Правосознание: понятие, структура, виды.
Правосознание - это отношение людей к праву, основанное на знаниях о праве и чувствах (субъективном восприятии правовых явлений). Структуру правосознания составляют: правовая идеология; правовая психология; индивидуальные знания о праве; личностные ценности индивида; субъективная воля индивида. Правовая идеология - отношение общества в целом к праву (доктрины, понятия, принципы, уровень развития юридической науки). Правовая идеология образует ту «среду», где формируется правосознание отдельной личности. Правовая психология - эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми права и правовых явлений (чувства, настроения, переживания). Индивидуальные знания о праве - уровень правовых знаний каждой отдельной личности, который влияет на восприятие права (например, данное восприятие различно у крестьянина, студента-юриста, врача, ученого-правоведа, неспециалиста, глубоко интересующегося правом). Личностные ценности индивида - та система убеждений, личный опыт, опираясь на которые, человек оценивает правовые явления. Субъективная воля индивида - способность человека на основании знаний, чувств принимать решение, которое будет определять правомерность или неправомерность его поведения.
В современной учебной литературе по предмету: «Теория государства и права» даются различные дефиниции понятия правосознания. Мы приведем определение правосознания профессора В.В.Лазарева: «Правосознание представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически - значимых ситуациях» (В.В. Лазарев. Общая теория права и государства. М, 2000- С. 243). Из дефиниции видно, что правосознание и право, неразрывно связаны. Как замечает профессор С.С. Алексеев, правосознание неизбежный спутник права. Это обусловлено тем, что право является социальным регулятором отношений людей, наделенных волей и сознанием и процесс создания права (правотворчество), а также процесс воплощения права в жизнь есть обычно осознанная, волевая деятельность людей. По словам В.В.Лазарева: «Правосознание существует до и после права и параллельно с ним и является, во-первых, его источником, отражающим объективные потребности развития общества, во-вторых, одним из обязательных механизмов (инструментов) реализации, воплощения в жизнь, в-третьих, средством оценки соответствия поведения (деятельности) нормам права.» (В.В. Лазарев. Общая теория права и государства М, 2000- С. 245). Мы можем видеть в этом утверждении то, что специфическая черта правосознания, как составная часть механизма правового регулирования, состоит в том, что роль правосознания не ограничена какой-либо одной стадией правового воздействия. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества и на стадии реализации права. Правосознание обычно не существует в «чистом виде», оно взаимосвязано с другими видами и формами осознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и т.п. Часто отношение к праву определяется политическими взглядами. Правосознание теснейшим образом сопряжено с философскими теориями, идеологическими воззрениями, религиозными доктринами. Жизнь человека ясно демонстрирует, что сознание, мысль, образ, волевое усилие действительно управляют поведением людей, инициируют и регулируют их действия, поступки во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и правовой. Правосознание (как индивидуальное, так и коллективное) – сложное структурное образование, которое традиционно разделяют на два элемента: научное правосознание (правовая идеология) и обыденное правосознание (правовая психология). Их также можно определить как рациональные и эмоциональные структурные элементы. «Правовая идеология – это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни». (В.Н. Хропанюк. Теория государства и права. – М, 1998. – С, 204) Роль главного и активного элемента в правосознании принадлежит правовой идеологии, как систематизированному, научно-обоснованному, теоретизированному отражению правовой действительности. Правовая идеология стремится выявить сущность, смысл природы права. Она служит своеобразным ориентиром, планом-программой действий, деятельности различных политических объединений, движений. Основу правовой идеологии должна составлять принятая, в данном обществе, система политических и правовых идей – государственно-правовая идеология. «Правовая психология – это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, законности, системе правовых учреждений, функционирующих в обществе.» (В.Н.Хропанюк. Теория государства и права. – М, 1998. – С, 204) Эмоции органически включены в структуру сознания и человек не может руководствоваться в сфере правового регулирования только рациональным мышлением. Зачастую правовые чувства и эмоции возникают ранее правовых идей, и поэтому правовая психология в правосознании имеет как бы первичный характер. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на характер и направленность правового поведения. Например, имеет юридическое значение состояние сильного душевного волнения при совершении преступления. Правовая психология – это наиболее несистемный, стихийный слой правового сознания, который выражается в отдельных реакциях человека на право; она является объективно-регуляторным явлением, включает в себя область без сознательного психического явления и процессы, обусловленные фактами действительности. Правовая психология участвует в формировании как правомерного, так и неправомерного поведения. По мнению некоторых авторов юридической литературы «от уровня идеологической подготовки личности зависит возможность контроля над ее чувствами и эмоциями, умение «властвовать собой». «Это свидетельство взаимосвязи и взаимообслуживания правовой идеологии и правовой психологии как структурных элементов правосознания»» (В.В. Лазарев. Общая теория права и государства. - М, 2000- С. 250). Существует мнение о том, что можно включить и такой структурный элемент – как правовая установка. Под правовой установкой понимается тенденция или предрасположенность личности определенным образом воспринимать и оценивать информацию, процессы и явления и готовность действовать по отношению к ним в соответствии с этой оценкой. В совокупности правовые установки формируются в системе ценностных ориентаций, основанных на системе убеждений. Доминирующие установки формируют жизненную позицию личности, определяют ее направленность.
