темп дети бегут к обручу, лежащему в центре комнаты, берутся за него руками (по указанию воспитателя), бегут по кругу, держась за обруч, пока не услышат изменение темпа музыки. Кладут обруч на пол и идут опять друг за другом по линии.

10. Дети идут по кругу под марш, потом музыка меняется и дети разбегаются свободно по комнате, как только музыка смолкает, дети приседают на корточки. Снова звучит марш, дети встают, делают поворот и идут по кругу.

11. Дети стоят парами в колонне, повернувшись лицом друг к другу. Каждой паре дается скакалка. На медленный темп музыки дети правой рукой медленно вращают скакалку; на быстрый — вращение скакалки соответственно ускоряется. Музыка замолкает, дети перекладывают скакалку в левую руку, и с началом звучания вращение скакалки возобновляется.

12. Под марш дети идут цепочкой, взявшись за руки. Музыка меняется, дети останавливаются, поднимают руки и образуют ворота. Впереди стоящий перебегает через всю цепь ворот и становится последним в цепочке. Звучит снова марш, дети снова идут цепочкой.

13. По кругу стоят стулья на расстоянии 2-3 шагов один от другого. Под марш дети идут между стульями. При смене музыки на более быстрый темп дети бегут по внешнему кругу. Музыка смолкает, дети садятся на стулья.

14. Вожак с бубном в руке задает свой темп. Вся группа детей идет за вожаком. По сигналу педагога вожак останавливается и упражнение возобновляется с новым вожаком.

15. Дети бегут и одновременно делают хлопки (по одному хлопку на два шага). На речевую команду “гоп” переходят с бега на шаг, при этом делают два хлопка на один шаг.

16. Дети идут по кругу в темпе, задаваемом педагогом на рояле или барабане. Вне круга на стуле лежит другой барабан. Музыка замолкает. Дети останавливаются, и тот, кто останавливался около барабана, ударяет в него, передавая темп начатой музыки. Педагог дает новый темп, и дети опять идут по кругу.

17. Один ребенок дает в своем темпе хлопки, стоящий за ним сейчас же повторяет хлопки в этом же темпе, за ним следующий и т.д. Педагог дает сигнал, дети прекращают упражнение. Когда педагог опускает снова флаг, упражнение возобновляется следующим ребенком, который задает свой темп.

18. Дети становятся в два круга. Внутренний круг двигается в темпе марша вправо, а внешний одновременно в темпе бега — влево: по сигналу роли кругов меняются.

19. Дети сидят в кругу на полу на одинаковом расстоянии друг от друга, вытянув ноги к центру. Один ребенок, высоко поднимая ноги (сгибая колени), перешагивает через ноги каждого сидящего, стараясь это делать в темпе музыки. На остановку в музыке он останавливается и меняется с тем, перед которым остановился. И упражнение продолжается.

20. Дети, смотря на движение палочки педагога, передают темп хлопками. Темп дается не

равномерный, а с постепенным ускорением и замедлением. Это упражнение, помимо хлопков, можно сопровождать повторением условного слога (например: та-та или ля-ля) для того, чтобы ребенок уловил постепенно изменяющуюся скорость в процессе произношения.

Сочетание ритма музыки с ритмом движений

1. Дети стоят шеренгой вдоль стен. 3 такта стоят на месте. Идут 2 такта шеренгой вперед и 2 такта назад. Повторяют это движение два раза. Затем поворачиваются вправо и в течение 4 тактов переходят колонной к следующей стене и выстраиваются вдоль нее. Маршировка шеренгой вперед и назад и переход к следующей стене повторяются до возвращения к исходному положению.

2. Дети стоят двумя шеренгами друг за другом. 2-я шеренга образует ворота. 3 такта стоят на месте, 2-я шеренга проходит вперед под воротами 1-й шеренги и образует, в свою очередь, ворота. Затем 1-я шеренга проходит под воротами 2-й и снова образует ворота. Это поочередное движение шеренгами повторяется два раза. Потом в течение 4 тактов обе шеренги отступают к исходному положению.

3. Дети сидят в кругу попарно, обращены лицом друг к другу. Поочередно указательным пальцем грозят друг другу сначала правой рукой, а затем левой по 2 такта. На остановку поворачиваются спинами друг к другу и, оказавшись с новым соседом, продолжают так же исполнять этот ритм.

