МИНЫ И КОНТРМИНЫ
После того, как люди придумали порох, ожесточилась подземно-минная война. В 1552 году царь Иван Грозный осадил город Казань. Русские войска овладели речкой Казан-кой, отрезав татар от воды. От перебежчика царь узнал, что татары ходят за водой в подземелье к «тайнику» — подземному ключу. Ключ протекал за городскими стенами. Велено было тот ключ перекопать, чтобы воду в сторону отвести. Но снаружи подступиться к ключу не было возможности — тучами стрел засыпали татары землекопов. Были у царя Ивана искусные минеры: воевода Василий Серебряный и Алексей Адашев. Помогал им англичанин Бутлер, по прозванию Розмысл. Они вызвались подкопаться под тайник. Тридцать саженей прошел под землей Василий Серебряный с учениками. На десятый день кончил рыть и прислушался. Были слышны шаги татар, ходивших с кувшинами над галереей. В конец галереи русские минеры заложили одиннадцать бочек с порохом — без малого тонну. Это было много больше, чем нужно, но минеры пороху не пожалели. Взрыв превзошел все ожидания. Он не только засыпал родник, но и выломал часть городской стены. Но татары не дали прорваться в город. Они отбили атаку, заделали пробой, начали рыть в городе колодцы. Тогда царь приказал начать генеральный подкоп — сразу в двух местах. Одну большую галерею, почти в двести метров длиной, повели под крепостную башню. Другую, на пятнадцатиметровой глубине под крепостным рвом, наполненным водой, повели к городским воротам. Через тридцать девять дней обе галереи главного подкопа были готовы. В них заложили по четыре тонны пороху. Чтобы не причинить беды своим, русские незаметно оттянули свои войска подальше от городских стен. 2 октября 1552 года, едва взошло солнце, грянул первый взрыв, разрушивший башню. Кинулись татары прикрывать брешь. Тут прогремел второй взрыв, сокрушивший ворота. Русские с двух сторон хлынули в город. К полудню все было кончено. Казань была взята. Подземные мины, или, иначе, минные галереи, стали грозою крепостей. Бывало, обложат крепость круговой осадой и сейчас же начинают рыть мину. Роют и посмеиваются: «Сидите, отсиживайтесь, голубчики, все равно до вас доберемся». В крепости нервничают. Знают, что роют, видят, откуда идет подкоп, чувствуют, все ближе подползает к стенам подземная беда, а поделать ничего не могут. Не остановить подземного врага ни пулей, ни картечью. Глубоко под землей идут враги в незримую и грозную атаку. Не стерпел однажды комендант осажденной крепости, собрал своих офицеров и говорит: — Мы здесь все пропадем, если будем сидеть сложа руки. Надо под землей перехватить врага и не допустить его к стенам. Надо рыть встречный ход! Вырыли встречную галерею шагов в пятьдесят длиной. Прополз комендант на четвереньках в самый конец и прислушался. «Тук-тук-тук!» — едва слышно доносились глухие подземные удары. Это противник кирками и лопатами прокладывал путь к крепостным стенам. Комендант приказал тащить мешки с порохом. Ими набили конец галереи. «Тук-тук-тук!» — все явственней раздавались зловещие удары. Прошел день. «Тук-тук-тук!» — грохотало за земляной стеной; с шорохом сыпалась порода. И тогда комендант ринулся прочь из коридора. Грянул взрыв. Рухнули земляные своды, завалив неприятельских землекопов. Рассвирепели враги. Кинулись восстанавливать галерею. Но и в крепости не зевали: быстро продолжили встречный ход. Снова притащили порох. Снова взрыв! И пришлось отступить врагам. Нашла коса на камень. Отбили подземную атаку. С тех пор поняли, что встречные ходы, а иначе — контрминные галереи — это такая же важная часть крепости, как стены и башни. Их стали строить заранее, вместе со стенами и башнями, И в московском Китай-городе были такие галереи. В старой Руси их называли «слухи». Стоит крепость в поле, а под землей в глубину и по сторонам расходятся контрминные галереи, словно корни могучего пня. Заложены в них многопудовые заряды. Сидят в них испытанные слухачи. Хороший слухач шагов за пятьдесят услышит работу неосторожного врага. Еще напряженнее стали подземные бои. Теперь осаждающий заранее знал, что наткнется на контрминную галерею. Первой задачей стало — неслышно, тайком подкопаться к контрминным галереям и сокрушительным взрывом засыпать подземную оборону. Но и в крепости уже кипит работа. Проворно углубляют контрминные галереи, чтоб вновь неожиданно, на полдороге перехватить врага. Роют друг другу навстречу и вслушиваются: кто кого опередит? Глухо колотятся сердца. Здесь тот осилит, чьи нервы крепче. Рано взорвешь — плохо, заряд истратишь даром. А упустишь момент — тут тебе смерть. Атакующий стремится побольше заряд заложить, чтобы прорвался взрыв наружу — получилась на поверхности земли воронка. Воронка — тот же окоп. Выгодно иметь свой окоп поближе к крепости. А защитники — наоборот. Для тех воронка — неприятность. Не годится рыть окопы для противника. Вот и стремятся защитники так соразмерить заряды в контрминах, чтобы грянул взрыв под спудом, чтобы вспучилась земля под напором взрывных газов, а наружу взрыв не прорвался. Такой подспудный взрыв называется камуфлет. На весь мир прославились своими контрминными галереями защитники Севастополя в знаменитую севастопольскую страду — 1854–1855 годов. Руководил подземной обороной Севастополя инженер Мельников. До начала войны контрминных галерей в Севастопольской крепости вообще не имелось. За семь месяцев минной войны саперы-севастопольцы прошли под землей в общей сложности семь километров. В это время противник не успел пройти и полутора. Временами нельзя было понять, кто же, собственно, наступает. Русские контрмины не только задерживали продвижение врага, но отодвигали его постоянно назад, словно контрмины обороны — это и были наступательные мины атаки. Такой энергичной, такой зубастой была эта оборона, что, казалось, саперы Мельникова гонятся под землей по пятам за отступающим в страхе противником. Это беспримерный случай в истории подземной войны.
|