ВВЕДЕНИЕ: К ВОПРОСУ О КРИТИКЕ СОЦИОЛОГИИ
Гоулднер А. Наступающий кризис западной социологии. СПб: Наука, 2003. – 575 с.
27 Критику и преобразование общества можно отделить от критики и преобразования теорий общества только с риском для нас самих. 27 Однако разрыв между теорией и практикой, столь обычный в истории американских радикальных движений, в каком-то отношении становится все более глубоким. Некоторые из наиболее воинственных радикалов в движении новых левых или в Движении за освобождение черных избегали, по крайней мере в течение некоторого времени, любой серьезной связи с социальными теориями. 27 Несомненно, это пренебрежение теорией имеет разнообразное происхождение. Отчасти оно связано с тем фактом, что эти социальные движения все еще остаются новыми, и их политическая активность поглощает их неизбежно ограниченную энергию и ресурсы. Одним словом, новому радикализму требуется время для разработки новых теорий. Хотя пренебрежительное отношение к теории и не является характерной чертой американцев, однако отчасти оно обусловлено тем, что американские радикалы — зачастую в большей степени американцы, чем они сами это осознают, и, возможно, предпочитают осязаемые результаты прагматической политики неосязаемым результатам теории. Опять-таки отчасти их пренебрежительное отношение к теоретическим проблемам, по-видимому, обусловлено тесными связями некоторых молодых радикалов с группами хиппи, экспрессивный и эстетический стиль неприятия американской культуры которых склонял их к тому, чтобы избегать пустых, по их мнению, «перебранок» интеллектуальной конфронтации. 27 Кроме этого, существует также крикливое меньшинство, которое, как говорится, чувствует себя лично униженным, когда слышит апелляцию к разуму.
28 СОЦИОЛОГИЯ КАК МАССОВАЯ КУЛЬТУРА 28 Вместе с тем сегодня среди молодых американских радикалов существуют еще и другие важные источники безразличия к теории, которые отличают их от радикалов 1930-х гг. 28 Сюда можно отнести возникновение социологии как части массовой культуры в период между 1940-ми и 1960-ми гг., когда социология приобрела институциональную, если не интеллектуальную, зрелость. 28 Она стала жизнеспособным элементом научной жизни: сотни тысяч студентов американских колледжей слушали лекции по социологии. По этой науке были написаны буквально тысячи книг. В то же время только что появившееся тогда производство книг в мягких бумажных обложках сделало их доступными для массового читателя. Они продавались в аптеках, на железнодорожных станциях, в аэропортах, гостиницах, кондитерских. 28 Растущее благосостояние среднего класса содействовало приобретению этих книг студентами даже в тех случаях, когда они не требовались в качестве учебников. 28 Широкая доступность социологии (и других социальных наук) как элемента повседневной культуры оказала парадоксальное воздействие на отношение некоторой части молодых людей к социальной теории и социальным проблемам. 28 С одной стороны, то обстоятельство, что в книжных магазинах книги по социальным наукам располагались вперемежку с книгами других видов массовой литературы, вело к тому, что, по ассоциации, социальные науки стали рассматривать как составную часть широкой культуры, которую радикалы отвергали. Таким образом, недоверие к социальной теории со стороны некоторых молодых радикалов проистекало из восприятия ее как части господствующей культуры. С другой стороны, непосредственное знакомство с социальными науками привело некоторых к некритическому принятию социологии. Для некоторых молодых людей социология в бумажной обложке начала занимать место предшествующей ей литературы радикального критицизма и протеста. 28 Благодаря усвоению социальных наук как элемента культуры повседневной жизни, чтению книг о предрассудках или бедности, фактическая сторона жизни в Америке зачастую стала представляться им вполне ясной. Стремление обсуждать теорию могло поэтому казаться им бесполезным запутыванием дела, подменой каких бы то ни было практических шагов по решению проблем пустыми разговорами о них. 28 Рассматривая эти исследования с точки зрения своих ценностей, они часто испытывали скорее чувство морального отвращения, чем интеллектуальный подъем. Некоторые уверились в том, что теоретизирование — это форма эскапизма, если не морального малодушия. 28 Однако пренебрежительное отношение радикалов к сознающей себя теории в то же время является опасным и заключает в себе иро-29-нию, поскольку подобная позиция означает, что, хотя они и претендуют на то, что являются радикалами, на самом деле они капитулировали перед наиболее вульгарными течениями американской культуры, перед бэббитовским* захолустным антиинтеллектуализмом и невежеством. * Babbit—духовно убогий обыватель, некритически принимающий стандарты среднего класса, главный персонаж романа Синклера Льюиса «Бэббит» (1922 г.) (англ.). 29 Более того, если радикалы хотят изменить свой мир, они, безусловно, должны понимать, что добиться этого они смогут только преодолевая сопротивление одних и пользуясь поддержкой других. Но те, кому они противостоят, равно как и те, с кем они, возможно, хотят объединиться, на деле нередко руководствуются определенными теориями. Без теории, которой присуща самооценка, радикалы не будут в состоянии понять, не говоря о том, чтобы изменить, ни врагов, ни друзей. Те радикалы, которые полагают, что могут отделить задачу разработки теории от задачи изменения общества, на самом деле действуют не без теории, а с помощью несформулированной теории, которую поэтому невозможно анализировать и корректировать. Если они не научатся сознательно использовать свою теорию, она начнет использовать их. Будучи не в состоянии ни управлять своими теориями, ни понимать их, радикалы, таким образом, на самом деле подчиняются одной из форм того самого отчуждения, которое они обычно отвергают. 