4. Дети стоят в кругу, один держит мяч. На 2 такта плавно поднимает над головой, затем на 2 такта передает мяч рядом стоящему ребен-

ку. Второй передает 3-му и т.д. до конца, пока мяч не придет обратно к 1-му ребенку.

5. Дети стоят по кругу. Свободное качание обеих рук вперед и назад (8 тактов).

6. Дети маршируют по кругу в течение 8 тактов, затем прыгают на месте на двух или на одной ноге — также 8 тактов.

7. Дети держатся попарно за обе руки. Четыре раза поднимаются и опускаются на носки и два раза приседают в соответствии с ритмом музыки.

8. Дети стоят в кругу, держась за руки. На один-два делают два шага к центру, на три опускают руки, на четыре делают прыжок на двух ногах с поворотом к центру и берутся за руки, так же идут от центра.

9. Дети стоят парами по кругу, взявшись за руки. Первый такт, опустив руки, кружатся вокруг себя вправо. При повторении музыки, во втором такте, пары кружатся влево.

10. Дети стоят парами лицом друг к другу, держась обеими руками. Первый такт сопровождается прыжками на месте с поочередным выставлением вперед то одной, то другой ноги. На второй такт берутся правыми руками и кружатся на месте, потом берутся опять обеими руками.

11. Дети стоят по кругу, с внешней стороны круга около каждого на полу лежит флажок. Дети делают три шага и одновременно с третьим шагом наклоняются и берут с пола флажки. На второй такт скачут по кругу с высоко поднятым флажком. Потом опять делают три шага и кладут флажок.

Упражнения на координацию речи с движениями

1. Дети стоят по кругу и бросают мяч вправо (влево), в зависимости от того, что каждому из них хочется, а затем через круг любому, при этом говорят: “Я бросаю мяч вправо, я катаю через круг”.

2. Дети маршируют по кругу. В середине — “пруд”.

По дорожке вдоль пруда

Я гуляю иногда,

Но подальше от воды,

Чтобы не было беды!

3. Двое детей становятся друг за другом. Первый идет по кругу очень большими шагами. Одновременно говорит: “Дядя Степа длинноногий по дороге зашагал”. Второй бежит за ним по кругу и говорит: ((Мальчик-с-палъчик по дорожке вслед за дядей побежал”. Первый. Дядя Степа оглянулся, но ни слова не сказал.

Второй. Мальчик-с-палъчик усмехнулся — дядю Степу он догнал.

4. Дети в руках держат воображаемую щетку и делают движения, как бы чистят зубы, говоря: “Раз, два, три — зубы щеткой крепко три!”

5. Дети становятся в круг лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. При слове “опусти” делают шаг назад и опускают руки. Затем, подставляя ногу, говоря “подними”, поднимают руки. Затем — шаг назад, говоря “закрой”, прижимают руки к груди и, подставляя ногу, говорят “открой”, руки опять вытягивают в сторону.

6. Дети сидят на стульях, изображая поезд: делают движения руками, сопровождая каждое

движение словом “чух”, по сигналу дети останавливают движение и говорят: “Паровоз, паровоз, вот он папу привез”.

7. Дети сидят в кругу на стульях. Один из детей с флажком идет за стульями, говорит: “Я иду тихо, тихо”. Останавливается за стулом одного ребенка, стучит флажком о стул, говоря:

“Я стучу громко — тук, тук, тук\” Передает флажок и садится на стул, по которому стучал.

8. “Стук, стук молотком — строим, строим дом”, — дети хором говорят стихи с постепенным нарастанием голоса. На слова “стук, стук молотком” дети стучат об пол, на слова “строим, строим, строим дом” постепенно выпрямляются, сила голоса нарастает и, поднимая правые руки и соединяя их в центре, дети образуют “дом”.

9. Один из детей, пастух, ходит среди ребят, расположившихся на полу (лугу). Пастух играет на дудочке и говорит:

Ай ду-ду, ай ду-ду,

Я все стадо стерегу,

Ай ду-ду, ай ду-ду,

На зеленом на лугу. Роль пастуха дети исполняют поочередно.

10. Дети группой сидят на полу в середине комнаты и говорят:

Эй, самолет, плавно лети!