Рассмотрим теперь функции правосознания, которые подразделяются на: 1) познавательную 2) оценочную 3) регулятивную
Познавательная функция – это определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности и выражается в понятии «правовая подготовка». Оценочная функция – вызывает определенные эмоциональные отношения личности к праву на основе опыта и практики. Эмоциональные отношения выражаются в том, как личность оценивает полученные знания в конкретной ситуации, или будущем. Ценным считается то, что служит интересам, целям деятельности, чему отдается предпочтение. Регулятивная функция – реализуется через систему мотивов, которые выступают регулятором поведения. Кратко охарактеризовав структуру и функции правосознания, рассмотрим его разновидности. Основаниями разделения правосознания на виды можно взять уровень осознания необходимости права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, которые позволят дать его как бы качественную характеристику. По данным критериям правосознание делится на три уровня: обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное. Обыденное правосознание складывается стихийно, под явлением конкретных условий жизни, личного жизненного опыта и правового образования основной массы членов общества. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, правовые воззрения здесь тесно переплетаются с нравственными представлениями. Теоретическое (научное) правосознание характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений, и формируется на базе широких и глубинных правовых обобщений, знаний закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительности. Как считают учебные источники именно научное правосознание должно быть непосредственным источником правотворчества, способствовать совершенствованию юридической практики. Профессиональное правосознание – это правовое сознание юристов, складывающееся в ходе специальной подготовки (допустим, при обучении в юридическом учебном заведении), а также в процессе ведения юридической практики. Сущность и особенность правового сознания юристов конкретизируются в содержании правовой идеологии и правовой психологии, в системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, представлений, установок, ценностных ориентаций и т.д. Правовая подготовленность для юристов имеет определяющее значение. Естественно, что она должна быть более высокой, чем у законопослушных граждан, отличаться глубиной, объемом знаний, принципов и норм права, а также – умением их применять. Юриста-профессионала должно отличать устойчивое положительное отношение к праву и практике его применения, что предполагает максимально высокую степень согласия с правовой нормой (с законодателем), понимание полезности, необходимости и справедливости ее применения, привычку соблюдать закон. Правосознание также можно разделить по субъектам (носителям) на индивидуальное и коллективное. В свою очередь, коллективное подразделяют на групповое, массовое и общественное. Под групповым правосознанием понимают правовые представления и чувства определенных социальных групп, классов, профессиональных сообществ. Иногда правосознание одной социальной группы может существенно отличаться от правосознания другой (например, в обществе с ярко выраженными классовыми противоречиями) Массовое правосознание характерно для нестабильных, временных объединений людей, таких, как митинги, демонстрации, бушующая толпа и т.д. Общественное правосознание обобщает правовые взгляды, идеи, традиции вырабатываемыми отдельными людьми (индивидами). Общественное правосознание характерно у больших групп людей, например, население страны, нации, народности, исторические эпохи. Общественное правосознание развивается через правосознание отдельных индивидов, однако, оно неизмеримо богаче, чем правосознание индивида, так как отражает правовую жизнь общества в целом. Индивидуальное правосознание, являясь чувством и представлением о праве конкретной личности, не может охватить всего многообразия правовых явлений различных периодов жизни общества, оно отражает лишь отдельные существенные черты. Правосознание конкретного человека складывается под влияний тех условий, в которых он живет и работает, а так как условия жизни индивидов различны, то это сказывается и на их правосознании. Отсюда правосознание одного человека может быть глубоким, содержать научную оценку правовых явлений, а другого – ограниченным, отстающим, от общего уровня, общественного правосознания. Правосознание тесно связано с правовой культурой, является основой для последней.
|