29 Глубокое преобразование общества, к которому стремятся многие радикалы, не может быть произведено только политическими средствами, поскольку прежнее общественное устройство поддерживается не только благодаря силе и ее применению или благодаря практическим соображениям и предусмотрительности. Старое общественное устройство сохраняется также благодаря теориям и идеологиям, утверждающим свою власть над умами людей, которые в результате не просто предпочитают держать язык за зубами, но и подчиняются обществу без принуждения. Поэтому будет невозможно ни освободить людей от власти старого общества, ни построить новое гуманное общество, не приступая здесь и теперь к созданию целостной контркультуры, включающей новые социальные теории. Это невозможно сделать без критики социальных теорий. 29 Двойственное отношение к теории в некоторых кругах новых левых, одновременное осознание ее несоответствия и в то же время необходимости было четко выражено Дэниелом Кон-Бендитом, одним из лидеров французских студенческих волнений, начавшихся весной 1968 г. в Нантере: «Анархисты, — заметил он, — повлияли на меня в большей мере своими конкретными действиями, чем своими теориями... теоретики смешны». 29 Однако в то же время Кон-Бендит отмечал: «Существует разрыв между теорией и практикой... мы пытаемся эффективно развивать теорию» [1]. 30 Теория оказала воздействие на возникновение движения новых левых, какую бы позицию они ни занимали по отношению к ней, что очевидно между прочим и благодаря роли Франкфуртской школы критической социологии, в том числе Юргена Хабермаса, Теодора Адорно и Макса Хоркхаймера, которая, как говорят, явилась «столь же значимым событием, как любое уникальное событие» в политическом возрождении Немецкого социалистического студенческого союза (Sozialistischer Deutsche Studentenbund) в 1961-1965 гг. Международный отклик среди новых радикалов получила деятельность еще одного представителя этой школы, Герберта Маркузе, практическое значение которого было косвенно признано недавней советской критикой его теории. Однако даже здесь, в рамках критической школы социологии, продолжающийся конфликт между теорией и практикой проявился в полемике между Хабермасом и молодыми активистами осенью 1968 г., после их демонстраций во Франкфурте. 30 Ввиду недостатка времени и отсутствия стимулов для того, чтобы дать новую формулировку старым теориям или разработать собственные новые теории, потребность радикалов в теории зачастую удовлетворяется сегодня наспех проглоченным, вульгарным марксизмом. Однако даже это, вероятно, лучше, чем другая используемая сегодня альтернатива, а именно просто называть «марксизмом» собственные взгляды. Эта автохарактеристика возможно служит выражением солидарности с могущественной интеллектуальной традицией, но, поскольку нет подлинного ее усвоения, от этого нет никакого проку. На самом деле эта «магия наименования» может принести вред, потому что способна отвлечь критическое внимание от весьма отличной от марксизма теории, которой фактически придерживается индивид. Так, однажды я слышал пространное критическое выступление молодого радикала против современной социологии — в особенности против той разновидности функционализма, которую представляет творчество Толкотта Парсонса, — с позиции, которую он определял как марксизм, в то время как на самом деле он рассматривал ее с точки зрения другой, несколько отличной разновидности функционалистской теории. 30 В лучшем случае подобное использование марксизма американскими радикалами, даже тогда, когда оно представляет собой нечто большее, чем просто лозунги, является по существу регрессивным и примитивистским. Особенно верно это в отношении Соединенных Штатов, где, помимо очень небольшого числа экономистов и несколько большего числа способных историков, марксизм сам по себе вряд ли получил развитие, где его интеллектуальный калибр остается на жалком уровне 1930-х гг., когда он был приведен в упадок Сталиным, и где даже не приступили к освоению предшествующего вклада Георга Лукача и Антонио Грамши, не говоря уже о блестящих немецких, итальянских и французских 31 современниках. 31 Американские марксисты оказались среди наименее оригинальных и творческих представителей мирового марксизма. Обычно они только применяли, но практически никогда не углубляли марксистскую теорию. Если не придерживаться мнения, будто за последние тридцать лет академические социальные науки не сделали никакого существенного вклада в понимание современного общества, возврат к нереформированному марксизму представляет собой в лучшем случае акт отчаяния, в худшем — проявление безответственности и недобросовестности. 31 Однако сегодня у многих молодых радикалов нет никакого стремления возвращаться к ортодоксальному марксизму. В самом деле многие настроены глубоко критически по отношению к заложенной в нем, как они считают, предрасположенности к тоталитарной Realpolitik; для некоторых это становится еще одной причиной относиться к теории с подозрением и избегать ее.
|