Вверх, вниз, вверх, вниз. Сопровождаются слова поворотами головы, как бы следя за самолетом.

11. Дети ходят по кругу на носках:

Маме надо отдыхать, Маме хочется поспать, Я на цыпочках хожу, Я ее не разбужу.

12. Дети стоят на одной ноге. Руки вытянуты

в стороны.

Очень трудно так стоять, ножку на пол не спускать. И не падать, не качаться, За соседа не держаться.

13. Дети вытягивают руки в стороны, сжимают кисть в кулак, разжимают и кладут на пояс:

Руки в стороны, в кулачок. Разжимай — и на бочок.

14. Дети садятся на корточки, прижимая головы книзу и обхватив руками колени, потом постепенно выпрямляются, становятся на носки и тянутся сколько возможно вверх, поднимая руки. Выполнять движения, сопровождая соответственно словами:

Сначала буду маленький, к коленочкам прижмусь, Потом я вырасту большой, до лампы дотянусь!

15. Дети делают прыжки ногами врозь и вместе. (Текст произносит педагог или другие дети.) Ножки вместе, ножки врозь, ножки прямо,

ножки вкось,

Ножки здесь и ножки там, что за шум и что за гам!

16. Дети делают два раза движения — на носки и возвращение в исходное положение и два полуприседа, опять два раза на носки и одно глубокое приседание. Выполнять движения соответственно словам:

Ванька, встань-ка, Ванька, встань-ка, Приседай-ка, приседай-ка, Будь послушен, ишь какой, нам не справиться с тобой!

17. Делают круги руками.

Быстро вертится крыло, мелет мельница зерно,

А из смолотой муки испекут нам пирожки!

Исходное положение руки назад. На указанный акцент руки должны быть внизу.

18. Дети делают движения руками, изображая паровоз:

Едем, едем, долго едем. Очень длинен этот путь. Скоро до Москвы доедем, Там мы сможем отдохнуть.

19. Дети, подражая движению дворника с метлой, говорят:

Подметаю я свой двор, Собираю в кучу сор. Будут все меня хвалить, “Молодец” мне говорить! На акцент метла движется влево.

20. Дети держатся попарно за правую руку, подражая движению пильщиков, и говорят:

Пили, пила, пили живей, Мы домик строим для зверей. В нем серый зайчик станет жить. И с нами будет он дружить. Движения рук вперед и назад совпадают с акцентом.

21. Дети “вбивают молоточком гвозди в стену”, говорят:

Молоточком я стучу (два удара), В стенку гвоздь вколочу (два удара). Гвоздь вбиваю сильней (два удара) Для картинки моей! (два удара).

22. Дети стоят по кругу. Играют в мяч:

Мячик мой, лети высоко (бросок вверх). Мячик мой, лети далеко (бросок через круг), По полу беги скорей (перекатывают через круг). Скок об пол, смелей, смелей (бросок четыре раза об пол).

23. Дети перебрасывают мяч от соседа к соседу в правую или в левую сторону.

Целый день я лечу,

Целый день я скачу,

Больше прыгать не могу,

Ах, сейчас я упаду! На последнем слоге каждой строки мяч ударяется об пол.

24. Игра сопровождается стихами С. Маршака “Мой веселый, звонкий мяч...”. Слова произносятся тем ребенком, который бросает мяч.

25. Дети стоят по кругу и перекатывают обруч (мяч) через круг, говоря: “Лови” (“Коля, лови”; “Коля, лови мячик” и т.д.).

26. На ковре, на расстоянии одного шага, лежат семь больших кубиков. Ребенок наступает по очереди на каждый кубик, говоря:

Я по камешкам пройду, через речку перейду. Последний шаг с кубика на пол.

27. “Стрекозы”. Дети встают в круг. На слова “Я летала, я летала, устали на знала” делают летательные движения. “Села, посидела, опять полетела” (останавливаются и опускаются на одно колено):

Я подруг себе нашла,

Весело нам было. Дети делают летательные движения.

Хоровод кругом вела,

Солнышко светило. Берутся за руки и водят хоровод.

28. “Заяц”. Все дети сидят и читают стишок:

Заяц белый, заяц белый,

Ты куда за лыком бегал? Один из детей, заяц, скачет по комнате в ритме стиха:

Заяц белый отвечал:

“Я не бегал, а скакал”. Заяц останавливается и отвечает на вопрос детей.

29. Дети изображают все, о чем говорится в стишке, движения выполняются в ритме стиха:

Моем шею,

Моем уши,

Вытираемся посуше.

Не спеша, не спеша.

Мы и зубы чистим тоже,

Порошком, порошком.

30. “Мяч”. На каждое слово мяч перебрасывается через круг.

Мяч летает полосатый.

В мяч играют медвежата.

31. “Гусь”. Дети ходят по кругу, изображая гуся. На каждое ударное слово они делают очередной шаг:

Гусь гуляет по дорожке,

Гусь играет т гармошке (руки в стороны).

И гордится гармонист:

Я га-га-га голосист!

32. “Дятел”. Дети, изображая стук дятла по дереву, ударяют правой рукой, в форме клюва, по ладони левой руки. Движения выполняются на акцент:

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

33. “Маляр”.

Красить комнаты пора —

Пригласили маляра.

Он приходит в новый дом

С яркой краской и ведром. Дети медленно поднимают и опускают правую руку (на акцент), изображая движения маляра.

Приложение № 7. Логопедический массаж при заикании (Методика логопедического массажа модифицирована Е.А. Дьяковой)

Логопедический массаж при заикании проводится наряду с логопедическими занятиями, психотерапевтическим, медикаментозным и физиотерапевтическим воздействиями. Логопедический массаж, как правило, предваряет иные логопедические приемы, используемые на занятиях.

Массаж выполняется в основном в области головы, шеи и верхнего плечевого пояса. При проведении логопедического массажа логопед должен хорошо представлять себе механизм нарушения, а также знать анатомию мимических и артикуляционных мышц, мышц шеи, а также область распространения черепно-мозговых нервов. В особенности важно четко представлять область иннервации тройничного и лицевого нервов.

При заикании принято использование в основном двух видов массажа: сегментарного и точечного, а также их сочетаний.

Методика сегментарного массажа

Сегментарный массаж позволяет изолированно воздействовать на отдельные мышцы, обеспечивающие речевую деятельность.

Массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хорошо проветренном помещении.

Руки логопеда должны быть чистыми, теплыми, без ссадин, царапин или каких-либо очагов воспаления, с коротко остриженными ногтями, без украшений, мешающих проведению массажа. Перед массажем руки можно слегка смазать “Детским” кремом или использовать “Детскую присыпку”.

Массаж рекомендуется проводить ежедневно или через день. Обычно назначают 10-20 процедур. Длительность процедуры может варьироваться в зависимости от возраста пациента и неврологической симптоматики. Обычно массаж начинается с 5-7 минут и может доводиться до 20-25 минут. При хроническом течении заикания рекомендуются повторные курсы массажа.

Массаж следует начинать с принятия правильной позы, или позы покоя. Принятие правильной позы способствует расслаблению мышц и не затрудняет дыхание.

Можно начало массажа предварять фразами, которые способствуют успокоению, расслаблению.

“Успокаиваешься, отдыхаешь. Дыхание ровное, спокойное, ритмичное. Ты спокоен и расслаблен. Глаза закрыты. Дышится легко и свободно. Твои мышцы расслаблены. Ты отдыхаешь. Тебе хорошо и спокойно”. Голос логопеда при этом должен быть тихим, мягким, успокаивающим.

Оптимальны следующие положения тела при сегментарном массаже:

1. положение заикающегося на спине, руки вдоль тела, ноги лежат свободно, носки несколько разведены. Под головой находится небольшая плоская подушка, которая доходит до верхнего края лопаток. Специалист занимает положение за головой пациента.

2. поза — полусидя, в кресле с высоким подголовником. Специалист занимает положение за спиной пациента.

Основные приемы сегментарного массажа:

1. поглаживание: а) поверхностное поглаживание;

б) глубокое охватывающее поглаживание.

2. растирание.

3. разминание.

4.вибрация или поколачивание.

5. плотное нажатие.

1. Поглаживание. Это обязательный прием, с которого начинают каждую процедуру. Он чередуется с другими приемами и заканчивает каждый массажный комплекс. Значимость приема заключается в следующем: при поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах, снижается мышечный тонус, регулируется дыхание.

Движения осуществляются выпрямленной кистью, первый палец отведен, остальные согнуты. Прилагаемое усилие не должно вызывать смещение кожи.

Поглаживание подразделяется на поверхностное и глубокое (охватывающее). В виде вспомогательного приема используется “граблеобразное” поглаживание.

а) Поверхностное поглаживание

Это наиболее мягкий, щадящий прием. Ладони специалиста расслаблены. Прием применяется для снижения тонуса мышц лицевой и артикуляционной мускулатуры.

б) Глубокое поглаживание — более интенсивный прием. Он применяется для воздействия на рецепторы глубоко “заложенных” мышц и сосудов, тем самым оказывает некоторое возбуждающее воздействие на центральную нервную систему. Глубокое поглаживание надо осуществлять в доступных для изолированного воздействия мышцах.

в) “Граблеобразное” поглаживание в основном используется при массаже волосистой части головы. При выполнении этого движения пальцы широко разведены. Прием выполняется подушечками пальцев в продольном, поперечном, зигзагообразном и круговом направлениях.

2. Растирание— выполняется с применением значительной силы давления на массируемую область, что вызывает смещение и растяжение массируемых тканей. Оно значительно усиливает кровообращение, обменные и трофические процессы в тканях, сократительную функцию мышц, повышает тонус. Прием выполняется подушечками пальцев, ребром ладони или всей ладонной поверхностью. Движение осуществляется в прямом или спиралевидном направлении.

3. Разминание — максимально активизирует работу мышц. Оно проводится путем сдвигания, растяжения, разминания тканей. Массажные движения выполняются в продольном, поперечном, но чаще в спиралевидном направлениях.

4. Вибрация или поколачивание. Оказывает различное воздействие. Сильная, жесткая вибрация повышает тонус мышц, а легкая, слабая — снижает их тонус.

Прием вибрации осуществляется одним, двумя или всеми пальцами, придавая тканям колебательные движения различной частоты и амплитуды. Движения могут проводиться одной рукой, двумя руками одновременно или последовательно параллельно с двух сторон. Вибрация изменяет внутритканевый обмен, улучшает трофику тканей.

5. Плотное нажатие. Улучшает кровообращение, лимфообращение, обменные процессы. Можно использовать в местах выхода пучков нервных окончаний. Это так называемые “биологически активные точки”. Плотным нажатием этих мест заканчивается, как правило, любое поглаживание.

Выбор приемов массажа осуществляется дифференцирование, в зависимости от распределения тонуса мышц.

При заикании в основном используются такие приемы, как: поверхностное охватывающее поглаживание, слабая вибрация и плотное нажатие. В меньшей степени используются остальные приемы.

Самостоятельно отдельные приемы в практике массажа, как правило, не применяются, а используются в виде комплексов приемов.

Диагностика состояния мышц

Для правильного выбора приемов и дозировки корригирующего логопедического массажа для заикающихся необходимо определить состояние тонуса мышц:

— мышц шеи и верхнего плечевого пояса;

— мимических мышц;

— артикуляционных мышц;

— мышц языка.

Это устанавливается путем: а) осмотра; б) пальпации; в) выполнения динамических и статических упражнений, используемых при обследовании состояния указанных групп мышц пациента.

Необходимо учитывать эмоциональное состояние заикающегося и его личностные особенности.

КОМПЛЕКС МАССАЖНЫХ ДВИЖЕНИЙ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ПРИ ЗАИКАНИИ

Общие указания к проведению расслабляющего массажа

1. Массаж производится в медленном темпе.

2. Расслаблению мышц способствует музыкальное сопровождение (тихая музыка с медленным, плавным ритмом) или проговаривание логопедом, проводящим-массаж, формул спокойствия аутогенной тренировки.

3. Массаж должен вызывать у заикающегося приятные ощущения тепла и покоя.

4. Руки массажиста должны быть обязательно теплыми.

Расслабление мышц шеи

У заикающихся часто отмечается выраженный тонус в мышцах шеи и верхнего плечевого пояса. Расслабление мышц шеи рефлекторно снижает тонус корня языка, способствует активизации движений нижней челюсти (снятие “мышечных зажимов”).

Рекомендуется проводить следующий комплекс массажных движений:







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 410. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия